УИД 51RS0001-02-2023-000033-02
Адм.дело № 2/2а-2/2024
Принято в окончательной форме:
07 февраля 2024 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2024 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области – Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г.Островной Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Смеловой И.Н.,
с участием помощника прокурора Мазнева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа закрытое административно-территориальное образование город Островной Мурманской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст.46 КАС Российской Федерации, к администрации муниципального образования городского округа ЗАТО г. Островной Мурманской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять нормативный акт.
В обоснование заявленных требований указал, что Кольской прокуратурой Мурманской области в рамках имеющихся полномочий по проверке соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних на октябрь 2023 года установлено, что на территории муниципального образования городской округ ЗАТО г. Островной Мурманской области отсутствует административный регламент предоставления государственной услуги в части переданных государственных полномочий по выдаче предусмотренных подпунктами 48 и 49 пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 13.12.2007 № 927-01-ЗМО разрешений на трудоустройство несовершеннолетних. Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г. Островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям, утвержденный постановлением администрации ЗАТО г. Островной от 27.12.2020 № 263, сведений о данной государственной услуге не содержит.
Отсутствие на территории муниципального образования административного регламента предоставления указанной выше государственной услуги влечет нарушение установленных пунктами 1,2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прав потенциальных заявителей на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном ч.2 ст. 14 указанного Федерального закона; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме.
Выявленные прокурором нарушения закона свидетельствуют об имеющих место длящихся нарушениях законов в сфере реализации вопросов местного значения, проявляющихся в форме бездействия.
Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ ЗАТО г. Островной Мурманской области в части не включения государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договору с несовершеннолетним» в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г. Островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям, и непринятия административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним» незаконным, нарушающим права несовершеннолетних. Обязать администрацию муниципального образования городской округ ЗАТО г. Островной Мурманской области внести изменения в постановление администрации ЗАТО г. Островной от 27.12.2020 № 263 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г. Островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям» и дополнить государственной услугой «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним». Обязать администрацию муниципального образования городской округ ЗАТО г. Островной Мурманской области принять административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним» в течение 45 дней с момента вступления в силу решения суда.
Определением суда от 31.01.2024 производство по административному делу в части требований о возложении на администрацию муниципального образования городской округ ЗАТО г. Островной Мурманской области обязанности внести изменения в постановление администрации ЗАТО г. Островной от 27.12.2020 № 263 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г. Островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям» и дополнить государственной услугой «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним», а также обязанности принять административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним» в течение 45 дней с момента вступления в силу решения суда, прекращено, в связи с отказом административного истца от заявленных требований в части.
В судебном заседании помощник прокурора Мазнев Д.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, учитывая то обстоятельство, что требования прокурора Кольского района Мурманской области в части внесения изменений в постановление администрации ЗАТО г. Островной от 27.12.2020 № 263, а также в части принятия административного регламента исполнены административным ответчиком в добровольном порядке, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ ЗАТО г. Островной Мурманской области в части не включения государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договору с несовершеннолетним» в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г. Островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям, и непринятия административного регламента предоставления государственной услуги «выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним» незаконным, нарушающим права несовершеннолетних
Представитель ответчика администрации муниципального образования городской округ ЗАТО г. Островной Мурманской области Огинова О.А., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие. Согласно представленным сведениям с целью восстановления прав несовершеннолетних, администрацией ЗАТО г. Островной издано постановление от 15.12.2023 № 233 «О внесении изменений в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г.Островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям, утвержденный постановлением администрации ЗАТО г. Островной от 27.12.2022 № 263»; постановление администрации ЗАТО г. Островной от 31.01.2024 № 19 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним».
Суд, заслушав помощника прокурора Кольского района Мурманской области Мазнева Д.В., исследовав материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статьи 2 указанного закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статья 63 Трудового кодекса Российской Федерации допускает заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 63 ТК Российской Федерации с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, с письменного согласия одного из родителей (попечителя) может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы.
Частью 4 статьи 63 ТК Российской Федерации установлено, что трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы осуществляется с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя.
