НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северского городского суда (Томская область) от 04.06.2019 № 2-514/19

Дело № 2-514/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2019 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Ребус А.В.

с участием истца Забиняки Л.И.,

представителя ответчика ГУ – УПФР городского ЗАТО Северск Томской области – Громовик О.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2019,

при секретаре Яговкиной М.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северске гражданское дело по иску Забиняки Л.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ городского округа ЗАТО Северск о возложении обязанности пересчитать пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Забиняка Л.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ городского округа ЗАТО Северск (УПФР городского округа ЗАТО Северск), в котором с учетом уточнения просил: обязать ГУ-УПФР городского округа ЗАТО Северск пересчитать пенсию, назначенную в 2008 году в размере 5773 рубля 56 копеек, с учетом понижающего коэффициента - 1,4, применяемого в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате 1,5; возвратить недополученный размер пенсии с июля 2008 года по апрель 2019 года в размере 286167 рублей 54 копейки.

В обоснование требований указал, что с 26.06.2008 является пенсионером, ему назначена пенсия в размере 5733 рубля. С назначенным размером пенсии не согласен, поскольку постановлением Правительства РФ от 13.05.1992 № 309 «О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области» в г. Северске установлен районный коэффициент 1,5. Полагал, что при расчете размера его пенсии должен быть применен ограничительный коэффициент 1,4, а не примененный - 1,2, в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ, где определено, что для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (п. 2 ст. 28), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ, учитывает не выше 1,4 – для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате установлен районный коэффициент до 1,5. Полагал, что районный коэффициент 1,5 применяется только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно выдержке из большого юридического словаря, районный коэффициент – показатель повышения основной оплаты труда в районах Севера. Устанавливается Правительством РФ для работников Крайнего севера или приравненных к ним местностей. Постановлением Правительства РФ от 13.05.1992 № 309 городу Северск установлен районный коэффициент - 1,5. Город Северск был включен в группу районов, которые являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера, с этого момента по городу Северску не действует Указ Президиума Верховного Совета от 26.09.1967 № 1908-VII, в котором вообще отсутствует г. Северск, а указан Томск-7 с районным коэффициентом 1,3.

Представитель третьего лица АО «Сибирский химический комбинат», извещенная надлежащим образом о дате времени и месте судебного заседания, не явилась, просила рассмотреть в отсутствие представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании истец Забиняка Л.И. на исковых требованиях с учетом уточнений настаивал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ответчик для расчета пенсий использует перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967. При этом в перечне отсутствует г. Томск-7 и г. Северск. В тот момент применялся районный коэффициент 1,3. Постановлением Правительства РФ от 13.05.1992 № 309 «О повышении районных коэффициентах в отдельных районах и городах Томской области» г. Северск отнесен к местностям, приравненным к территориям Крайнего Севера, установлен районный коэффициент 1,5. Понятие районного коэффициента раскрыто в Юридическом словаре. В соответствии со ст. 3 Закона Томской области от 14.05.2005 № 78-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», принятым постановлением Государственной Думы Томской области от 28.04.2005 N 1957, работникам государственных органов Томской области и государственных учреждений Томской области выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с трудовым законодательством. При этом не установлен размер процентной надбавки для иных местностей. Пунктом 3 ст. 30 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо применять коэффициент 1,4. Город Северск относится к данным территориям.

Представитель ответчика Громовик О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, где указано, что с 26.06.2008 истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости по подпункту 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истцу было предоставлено подробное разъяснение о порядке расчета размера его пенсии. Кроме того, согласно пункту 3 ст. 30 Закона № 173 - ФЗ для лиц, проживающих по стоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, ЗР/ЗП учитывается в размере свыше 1,2. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029. Указанное отношение заработков в повышенных размерах (от 1,4 до 1,9) учитывается для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате работников были установлены районные коэффициенты. Согласно п. 2 ст. 28 Закона № 173-ФЗ при назначении пенсии по старости применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001. Особенности назначения государственных пенсий для лиц, работающих в районах в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, были установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-VII. Пункт 2 данного Указа предусматривает, что рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по страсти назначаются мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, на которые распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-VII, утвержден Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 № 1029 и применялся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001. Город Северск в указанном перечне отсутствует и не является территорией, относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в связи с чем, при установлении пенсии лицам, проживающим в г. Северске, повышенное отношение ЗР/ЗП (свыше 1,2) не применяется. Постановлением Правительства РФ от 13.05.1992 № 309 «О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области» в г. Северске установлен районный коэффициент 1,5, при этом г. Северск не отнесен к северным районам либо к местностям, приравненным к ним. Поскольку г. Северск, в котором проживал истец по состоянию на 01.01.2002, не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в отношении истца не выполняется условие пункта 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, определяющее возможность применения отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере. Дополнительно пояснила, что при расчете пенсии необходимо руководствоваться Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О Страховых пенсиях». Районный коэффициент 1,5 применяется при расчете заработной платы. Данный коэффициент присвоен г. Северску в связи с тем, что он является закрытым административным территориальным образованием, в связи с Законом о ЗАТО. Постановление от 13.05.1992 № 309 не может быть применено при расчете размера пенсий, поскольку данный вопрос регулируется законами 173-ФЗ и 400-ФЗ. Город Северск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям, перечень которых утвержден в 1967 и действует до настоящего времени. Применяемый при оплате труда в г. Северске районный коэффициент 1,5 не применяется при расчете размера пенсий. Расчет пенсий урегулирован Федеральным законодательством и не может быть изменен иным способом.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, с 26.06.2008 Забиняке Л.И. назначена досрочная трудовая пенсия по старости по подпункту 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу по Списку №1 (л.д. 77-79).

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация – социальное государство. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации гражданам устанавливаются государственные пенсии, пособия, и иные гарантии социальной защиты. Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом (ст. 39 Конституции РФ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на установление пенсий, в том числе досрочных регулируется пенсионным законодательством.

Реализация права граждан на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (с 01.01.2015) Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующий данные правоотношения ранее, не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части не противоречащей ему (часть 1 и 3 ст. 36 ФЗ).

Положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения страховых пенсий.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.

Пункт 2 статьи 28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 предусматривает, что при назначении трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, и действующим в настоящее время, определены районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, где подлежит учету в повышенном размере отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП).

В соответствии с данным Перечнем г. Северск (Томск-7) не отнесен к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.1992 № 309 «О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области» в г. Северске установлен районный коэффициент -1,5.

Довод истца о том, что, поскольку указанным Постановлением в г. Северске установлен районный коэффициент – 1,5, который применяется для районов Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, г. Северск так же должен быть отнесен к указанным районам, и при расчете пенсии должен быть применен коэффициент 1,4, суд считает несостоятельным и основанным на неверном толковании норм права. Вопросы, касающиеся назначения пенсии; сроки, размер и порядок её назначения урегулирован Федеральным законодательством, где указаны конкретные нормы, подлежащие применению. Как указано в п. 3 ст. 30, п. 2 ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 при назначении трудовой пенсии применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. В случае прямого указания закона иные документы не могут учитываться при расчете размера пенсии. Данный Перечень утвержден Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 и действует по настоящее время. Установление районного коэффициента, который применяется для расчета заработной платы, в размере - 1,5 в г. Северске не может свидетельствовать об отнесении г. Северска к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, следовательно, не является основанием для применения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в большем размере.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Забиняки Л.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ городского округа ЗАТО Северск о возложении обязанности пересчитать пенсию отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В. Ребус

УИД: 70RS0009-01-2019-000451-59