НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Североуральского городского суда (Свердловская область) от 27.10.2015 № 2-1115/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Североуральск 27 октября 2015 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Сармановой Э.В.,

при секретаре судебного заседания – Степановой Е.В.,

с участием истца – Саратовцевой С.В.,

представителя ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовцева С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. –ФЗ, обязании назначить досрочную пенсию,

у с т а н о в и л :

Саратовцева С.В. обратилась в Североуральский городской суд <адрес> с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> (далее ГУ-УПФ РФ в <адрес>) о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. –ФЗ, обязании назначить досрочную пенсию, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии связи с лечебной деятельностью в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в установлении досрочной пенсии т.к. отсутствует требуемая продолжительность стажа работы на соответствующих видах работ. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсий не были включены периоды её работы в военном полевом госпитале Дальневосточного военного округа в <адрес>, войсковая часть в должности санинструктора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 21 день), и периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

В качестве обоснования отказа ответчиком указано, что служба в составе Вооруженных сил СССР не может быть включена в стаж работы по специальности по следующим причинам: если не менее 2/3 стажа приходилось на период службы в армии, чего у неё, по мнению ответчика, не имеется. Кроме того, по мнению ответчика раздел II Перечня ДД.ММ.ГГГГ не содержит указание на работу в должностях "старший санитар" или "санинструктор". Также, по мнению ответчика, к больничным учреждениям не отнесены "военные полевые госпитали". Еще одно основание - должность старший санитар и санинструктор не относятся к среднему мед. персоналу.

С решением она (Саратовцева С.В.) не согласна, полагает, что имеет необходимую продолжительность стажа работы, связанноой с осуществлением ею лечебной деятельности.

В соответствии с дипломом об образовании ей присвоена квалификация медицинской сестры. В последующем, после прохождения службы в Армии, она окончила Свердловский медицинский институт в 1988году.

В соответствии с военным билетом она состояла на действительной военной службе в Вооруженных силах СССР, ей присваивались воинские звания, что подтверждается записями в военном билете, а также архивной справкой.

В соответствии с п.п.20п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно также включаются периоды работы в должности врачей-руководителей учреждения (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность, а также среднего медицинского персонала, в том числе медицинских сестер, выполняющих лечебную деятельность, в том числе в учреждениях социального обслуживания: домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

При применении указанных положений следует учитывать также позицию Конституционного Суда РФ. Так, в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, Постановлении от 24.05.2001 N 8-П и Определении от 05.11.2002 N 320-О Конституционный Суд РФ указывал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

При разрешении вопроса о включении в специальный стаж прохождения срочной военной службы нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшими на время прохождения ею службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.

Согласно п. 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию.

Действовавшее пенсионное законодательство не связывало возможность включения в стаж работы по специальности с таким условием как призыв на военную службу в период трудовой деятельности по специальности.

Принимая во внимание, что на момент её (Саратовцева С.В.) обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

Данное конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав лиц, занимающихся деятельностью по охране здоровья, поскольку в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования пенсионных правоотношений, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном указанными Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке.

Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Как следует из самого названия Списка, профессии и должности работников, выслуга по которым дает право на получение пенсии в соответствии со ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", должны быть непосредственно связаны с деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных лечебных учреждениях.

По смыслу Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", действовавшего до 1 января 2002 года, когда мной осуществлялась работа в оспариваемый период, основным критерием при назначении пенсии за выслугу лет является характер работы, т.е. деятельность по охране здоровья населения (лечебная деятельность).

Она (Саратовцева С.В.), работая в должности старшего санитара или санинструктора, фактически занималась лечебной деятельностью, осуществляла те же функции, что и фельдшер (медицинская сестра).

Указанные обстоятельства подтверждены архивной справкой ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны РФ".

Вывод о характере её работы в спорный период (осуществление лечебной деятельности) следует в том числе с учетом Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", которым закреплены должностные обязанности (дежурного фельдшера) медицинского пункта военной части.

Кроме того, на момент её работы в должности старшего санитара или санинструктора специальный стаж исчислялся по нормам Постановления Совета Министров РФ от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". Пунктом 1 Списка предусматривались врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.

Согласно п.3.6 Инструктивного письма "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 30 июня 1986 года -И, под службой медицинских работников по специальности в составе вооруженных сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия мед. образования и характера работы до службы (например, служба в должности санинструктора).

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантировано ст.29 Конституции РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом не предусмотрены ограничительные условия на социальное обеспечение по возрасту для граждан, проработавших в лечебной сфере, в связи с чем, отказ в назначении пенсии в зависимости от неправильного наименования должности и наименования больничного учреждения, где она работала, является необоснованным и ведет к ущемлению её прав.

