НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северского городского суда (Томская область) от 11.01.2022 № 2-1168/2021

Дело № 2-26/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года Северский городской суд Томской области в составе
председательствующего судьи Кокаревич И.Н.

при секретаре Масликовой А.Л.,

помощник судьи Лавриненко А.П.,

с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора ЗАТО г. Северск Томской области Карасевой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г. Северске Томской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Северск Томской области в защиту интересов Пантус Е.А. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» о признании права на получение компенсации за присмотр и уход за ребенком, возложении обязанности назначить и выплатить компенсацию за присмотр и уход за ребенком, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

прокурор ЗАТО г. Северск Томской области обратился в суд с иском в интересах Пантус Е.А. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» (далее - ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск»), в котором с учетом уточнения исковых требований просит признать за Пантус Е.А. право на получение компенсации, предусмотренной частью 1 статьи 20 Закона Томской области «Об образовании в Томской области», в период с 01.08.2018 по 21.08.2020 за присмотр и уход за ребенком, посещавшим образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования; обязать ответчика назначить и выплатить Пантус Е.А. компенсацию, предусмотренную частью 1 статьи 20 Закон Томской области «Об образовании в Томской области», за период с 01.08.2018 по 21.08.2020 за присмотр и уход за ребенком, посещавшим образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования (далее - компенсация); взыскать с ответчика в пользу Пантус Е.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой ЗАТО г. Северск Томской области на основании обращения Пантус Е.А. проведена проверка по вопросу невыплаты компенсации родителям (законным представителям) за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования. В ходе надзорных мероприятий установлено, что Пантус Е.А. 08.02.2021 обратилась в ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» с заявлением о выплате компенсации на К., **.**.**** года рождения, приложив запрашиваемые документы, подтверждающие право на получение указанной компенсации. 11.02.2021 ответчиком принято решение об отказе в назначении компенсации, в связи с тем, что заявитель не является малоимущей, так как среднедушевой доход на дату обращения превысил величину прожиточного минимума на душу населения в Томской области. Вместе с тем, исходя из сведений (документов), представленных Пантус Е.А., и смысла пункта 10 Порядка обращения за компенсацией, заявитель до момента вступления в брак, то есть с августа 2018 года по август 2020 года относилась к категории малоимущих, воспитывала несовершеннолетнюю дочь, которая в указанный период посещала дошкольное образовательное учреждение, а Пантус Е.А. вносила плату за посещение ребенком МБДОУ «Детский сад № 44», соответственно, имела право на получение компенсации. Согласно неоднократно высказанной позиции высшего судебного органа по гражданским делам назначение выплаты указанной компенсации за весь период внесения родительской платы, по которой выплачивается компенсация в соответствии с федеральным законодательством, обусловлено нормами федерального закона и не может быть ограничено во времени подзаконным актом, назначение которого состоит в правовом регулировании иных вопросов. Федеральный законодатель связывает выплату компенсации части родительской платы с фактом внесения самой родительской платы и наличием права на компенсацию, а не с моментом подачи заявления родителями, внесшими плату. Сам по себе заявительный порядок обращения за компенсацией не может служить основанием к ограничению права по моменту его возникновения. Указанный вывод также следует из буквального толкования пунктов 2 и 10 Правил, спорная выплата носит компенсационный характер, то есть выплачивается в связи с уже понесенными расходами, которые в силу прямого указания федерального и регионального законов подлежат частичному возврату родителям (родителю). 26.03.2021 прокурором ЗАТО г. Северск директору ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании. Согласно ответу ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» о рассмотрении внесенного прокуратурой представления от 29.04.2021 № 783 в действиях сотрудников учреждения виновные действия отсутствуют, каких-либо нарушений закона в отношении Пантус Е.А. не допускалось.

Представитель процессуального истца - помощник прокурора ЗАТО г. Северск Томской области Карасева Н.Е. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнения исковых требований.

Материальный истец Пантус Е.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, доказательств уважительности причин неявки в суд не представила, не ходатайствовала об отложении судебного заседания, ранее исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, с учетом уточнения.

