НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Североморского районного суда (Мурманская область) от 02.10.2020 № 12-68/20

№12-68/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

02 октября 2020 года ЗАТО г.Североморск

Судья Североморского районного суда Мурманской области (ЗАТО г. Североморск, ул. Душенова, д. 12а) Тесля В.А., рассмотрев жалобу генерального директора АО «Коломенский завод» ФИО1 на постановление заместителя руководителя ГИТ в Мурманской области №51/6-16-20ИЗ/12-3046-И/25-48 от 30.06.2020, которым АО «Коломенский завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 55 рублей,

установил:

Постановлением заместителя руководителя ГИТ в Мурманской области №51/6-16-20ИЗ/12-3046-И/25-48 от 30.06.2020 АО «Коломенский завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 55 рублей за нарушение норм действующего трудового законодательства, по факту произошедшего 10.03.2020 с работником Общества ФИО2 несчастного случая, повлекшего смертельный исход.

Определением заместителя руководителя ГИТ в Мурманской области №51/6-16-20ИЗ/12-3046-И/25-48 от 08.09.2020 в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ исправлена допущенная в постановлении описка, касающаяся размера наказания, согласно которому наказание юридическому лицу назначено в виде штрафа в размере 55 000 рублей.

На постановление генеральным директором АО «Коломенский завод» подана жалоба, в которой он указал, что на предприятии создано и обеспечено четкое функционирование системы управления охраны труда (далее по тексту – СУОТ), осуществляемая посредством государственных нормативных требований охраны труда. С этой целью на предприятии были разработаны и введены в действие локальные документы (стандарты предприятия, руководящие документы, положения, регламенты и многое др.), которые реализуют процедуру разработанного и действующего на предприятии положения о СУОТ. Общество располагает локальными документами, которые требуют ежегодной актуализации и согласования в органах сертификации и менеджмента качества, так как предприятие относится к предприятиям, выпускающим продукцию для оборонной промышленности, поэтому считают избыточным вносить в положение о СУОТ локальные нормативные акты, что повлечет за собой неоднократный пересмотр Положения о СУОТ. Тем более, что «Типовое» Положение не устанавливает конкретные требования о необходимости включать локальные акты в Положение о СУОТ.

Во исполнение п.32 Типового Положения о СУОТ, организация и проведение СУОТ в Обществе осуществляется в соответствии с ФЗ «426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» и Приказом Минтруда России №33н от 24.01.2014. Результаты (декларации и отчеты) направлены в органы государственного надзора. Работа по СУОТ осуществляется ежегодно, согласно графику. В соответствии с приказом генерального директора проводится специальная оценка условий труда рабочих мест. На предприятии в соответствии с разработанной Методикой ежеквартально проводится оценка профессиональных рисков на рабочих местах в подразделениях.

С целью организации процедуры и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников на территории АО «Коломенский завод» расположена медико-санитарная часть», имеющая лицензию на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Осмотр работников предприятия обеспечен всеми врачам – специалистами, проводится полный объем лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных фактов, при наличии которых проводятся обязательные медицинские осмотры.

Полагает, что на момент несчастного случая со смертельным исходом ФИО2, произошедшего в гостинице в нерабочее время профессиональный риск (опасность) отсутствовал. Просит признать незаконным и отменить постановление заместителя руководителя ГИТ в Мурманской области №51/6-16-20ИЗ/12-3046-И/25-48 от 30.06.2020 о привлечении АО «Коломенский завод» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

На жалобу заместитель руководителя ГИТ в Мурманской области предоставил возражения идентичные постановлению о привлечении АО «Коломенский завод» к административной ответственности, согласно которым просил оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

На указанные возражения представителем АО «Коломенский завод» представлен отзыв, идентичный жалобе.

Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Должностное лицо, вынесшее постановление указал, что при вынесении постановления им допущена техническая описка, которую он устранил 08.09.2020, также указал, что административное наказание юридическому лицу назначено с учетом обстоятельств, смягчающих наказание и отсутствия отягчающих обстоятельств. Просил постановление с учетом определения №51/6-16-20ИЗ/12-3046-И/25-48 от 08.09.2020 оставить без изменения, жалобу Общества без удовлетворения.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Изучив материалы по делу об административном правонарушении, жалобу и приложенные к ней материалы, нахожу постановление заместителя руководителя ГИТ в Мурманской области законным и обоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.2-4 КоАП РФ и ч.3 ст.11.23 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические и юридические лица) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства.

В силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ.

В соответствии с требованиями ст.209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

СУОТ - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о СУОТ утверждено приказом Минтруда России №438н от 19.08.2016.

Согласно Типовому положению создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства. СУОТ должна быть совместимой с другими системами управления, действующими у работодателя.

Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СОУТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются, по-мимо прочего, разделы (подразделы) о процедуре организации и проведения оценки условий труда, о процедуре управления профессиональными рисками, о процедуре организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.