Также ответчиком не включены в стаж, для назначения досрочной пенсии, периоды нахождения меня на курсах усовершенствования.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодателем в силу действующего законодательства должны производиться отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, то данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учетом того, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Она находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя в спорные периоды по её моей работы за ней сохранялся средний заработок и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому она имеет право на включение в медицинский стаж периодов нахождения её на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (20 дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дн.).

Таким образом, все спорные периоды должны подлежать зачету в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п, 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях".

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании вышеизложенного просила суд:

1) Включить ей (Саратовцева С.В.) в трудовой о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. –ФЗ следующие периоды:

-период работы в Военном полевом госпитале Дальневосточного военного округа в <адрес>, войсковая часть в должности санинструктора (старшего санитара) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 21 день),

-нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дн.).

3) Обязать ответчика - Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ей (Саратовцева С.В.) досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ со дня возникновения права на указанную пенсию, но не ранее даты обращения с заявлением о назначении пенсии.

4) Взыскать с ответчика в её пользу понесенные ею судебные расходы, стоящие из оплаты государственной пошлины – <данные изъяты> руб., оплаты юридических услуг в размере <данные изъяты>. - за консультацию и составление искового заявления.

Истец Саратовцева С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам искового заявления, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в <адрес>ФИО5 в судебном заседании пояснил, что ответчик исковые требования ФИО6 не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из отзыва ГУ-УПФ РФ в <адрес> на исковое заявление Саратовцева С.В., ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований

Как в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, так согласно нормам пенсионного законодательства, действовавшего на момент обращения Саратовцева С.В. с заявлением о назначении пенсии, период прохождения ею службы в качестве санинструктора, старшего санитара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных силах СССР не может быть включен в стаж, дающий право на назначение пенсии по подп.20 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В трудовой книжке истца (запись ) указано, что Саратовцева С.В. проходила в/службу в <данные изъяты> в должности санинструцктора. Данная запись внесена на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральным государственным казенным учреждением «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» указано, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части Саратовцева С.В. проходила службу в должности старшего санитара.

Из указанных документов следует, что в спорный период времени истец проходил службу именно в должности старшего санитара.

При исчислении стажа истца возможно применение нормативных актов, действовавших в спорный период, а именно Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.1 Положения от ДД.ММ.ГГГГ врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Работа медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подразумевает осуществление деятельности в должностях, предусмотренных Перечнем от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в указанном Перечне должность «старший санитар» не поименована.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Инструктивном письме Минсоцобеспечения РФСФР от 30.06.1989 №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы (например, служба в должности санинструктора).

Кроме того, пунктом 4 Положения №1397 от 17.12.1959 служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с данным Положением приходилась в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию. Вследствие того, что Положение №1397 от 17.12.1959 утратило силу 01.10.1993, именно по состоянию на данную дату необходимо наличие не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением №1397 от ДД.ММ.ГГГГ у истца.

Таким образом, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии период прохождения Саратовцева С.В. службы в Вооруженных силах СССР с 26.11.1980 по 17.11.1982 не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ в силу следующего:

-в Перечне №1397 от 17.12.1959 должность «старший санитар» не поименована,

-согласно п.4 Положения №1397 от 17.12.1959 по состоянию на 01.10.1993 истцом не выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии (имеется 08 лет 06 месяцев 10 дней).

Учитывая изложенное, истцу было отказано в назначении пенсии по подп. 20. п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001.

ГУ-УПФ РФ в <адрес> возражает также относительно включения истцу в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по подп.10 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 периодов прохождения курсов повышения квалификации.

На основании пп. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. при этом в стаж включаются периоды получения пособия АО государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанных положений пенсионного законодательства следует, что зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп.20. п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.11.2001 подлежат только периоды работы, удовлетворяющие следующим требованиям:

-осуществление работы в должности и в учреждении, которые предусмотрены списком соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости;

-непосредственное осуществление работником его трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, должностной инструкцией, нормативными актами;

-осуществление работы в режиме полного рабочего дня.

Исключение из указанных требований сделано только для периодов временной нетрудоспособности и ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В период прохождения курсов повышения квалификации истец в течение полного рабочего дня непосредственно не выполнял работу в должности, предусмотренной списками, осуществление которой связано с воздействием неблагоприятных факторов, присущих специфике данной работы. Периоды прохождения курсов повышения квалификации истцом не соответствуют законодательно установленным п.п. 4, 5 Правил №516 от11.07.2002 требованиям к периодам работы, подлежащим зачету при назначении досрочной трудовой пенсии.

С учетом изложенного периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по соответствующему основанию.

Кроме того, истец Саратовцева С.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования в ДД.ММ.ГГГГ.

