Мотивированное решение изготовлено 23.05.2016 года
Дело № 2-969/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2016 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.,
при секретаре Сендажи А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Дацук Е.Н., Божок Н.Г. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ» в лице филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Мурманской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истицы Дацук Е.Н. и Божок Н.Г. обратились в суд с исками к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ» в лице филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Мурманской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты.
В обоснование исковых требований истица Божок Н.Г. указала, что работает в 263 военной автомобильной инспекции (региональной) (далее - 263 ВАИ (р)) с 01 апреля 2015 в должности ***. Истица Дацук Е.Н. работает в 263 военной автомобильной инспекции (региональной) с 27 января 2015 в должности ***.
В соответствии с Договором на обслуживание № 445/ОБСЛ заключенным 13.01.2015, 263 ВАИ (региональная) находится на финансовом обеспечении в Федеральном казенном учреждении филиала № 1 «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных, бюджетных, автономных и казенных учреждений государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», был утвержден приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 № 583».
С целью дополнительного поощрения гражданского персонала, в 263 ВАИ разработано «Положение об оплате труда и дополнительных выплатах». В соответствии с п. 48 «Премиальные выплаты по итогам работы» приказа МО РФ № 255 2014 года, выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.
В соответствии с указаниями Министра обороны РФ от 18 ноября 2015 № 205/2/618 (пп. «в» п.4 указаний), после выплат заработной платы за декабрь и единовременного денежного вознаграждения за 2015 год, остаток лимитов бюджетных обязательств необходимо направлять на материальное стимулирование гражданского персонала. При этом остатки лимитов бюджетных обязательств рассчитывались как разница между утвержденной контрольной суммой фонда оплаты труда и фактическим расходом денежных средств, (письмо № 5141/2/ФИН/7915 31.12.2015г.)
В связи с этим, в филиал №1 УФО МО по Мурманской области был направлен запрос о сумме экономии фонда оплаты труда сформировавшейся по итогам работы за 2015 год, с целью издания приказа для дополнительных выплат стимулирующего характера в пределах утвержденных контрольных сумм, работникам 263 ВАИ (р). По итогам 2015 года распорядитель (получатель) бюджетных средств - филиал № 1 «УФО МО РФ по МО» довел объемы бюджетных ассигнований дополнительно направляемых на материальное стимулирование гражданского персонала в сумме 10600,00 руб. (исх. № 5141/02/ФИН/7737 от 23.12.2015 г.) и дополнительно 2700,00 руб. (исх. № 5141 /02/ФИН/7784 от 24.12.2015 г.). Начальником 263 ВАИ (региональной) были изданы приказы № 255 от 23.12.2015 и № 257 от 24.12.2015. на выплату указанных сумм работникам инспекции: юрисконсульту Дацук Е.Н. *** руб. и *** руб., и инструктору Божок Н.Г. *** руб. и *** руб. Указанные суммы были начислены и выплачены без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в РКС 29 декабря 2015.
Исходя из расчета, фонд экономии заработной платы 263 ВАИ (региональной) позволял осуществить данные выплаты с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в РКС, т.к. с 16 октября 2015 г. должность *** числится вакантной.
Привели доводы, что премия является составляющей частью заработной платы, поэтом должна быть выплачена с учетом повышающих коэффициентов для работников Крайнего Севера, т.к. является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда и в пределах фонда заработной платы.
Расчет фонда оплаты труда составляется распорядителям (получателями) бюджетных средств, состоящими у них на финансовом обеспечении, на каждую воинскую часть (организацию) отдельно.
В 263 ВАИ (региональной) содержащейся по штат 32/106, расчет фонда заработной платы на 2015 год был произведен распорядителем из 3-х гражданских должностей ***, итоговая сумма которого составила *** руб.
По заявлению от работников 263 ВАИ в филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области», на расчет-обоснование по фонду заработной платы был дан ответ, из которого следует, что экономии по фонду заработной платы 263 ВАИ (региональной) нет, что не соответствует действительности. Учитывая что с 1 октября 2015 в 263 ВАИ (региональной) стала вакантной должность ***, считаю что на конец года сформировалась экономия фонда заработной платы в размере*** руб.