Представитель ответчика ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. Представил возражения на иск, в которых указал, что 08.02.2021 за компенсацией в ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» (уполномоченное учреждение) обратилась Пантус Е.А. На основании представленных документов был произведен расчет среднедушевого дохода семьи Пантус Е.А., в которой также учитывались супруг Пантус В.Е., дочь К. Расчет среднедушевого дохода семьи производился за последние три месяца, предшествующие месяцу обращения за назначением компенсации, то есть за ноябрь 2020 года - январь 2021 года. В расчет вошли следующие виды дохода: меры социальной поддержки, выплачиваемые на К., алименты на К., заработная плата П. Средний доход на члена семьи составил 24 833, 78 руб., что более чем в 2 раза превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Томской области (12 218 руб.). На дату обращения 08.02.2021 Пантус Е.А. отсутствовали документально подтвержденные основания для принятия решения о назначении компенсации. В связи с этим, при отсутствии права на компенсацию на дату обращения и принятия решения об отказе в назначении компенсации пункт 10 Порядка обращения за компенсацией не применяется. Решением ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» от 11.02.2021 № 45 Пантус Е.А. отказано в предоставлении компенсации в соответствии с подп. 1 п. 9 Порядка обращения за компенсацией в связи с тем, что семья не является малоимущей. Наличие права Пантус Е.А. на компенсацию за период с 2018 года по август 2020 года учреждением не определялось. Вопрос о том, являлась ли семья Пантус Е.А. малоимущей в период с 2018 года по август 2020 года, учреждением не рассматривался, какие-либо расчеты не производились. Каких-либо нарушений закона в отношении Пантус Е.А. допущено не было.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Томской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. Представил отзыв на иск, в котором считал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным основаниям, указанным ответчиком, дополнительно указал, что обращению с заявленными исковыми требованиями должно предшествовать оспаривание процессуальным истцом в судебном порядке Порядка обращения за компенсацией в части, противоречащей, по мнению истца, нормативным правовым актам большей юридической силы. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица Департамента социальной защиты населения Томской области.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя процессуального истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 27.06.2018) дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об образовании») нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В силу части 2 статьи 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании части 5 статьи 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Частью 1 статьи 20 Закона Томской области от 12.08.2013 № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области» (далее - Закон «Об образовании в Томской области») установлено, что семьям, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в Томской области, утвержденной в установленном порядке, в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, находящиеся на территории Томской области (далее в настоящей статье - образовательные организации), выплачивается компенсация за присмотр и уход за ребенком в указанных организациях.

Согласно части 4 вышеуказанной статьи право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в соответствующей образовательной организации.

Постановлением Администрации Томской области от 13.02.2007 № 25а утвержден Порядок обращения за компенсацией родителям (законным представителям) за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также за услуги индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, и ее выплат (далее - Порядок обращения).

В силу пункта 2 Порядка обращения право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей) ребенка (далее - заявитель) из малоимущей семьи, посещающего образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования на территории Томской области (далее - образовательная организация), а также пользующийся услугами индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании лицензии на образовательную деятельность (далее - индивидуальный предприниматель), внесший родительскую плату за присмотр и уход за ребенком, в период действия заключенного договора с образовательной организацией или индивидуальным предпринимателем.

Согласно пункту 4 Порядка обращения заявитель, обратившийся за компенсацией, предоставляет в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства или в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, согласие на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку обращения и соответствующие документы, предусмотренные настоящим пунктом.

В судебном заседании установлено, что Пантус Е.А. имеет ребенка К., **.**.**** года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от **.**.**** серии I-OM **.

На основании договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования от 24.08.2016 К. посещает МБДОУ «Детский сад **». Стоимость услуг МБДОУ «Детский сад **» по присмотру и уходу за воспитанником составляет 93 руб. за календарный день. Начисление родительской платы производится из расчета фактически оказанной услуги по присмотру и уходу, соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась услуга. Заказчик ежемесячно вносит родительскую плату за присмотр и уход за воспитанником в размере 93 руб. за календарный день в срок до 20 числа каждого текущего месяца по квитанции (пункты 3.1 - 3.3 договора).

Согласно справкам МБДОУ «Детский сад **» от 01.02.2021, от 02.02.2021 за посещение ребенка К. с января 2018 по январь 2021 года начислялась родительская плата за присмотр и уход за ребенком в указанной организации, которая вносилась Пантус Е.А.

08.02.2021 Пантус Е.А. обратилась в ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» с заявлением о выплате компенсации за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации на К., **.**.**** года рождения, приложив документы, подтверждающие право на получение указанной компенсации.

Решением ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» от 11.02.2021 № 870805006 Пантус Е.А. отказано в назначении указанной выше компенсации, в связи с тем, что семья не является малоимущей, так как среднедушевой доход на дату обращения превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Томской области.

