УИД 23RS0044-01-2022-007273-10
Дело № 2а-777/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 08 февраля 2023 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего | Вихора П.Н., |
при секретаре судебного заседания | ФИО1, |
с участием представителя административного истца | ФИО2, |
административного ответчика | ФИО3, |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС России по Северскому району Краснодарского края к ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Заместитель начальника ИФНС России по Северскому району ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором просит взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 2 584 рублей, пени в размере 38,04 рублей, указав, что основанием для выставления требований об уплате недоимки и пени по земельному налогу послужило неисполнение налогоплательщиком обязанности по их уплате в установленный законом срок.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Северскому району ФИО2 административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что земельный налог исчислен налоговым органом за период с 2016 по 2019г.г. исходя из размера доли ФИО3 в праве собственности на земельный участок и наличия льготы по земельному налогу для пенсионеров с момента достижения ФИО3 пенсионного возраста.
Административный ответчик ФИО3 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что является получателем пенсии по старости, земледелием не занимается, в связи с чем оплачивать налоги не имеет финансовой возможности. Также указала, что при расчете суммы земельного налога налоговым органом не учтен предусмотренный законом вычет для пенсионеров.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, иизучив материалы дела, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных суммв счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.ст. 389-394 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Как установлено в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах дела, ФИО3 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок площадью 5 000 кв.м, с кадастровым номером № (условным номером №), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 525 300 рублей.
В силу ст. 392 НК РФ, налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Налоговый орган произвел расчет подлежащего уплате ФИО3, земельного налога за 2016-2019г.г. из расчета 1/2 доли в праве собственности и направил в адрес налогоплательщика налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму земельного налога в установленный законом срок.
В связи с тем, что налогоплательщик задолженность не уплатила, в адрес ответчика были направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по земельному налогу со сроком на добровольное исполнение до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком на добровольное исполнение до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком на добровольное исполнение до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком на добровольное исполнение до ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст. 75 НК РФ, в связи с тем, что ФИО3 в установленные сроки недоимку по земельному налогу не уплатила, на сумму недоимки начислены пени.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 197 Северского района Краснодарского края с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с ФИО3 недоимки и пени по земельному налогу на общую сумму 2 622,04 рублей, приложив в обоснования заявления требования №, №, №, №.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 197 Северского района Краснодарского края вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 задолженности по земельному налогу и пени в сумме 2 622,04 рублей, однако, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с иском в суд.
Возражая против административных исковых требований, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указала, что до ДД.ММ.ГГГГ не имела источника доходов, так как трудоустроена не была, после указанной даты является пенсионером, размер пенсии составляет 5 334,19 рублей. Также указала о том, что при расчете земельного налога налоговым органом не учтена льгота для пенсионеров, налоговый вычет не применен.
Меры социальной поддержки по предоставлению налоговых льгот по уплате земельного налога лица, являющимся получателями страховых пенсий, осуществляются на основании п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Исходя из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, при расчете суммы земельного налога за налоговый период 2019 год ФИО3 предусмотрен вычет по земельному налогу в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ: при расчете земельного налога налоговая база уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка, находящегося в собственности ФИО3
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ).
Учитывая изложенное, решение вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога находится в компетенции представительного органа муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки.
Однако, Решением Совета Львовского сельского поселения Северского района № 130 от 25.11.2011 года «О земельном налоге», дополнительное снижение налоговой нагрузки по земельному налогу или предоставление налоговых льгот пенсионерам не предусмотрен (в перечне льготников нет пенсионеров).
Таким образом, доводы административного ответчика о наличии у нее льготы по земельному налогу, не учтенной налоговым органом, суд отклоняет. Доводы ответчика о тяжелом материальном положении также не являются основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате недоимки и пени по земельному налогу и, следовательно, не могут быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
Процедура принудительного взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2016-2019г.г. год начата до внесения изменений в абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку общая сумма налогов, заявленная ко взысканию, не превысила 3 000 рублей, срок исполнения самого раннего требования об уплате налога был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган имел право в рассматриваемом случае обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев с даты истечения трехлетнего срока, установленного в самом раннем требовании об уплате налога (до ДД.ММ.ГГГГ). С заявлением судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ. После отмены ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа, исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, налоговым органом срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ соблюден, исковое заявление направлено в суд в течение шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа.
Поскольку административным ответчиком суду не представлены доказательства в опровержение доводов административного истца, равно как и сведений об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, а доводы, изложенные в административном исковом заявление нашли свое подтверждение, суд приходит к выводу, что заявленные требования ИФНС России по Северскому району подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу требований ст. 111, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 и ст. 333.36 НК РФ, с административного ответчика ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования Северский район в размере 400 рубля, от уплаты которой административный истец освобожден законом при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ИФНС России по Северскому району Краснодарского края к ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Северскому району Краснодарского края недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 2 584 рублей, пени в размере 38 рублей 04 копеек, а всего подлежит взысканию 2 622 рубля 04 копейки.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Северский район в размере 400 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий П.Н. Вихор