Однако, в своем ответе № 5141/ФИН/7915 от 31.12.2015 распорядитель (получатель) бюджетных средств указал, что контрольная сумма фонда заработной платы по 263 ВАИ (р) установлена в размере *** руб., и такая же сумма израсходована на выплату заработной платы, включив в указанные денежные средства, выплаты премий по приказу Министра обороны РФ № 1010 2010., хотя указанные суммы не входят в расчет фонда заработной платы, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялись только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств, и соответственно не учитываются в расчете среднего заработка.
Пунктами 48-50 главы III приложения № 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации № 255 от 23.04.2014 определено, что конкретный размер премии и стимулирующих выплат гражданскому персона, определяется с учетом выполнения показателей и выплачивается на основании приказов руководителей воинских частей и организаций с учетом мнения работников. Данные выплаты стимулирующего характера гражданскому персоналу, производятся по результатам работы за месяц, квартал, год, за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Ссылаясь на положения ст. 236, 237, 391 ТК РФ, истица Дацук Е.Н. и Божок Н.Г, каждая в отдельности, просили обязать ответчика оставшуюся часть экономии фонда оплаты труда за 2015 год в размере *** руб. присоединить к утвержденному фонду заработной платы 263 ВАИ (р) на 2016 год и довести до начальника инспекции для последующего издания приказа и выплаты премии гражданскому персоналу, взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в сумме *** руб., денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы из расчета 1/300 ставки рефинансирования с 30 декабря 2015 по день фактического расчета включительно и компенсацию морального вреда в размере *** руб.
До рассмотрения дела по существу, 16.05.2016 года Божок Н.Г. и Дацук Е.Н. воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, обратились с заявлениями об уточнении исковых требований, которым просят признать неправомерными действия должностных лиц ФКУ « УФО МО РФ по Мурманской области» связанные с недоведением до 263 ВАИ (региональной) сумм экономии фонда оплаты труда для выплаты дополнительного стимулирования гражданского персонала по итогам 2015 года предусмотренных приказом Министра Обороны РФ № 255 2014 и « Положением об оплате труда и дополнительных выплат 263 ВАИ», с неправомерным уменьшением в одностороннем порядке контрольных сумм фонда оплаты труда гражданского персонала 263 ВАИ (региональный) в конце 2015 года с 10688779 до 978738,84 (без учета выплат по приказу МО РФ № 1010). Кроме того просят взыскать с ФКУ « УФО МО РФ по Мурманской области» в пользу каждого сумму недоначисленной и невыплаченной процентной надбавки за стаж работы в РКС и районного коэффициента к премии по итогам года в размере *** рублей. Взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области» в пользу каждого сумму оставшейся экономии по фонду заработной платы 263 ВАИ (региональный) для выплаты дополнительного материального стимулирования по итогам года, предусмотренных «Положением о премировании, из расчета равномерного распределения между работниками оставшейся суммы экономии в размере *** рублей. В связи с неправомерными действиями должностных лиц в части одностороннего уменьшения контрольных сумм в 2015 году, обязать ответчика произвести корректировку контрольных сумм фонда оплаты труда ГП в 2016 году. Взыскать в пользу каждого с ответчика компенсацию за задержку выплаты заработной платы с 30.12.2015 года по 18.05.2016 года в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
Определением суда от 16.05.2016 года отказано Божок Н.Г., Дацук Е.Н. в принятии уточненных исковых заявлений в части требований о признании неправомерными действия должностных лиц ФКУ « УФО МО РФ по Мурманской области» связанные с недоведением до 263 ВАИ (региональной) сумм экономии фонда оплаты труда для выплаты дополнительного стимулирования гражданского персонала по итогам 2015 года предусмотренных приказом Министра Обороны РФ № 255 2014 и «Положением об оплате труда и дополнительных выплат 263 ВАИ», с неправомерным уменьшением в одностороннем порядке контрольных сумм фонда оплаты труда гражданского персонала 263 ВАИ (региональный) в конце 2015 года с 10688779 до 978738,84 (без учета выплат по приказу МО РФ № 1010), неправомерными действиями должностных лиц в части одностороннего уменьшения контрольных сумм в 2015 году, обязания ответчика произвести корректировку контрольных сумм фонда оплаты труда ГП в 2016 году. В части заявленных уточненных исковых требований о взыскании с ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области» в пользу каждого сумму недоначисленной и невыплаченной процентной надбавки за стаж работы в РКС и районного коэффициента к премии по итогам года в размере *** рублей, взыскании с ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области» в пользу Божок Н.Г. и Дацук Е.Н. сумму оставшейся экономии по фонду заработной платы 263 ВАИ (региональный) для выплаты дополнительного материального стимулирования по итогам года, предусмотренных «Положением о премировании, из расчета равномерного распределения между работниками оставшейся суммы экономии в размере *** рублей, взыскания в пользу каждого из истца с ответчика компенсацию за задержку выплаты заработной платы с 30.12.2015 года по 18.05.2016 года в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** рублей, данные требования приняты к производству суда.