Судьей установлено, что 16.06.2020 заместителем руководителя ГИТ в Мурманской области в отношении АО «Коломенский завод» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ по факту произошедшего 10.03.2020 несчастного случая со смертельным исходом с работником Общества ФИО2, находящегося в служебной командировке в г.Североморске Мурманской области. В ходе проведенного в период с 11.03 по 07.05.2020 расследования комиссией, образованной приказом работодателя, установлено, что приказом №58/41 (с изменениями) на период с 25.01. по 09.03.2020 шеф – инженер ФИО2 был направлен в служебную командировку в г.Североморск Мурманской области, проживал в апартаментах по адресу: Мурманская область, ЗАТО г.Североморск, ул.А.Сизова, д.16, кв.34 совместно со слесарем механосборочных работ ФИО3 10.03.2020 в 13.00 часов ФИО2 сообщил ФИО3 о вызове нарколога для снятия похмельного синдрома, так как накануне в праздники употреблял спиртные напитки. В 15.15 часов ФИО2 был обнаружен в апартаментах без признаков жизни, прибывшая бригада скорой медицинской помощи констатировала биологическую смерть последнего.

В ходе расследования комиссией установлены причины, вызвавшие несчастный случай. Основная причина: смерть вследствие общего заболевания на фоне нахождения пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения сильной степени. Сопутствующая: отсутствие должного контроля за соблюдением трудовой дисциплины работниками, направляемыми в командировку, в части недопустимости потребления алкогольных напитков и (или) нахождения в состоянии алкогольного опьянения.

В Положении о СУОТ, действующем в АО «Коломенский завод», утвержденном приказом №330 от 25.05.2018 не организованы (не прописаны) в соответствии с Типовым положением о СУОТ, утвержденным приказом Минтруда России №438н от 19.08.2016, то есть фактически отсутствуют предусмотренные данным положением процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда, в том числе, организации и проведения оценки условий труда; управления профессиональными рисками; организации о проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.

Действующее в АО «Коломенский завод» положение о СУОТ в части описания процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда, лишь формально дублирует требования, предъявляемые Типовым положением о СУОТ к необходимости разработки работодателем конкретных положений, порядков, методик и др. При этом, в действующем в АО «Коломенский завод» положении о СУОТ отсутствуют ссылки на конкретные, возможно ранее принятые, локальные нормативные акты, непосредственно регулирующие вопросы, связанные с организацией предусмотренных Типовым положением о СУОТ процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда.

Таким образом, в нарушение установленных требований, действующее в АО «Коломенский завод» Положение о СУОТ не соответствует Типовому положению, а именно: не устанавливает процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, предусмотренные Типовым положением. В АО «Коломенский завод» на момент происшествия должным образом не был организован контроль за употреблением направляемыми в командировки работниками алкогольных напитков и (или) нахождением данных работников в состоянии алкогольного опьянения, что, в свою очередь, послужило одной из сопутствующих причин данного несчастного случая.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 30.06.2020 заместителем руководителя ГИТ в Мурманской области постановления №51/6-16-20ИЗ/12-3046-И/25-48 (с учетом определения) о назначении АО «Коломенский завод» административного наказания в виде штрафа в размере 55 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Должностным лицом административного органа верно установлено, что юридическим лицом нарушены государственные нормативные требования охраны труда.

Событие административного правонарушения и вина АО «Коломенский завод» в его совершении, подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении №51/6-16-20-ИЗ/12-2890-И/25-48 от 16.06.2020; положением о системе Управления охраны труда в ОАО «Коломенский завод»; актом о расследовании группового несчастного случая; копиями приказов о направлении работника на работу, об изменении срока командировки; правилами внутреннего трудового распорядка для работников АО «Коломенский завод» и иным представленными доказательствами.

Все исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, указывающих на недопустимость доказательств, и которые могли бы повлечь отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При рассмотрении дела было установлено, что в организации в целом отсутствуют процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда, в частности, на момент происшествия 10.03.2020 должным образом не был организован контроль за употреблением направляемыми в командировки работниками алкогольных напитков и (или) нахождением данных работников в состоянии алкогольного опьянения, то есть соблюдение работниками трудовой дисциплины учреждением не обеспечено, Положение об организации работы по охране труда не соответствует требованиям, установленным приказом Минтруда России №438н от 19.08.2016.

Таким образом, доводы инициатора жалобы о том, что на момент несчастного случая со смертельным исходом ФИО2, произошедшего в гостинице в нерабочее время профессиональный риск (опасность) отсутствовал, а равно иные доводы, приведенные в обоснование жалобы, не могут служить основанием для отмены постановления.

Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, что является справедливым и соразмерным содеянному.

Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя ГИТ в Мурманской области №51/6-16-20ИЗ/12-3046-И/25-48 от 30.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Коломенский завод» оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Коломенский завод» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.А. Тесля