Дело № 2а-5470/2022 26 сентября 2022 года
УИД 29RS0023-01-2022-005712-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при секретаре Некрасовой В. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кожевниковой .. о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кожевниковой А. С. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование административного искового заявления указала, что административным ответчиком не исполнена обязанность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс): за 2020, 2019 в сумме 39 711.00 руб. и пени в сумме 111.48 руб., в том числе: 109,03 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2020; 02,45 руб. за период с 02.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2019; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в сумме 7.84 руб. за период с 18.12.2019 по 02.12.2020 – за несвоевременную уплату налога за 2018; по транспортному налогу с физических лиц за 2020, 2019 в сумме 11 969.00 руб. и пени в сумме 1 613.97 руб., в том числе: 23,38 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2020; 131.02 руб. за период с 02.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2019; 318,72 руб. за период с 18.12.2019 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2018; 474,26 руб. за период с 17.12.2018 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2017; 666,59 руб. за период с 09.02.2018 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2016; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов, за 2020, 2019, 2018 в сумме 776.00 руб. и пени в сумме 45.83 руб., в том числе: 00,34 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2020; 12,35 руб. за период с 02.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2019; 33,14 руб. за период с 03.12.2019 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2018, всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 54 235 руб. 12 коп.
Административный истец - представитель МИФНС № 9 в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Кожевникова А. С., надлежаще извещённая (л. д. 54), в суд не явилась, об отложении не ходатайствовала, каких-либо письменных пояснений по делу, возражений не представила.
Согласно статье 150, части 2 статьи 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие привлечённых к участию в деле лиц.
Изучив материалы дела, материалы дела № 9а-60/2022-4, суд приходит к следующему.
По статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно сведениям, представленным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ в адрес МИФНС № 9 органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, Кожевникова А. С. в 2019 являлась собственником транспортных средств – объектов налогообложения.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Как это предусмотрено статьей 361, 363 Кодекса, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области принят Закон от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон). Статьей 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости категории транспортных средств, от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьей пунктом 1 статьи 363 НК РФ. Так, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом в соответствии со статьей 360 НК РФ признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 362 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учёта транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
В связи с вышеизложенным, Кожевниковой А. С. был исчислен транспортный налог за 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, что подтверждается налоговыми уведомлениями (л. д. 33-37). В установленный срок налог в бюджет не уплачен.
Транспортный налог за 2020, 2019 заявлен ко взысканию по настоящему заявлению.
Согласно данным, представленным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ в адрес Инспекции органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, государственный технический учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним Кожевникова А. С. являлась собственником недвижимого имущества – земельных участков - объектов налогообложения.
В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки земельного налога, в соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Согласно пункту 1 статьи 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании статьи 390, 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 397 Кодекса земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом согласно статье 393 НК РФ признается календарный год.
В соответствии со статьёй 397 Кодекса налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В связи с вышеизложенным, Кожевниковой А. С. был исчислен земельный налог за 2020, 2019, 2018, что подтверждается налоговыми уведомлениями. В установленный срок налог в бюджет не уплачен и заявлен ко взысканию (за 2018, 2020) по настоящему заявлению.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят налогоплательщики - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьёй 226 НК РФ.
Таким образом, при получении налогоплательщиком дохода от страховых компаний, на основании пункта 1 статьи 24 и статьи 226 НК РФ ..... признаётся налоговым агентом и обязано исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В данном случае, формой сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога является - «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), которая утверждена Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ (приложение № 1 к настоящему приказу).
Налоговым агентом в порядке статьи 226 НК РФ в Инспекцию были представлены справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ с указанием суммы полученного административным ответчиком дохода и суммой неудержанного налога.
.....
.....
.....
Иных справок о доходах и суммах налога физического лица за 2019, 2020 в отношении налогоплательщика от названного налогового агента в Инспекцию не поступало.
Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» утверждены коды видов доходов и коды видов вычетов налогоплательщика.
.....
.....
.....
Также в соответствии с представленными справками по форме 2-НДФЛ код дохода указан – «4800», что соответствует наименованию дохода: «иные доходы».
То есть если при заполнении справки 2-НДФЛ вид дохода, выплаченного налогоплательщику, в Приказе ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ не предусмотрен, то используется код дохода 4800 «Иные доходы».