В судебном заседании истцы поддержали заявленные исковые требования с учетом представленных уточнений, кроме того пояснили, что приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 года № 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера, в которые входят, в том числе премиальные выплаты по итогам работы. Вознаграждение за выслугу лет и по итогам работы за год являются стимулирующими выплатами, и по смыслу приведенных норм ТК РФ включаются в состав заработной платы, на которую начисляются процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и районный коэффициент, относящиеся к выплатам компенсационного характера. Премия по итогам года не относится к разовым выплатам и к материальной помощи. Полагает также ошибочной позицию ответчик о том, что районный коэффициент и полярная надбавка включены в размер выплаченной им премии. На основании изложенного просят взыскать в пользу каждой сумму недоначисленной и невыплаченной процентной надбавки за стаж работы в РКС и районного коэффициента к премии по итогам года в размере *** рублей. По вопросу экономии заработной платы пояснили, что для выполнения финансовых обязательств по выплате заработной платы работникам, в расчет должны браться контрольные суммы, утвержденные именно на начало 2015 года. Ответчик утверждает, что контрольная сумма фонда заработной платы по 263 ВАИ (региональной) установлена в размере *** руб. Однако данная сумма была доведена до начальника 263 ВАИ (региональная) по окончании 2015 бюджетного года и фактически является подведением итога, после всех выплат заработной платы гражданскому персоналу. А для потребности на выплату заработной платы в 263 ВАИ ответчиком был составлен расчет фонда оплаты труда, который установлен в размере *** рублей. Полагают что не имелось оснований для уменьшения контрольных сумм, в связи с чем контрольные суммы должны быть увеличены на *** рублей.
Представитель истцов Божок Н.Г. и Дацук Е.Н. в судебном заседании допущенный к участию в деле по устному ходатайству истцов- Захаров В.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ» в лице филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Мурманской области Журавлев И.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований указав, что исковые требования не признает по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве по искам. Полагал, что Филиал №1 исполнил свои обязанности надлежащим образом, в полном соответствии с требованиями законодательства и ведомственных руководящих документов по указанному вопросу и основания для удовлетворения требований истиц отсутствуют.
Представитель 3-го лица- 263 военной автомобильной инспекции (региональной) Агеев Я.И. исковые требования полагал необоснованными по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве по искам. Указал, что в соответствии со штатом 32/106 оплата труда гражданскому персоналу производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2014 г. № 255 (приказ МО РФ 2008 г. № 555 утратил силу).
Во исполнение положений Трудового кодекса РФ и Пунктов 48-50 Положения о системе оплаты труда (утв. Приказом МО РФ 2014 г. № 255), для определения порядка, показателей и размеров премирования в 263 ВАИ (региональной) было разработано «Положение об оплате труда и дополнительных выплатах». Размеры премий и стимулирующих выплат Гражданскому персоналу выплачиваются на основании приказа руководителя, При наличии средств экономии фонда оплаты труда, которые доводятся информационными письмами распорядителем (получателем) бюджетных средств.
В течение 2015 года суммы экономии по фонду оплаты труда для выплаты премий, которые не учитываются при формировании фонда оплаты труда, а выплачиваются в соответствии с коллективными договорами (Положениями, локальными нормативными актами), до начальника инспекции распорядителем бюджетных средств не доводились. Поэтому приказы о Дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала, не издавались, хотя в течение 2015. неоднократно должности работников были вакантны.