17.02.2021 Пантус Е.А. обратилась в прокуратуру Томской области с заявлением, в котором просила проверить законность отказа ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» в предоставлении компенсации за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации на К., **.**.**** года рождения.

Согласно сообщению ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» от 23.03.2021 № 510 семья Пантус Е.А. не является малоимущей, так как среднедушевой доход на дату обращения (24 833, 78 руб.) превысил величину прожиточного минимума на душу населения в Томской области (12 218 руб.). По этой причине ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» 11.02.2021 было принято решение об отказе в назначении компенсации Пантус Е.А. Уведомление об отказе в назначении выплаты было направлено Пантус Е.А. по почте 12.02.2021. В соответствии с Порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 28.12.2004 № 96а, в составе семьи Пантус Е.А. учитывался ее супруг П. (дата заключения брака - 21.08.2020), а соответственно, и его доход за ноябрь - декабрь 2020 года, январь 2021 года.

Прокурором ЗАТО г. Северск Томской области 26.03.2021 в адрес директора ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» внесено представление № 129ж-2021, в котором указано, что в ходе надзорных мероприятий установлено, что исходя из сведений, полученных в ходе осуществления надзорных мероприятий, и смысла пункта 10 Порядка обращения, Пантус Е.А. до момента вступления в брак, то есть с 2018 года по август 2020 года, относилась к категории малоимущих, воспитывала несовершеннолетнюю дочь, которая в указанный период посещала дошкольное образовательное учреждение, и вносила плату за посещение ребенком МБДОУ «Детский сад **», соответственно, имела право на получение компенсации. Вышеуказанное нарушение стало возможным в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей работником ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск», ответственным за исполнение вышеуказанных требований закона, при отсутствии должного контроля со стороны директора Учреждения.

Из сообщения ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» от 29.04.2021 № 783 следует, что 23.04.2021 с участием прокурора ЗАТО г. Северск Томской области Шевцовой А.А. рассмотрено представление об устранении нарушений законодательства об образовании. На дату обращения Пантус Е.А. 08.02.2021 документально подтвержденные основания для принятия решения о назначении компенсации отсутствовали. В связи с этим, при отсутствии права на компенсацию на дату обращения и принятия решения об отказе в назначении компенсации, пункт 10 Порядка обращения за компенсацией не применяется.

Отказывая Пантус Е.А. в выплате компенсации родителю за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, ответчик ссылался на наличие оснований, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 названного Порядка (ред. от 07.02.2020, с изм. от 30.11.2020), а именно в связи с тем, что за компенсацией обратилось лицо, не обладающее правом на получение компенсации в соответствии с Законом Томской области от 12.08.2013 № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области».

Суд не может согласиться с решением ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» от 11.02.2021 № 870805006, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 9 Порядка обращения основаниями для принятия решения об отказе в назначении компенсации являются: 1) обращение за компенсацией лица, не обладающего правом на получение компенсации в соответствии с Законом Томской области от 12.08.2013 № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области»; 2) отсутствие лицензии на образовательную деятельность в образовательной организации, у индивидуального предпринимателя либо прекращение срока ее действия; 3) нахождение образовательной организации, индивидуального предпринимателя за пределами Томской области; 4) прекращение посещения ребенком образовательной организации, прекращение предоставления услуг по присмотру и уходу индивидуальным предпринимателем; 5) осуществление родительской платы за присмотр и уход за ребенком за счет средств материнского (семейного) капитала; 6) предоставление документов, содержащих недостоверные сведения; 7) непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка.

В силу пункта 10 Порядка обращения компенсация назначается с месяца, в котором возникло право на ее получение, при наличии документально подтвержденных оснований для принятия решения о ее назначении.

Выплата компенсации осуществляется с месяца, следующего за месяцем принятия решения о ее назначении, в течение 12 месяцев с последующим ежегодным подтверждением права заявителя на ее получение (пункт 11 Порядка обращения).

При этом, как следует из норм указанного выше Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», данным Законом в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) гарантировано возмещение понесенных ими расходов (предоставление компенсации) независимо от времени обращения за получением данной компенсации.

