НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шахтинского городского суда (Ростовская область) от 02.09.2021 № 2А-2548/21

Дело №2а-2548/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2021 г. г.Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС №12 по Ростовской области к Чернятьеву В. М., ИНН , заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование иска указывается, что административному ответчику на праве собственности принадлежат 3 объекта недвижимого имущества, в том числе и нежилое помещение, площадью 503 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: 346500, <адрес>, за которое не уплачивается налог на имущество физических лиц.

Административный истец указывает в иске, что Чернятьевым В.М. не уплачен налог на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 г.г. на объекты недвижимого имущества в общем размере 171 887 руб., в том числе и на нежилое помещение, площадью 503 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: 346500, <адрес> в размере 56 955 руб.

Должнику направлялись налоговые уведомления, которые остались неисполненными.

Истец обращался в мировой суд, который 29.03.2021 вынес судебный приказ №2а-2-401/21о взыскании недоимки. Определением мирового судьи от 05.04.2021 по заявлению Чернятьева В.М. судебный приказ был отменен.

Далее в иске административный истец ссылается на нормы налогового законодательства, просит суд взыскать с ответчика задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 г.г. по сроку уплаты 01.12.2020г. в сумме 55 413 руб., пени – 125,60 руб., а всего взыскать 55 538,60 руб. (л.д.3-4).

Определением суда от 06.07.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (л.д.52-54).

Представитель административного истца, надлежащим образом извещенная судом о месте и времени судебного разбирательства под личную роспись (л.д.118) в суд не явилась, причины неявки суду не известны.

В судебном заседании представитель Чернятьева В.М. – Сапожков В.И., действующий на основании доверенности от 28.05.2021г. (л.д.24) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.27) просил суд отказать в удовлетворении иска по основаниям аналогичным указанным в письменных возражениях на иск (л.д.28-28). Пояснил, что действительно его доверитель ранее в 2000 году являлся собственником двух частей объекта недвижимости (232,4 кв.м. и 270,8 кв.м.) расположенного по адресу <адрес>. Однако, указанные объекты недвижимости он продал еще в 2002 году. Из материалов дела следует, что 28.01.2002 регистрационная запись о праве собственности его доверителя на данные объекты недвижимости прекращена. Таким образом, его доверитель уже более 19 лет не является титульным владельцем указанных объектов недвижимости. С указанного времени данные объекты неоднократно меняли собственников. Чернятьев В.М. не может и не должен нести ответственность за неуплату налога на имущество ему не принадлежащее в 2002 года.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие, по усмотрению суда (л.д.78-85).

Суд полагает необходимым во избежании затягивания рассмотрения иска по существу, рассмотреть дело в отношении неявившихся представителя административного истца и заинтересованного лица в порядке, предусмотренном ст. 150 КАС РФ.

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. В соответствии со статьей 399 НК РФ данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Как следует из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 поименованного кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ).

Статьей 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.

В пункте 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.12.91 №2003-1 (ранее действовавшего до вступления в силу НК РФ) "О налогах на имущество физических лиц" указывалось, что "плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения". В статье 2 Закона подчеркивалось, что "объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения". Закон "О налогах на имущество физических лиц" связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности. Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество возникают у физического лица с момента государственной регистрации этого имущества (ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Чернятьев В.М. действительно владел ранее нежилым помещением, расположенным по адресу: 346500, <адрес>. По договору купли-продажи муниципального имущества от 29.12.2000 он приобрел часть встроенного помещения (лит.Б), площадью 232,4 кв.м. (л.д.90-91); затем по договору купли-продажи муниципального имущества от 05.01.2001 приобрел также часть встроенного помещения площадью 270,8 кв.м. (л.д.88-89), т.е. всего площадью 503,2 кв.м. В последствии он продал 15.01.2002 по договору купли-продажи недвижимости часть помещения лит.Б покупателю ООО «Урожай 99» (л.д.30-32), вторую часть лит.Б продал 28.01.2002 покупателю ООО «Здоровье» (л.д.33-35). Впоследствии данные объекты неоднократно меняли собственников.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в настоящее время согласно выписки из ЕГРН собственником нежилого помещения площадью 294,8 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: 346500, <адрес> с 01.08.2014г. является ФИО4 (л.д.42-45), а собственником нежилого помещения площадью 259,2 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: 346500, <адрес> с 16.06.2014г. является Понамаренко Е.С., кроме того с 02.12.2015 по 02.12.2025 зарегистрирована аренда указанного недвижимого имущества с АО «Тандер» (л.д.46-49).

Кроме того, из материалов дела следует, что 28.01.2002 регистрационная запись о праве собственности Чернятьева В.М. на данные объекты недвижимости прекращена, что подтверждается мастичными оттисками печати Регистрационного округа №61 филиал №59 о прекращении регистрационной записи на приложениях к договорам купли-продажи (л.д.89,91).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилой дом, жилое помещение (квартира, комната) (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 401).

Поскольку Чернятьев В.М. с 28.01.2002 года не является собственником нежилого помещения расположенного по адресу: 346500, <адрес> он в смысле ст. 400 НК РФ не может быть признан налогоплательщиком налога на имущество физических лиц на указанное выше недвижимое имущество т.к. не обладает правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ с 28.01.2002 и не должен платить налог на имущество физических лиц, за имущество которого у него нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 292-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС №12 по Ростовской области к Чернятьеву В. М., ИНН , заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд, через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 10 сентября 2021г.

Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2021г.

Судья: (подпись)

Копия верна:

Судья: И.В. Семцив

Секретарь: Ю.О. Рыбникова