Экономия средств, в пределах которой может осуществляться премирование, исчисляется как разница между плановым фондом оплаты труда на соответствующий квартал (год) и фактическими выплатами, произведенными за этот же период, после осуществления всех полагающихся выплат, В 263 ВАИ (региональную) поступили указания Министра обороны РФ от 18.11.2015 г. № 205/2/618 о закрытии 2015 бюджетного года. С целью реализации данных указаний, в филиал № 1 УФО МО по Мурманской области был направлен запрос о сумме экономии фонда оплаты труда сформировавшейся по итогам работы за 2015 год. Для выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу, филиалом №1 УФО МО по Мурманской области были доведены суммы экономии *** руб. и *** руб., в соответствии с которыми были изданы приказы на материальное стимулирование гражданского персонала (приказы № 255, 257).
Распорядитель бюджетных средств суммы остатка лимитов бюджетных обязательств, рассчитанные как разница между утвержденной контрольной суммой фонда оплаты труда и фактическим расходом денежных средств, распределил между воинскими частями, состоящими у него на финансовом обеспечении.
По вопросу выплаты гражданскому персоналу премии по итогам года с применением районного коэффициента сообщаю, что указанные выплаты производит и начисляет филиал № 1 УФО МО по Мурманской области. В приказах начальника указываются только суммы на выплаты, доведенные информационными письмами. Применение к премиям районных коэффициентов и полярных надбавок за стаж работы, осуществляется в соответствии с со ст. 315-317 ТК РФ, Законом РФ от 19.02.1993 г. №4520-1 и приказом МО РФ 2014 г. № 255, для всех частей заработной платы работников.
На основании вышеизложенного, привел довод о том, что суммы экономии фонда оплаты труда не были доведены в полном объеме. Полагает, что невыплата работникам причитающихся премий по итогам года с районным коэффициентом и процентной надбавкой за стаж работы, а также незаконное уменьшение контрольных сумм фонда оплаты труда работников 263 ВАИ (р) нарушает равенство прав работников. Полагает, что исковые требования работников 263 ВАИ (р) распространяют свое действие именно на суммы в пределах утвержденных КС 263 ВАИ (р), в связи с чем не могут быть затронуты права работников других воинских частей. Просит суд удовлетворить исковые требования истцов.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно статье 2 Трудового Кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положений ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса РФ, предусматривающих, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должен оплачивается в повышенном размере и согласно ст. 148 ТК РФ, не ниже установленного законами и иными нормативными правовыми актами; ст. 315 ТК РФ определено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, при этом размер районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, а также порядок их выплаты согласно ст. ст. 316, 317 ТК устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ, а изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В силу п. 3 Постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установленные действующим законодательством государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в полной мере распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, хотя и не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к. ним местностям.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 ТК РФ).
В силу статьи 317 Трудового кодекса РФ процентная надбавка к заработной плате выплачивается лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 данного кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год являются стимулирующими выплатами и, по смыслу приведенных норм ТК РФ, включаются в состав заработной платы, на которую начисляются процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и районный коэффициент, относящиеся к выплатам компенсационного характера.
Согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 01 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 года N 1010, которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
В соответствии со штатом 32/106 оплата труда гражданскому персоналу производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2014 г № 255 (приказ МО РФ 20078 года № 555 утратил силу).
Приложением № 1 к приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" установлен "Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (далее - Порядок). Данный Порядок устанавливает требования к формированию и использованию фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктами 2 и 3 названного выше Порядка, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Пунктом 5 Порядка определено, что при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели: в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу: на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную *** их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами.
По вакантным должностям (профессиям) выплаты компенсационного характера (за исключением районных коэффициентов и коэффициентов за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) в фонде оплаты труда не учитываются.
Таким образом, при расчете фонда оплаты труда на год учитываются районные коэффициенты и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в фактически установленных для гражданского персонала размерах.
Пунктами 10-14 Порядка определено, что главный распорядитель бюджетных средств на основании представленных сводных расчетов фондов оплаты труда утверждает контрольные суммы фондов заработной платы гражданского персонала для каждого распорядителя и получателя бюджетных средств, состоящего у него на финансовом обеспечении, на соответствующий период. Распорядители (получатели) бюджетных средств распределяют утвержденные контрольные суммы фондов заработной платы гражданского персонала (далее - контрольные суммы) и доводят их до воинских частей и организаций, состоящих у них на финансовом обеспечении, Руководители воинских частей и организаций в пределах утвержденных контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) направляют денежные средства на выплату должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), компенсационных и стимулирующих выплат. Установление выплат стимулирующего характера в пределах контрольных сумм и за счет средств экономии фонда оплаты труда при наличии кредиторской задолженности по выплате заработной платы не допускается. Учет использования фонда оплаты труда и контрольных сумм ведется распорядителями (получателями) бюджетных средств.