При этом, доходы, освобождаемые от налогообложения, не подлежат отражению в форме сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ) (Письмо Минфина России от 02.04.2019 № 03-04-05/22860).
Соответственно, самостоятельное определение налоговым органом сумм дохода налогоплательщика, с которых налоговым агентом не был удержан налог на доходы физических лиц, и, соответственно сумм, с которых подлежит уплате налог, не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, в случае несогласия с данными, содержащимися в справке по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учёта уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ.
При этом перерасчёт налога на доходы физических лиц налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется только после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Налоговое уведомление формируется налоговым органом на основании представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ Сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, в виде Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).
Налог за 2018 уплачен в бюджет 01.12.2020, 02.12.2020, то есть с нарушением установленного срока. Налог за 2019, 2020 заявлен ко взысканию по настоящему заявлению.
В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц возлагается на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление, не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Форма налогового уведомления утверждена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с частью 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
С учётом положений статьи 52, 362 Кодекса налоговым органом сформированы и направлены в адрес налогоплательщика налоговые уведомления:
- от 01.09.2021 № 59159002 на уплату налогов за 2020 в установленный законом срок - не позднее 01.12.2021 (л. д. 33);
- от 01.09.2020 № 77686526 на уплату налогов за 2019 в установленный законом срок - не позднее 01.12.2020 (л. д. 34);
- от 01.08.2019 № 60337819 на уплату налогов за 2018 в установленный законом срок - не позднее 02.12.2019 (л. д. 35);
- от 05.09.2018 № 40954233 на уплату налогов за 2017 в установленный законом срок - не позднее 03.12.2018 (л. д. 36);
- от 20.09.2017 № 61432834 на уплату налогов за 2016 в установленный законом срок - не позднее 01.12.2017 (л. д. 37);
- от 08.10.2016 № 92893372 на уплату налогов за 2015 в установленный законом срок - не позднее 01.12.2016;
В налоговых уведомлениях указаны: сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, срок владения, а также срок уплаты налога.
В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 4 статьи 31 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 4 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по направлению налогового уведомления в адрес налогоплательщика.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.
В связи с тем, что в установленные сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени:
- 109,03 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2020 (л. д. 17);
- 00,34 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату земельного налога за 2020 (л. д. 17);
- 23,38 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2020 (л. д. 17, оборот);
- 11,79 руб. за период с 14.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату земельного налога за 2019 (л. д. 20);
- 31,61 руб. за период с 25.12.2019 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 (л. д. 20, оборот);
- 07,84 руб. за период с 18.12.2019 по 02.12.2020 – за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2018 (л. д. 21);
- 31,44 руб. за период с 15.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 (л. д. 21, оборот)
- 93,19 руб. за период с 15.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 (л. д. 22);
- 318,72 руб. за период с 18.12.2019 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 (л. д. 22);
- 666,59 руб. за период с 09.02.2018 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 (л. д. 11, оборот);
- 474,26 руб. за период с 17.12.2018 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 (л. д. 24);
- 02,33 руб. за период с 15.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2019 (л. д. 25);
- 01,61 руб. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 (л. д. 27);
- 04,78 руб. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 (л. д. 27);
- 00,12 руб. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 – за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2019 (л. д. 27);
- 00,56 руб. за период с 02.12.2020 по 13.12.2020 – за несвоевременную уплату земельного налога за 2019 (л. д. 29);
- 01,53 руб. за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 – за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 (л. д. 31).
Расчёт сумм пени приложен к настоящему административному исковому заявлению.
Статьёй 45 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ налоговым органом сформированы и направлены должнику требования:
- № 57279 с предложением в добровольном порядке в срок до 14.01.2022 уплатить недоимку по налогу в сумме 48 268 руб. и задолженность по пени в сумме 132,75 руб. (л. д. 15-16);
- № 35172 с предложением в добровольном порядке в срок до 01.09.2021 уплатить задолженность по пени в сумме 4 235,71 руб. (л. д. 18-19);
- № 62414 с предложением в добровольном порядке в срок до 18.01.2021 уплатить недоимку по налогу в сумме 3 534 руб. и задолженность по пени в сумме 06,51 руб. (л. д. 26);
- № 18484 с предложением в добровольном порядке в срок до 15.01.2021 уплатить недоимку по налогу в сумме 327 руб. и задолженность по пени в сумме 0,56 руб. (л. д. 28);
- № 24477 с предложением в добровольном порядке в срок до 28.01.2020 уплатить недоимку по налогу в сумме 327 руб. и задолженность по пени в сумме 1.53 руб. (л. д. 30).
