Дело № 2а-87/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 января 2020 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Галановой Л.В.
при помощнике судьи Мельничук А.А.
с участием представителя административного истца ФИО1
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области к ФИО2 о взыскании задолженности на доходы физических лиц, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, Инспекция) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к ФИО2, в котором просит взыскать с административного ответчика в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 10061 руб. 58 коп., в том числе задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016, 2017 годы в размере 10044 руб., пени с 04.12.2018 по 10.12.2018 в размере 17 руб. 58 коп.
В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО2 состоит на налоговом учете в Инспекции ИНН **. Административный ответчик является должником ООО «Форвард» по кредитному договору № ** от 18.07.2013, заключенному с ПАО Сбербанк, права требования по которому перешли к ООО «Форвард» в соответствии с договором уступки прав требования № ** от 24.11.2015. С 01.04.2016 кредитор в одностороннем порядке уменьшил процентную ставку за пользование кредитом, размер процентной ставки за пользование кредитом составляет 0,001 % годовых. В связи с уменьшением процентной ставки у ответчика в соответствии со ст. 212 НК РФ возник доход, полученный в виде материальной выгоды, о чем ФИО2 был уведомлен. ФИО2 исчислен налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 10044 руб. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 15.07.2018 № ** с извещением на уплату налога, направлено требование от 10.12.2018 № ** об уплате налога и пени, которое оставлено без исполнения. Инспекцией начислена пеня из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 17 руб. 58 коп. По заявлению Инспекции мировым судьей вынесен приказ от 22.04.2019 в отношении ФИО2, который отменен определением мирового судьи от 13.05.2019.
Представитель административного истца ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области ФИО1, действующая на основании доверенности от 09.01.2020 № ** действительной до 31.12.2020, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в адрес налогового органа поступили сведения о невозможности взыскании суммы налогов в отношении ФИО2, в связи с чем налоговым органом сформировано извещение и направлено соответствующее требование, которое не было исполнено. Данная задолженность подтверждается документами, представленными ООО «Форвард». Есть пояснительная записка, в которой указано, что договор был заключен с ПАО Сбербанк, в дальнейшем права требования перешли к ООО «Форвард», в связи с чем, была уменьшена процентная ставка и ответчиком получен доход в виде материальной выгоды. Ответчику направлено уведомление об изменениях условий кредитного договора, ООО «Форвард» в соответствии со ст. 226 НК РФ направил извещение о невозможности удержания, в связи с тем, что ставка снижена. Инспекция взыскивает налог 35% в соответствии со ст. 35 НК РФ. В договоре указано право переуступки без согласия должника. ФИО2 изменена ставка, однако права его не нарушаются. Ответчику направлено уведомление от 01.04.2016 об изменении условий кредитного договора. Уменьшение процентной ставки допускается в соответствии с кредитным договором, также как и переуступка прав. Налоговым органом ответчику 10.12.2018 направлено требование, срок исполнения до 28.12.2018. Инспекцией подано заявление о выдаче судебного приказа, который был вынесен 22.04.2019, отменен 13.05.2019. 21.10.2019 предъявили иск в суд. Расчет за 2016-2017 годы сложился из представленной справки от ООО «Форвард», в ней были указаны конкретные суммы. Расчет взыскиваемого налога представляет сама организация в электронном виде. Сумма дохода за 2016 года по сведениям налогового агента составляет 13321 руб. 57 коп. Инспекция не занимаемся проверкой расчетов, не обладает такой компетенцией. Это то, что приходит от стороннего источника, Инспекция не можем взыскать ни меньше, ни больше. Кроме того, представила письменные пояснения, из которых следует, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Таким образом, если в течение календарного года налоговый агент не смог удержать НДФЛ, он сообщает физлицу и в налоговую инспекцию. Сообщение направляется в форме справки 2-НДФЛ с признаком 2 (если справку заполняет правопреемник - с признаком 4) (п. 2.7 Порядка заполнения справки 2-НДФЛ). Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Формирование сводных налоговых уведомлений производится на основании данных из справок о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ) (справок по форме 2-НДФЛ), представленных налоговыми агентами в налоговые органы. Перерасчет налога на доходы физических лиц осуществляется после представления налоговым агентом уточняющих (корректирующих либо аннулирующих) справок по форме 2-НДФЛ. Таким образом, в случае несогласия с информацией, содержащейся в налоговом уведомлении об уплате налога, ответчик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту, а именно в ООО «Форвард», о представлении в налоговый орган по месту своего учета уточняющей (аннулирующей) справки по форме 2-НДФЛ. ООО «Форвард» ИНН <***> в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации представило в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области сведения о доходах физических лиц по форме 2 - НДФЛ за 2016, 2017 годы. В связи с чем, налоговым органом сформировано и направлено налоговое уведомление об уплате налога, которое не было исполнено. Направлено требование от 10.12.2018 № ** об уплате налога, пени, которое также не было исполнено. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, если иное не предусмотрено указанным подпунктом. При этом с 1 января 2018 года материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий: соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях; такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги). Особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении доходов в виде материальной выгоды, предусмотренной статьей 212 Кодекса, применяются, начиная с налогового периода 2018 года вне зависимости от даты заключения договора займа (кредита), то есть, в том числе, по договорам займа (кредита), заключенным до 01.01.2018.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал. Представил письменные пояснения, в которых он полагает, что действия ООО «Форвард» направлены на причинение вреда гражданину РФ, а не на исполнение закона. В основу исковых требований административного истца положены недостоверные сведения, заведомо ложные сведения, предоставленные в ИФНС неким ООО «Форвард», с которым никаких отношений у гражданина РФ ФИО2 нет, умышленное искажение или неверное толкование налогового кодекса РФ (ст. 212 НК) с целью введения в заблуждение должностных лиц фискального органа, недостаточная грамотность специалистов административного истца и неправильное толкование и применение норм права. ООО «Форвард» каким-то образом завладело информацией о персональных данных гражданина РФ ФИО2, получило с нарушением закона сведения коммерческого характера о заключенном с ПАО Сбербанк кредитном договоре № ** от 18.07.2013. Согласно пояснительной записке ООО «Форвард» произошла якобы переуступка ПАО Сбербанк долга по просроченному кредитному договору, заключенному с ФИО2 Считает, что имеет место мошенничество. Не согласен с исковым заявлением с основаниями и обоснованием иска и с расчетом размера исковых требований. Считает, что у административного ответчика ФИО2 не возникает дохода в виде материальной выгоды по кредитному договору № ** от 18.07.2013. Считает, что административным истцом пропущен срок исковой давности. Административным истцом не представлен расчет исковых требований. Административным истцом не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования: доказательства возникновения дохода физического лица, полученного в виде материальной выгоды. Административным истцом допущены нарушения действующего законодательства. Административный ответчик ФИО2 не состоял и не состоит в трудовых отношениях с ООО «Форвард», не оказывал услуг и не выполнял работ по гражданско-правовым договорам, то есть между ООО «Форвард» и ФИО2 отсутствуют какие-либо встречные обязательства. Поскольку административный ответчик ФИО2 и ООО «Форвард» не являются взаимозависимыми лицами, материальной помощи от ООО «Форвард» ФИО2 не получал, встречное исполнение обязательства ООО «Форвард» перед ФИО2 отсутствует, то условия экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, указанными в ст. 212 НК РФ, не соблюдаются. Следовательно, дохода в виде материальной выгоды у административного ответчика не возникает. Таким образом, ООО «Форвард» (ИНН <***>) в справках по форме 2-НДФЛ за 2016 г. и 2017 г. неправомерно указан код дохода 2610. Данная норма неправильно истолкована административным истцом, что привело к необоснованной подаче иска. Полагает, что 24.11.2015 договор № ** между ООО «Форвард» (ИНН <***>) и ПАО Сбербанк был заключен с существенным нарушением требований Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Считает, что договор № ** реально не заключался. Сделка между ООО «Форвард» и ПАО Сбербанк ничтожная или мнимая. Может быть, притворная. ООО «Форвард» (ИНН. <***>) не имел права изменять и не мог изменить фактически процентную ставку по кредитному договору, поскольку 24.11.2015 кредитный договор № ** от 18.07.2013 уже был прекращен – 08.05.2015 мировым судьей судебного участка № 1 Советского судебного района г. Томска по делу № ** с ФИО2 в пользу ПАО Сбербанк взыскана задолженность в размере 303 209 руб. 90 коп., включая сумму основного долга и процентов, а 15.07.2015 ПАО Сбербанк в свою пользу уже самостоятельно взыскивал через судебных приставов задолженность, установленную судебным приказом по исполнительному производству № **. Таким образом, ООО «Форвард» (ИНН <***>) незаконно предоставило сведения о возникновении дохода у заемщика, административного ответчика ФИО2, намеренно вводя в заблуждение должностных лиц ИФНС. Возможно, имеет место мошенничество. Имеет место нарушение федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Замена взыскателя по кредитному договору с физическим лицом производится только с согласия заемщика, с предварительного уведомления и прочее. Основным видом деятельности ООО «Форвард» согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 16.12.2019 является «деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации». Согласно свидетельству от 17.02.2017 основной вид деятельности - возврат просроченной задолженности. Таким образом, на момент заключения 24.11.2015 с ПАО Сбербанк договора № ** уступки прав (требований) ООО «Форвард» не имело соответствующих прав. Юридический адрес ООО «Форвард» в Выписке из ЕГРЮЛ № ** от 16.12.2019 г. и Свидетельстве № ** от 17.02.2017 разный. Административный ответчик ФИО2 не давал согласия ПАО Сбербанк на переуступку долга по просроченному кредитному договору ООО «Форвард», ПАО Сбербанк не уведомлял ФИО2 о переуступке долга. Доказательства в материалах дела отсутствуют. Сделка между ООО «Форвард» и ПАО Сбербанк о переуступке долга носит сомнительный характер. Договор является незаконным или ничтожным. Считает, что при изменении процентной ставки по кредитному договору ООО «Форвард» должно было не только уведомить заемщика, но и внести изменения в договор, а также предоставить новый график платежей, произвести перерасчет полной стоимости потребительского кредита и другое.