Во исполнение положений Трудового кодекса РФ и пунктов 48-50 Положения о системе оплаты труда, утвержденной приказом МО РФ от 2014 года № 255 для определения порядка, показателей и размеров премирования в 263 ВАИ (региональной) было разработано «Положение об оплате труда и дополнительных выплат».
Положением об оплате труда, премировании, выплатах компенсационного и стимулирующего характера гражданского персонала 263 военной автомобильной инспекции (региональной), утвержденным 12 января 2015 года (с дополнениями от 24 ноября 2015 года) установлено, что размер премии и выплаты стимулирующего характера устанавливается индивидуально каждому работнику, с учетом показателей работы по каждой должности и с указанием конкретных сумм (в рублях).
Пунктом 16 Порядка определено, что должностные лица, принявшие решения, повлекшие за собой перерасход и (или) незаконное расходование контрольных сумм, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
263 ВАИ (региональной) находится на финансовом обеспечении в ФКУ Филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области, договор на обслуживание № 455/ ОБСЛ заключен 13.01.2015 года.
Решением Верховного Суда РФ от 01.12.2015 N АКПИ15-1253 (вступило в законную силу 15 января 2016 года) о признании частично недействующим пункта 19 Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 19 Инструкции, в части, предусматривающей, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются единовременное вознаграждение за выслугу лет и вознаграждение по итогам работы за год, при этом материальная помощь а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер из указанного пункта не исключены.
Таким образом, выплата премии из фонда экономии является необязательной, обусловлена наличием, либо отсутствием экономии фонда заработной платы, в пределах контрольных сумм, она носит разовый поощрительный характер.
Разрешая спор в части взыскания невыплаченной суммы в виде полярной надбавки и районного коэффициента к выплаченной премии за счет экономии рабочих мест, суд на основании объяснений сторон, анализа представленных доказательств, признает, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии не является обязательной и гарантированной выплатой, осуществляется за счет высвободившейся в результате сокращения численности экономии бюджетных средств, в пределах лимитов бюджетных средств, является разовой поощрительной выплатой.
Из содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что средства материального стимулирования является самостоятельным видом выплат, не являются составляющей частью денежного содержания гражданского служащего, не носят системный характер, не входят в фонд оплаты труда и в состав среднего заработка, данные выплаты не является гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, в состав общей суммы экономия фонда заработной платы, исходя из доведенных размеров контрольных сумм, образовавшейся после выплаты всех видов заработной платы за 2015 год, в том числе вошли суммы районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, ранее учтенные при составлении расчета фонда заработной платы.
Поскольку сумма образовавшейся экономии фонда заработной платы, доведенная до начальника 263 ВАИ в размере *** тыс. рублей (исх. № 5141/02/ФИН/7737 от 23 декабря 2015 года) и *** тыс. рублей (исх. № 5141/02/ФИН/7784 от 24 декабря 2015 года) были полностью распределены (приказ № 255 от 23 декабря 2015 года, приказ № 257 от 24 декабря 2015 года), оснований для повторного начисления районного коэффициента и процентной надбавки на данные стимулирующие выплаты не было, так как они уже были учтены в составе общей суммы образовавшейся экономии.
В части касающейся выплаты премии за счет экономии фонда заработной платы в большем размере суд исходит из следующего.
Так в соответствии с пунктом 11 Порядка распорядители (получатели) бюджетных средств распределяют утвержденные контрольные суммы фондов заработной платы гражданского персонала (далее - контрольные суммы) и доводят их до воинских частей и организаций, состоящих у них на финансовом обеспечении, не позднее 31 декабря текущего финансового года.
Таким образом, Филиал №1 ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области», как получатель бюджетных средств, доводит до воинских частей и организаций, состоящих у него на финансовом обеспечении, контрольные суммы исходя из размеров утвержденных ему вышестоящим распорядителем бюджетных средств контрольной суммы по сводному фонду оплаты труда за все воинские части, учреждения и организации состоящие на финансовом обеспечении.
