НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северодвинского городского суда (Архангельская область) от 11.01.2013 № 2-134/2013

  Дело № 2-134-13

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 11 января 2013 года г. Северодвинск

 Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

 председательствующего судьи Юренского А.Н.,

 при секретере ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности по установлению доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего,

 установил:

 истец ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «Северодвинск (далее по тексту – Администрация) с требованиями обязать Администрацию на основании областного закона от 16.04.1998г. № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области», решения муниципального Совета МО «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107 «Об установлении муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии» установить истцу ежемесячную доплату к трудовой пенсии с 27.07.2012г.

 В обоснование исковых требований указала, что на основании областного закона от 16.04.1998г. № 68-15-03 «О муниципальной службе в Архангельской области» (далее - областной закон от 16.04.1998г. № 68-15-03), решения муниципального Совета МО «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107 «Об установлении муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии» (далее - решение муниципального Совета от 17.06.1999 № 107), 27.07.2012 обратилась в администрацию МО «Северодвинск» с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001№173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ).

 Письмом от 22.08.2012г. № 01-03-29/2431 Администрацией города сообщено, что оснований для назначения истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не имеется, поскольку истец была уволена с младшей должности муниципальной службы специалиста I категории социального отдела Управления социального защиты населения администрации города в связи с сокращением численности работников организации 31.12.2005, а трудовая пенсия была назначено после сокращения.

 В период с 29.12.1992г. по 31.12.2005г. истец занимала должность муниципальной службы в администрации города и была уволена с муниципальной должности на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи сокращением численности работников организации.

 В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 №73-Ф3 с 27.04.2012г. истцу бессрочно назначена трудовая пенсия по старости.

 Согласно записям трудовой книжки на день увольнения с муниципальной должности стаж муниципальной службы истца составил - 13 лет 2 дня.

 Статьей 18 областного закона от 16.04.1998г. № 68-15-ОЗ установлено, что муниципальные служащие в связи с выходом на трудовую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим устанавливается при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин и 10 календарных лет у женщин. Порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

 В соответствии с п. 1 решения муниципального Совета МО «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107 лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в соответствии с областным законом «О едином реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы» ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством РФ и Законом РФ «О занятости населения в РФ», устанавливается в зависимости от стажа муниципальной службы.

 Анализ правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что условиями возникновения права муниципального служащего на ежемесячную доплату за счет средств местного бюджета к трудовой пенсии являются наличие выслуги муниципальной службы (для женщин не менее 10 лет) и выход на трудовую пенсию по старости.

 В этой связи доводы администрации города о том, что право муниципального служащего на дополнительное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет возникает только в случае увольнения с муниципальной должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, являются необоснованными.

 Исходя из изложенного, истец полагает, что при прекращении муниципальной службы вследствие сокращения численности работников и фактическим выходом на трудовую пенсию по старости, с учетом наличия необходимого стажа муниципальной службы, с момента обращения возникло право на получение доплаты к ней в размере, предусмотренном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а именно в соответствии с п. 1 решения муниципального Совета муниципального образования «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107.

 В судебном заседании истец ФИО2 на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

 Представитель ответчика администрации МО «Северодвинск» ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д. 52, 81), возражала против исковых требований на том основании, что из анализа правовых норм, регулирующих отношения по назначению муниципальным служащим ежемесячной доплаты к пенсии, в том числе ст. 18 закона Архангельской области от 16.04.1998г. № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области», указанная доплата к пенсии полагается лишь лицам у которых имеется соответствующий стаж муниципальной службы, возникло право для назначения пенсии и данные лица выходят на пенсию с муниципальной службы.

 Выслушав объяснения истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, изучив материалы дела в совокупности с представленными сторонами доказательствами, суд пришел к следующему выводу.

 Судом сторонам в соответствии со статьей 114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что истец ФИО2 с 29.12.1992г. по 31.12.2005г. работала в различных должностях администрации города Северодвинска, а в последующем в администрации МО «Северодвинск».

 31.12.2005г. ФИО2 была уволена из Администрации по сокращению численности (штата) работников организации по пункту 2 ст. 81 ТК РФ.

 С 01.01.2006г. истец была принята ведущим специалистом УСЗН Администрации Архангельской области ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Северодвинску», которое в последующем было переименовано в департамент социальной защиты населения Архангельской области ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Северодвинску». В связи с ликвидацией Департамента его функции были возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Северодвинску».

 Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, материалами гражданского дела, в том числе: распоряжением о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (л.д. 16); справкой о стаже муниципальной службы от 15.08.2012г. № 42 (л.д. 17); уведомлением о сокращении (л.д. 18); копией трудовой книжки истца (л.д. 19-23); постановлением мэра МО «Северодвинск» от 30.11.2005г. № 133 о ликвидации УСЗН (л.д. 53); распоряжениями и приказами о приеме истца на работу и переводах истца (л.д. 54-59) и со стороны представителя ответчика не оспаривалось, в связи с чем, суд признает их установленными.

 С 27 апреля 2012 года истцу назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), что подтверждается объяснениями истца, его пенсионным удостоверением и справкой органа Пенсионного фонда (л.д. 11, 12) и со стороны представителя ответчика не оспаривается.

 27 июля 2012 года истец обратилась в Администрацию с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, как муниципальному служащему (л.д. 10).