Пунктом 4 статьи 31, пунктом 6 статьи 69 НК РФ установлено, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 4 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по направлению требований в адрес налогоплательщика.
В установленный срок, на момент направления настоящего заявления в суд и его рассмотрения в суде, требование налогоплательщиком самостоятельно не исполнено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства.
До 23.12.2020 заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (статья 48 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, действующей до 22.12.2020).
С 23.12.2020 заявление о взыскании в порядке приказного производства подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (статья 48 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку общая сумма задолженности превысила 10 000,00 руб. по требованию № 57279 со сроком исполнения до 14.01.2022., то срок для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа - не позднее 14.07.2022 (14.01.2022 + 6 мес.).
Как усматривается из материалов дела, 28.01.2022 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам с Кожевниковой А. С., то есть в установленный законом срок.
31.01.2022 мировым судьей судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с Кожевниковой А. С. задолженности по налогам и сборам в общей сумме 54 654, 21 руб.
Отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, указанным в части 3 статьи 123.4 КАС РФ, препятствует повторному обращению с таким же заявлением (к тому же должнику, о том же предмете, по тем же основаниям). Для разрешения заявленных требований взыскатель вправе обратиться в суд в порядке административного искового производства.
Пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" установлено, что в случае если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Следовательно, срок обращения налогового органа с административным исковым заявлением в суд - не позднее 14.07.2022.
Административное исковое заявление о взыскании с Кожевниковой А. С., спорной недоимки изначально датировано 24.01.2022, поступило мировому судье 28.01.2022, то есть изначально в установленные законом сроки. В последующем, датированное 31.08.2022, направлено в адрес Северодвинского городского суда Архангельской области, куда поступило 05.09.2022, то есть с пропуском срока на обращение с административным исковым заявлением.
Вместе с тем налоговым органом приняты меры по взысканию с Кожевниковой А. С., задолженности в установленном законом порядке, причины пропуска срока на обращение с административным исковым заявлением, в том числе обусловлены необходимостью соблюдения требований части 7 статьи 125 КАС РФ, срок обращения в суд пропущен налоговым органом незначительно.
Учитывая приведённые обстоятельства, а также принимая во внимание то, что период пропуска срока для предъявления административного иска в суд с учётом даты направления документов в порядке приказного производства, даты получения налоговым органом копии определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа является незначительным, указанное обстоятельство не может являться достаточным основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налогов и пени, начисленных в связи с несвоевременной их уплатой, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о восстановления срока обращения налогового органа с учетом доводов, приведённых МИФНС № 9 в соответствующем ходатайстве.
С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа о наличии в собственности ответчика объектов налогообложения, материалы дела их не содержат.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере 1 827 руб. 05 коп.
Руководствуясь статьями 175 -180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кожевниковой .. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Кожевниковой .., в доход бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ: за 2020, 2019 в сумме 39 711,00 руб. и пени в сумме 111.48 руб., в том числе: 109,03 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2020; 02,45 руб. за период с 02.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2019; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в сумме 7,84 руб. за период с 18.12.2019 по 02.12.2020 – за несвоевременную уплату налога за 2018; по транспортному налогу с физических лиц за 2020, 2019 в сумме 11 969,00 руб. и пени в сумме 1 613,97 руб., в том числе: 23,38 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2020; 131,02 руб. за период с 02.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2019; 318,72 руб. за период с 18.12.2019 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2018; 474,26 руб. за период с 17.12.2018 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2017; 666,59 руб. за период с 09.02.2018 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2016; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов, за 2020, 2019, 2018 в сумме 776,00 руб. и пени в сумме 45,83 руб., в том числе: 00,34 руб. за период с 02.12.2021 по 12.12.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2020; 12,35 руб. за период с 02.12.2020 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2019; 33,14 руб. за период с 03.12.2019 по 30.07.2021 – за несвоевременную уплату налога за 2018, всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 54 235 (Пятьдесят четыре тысячи двести тридцать пять) руб. 12 коп.
Взыскать с Кожевниковой .. в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 1 827 (Одна тысяча восемьсот двадцать семь) руб. 05 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д. В. Попова
Решение принято в окончательной форме 10.10.2022.