НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Североуральского городского суда (Свердловская область) от 29.11.2021 № 2А-654/2021

Мотивированное решение составлено 29.11.2021 Дело № 2а-654/2021

66RS0050-01-2021-001015-12

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р ОС С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Североуральск 16 ноября 2021 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Аксёнова А.С.,

при секретаре судебного заседания Демченко М.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области к Каландинскому Геннадию Юрьевичу о взыскании страховых взносов, пени,

У С Т А Н О В И Л:

в суд с названным административным иском обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области, указав, что Каландинский Г.Ю. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов.

Кагандинский Г.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма страховых взносов в фонд ОПС РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 19 389,49 рублей, сумма страховых взносов в фонд ОМС РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 8 040,94 рублей.

В установленный законодательством срок исчисленная сумма страховых взносов за 2020 год в бюджет не уплачена.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени 34,97 рубля.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику направлено требование об уплате налога, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ. Всего сумма задолженности составила 27 465,40 рубля.

Требование об уплате налога и пени до настоящего времени не исполнено.

Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка Североуральского судебного района <адрес> с заявлением на выдачу судебного приказа для взыскания задолженности по налогам. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ а-2502/2021 был отменен в связи с поступлением от налогоплательщика возражений.

Просит взыскать с Каландинского Г.Ю. задолженность по страховым взносам в размере 27 465,40 рублей, в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 19 389,49 рублей, пеня в размере 24,72 рублей;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды за 2020 год в размере 8 040,94 рублей, пеня в размере 10,25 рублей.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте, времени и дате разбирательства дела, представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административный ответчик Каландинский Г.Ю. в судебном заседании требования административного истца не признал, пояснив, что он в 2020 году болел. Денежные поступления были редкими. Лежал в больнице 8 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Больничный лист не выдавали. Сняли швы в поликлинике ДД.ММ.ГГГГ. Затем до сентября находился дома, не мог ходить. В налоговую инспекцию об этих обстоятельствах не сообщал. Больничный лист не взял, поскольку его никто не оплатит.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав пояснения административного ответчика, изучив доводы административного иска и возражений на него, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данному конституционному положению корреспондирует п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 9 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с ДД.ММ.ГГГГ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В силу п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов (пункт 1).

В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года, 9 119 рублей за расчетный период 2023 года.

В силу п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

В соответствии с п. 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Каландинский Г.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При прекращении предпринимательской деятельности он обязан был уплатить указанные страховые взносы.

Согласно данным административного истца, сумма страховых взносов в фонд ОПС РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 19 389,49 рублей, сумма страховых взносов в фонд ОМС РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 8 040,94 рублей.

В соответствии с п.п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.

Обязанность по уплате указанных обязательных платежей административным ответчиком в установленном законом порядке не исполнена, в связи с чем, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в его адрес направлено требование об уплате налога, пени, штрафа от 08.012021 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Задолженность по страховым взносам за 2019 год (включая начисленные пени), в размере 36 328,59 рубля не уплачена.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено, материалы дела не содержат.

Расчет суммы страховых взносов и пеней судом проверен, административным ответчиком не оспорен. Суд соглашается с расчетом, произведенным налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. В таком случае срок подачи заявления в суд исчисляется с даты «последнего» требования, когда сумма, подлежащая к уплате, превысила 10 000 руб.

Однако, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В течение установленного законодательством о налогах и сборах шестимесячного срока налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию задолженности по страховым взносам с должника Каландинского Г.Ю.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Североуральского судебного района Свердловской области от 10.06.2021 отменен судебный приказ от 26.11.2020 о взыскании с Каландинского Г.Ю. задолженности по страховым взносам в связи с возражениями должника.

Как предусмотрено положениями п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что настоящее административное исковое заявление поступило в суд 20.08.2021, то есть в течение шестимесячного строка, установленного законодательством о налогах и сборах.

В материалы дела представлены пояснения Межрайонной ИФНС России №14 по Свердловской области, в которых указано, что Каландинский Г.Ю. не предоставлял сведения о нетрудоспособности в 2020 году, в том числе не предоставлял листки нетрудоспособности за указанный период. Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя осуществляется независимо от наличия или отсутствия у него наемных работников, вида осуществляемой деятельности, а также факта получения от нее доходов в конкретном календарном году. При этом, на основании п. 7 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают за себя страховые взносы за периоды, указанные в п. п. 1,3, 5 - 8 ч. 1 (например, за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет) ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов. Период временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя не поименован в п. 7 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, данные плательщики не освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы за себя в указанный период.

Правила определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частью 7 названной статьи предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в частности, за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Таким образом, обязательным условием освобождения от уплаты страховых взносов является представление в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Сведения о представлении в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, материалы дела не содержат.

Наличие же у административного ответчика инвалидности само по себе не исключает его обязанности уплачивать страховые взносы за тот период, в течение которого он имел соответствующий статус.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 023,96 рубля, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

взыскать с Каландинского Геннадия Юрьевича, проживающего по адресу: <адрес>, ИНН 663100231273:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2020 год в размере 19 389 рублей 49 копеек, пени в размере 24 рубля 72 копейки;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год в размере 8 040 рублей 94 копейки, пени в размере 10 рублей 25 копеек.

Взыскать с Каландинского Геннадия Юрьевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 023 рубля 96 копеек.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

СУДЬЯ АКСЁНОВ А.С.