Совгласно сведениям индивидуального персонифицированного учета следующие периоды работы истца (прохождение курсов повышения квалификации): ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ соответствующим образом не подтверждены в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета реквизитами «выслуга лет» и «условия для досрочного назначения трудовой пенсии».

Таким образом, работодатель истца не подтверждает льготный характер работы в указанные периоды и соответственно, в стаж истца, дающий право на назначении пенсии по подп.20. п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ данные периоды включены быть не могут.

В отношении заявленного истцом требования о взыскании с ответчика судебных расходов, ГУ-УПФ РФ в <адрес> считает данное требование не подлежащим удовлетворению в силу того, что полагает отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20. п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, оформленный решением от ДД.ММ.ГГГГ (изменение и дополнение в решение от ДД.ММ.ГГГГ) обоснованным и соответствующим действующему на тот момент пенсионному законодательству.

Кроме того, ГУ-УПФ РФ в <адрес> считает, что размер судебных расходов за оказание консультативных услуг и составление искового заявления является завышенным, нарушающим баланс между правами лиц, участвующих в рассматриваемом гражданском деле.

На основании изложенного, ГУ-УПФ РФ в <адрес> просило суд отказать истцу Саратовцева С.В. в удовлетворении иска в полном объеме.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат <адрес>» о месте и времени рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель указанного учреждения не явился, представив отзыв на исковое заявление Саратовцева С.В., просил дело рассмотреть в отсутствие представителя учреждения.

Из отзыва Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» на исковое заявление Саратовцева С.В. следует, что согласно п. 17 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1609 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" к основным задачам ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» относится «осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации», а также «осуществление учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций». В отделе ВКСО по <адрес> находится личное дело лейтенанта Саратовцева С.В., в котором есть послужной список, копия которого прилагается.

Иными сведениями имеющими возможность повлиять на исход заявленных требований, Военный комиссариат Свердловской области не располагает.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п.п.20 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173 -ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2002 г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичное положение содержалось и в ранее действующем Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно диплому ПВ , выданному ДД.ММ.ГГГГСаратовцева С.В. в 1988 году закончила полный курс Свердловского государственного орд. Труд Кр.Знам. медицинский институт по специальности стоматология. Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГСаратовцева С.В. присвоена квалификация врача-стоматолога.

Истец Саратовцева С.В., полагая, что выработала требуемую продолжительность стажа на соответствующих видах работ, 21.10.2014 обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Североуральске с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» Саратовцева С.В. было отказано, т.к. отсутствует требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ.

Указанным решением в стаж работы истца не были включены следующие периоды:

-период работы в военном полевом госпитале Дальневосточного военного округа в <адрес>, войсковая часть в должности санинструктора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 21 день);

-периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дн.).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Судом установлено, что в период 26.11.1980 по 17.11.1982 (1 год 11 мес. 21 день) истец Саратовцева С.В. проходила военную службу на должностях рядового и сержантского состава в войсковой части 39911, что подтверждается записями в трудовой книжке, послужным списком, архивными справками, не оспаривалось и стороной ответчика.

Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшему до 22сентября 1993 года (Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953), служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.

Ответчиком признано, что стаж истицы на момент обращения с заявлением о назначении пенсии - 29 лет 01 месяц 18 дней, то есть выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное обстоятельство является основанием для включения в льготный стаж истицы периода службы в армии: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 21 день) в должности санинструктора военного полевого госпиталя Дальневосточного военного округа в <адрес>, войсковая часть .

В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологическх учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» № 464, действовавшего до 29.10.2002, в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Вышеуказанным Списком предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В архивной справке от 15.09.2014 №5/242369, предоставленной ФГКУ «ЦА МО РФ», содержатся сведения о том, что в приказе командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ значится: « §6 Рядовую Саратовцеву С.В. (воинское звание так в приказе, инициалы не раскрыты) полагать прибывшей для прохождения военной службы в должности старшего санитара, зачислить в списки личного состава части, поставить на все виды довольствия с ДД.ММ.ГГГГ

Однако из трудовой книжки истца Саратовцева С.В. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 21 день) она проходила службу в <данные изъяты> в должности санинструктора. (Запись )

Согласно послужному списку Саратовцева С.В. личный номер Т<данные изъяты> предоставленному ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», Саратовцева С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в военном госпитале <адрес> в должности медсестры.

В служебной характеристике на ефрейтора м/с Саратовцева С.В., датированной ДД.ММ.ГГГГ, за подписями командира войсковой части <данные изъяты> подполковника ФИО8 и начальника терапевтического отделения подполковника ФИО9 указано, что Саратовцева С.В. проходила военную службу в войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ на должности медицинской сестры терапевтического отделения., умело с душой выполняла терапевтические процедуры.

