НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северского городского суда (Томская область) от 01.03.2021 № 12-16/2021

Мировой судья Фомина Д.С. Дело № 12-16/2021

Р Е Ш Е Н И Е

01 марта 2021 года Томская область, ЗАТО Северск,

г. Северск

Судья Северского городского суда Томской области Максимова Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области Зудилиной Л.Н., на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Северского судебного района Томской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Северского судебного района Томской области от 29.12.2020 должностное лицо – директор ООО «Северская машиностроительная компания» Олейников В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, начальник ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области Зудилина Л.Н. обратилась с жалобой, в которой просит отменить постановление как незаконное и направить дело на новое рассмотрение. Ссылаясь на ст.ст. 58, 80 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что понятия налоговой декларации и авансового платежа обособляются и разграничиваются, так налоговая декларация представляется по итогам налогового периода, а авансовый платеж – по итогам отчетного периода, то есть в течение налогового периода. Указывает, что в соответствии со ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления налога на прибыль предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками сумм налога по итогам налогового периода. По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа. При этом в соответствии с п. 4 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, которая представляется по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 2 ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации отчетными периодами по налогу признаются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. В соответствии со ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчётного и налогового периода представлять налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют декларации в сроки, которые установлены для уплаты авансовых платежей.
Таким образом, отмечает, что объективную сторону ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет нарушение установленных сроков представления налоговой декларации. Однако несвоевременное представление расчёта авансового платежа по налогу объективную сторону данного административного правонарушения не образует и охватывается диспозицией ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание начальник ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области Зудилина Л.Н., а также лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Олейников В.Г., не явились, надлежащим образом уведомлены о месте, дате и времени судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, иные причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Как установлено в судебном заседании, Олейников В.Г., являясь должностным лицом – директором ООО «Северская машиностроительная компания», находящегося по адресу: Томская область, г. Северск, ул. Парусинка, д. 16, офис 205, в нарушение подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации не представил в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2020 года по установленному сроку не позднее 28.07.2020.

При рассмотрении дела мировым судьёй были исследованы представленные в подтверждение виновности Оленикова В.Г. материалы дела, а именно:

- протокол об административном правонарушении № ** от 15.12.2020 по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- выписка из ЕГРЮЛ от 15.12.2020, из которой следует, что Олейников В.Г. с 01 февраля 2016 года является директором ООО «Северская машиностроительная компания»;

- копия решения № ** от 25.09.2020 о привлечении ООО «Северская машиностроительная компания» к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по факту непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 6 месяцев 2020 года.

Действия Олейникова В.Г. мировым судьей квалифицированы по ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков предоставления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. При этом мировой судья, квалифицируя деяние Олейникова В.Г. указал, что указанная норма является специальной по отношению к ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако с указанными выводами мирового судьи согласиться нельзя.

Так, как следует из протокола об административном правонарушении
** от 15.12.2020 Олейников В.Г., являясь директором ООО «Северская машиностроительная компания», находящегося по адресу: Томская область, г. Северск, ул. Парусинка, 16, офис 205, состоящего на налоговом учете в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области с 09.10.2013, являющегося плательщиком налога на прибыль организации в соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации и обязанного в соответствии с п. 3 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в срок не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего налогового периода, в обязанности которого, как директора, входит представление налоговой бухгалтерской отчетности в налоговом органе по месту учета, в нарушение указанных норм не представил в налоговый орган по месту учета, а именно в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, налоговую декларацию по налогу на прибыль организации за 6 месяцев 2020 года, по установленному сроку не позднее 28.07.2020.

В соответствии подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Как следует из ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Как следует из положений ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

В силу изложенного авансовый платеж является предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе российские организации.

Согласно п. 2 ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

С учетом вышеизложенного расчет по налогу на прибыль является расчетом авансового платежа и подлежит представлению в соответствующий налоговый орган как сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.

Таким образом, непредставление должностным лицом Олейниковым В.Г. в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организации (налоговый расчет) за 6 месяцев 2020 года необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет назначение более строгого административного наказания.

Указанные обстоятельства является существенными нарушениями процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии с
п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену постановления мирового судьи с возвращением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо руководствоваться требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и дать оценку всем представленным доказательствам.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

жалобу начальника Инспекции федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области Зудилиной Л.Н. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Северского судебного района Томской области от 29.12.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ООО «Северская машиностроительная компания» Олейникова В.Г. отменить и возвратить дело мировому судье судебного участка № 5 Северского судебного района Томской области на новое рассмотрение.

Судья Е.С. Максимова

УИД 70MS0039-01-2020-004118-71