Филиал №1 ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области» (далее - Филиал №1) в соответствии с пунктом 11 «Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года №255 (далее - Порядок), пунктом 1 Директивы Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21 января 2015 года № ДЗ-1, указаниями Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 9 февраля 2015 года №182/5/573, от 27 октября 2015 года №182/5/7404, от 23 декабря 2015 года №182/5/10165, указаниями ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области» от 10 февраля 2015 года №514/2/ФИН - 919, от 05 ноября 2015 года №514/2/ФИН - 7272, от 10 февраля 2015 года №514/2/ФИН - 919, от 28 декабря 2015 года №514/2/ФИН - 9018, равномерно распределил утвержденные вышестоящим распорядителем бюджетных средств контрольные суммы фондов оплаты труда между воинскими частями, учреждениями и организациями. Утвержденные Филиалу №1 контрольные суммы составили 90,85% от планового фонда оплаты труда.
Одним из требований указанных выше руководящих документов является равномерное распределение, утверждение и доведение воинским частям, учреждениям и организациям, состоящим на финансовом обеспечении контрольных сумм фонда оплаты труда.
Распределить 263 военной автомобильной инспекции (региональной) контрольную сумму в большем объеме, либо на других условиях, чем какой- либо другой воинской части законных оснований у ответчика не было.
Контрольная сумма фонда заработной платы по 263 ВАИ (региональной) установлена в размере *** рублей *** копейки.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 указаний Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 205/2/618 сумма остатка лимитов бюджетных обязательств направляемых на дополнительное материальное стимулирования гражданского персонала 263 ВАИ (региональной) рассчитывался как разница между утвержденной контрольной суммой фонда оплаты труда и фактическим расходом денежных средств, с учетом выплаты заработной платы за декабрь и единовременного денежного вознаграждения по итогам 2015 года.
Остаток денежных средств после производства всех обязательных выплат направленный в декабре 2015 года на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала 263 ВАИ (региональной) составил *** рублей 00 копеек, выплачен в соответствии с приведенными выше приказами начальника 263 ВАИ (региональной) в полном объеме.
Выплатить премию в объеме, превышающем установленный приказами начальника 263 ВАИ (региональной), у ответчика законных оснований не было.
Таким образом, учитывая, что Филиал №1 ограничен утвержденной ему контрольной суммой, по сути, истцы требуют распределить контрольную сумму фонда заработной платы на 263 ВАИ (региональную) в большем объеме, за счет уменьшения контрольной суммы какой-либо другой воинской части, учреждения или организации, состоящей на обеспечении в Филиале №1, что в свою очередь затрагивает интересы неограниченного круга лиц.
Истцы, же, воспользовавшись правом, предусмотренным Конституцией РФ, а также нормами гражданского процессуального законодательства, обратились с самостоятельными исковыми требованиями.
Представитель третьего лица 263 ВАМИ (региональной) правом на подачу самостоятельных исковых требований в рамках рассмотрения настоящего спора, не воспользовался.
Из содержания статей 5 и 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, а бюджетные обязательства подлежат исполнению в течение финансового года, который совпадает с календарным годом.
В связи с этим, выплата стимулирующего характера производится при соблюдении следующих условий: наличие фонда экономии в течение года (месяц, квартал, год); высвобождение бюджетных средств в виде доведенных лимитов бюджетных обязательств того же года.
На основании пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Кроме того, согласно ст.ст.281, 283 Бюджетного кодекса РФ дополнительная выплата из экономии фонда заработной платы, превышающая лимиты бюджетных обязательств соответствующего финансового года, определяется как нарушение законодательства в сметно-бюджетной сфере.
Надлежащих доказательств, о наличии суммы экономии в размере *** рублей заявленной стороной истцов и подлежащей к взысканию в пользу каждого из них в размере *** рублей, материалы дела не содержат.
В силу требований ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом не установлено нарушений работодателем трудовых прав работников Дацук Е.Н. и Божок Н.Г., с учетом положений ст. 236, 237 Трудового кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии у истцов права на взыскание компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, что соответствует требованиям действующего трудового законодательства.
Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов в полном объеме.
Данный спор суд рассматривает на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Дацук Е.Н., Божок Н.Г. в удовлетворении исковых требований к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ» в лице филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Мурманской области о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.А.Фомина