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подп. 1, 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с подп. 6, 10 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации, в числе прочего относятся: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации; иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как установлено п. 2 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 № 368-ФЗ) исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога.
На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ** утверждена форма сведений о доходах физического лица, порядок заполнения и формата ее представления в электронной форме.
Согласно подп. 1.1. п. 1, п. 2 приказа ФНС России от 30.10.2015 № ** сообщение о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации представляется по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица» согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
В соответствии с порядком заполнения формы сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ) в заголовке в поле «Признак» проставляется цифра 2 - если Справка представляется в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Пунктом 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Согласно п. 6 ст. 228 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 254-ФЗ) налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
В соответствии с п. 7 ст. 228 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 254-ФЗ) в отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (за исключением материальной выгоды, указанной в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта), признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:
соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
В судебном заседании установлено, что ФИО2 состоит на налоговом учете в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области (ИНН **).
ФИО2 является должником общества с ограниченной ответственностью (далее ООО «Форвард») по кредитному договору № ** от 18.07.2013, заключенному с публичным акционерным обществом «Сбербанк России» (далее ПАО Сбербанк), права требования по которому перешли к ООО «Форвард» на основании договора уступки прав требования, что подтверждается кредитным договором № ** от 18.07.2013, договором уступки прав (требований) № ** от 24.11.2015, актом приема-передачи прав (требований) от 26.11.2015.
Как следует из пояснительной записки ООО «Форвард». С 01.04.2016 кредитор в одностороннем порядке уменьшил процентную ставку за пользование кредитом, размер процентной ставки за пользование кредитом составляет 0,001 % годовых.
ООО «Форвард» должнику ФИО2 направлено уведомление от 01.04.2016 об изменении условий кредитного договора, в котором, в числе прочего указано, что в соответствии со ст. 212 НК РФ в связи с уменьшением процентной ставки у ФИО2 возникает доход, полученный в виде материальной выгоды.
Доводы административного ответчика о том, что у него не возникал дохода в виде материальной выгоды и административным истцом не представлены документы, подтверждающие обстоятельства ее возникновения, являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании норм права и опровергаются материалами дела.
Так, из материалов дела следует, что в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ ООО «Форвард» представило в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ - Справки о доходах физического лица за 2016 год № ** от 22.02.2017, за 2017 год № ** от 21.02.2018. В заголовке указано «с признаком 2».
Из представленных справок следует, что сумма дохода, с которого не удержан налог, за 2016 год составляет 13321 руб. 57 коп., за 2017 год – 15372 руб. 90 коп. Сумма неудержанного налога за 2016 год составляет 4663 руб., за 2017 год 5381 руб.
На основании представленных справок о доходах физического лица налоговым органом сформировано и направлено в адрес ФИО2 налоговое уведомление № ** от 15.07.2018 об уплате налога, в том числе налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, в размере 10044 руб. в срок не позднее 03.12.2018.
Из представленного административным истцом расчета следует, что налог исчислен на основании справок о доходах физического лица, представленных налоговым агентом, с применением в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ налоговой ставки 35 %.
Довод административного ответчика о том, что административным истцом не представлен расчет суммы налога является необоснованным, так как расчет суммы взыскиваемого налога административным истцом представлен. Кроме того, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 226 НК РФ исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата суммы налога на доходы, полученные налогоплательщиком в результате отношений с налоговым агентом, является обязанностью последнего.
Доводы административного ответчика о том, что договор уступки № ** от 24.11.2015 между ООО «Форвард» и ПАО Сбербанк не был реально заключен, является ничтожной, мнимой, притворной сделкой, суд не принимает во внимание, так как вопрос о недействительности или ничтожности указанной сделки не является предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела. Сведения о том, что данная сделка признана судом недействительной, в материалы дела административным ответчикам не представлены.
Административный ответчик ссылается на то, что ООО «Форвард» не имело права изменять процентную ставку по кредитному договору и заключать с ПАО Сбербанк договор уступки прав (требований), замена взыскателя по кредитному договору с физическим лицом производится только с согласия заемщика, с предварительного уведомления. Считает, что ООО «Форвард» незаконно предоставило сведения о возникновении дохода у заемщика, административного ответчика ФИО2
Также административный ответчик ссылается на то, что ООО «Форвард» не могло изменить процентную ставку по кредиту, так как ПАО Сбербанк с него уже взыскана задолженность по кредитному договору. В подтверждение данного довода административным ответчиком представлено постановление судебного пристава-исполнителя от 15.06.2015 о возбуждении исполнительного производства № ** в отношении ФИО2 о взыскании задолженности по кредитным платежам в размере 303209 руб. 90 коп. в пользу ОАО «Сбербанк России».
Анализируя изложенные доводы административного ответчика, суд отмечает, что условиями кредитного договора № ** от 18.07.2013 предусмотрено право кредитора в одностороннем порядке производить снижение процентной ставки по договору, полностью или частично переуступить свои права по договору другому лицу, имеющему лицензию на право осуществления банковских операций.
Сведения о возникновении у административного ответчика дохода, представленные ООО «Форвард» в виде справок 2-НДФЛ, отражают результат действий ООО «Форвард» по одностороннему изменению процентной ставки по кредиту.
В то же время сами действия ООО «Форвард» по одностороннему изменению процентной ставки договора кредита, вопросы наличия либо отсутствия между сторонами договорных отношений, предметом данного спора и проверки суда не являются.
В связи с тем, что ФИО2 обязанность плательщика НДФЛ не исполнена, инспекцией в соответствии со ст. ст. 11.2, 69, 70 НК РФ направлено требование № ** от 10.12.2018 сроком исполнения до 28.12.2018 об уплате налога, пени, штрафа, что подтверждается списком заказных отправлений от 17.12.2018, которое также не исполнено.
Каких-либо доказательств, подтверждающих то, что административный ответчик исполнил требование налогового органа, уплатил указанную сумму налога, суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно п. 3 и 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании ст. 75 НК РФ налоговым органом должнику начислены пени за несвоевременную уплату НДФЛ за период с 04.12.2018 по 10.12.2018 в размере 17 руб. 58 коп.
Довод административного ответчика о том, что не представлен расчет пени, суд считает необоснованным, так как указанный расчет содержится в административном исковом заявлении.
Проверив расчет пени, представленный административным истцом, суд считает возможным согласиться с ним.
Возражая против удовлетворения административных исковых требований, административный ответчик ссылается, на то, что налоговым органом пропущен срок предъявления административного иска.
Суд, выясняя, соблюден ли административным истцом срок обращения в суд, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Аналогичное правило закреплено ч. 2 ст. 286 КАС РФ, в соответствии с которой Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Северского судебного района Томской области от 13.05.2019 отменен судебный приказ от 22.04.2019 о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, пени.
Административное исковое заявление подано в суд 21.10.2019, т.е. в пределах срока, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имеет место уклонение административного ответчика от погашения задолженности, суд находит требования административного истца о взыскании с ФИО2 в бюджет соответствующего уровня задолженности в размере 10061 руб. 58 коп., в том числе задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016, 2017 годы в размере 10044 руб., пени за период с 04.12.2018 по 10.12.2018 в размере 17 руб. 58 коп., законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Поскольку административный истец при подаче административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 402 руб. 46 коп., размер которой исчислен в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, зарегистрированного по [адрес], в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 10061 руб. 58 коп., в том числе задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016, 2017 годы в размере 10044 руб., пени с 04.12.2018 по 10.12.2018 в размере 17 руб. 58 коп.
Взыскать с ФИО2, зарегистрированного по [адрес], в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 402 руб. 46 коп.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Л.В. Галанова
УИД: 70RS0009-01-2019-003346-07