Частью 5 статьи 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации делегировано лишь право по установлению порядка обращения за компенсацией и порядка ее выплаты и не предоставлены полномочия, при осуществлении которых может быть изменен объем данной выплаты, предусмотренный указанным Законом. Не предоставлено также субъектам Российской Федерации права назначать указанную компенсацию, как это установлено в подпункте 9 пункта 4 Порядка обращения (на основании документов, подтверждающих доходы членов семьи за последние три месяца, предшествующие месяцу обращения за назначением компенсации, позволяющие признать семью заявителя малоимущей по правилам пунктов 5 - 20 Порядка учета доходов), то есть без учета документов, подтверждающих доходы членов семьи за период с момента возникновения права на получение указанной компенсации. Напротив, как прямо предусмотрено пунктом 10 Порядка обращения, компенсация назначается с месяца, в котором возникло право на ее получение, при наличии документально подтвержденных оснований для принятия решения о ее назначении. Из буквального толкования подпункта 1 пункта 9 Порядка обращения не следует, что основанием для принятия решения об отказе в назначении компенсации является обращение за компенсацией лица, не обладающего правом на получение компенсации в соответствии с Законом Томской области от 12.08.2013 № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области» на момент обращения.

Назначение выплаты указанной компенсации за весь период внесения родительской платы, по которой выплачивается компенсация в соответствии с федеральным законодательством, обусловлено нормами федерального закона и не может быть ограничено во времени подзаконным актом, назначение которого состоит в установлении процедуры принятия заявления и выплаты родителям, внесшим родительскую плату, указанной в законе компенсации. Иного федерального закона, кроме гражданского законодательства, устанавливающего общие сроки исковой давности обращения за защитой нарушенного права, для ограничения права заявителя на назначение компенсации по времени, в том числе по моменту начала выплаты компенсации, не установлено.

Иное означало бы допустимость ограничения подзаконным актом права, гарантированного федеральным законом, поскольку, как следует из федеральной нормы, федеральный законодатель связывает выплату компенсации части родительской платы с фактом внесения самой родительской платы и наличием права на компенсацию, а не с моментом подачи заявления родителями, внесшими плату, и не с размером среднедушевого дохода семьи заявителя на момент обращения с заявлением о выплате компенсации.

Сам по себе заявительный порядок обращения за компенсацией не может служить основанием к ограничению права по моменту его возникновения, если это специально не оговорено в законе, и означает лишь подтверждение согласия родителя, внесшего плату и имеющего право на компенсацию, получать данную компенсацию в устанавливаемом в субъекте Российской Федерации порядке (налично или через банк, к примеру).

Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2012 № 4-АПГ12-5.

С учётом приведенных выше норм федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации, принимая во внимание данное Верховным Судом Российской Федерации толкование их применения, суд приходит к выводу о том, что материальный истец Пантус Е.А. имеет право на получение компенсации за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации за период с 01.08.2018 по 21.08.2020, в связи с чем, принятое ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» решение от 11.02.2021 № 870805006 об отказе в выплате компенсации родителю за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, в связи с тем, что за компенсацией обратилось лицо, не обладающее правом на получение компенсации в соответствии с Законом Томской области от 12.08.2013 № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области» (подпункт 1 пункта 9 Порядка обращения за компенсацией родителям (законным представителям), является незаконным.

Разрешая исковые требования о возложении обязанности на ответчика выплатить компенсацию, предусмотренную частью 1 статьи 20 Закона Томской области «Об образовании в Томской области», за период с 01.08.2018 по 21.08.2020 за присмотр и уход за ребенком, посещавшим образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

На основании статьи 2 Закона Томской области от 14.04.2011 № 55-ОЗ «О прожиточном минимуме в Томской области» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Томской области устанавливается постановлением Администрации Томской области в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 указанного выше Порядка обращения состав семьи заявителя, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, и величина среднедушевого дохода семьи заявителя, дающего право на получение компенсации, определяются в соответствии с Порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение мер социальной поддержки гражданам, предусмотренных Законом Томской области «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей», утвержденным постановлением Администрации Томской области от 28.12.2004 № 96а «О мерах по реализации Закона Томской области «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» (далее - Порядок учета дохода), за исключением подпункта 4) пункта 3 Порядка учета дохода.

В силу пункта 2 Порядка учета дохода при исчислении среднедушевого дохода семьи в составе семьи учитываются: а) для назначения мер социальной поддержки, предоставляемых в денежной форме (пособие, денежная выплата) и в виде новогоднего подарочного набора для детей: родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), состоящие в браке, а также супруги, состоящие в браке, и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети; одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети; ребенок, находящийся под опекой (попечительством) и совместно проживающие с ним его несовершеннолетние братья и сестры; б) для предоставления малоимущим многодетным семьям 30-процентного снижения стоимости оплаты коммунальных услуг и твердого топлива: проживающие совместно родители (родитель) или лица, их заменяющие (опекуны, попечители, приемные родители, отчим (мачеха), и их несовершеннолетние дети.