Анализ исследованных судом документов свидетельствует о том, что истец Саратовцева С.В. в период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в военном полевом госпитале Дальневосточного военного округа в <адрес>, войсковая часть , фактически занималась лечебной деятельностью, осуществляла те же функции, что и фельдшер (медицинская сестра).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.3.6. Инструктивного письма Минсоцобеспечения РФСФР от 30.06.1989 №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы (например, служба в должности санинструктора).

Как следует из Руководства по медицинскому обеспечению Советской армии и Военно-морского флота, введенного в действие приказом заместителя Министра обороны - начальника тыла ВС СССР от 31.05.1989 № 64, фельдшер (санитарный инструктор) батальона отвечает за проведение лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий и осуществление контроля за выполнение санитарно-гигиенических требований в подразделениях батальона, обеспечение подразделений медицинским имуществом, подготовку личного состава батальонного медицинского пункта.

В обязанности фельдшера (санитарного инструктора) батальона входит оказание медицинской помощи личному составу батальона, направление больных, нуждающихся во врачебной помощи, в медпункт части; участие в амбулаторных приемах больных и в медицинских обследованиях личного состава подразделений батальона, организуемых начальником медицинской службы части; медицинское обеспечение личного состава на занятиях по боевой подготовке и при проведении спортивных мероприятий; ведение учета лиц, нуждающихся в диспансерном динамическом наблюдении, своевременное направление их на обследование, контроль за условиями труда личного состава; организация мероприятий по сохранению здоровья личного состава, контроль за выполнением правил личной гигиены; контроль за санитарным состоянием района расположения и помещения батальона, а также за доброкачественностью используемой воды; контроль качества питания личного состава на учениях, полевых занятиях и в стационарных условиях, докладывает командиру батальона о случаях и характере заболеваний, а также о числе больных, направленных в медицинский пункт части (ст. 20).

Должностные обязанности фельдшера (санинструктора) батальона отличаются от обязанностей санинструктора роты, в обязанности которого роты входит оказание заболевшим первой медицинской помощи только в случае отсутствия врача или фельдшера.

Проанализировав текст вышеуказанного Руководства, сопоставив положения ст. 20 и 21, суд приходит к выводу об идентичности наименований должностей среднего медицинского персонала батальона - фельдшер и санитарный инструктор. На основании изложенного, суд считает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила службу по медицинской специальности в составе Вооруженных сил, в связи с чем, указанный период подлежит зачету в льготный стаж.

Истцу Саратовцева С.В. решением ГУ-УПФ РФ в <адрес> не включены в стаж на соответствующих видах работ и периоды прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дн.)

Тот факт, что указанные в периоды времени истец Саратовцева С.В. проходила курсы повышения квалификации, подтверждается соответствующими сертификатами и не оспаривается стороной ответчика.

Периоды работы Саратовцева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дн.) (нахождение на курсах повышении квалификации) ответчиком – ГУ-УПФ РФ в <адрес> не принят к зачету в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ и Разъяснением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд. При этом в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, а курсы повышения квалификации, по мнению ответчика не являются работой выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня и не относятся к вышеуказанным отпускам.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку в периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дн.) Саратовцева С.В. выработала требуемую продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки, при нормальной продолжительности рабочего времени, за этот период уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанные периоды подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, так как Саратовцева С.В. проходила курсы повышения квалификации в период работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, спорные периоды работы Саратовцева С.В. - прохождение курсов повышения квалификации (127 дней) подлежат зачёту в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При включении спорных периодов работы истца Саратовцева С.В. (период прохождения военной службы - 1 год 11 месяцев 21 день, и периоды прохождения курсов повышения квалификации - 127 дней) в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, при учтенном ответчиком стаже истца на соответствующих видах работ - 29 год 01 месяц 12 дней, продолжительность трудового стажа истца на соответствующих видах работ на дату обращения истца в ГУ-УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, составит 31 год 5 месяцев 10 дней, что более 30 лет. Таким образом, требуемый стаж истцом выработан, следовательно, у неё возникло право на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик должен возместить истцу все понесенные по делу судебные расходы. Представленными квитанциями об уплате госпошлины, об оплате юридической помощи подтверждается, что Саратовцева С.В. понесла расходы в размере <данные изъяты> рублей. Данные расходы суд признает необходимыми. Поскольку заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Включить Саратовцева С.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173 –ФЗ следующие периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 21 день) период работы в военном полевом госпитале Дальневосточного военного округа в <адрес>, войсковая часть в должности санинструктора;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дн.) – периоды прохождения курсов повышения квалификации.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> назначить Саратовцева С.В. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения с заявлением о назначении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> пользу Саратовцева С.В. в возмещение судебных расходов <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Североуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Э.В.Сарманова