 Письмом от 22.08.2012г. № 01-03-29/2431 мэром МО «Северодвинск» истцу было отказано в установлении указанной доплаты (л.д. 9).

 Доводы истца о том, что для начисление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, достаточной фактического выхода на трудовую пенсию по старости и наличие необходимого стажа муниципальной службы (для женщин – 10 календарных лет), независимо от того, когда данное лицо уволилось с муниципальной службы и продолжало ли данное лицо свою трудовую деятельность после увольнения в других организациях и учреждениях, суд находит необоснованным, связанным с неверным толкованием норм материального права.

 В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления на основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

 В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 23 Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.03.2007г. № 25-Ф3) для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.

 Такое пенсионное обеспечение в силу п. 1 ст. 24 Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет соответствующего бюджета.

 Статьей 18 областного закона от 16.04.1998г. № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» установлено, что муниципальные служащие в связи с выходом на трудовую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим устанавливается при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин и 10 календарных лет у женщин. Порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

 В соответствии с п. 1 решения муниципального Совета МО «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107 «Об установлении муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии» лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в соответствии с областным законом «О едином реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы» ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством РФ и Законом РФ «О занятости населения в РФ», устанавливается в зависимости от стажа муниципальной службы (л.д. 24-25).

 Решение муниципального Совета МО «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107 принято во исполнение п. 8 ст. 18 областного закона от 16.04.1998г. № 68-15-03, как развивающее нормотворческие возможности представительного органа местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе и в сфере выплат ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, занимающим муниципальные должности муниципальной службы.

 Во исполнение решения муниципального Совета от 17.06.1999г. № 107 распоряжением мэра МО «Северодвинск» от 17.08.1999г. № 376р было утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим органов местного самоуправления Северодвинска (л.д. 26-31), которое в настоящее время признано утратившим силу Распоряжением администрации МО «Северодвинск» от 12.04.2012г. № 143-ра «Об утверждении административного регламента представления муниципальной услуги «Установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Северодвинска» (л.д. 33-41).

 Согласно п. 2.5.1 данного Административного регламента, основанием отказа в предоставлении услуги является несоответствие заявителя требованиям ст. 18 областного закона от 16.04.1998г. № 68-15-03.

 Доводы представителя Администрации о том, что спорная ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается лишь муниципальным служащим, уволившимся с муниципальной службы на пенсию и имеющие соответствующий стаж муниципальной службы, суд находит заслуживающими внимание.

 Из абзаца 1 пункта 2 ст. 18 областного закона № 68-15-ОЗ от 16.04.1998г. «О муниципальной службе в Архангельской области» следует, что право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» или законом РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» имеют муниципальные служащие в связи с выходом на трудовую пенсию.

 Согласно ст. 10 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

 В соответствии со ст. 2 указанного Закона № 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

 Из анализа указанных правовых норм следует, абзацем 1 пункта 2 ст. 18 областного закона № 68-15-ОЗ от 16.04.1998г. предусмотрена ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим в связи с выходом на трудовую пенсию непосредственно с муниципальной службы и с должности муниципального служащего.

 Указанные обстоятельства также подтверждаются анализом правовых норм Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе РФ» и Федеральным законом № 25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ».

 П.п. 11 п.1 ст. 52 Федерального закона № 79-Фз и п.п. 5 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ гарантируется государственное пенсионное обеспечение для граждан, проходивших государственную службу и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальному служащему.

 Основные принципы муниципальной службы, предусмотренные ст. 4 Закона № 25-ФЗ, аналогичны принципам гражданской службы, предусмотренной также ст. 4 Закона № 79-ФЗ.

 В силу пунктов 4 и 6 ст. 5 закона № 25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством, в том числе, соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.

 Соответственно, пенсионное обеспечение государственного гражданского служащего и муниципального служащего, также должны быть аналогичны и взаимосвязаны.

 Исходя из с. 7 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условием назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим является наличие права на пенсию, определенного стажа государственной гражданской службы и замещения должности федеральной государственной гражданской службы при увольнении с федеральной государственной гражданской службы (непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы).

 Как уже указывалось ранее, согласно пункта 4 ст. 7 указанного закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, но не должны противоречить условиям назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим, исходя из принципов и взаимосвязи муниципальной и государственной гражданской службы.

 Из вышеизложенного следует, что право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, в соответствии с абзацем 1 пункта 2 ст. 18 областного закона № 68-15-ОЗ от 16.04.1998г. «О муниципальной службы в Архангельской области», имеют лица в связи с выходом на трудовую пенсию непосредственно с муниципальной службы и с должности муниципального служащего, имея при этом необходимый стаж муниципальной службы (12,5 календарных лет - у мужчин и 10 календарных лет – у женщин).

 Таким образом, исковые требования ФИО2 к администрации МО «Северодвинск» о возложении обязанности на Администрацию, на основании областного закона от 16.04.1998г. № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области», решения муниципального Совета МО «Северодвинск» от 17.06.1999г. № 107 «Об установлении муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии», установить истцу ежемесячную доплату к трудовой пенсии с 27.07.2012г., как муниципальному служащему, суд находит не подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности по установлению доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

 Судья-председательствующий А.Н. Юренский