В соответствии с пунктом 5 Порядка учета дохода в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы.

К доходу семьи, учитываемому при исчислении среднедушевого дохода семьи, также относятся, в том числе алименты, получаемые на несовершеннолетних детей (пункт 8 Порядка обращения).

При исчислении среднедушевого дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и обязательных страховых платежей (пункт 10 Порядка обращения).

Согласно пункту 19 Порядка учета дохода величина среднедушевого дохода определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 3 и на число членов семьи.

Судом установлено, что в период с 01.08.2018 по 21.08.2020 среднедушевой доход семьи Пантус Е.А. не превышал величину прожиточного минимума.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о расторжении брака от **.**.**** серии I-OM **, свидетельством о заключении брака от **.**.**** серии I-OM **, трудовой книжкой от **.**.**** серии ТК-IV **, справкой ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области от 04.02.2021, справками о доходах физического лица от 08.02.2021 за 2018, 2019, 2020, 2021 годы, сообщением Центра ПФР по выплате пенсий в Томской области от 30.09.2021 **, сведениями о доходе от 01.08.2018, от 01.08.2019, от 01.08.2020, справками о доходах физического лица от 13.03.2019 за 2018 год.

Довод представителя ответчика ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск», а также третьего лица Департамента социальной защиты населения Томской области о том, что принимая решение о возложении на ответчика обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий, суд считает необоснованным, поскольку возложение судом на ответчика обязанности по назначению истцу соответствующей выплаты с даты, установленной нормативными правовыми актами, не означает подмену судом деятельности органов власти субъекта Российской Федерации, а свидетельствует о реализации дискреционных полномочий суда по защите нарушенных прав истца. Кроме того на уполномоченный орган при обращении к нему гражданина за назначением и выплатой компенсации за присмотр и уход за ребенком возложена обязанность по назначению компенсации с месяца, в котором возникло право на ее получение (пункт 10 Порядка обращения).

С учетом изложенных обстоятельств и доказательств в их совокупности, положений закона, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за Пантус Е.А. права на получение компенсации, предусмотренной частью 1 статьи 20 Закона Томской области «Об образовании в Томской области», за период с 01.08.2018 по 21.08.2020 за присмотр и уход за ребенком, посещавшим образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, и возложения на ответчика обязанности назначить и выплатить Пантус Е.А. компенсацию, предусмотренную частью 1 статьи 20 Закона Томской области «Об образовании в Томской области», за период с 01.08.2018 по 21.08.2020 за присмотр и уход за ребенком, посещавшим образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац 2 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

При разрешении требования о компенсации морального вреда суд принимает во внимание, что меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим, на обеспечение достоинства их личности.

Согласно статьи 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Компенсация за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, предусмотренная Законом Томской области от 12.08.2013 № 149-03 «Об образовании в Томской области», относится к числу мер социальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, находящиеся на территории Томской области. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как компенсация за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено материальным истцом Пантус Е.А. в связи с неправомерными действиями ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» в виде отказа в предоставлении ей мер социальной поддержки, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственным органом.

С учетом изложенных обстоятельств, положений закона, принимая во внимание, что действия ответчика по отказу в назначении и выплате Пантус Е.А. компенсации за присмотр и уход за ребенком, посещавшим образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, безусловно отрицательно сказались на эмоциональном состоянии, здоровье истца Пантус Е.А., затрагивают достоинство ее личности, суд приходит к выводу о взыскании с ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» в пользу Пантус Е.А. компенсации морального вреда в размере 2 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск Томской области в интересах Пантус Е.А. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» удовлетворить.

Признать за Пантус Е.А. право на получение компенсации, предусмотренной частью 1 статьи 20 Закона Томской области «Об образовании в Томской области» в период с 01.08.2018 по 21.08.2020, за присмотр и уход за ребенком, посещавшим образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» назначить и выплатить Пантус Е.А. компенсацию, предусмотренную частью 1 статьи 20 Закона Томской области «Об образовании в Томской области», за период с 01.08.2018 по 21.08.2020 за присмотр и уход за ребенком, посещавшим образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» в пользу Пантус Е.А. компенсацию морального вреда в размере 2 000 (Две тысячи) руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий И.Н. Кокаревич

УИД 70RS0009-01-2021-002013-61