Частью 5 статьи 63 ТК РФ определено, что в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.
Частью 5 статьи 348.8 ТК Российской Федерации предусмотрено, что заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста четырнадцати лет, допускается с согласия одного из родителей (опекуна), а также с разрешения органа опеки г попечительства, выдаваемого на основании предварительного медицинского осмотра, порядок проведения которого определяется уполномоченные. Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы спортсмена, н достигшего возраста четырнадцати лет, и другие условия, в которых он может выполнять работу без ущерба для своего здоровья и нравственного развития.
Перечень полномочий органов опеки и попечительства установлен частью статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве».
Частью 2 указанной статьи определено, что Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 данной статьи полномочиями. К таким полномочиям, в частности, относятся вышеуказанные полномочия по выдаче в случаях, установленных ТК РФ, орган опеки и попечительства разрешения на трудоустройство несовершеннолетнего.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (р от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Однако в соответствии с частью 1.1 статьи 6 Федерального закона 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве» органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с указанным Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» допускается наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями, осуществляемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 5, в порядке и на срок, определяемые федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, законом субъекта Российской Федерации.
Часть 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
На территории Мурманской области Законом Мурманской области от 13.12.2007 № 927-01-ЗМО (ред. от 20.09.2023) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних наделены органы местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района.
Так, согласно подпунктам 48 и 49 пункта 1 статьи 2 названного Закона Мурманской области органы местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района наделены полномочиями на принятие решения о согласии на трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы, а также принятие решения с согласии на заключение трудового договора с лицами, не достигшими возрасте четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 13.12.2007 № 927-01-ЗМО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий среди иных имеют право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
Подпункт 1 пункта 2 указанной статьи обязывает органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также актами, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 данного Закона, разрабатывать и утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг в части переданных государственных полномочий.
В соответствии со статьей 12 Устава муниципального образования ЗАТО г.Островной Мурманской области, принятого решением Совета депутатов ЗАТО г. Островной от 26.04.2012 №59-06 органы местного самоуправления ЗАТО г. Островной осуществляют отдельные государственные полномочия, в том числе, по образованию и осуществлению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних граждан. Глава администрации, администрация ЗАТО г. Островной несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Мурманской области, в пределах выделенных на эти уели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы местного самоуправления ЗАТО г. Островной и их должностные лица обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Постановлением администрации ЗАТО г. Островной от 15.12.2023 № 233 «О внесении изменений в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г. Островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям, утвержденный постановлением администрации ЗАТО г. Островной от 27.12.2022 № 263» внесены изменения в Реестр муниципальных услуг, так Отделу образования, культуры, спорта и молодёжной политики администрации ЗАТО г. Островной поручено разработать административный регламент муниципальной услуги – «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним».
Постановлением администрации ЗАТО г. Островной от 31.01.2024 № 19 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним»; на Отдел образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации городского округа ЗАТО г. Островной Мурманской области возложена обязанность по исполнению Административного регламента.
Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статьей 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Судом установлено, и не оспаривалось стороной административного ответчика, что в течение длительного времени администрацией муниципального образования ЗАТО г.Островной нормативно-правовая база в части разработки и утверждения административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним», не была приведена в соответствие с действующим законодательством.
Учитывая, что не приведение нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством (отсутствие вышеуказанного административного регламента) означает допустимость произвольной организации работы администрации по оказанию услуги, а также при отсутствии административного регламента, не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, предусмотренные статьей 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», суд находит требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городской округ ЗАТО г. Островной Мурманской области в части не включения государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договору с несовершеннолетним» в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г. Островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям, и непринятия административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним» незаконным, нарушающим права несовершеннолетних подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа ЗАТО г. Островной Мурманской области – удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Островной Мурманской области, выразившееся в невключении государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним» в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями ЗАТО г. островной, и государственных услуг, предоставляемых по переданным полномочиям, и непринятия административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на заключение трудового договора с несовершеннолетним» – незаконным.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области – ПСП в ЗАТО г.Островной путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова