Северодвинский городской суд Архангельской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Северодвинский городской суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3067-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 10 августа 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Звягина И.В.,
при секретаре Рослик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Лодыгина Антона Алексеевича к войсковой части 90212, федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» о признании права на повышение должностного оклада, взыскании невыплаченной заработной платы,
установил:
Лодыгин А.А. обратился в суд с иском к войсковой части 90212, федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» (далее – ФБУ УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу) о признании права на повышение должностного оклада, взыскании недовыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда за апрель, май и июнь 2011 года в размере ... рублей, и обязании войсковую часть 90212 установить и выплачивать ему с 01 июля 2011 года за счет федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» повышение должностного оклада с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда на время выполнения этих работ. Требования обосновал тем, что работает в войсковой части 90212 в должности ... ... судна размагничивания СР «В.Котельников» который входит в состав судов обеспечения отделения вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы. Ответчик нарушает его трудовые права и не выплачивает ему повышение должностного оклада в связи с работой с тяжелыми и вредными условиями труда на 12%. Повышение оклада предусмотрено п. 50 раздела 3 Приказа Министерства обороны РФ №555 от 10 ноября 2008 года гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. В соответствии с п. 17 Раздела 1, приложения 3 Положения к работам с тяжелыми и вредными условиями труда относится обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок. Эти работы осуществляются истцом, а его должностные обязанности, подтверждающие обслуживание, ремонт и эксплуатацию судна содержатся в Уставе службы на судах Военно-Морского Флота (л.д.5-8).
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.38).
Представитель ответчика войсковой части 90212 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных требований (л.д.29, 49, 53).
Представитель ответчика УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражая против удовлетворения иска (л.д. 43- 44).
Представитель третьего лица войсковой части 40783 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.54).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец с 22 июня 2009 года и по настоящее время работает в должности ... судна размагничивания «В.Котельников», что никем не оспаривается (л.д.50, 51).
Статьей 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.
Под заработной платой (оплата труда работника), понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
В силу положений ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно п.50 Раздела III Приказа Министра обороны РФ №555 от 10 ноября 2008 года «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583» (Приказ) гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение N 3 к Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 процентов.
Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.
В соответствии с п.17 Раздела I Приложения №3 Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации» (в редакции от Приказа Министра обороны РФ №4 от 08 сентября 2010 года, и действовавшей до 23 июля 2011 года), обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок, относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями.
Пункт 552 Перечня работ к работам с тяжелыми и вредными условиями труда относит контроль при производстве работ, предусмотренных в Разделе I.
Согласно п.п.148,149 «Устава службы на судах Военно-Морского Флота», утвержденного Приказом Министра обороны РФ №999 от 22 июля 2010 года начальник радиостанции подчиняется капитану судна и является начальником радиотехнической службы. Он отвечает за обеспечение судна связью и техническую готовность аппаратуры связи и радиотехнического оборудования судна.
Указания ... судна обязательны для исполнения всеми членами экипажа.
Согласно справке работодателя истец с 11 января 2011 года и по настоящее время выполняет обязанности по обслуживанию, ремонту и эксплуатации СР «В.Котельников» более 50% процентов своего рабочего времени (л.д.49), что также подтверждается табелями учета рабочего времени (л.д.10).
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В связи с чем, суд считает, что работа, которую выполняет истец в соответствии со своими должностными обязанностями, является работой с тяжелыми и вредными условиями труда, соглашается с доводами истца и не принимает доводы ответчика УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу о том, что истец не работает в тяжелых либо вредных условиях труда, в силу следующего.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Из указанных норм Трудового кодекса РФ следует, что Министерство обороны РФ как федеральный орган государственной власти вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, устанавливать особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Отнесение Положением работ по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок к работам с тяжелыми и вредными условиями труда направлено на сохранение жизни и здоровья, предоставление дополнительных гарантий отдельной категории работников - гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ.
Поэтому судом не принимается довод ответчика УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу о том, что тяжелый либо вредный характер работы, выполняемой работником, может быть определен только по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, т.к. отдельные работы в силу указанных выше норм законодательства могут быть отнесены к работам с тяжелыми и вредными условиями труда в силу прямого указания нормативного правового акта.
Ответчиками не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что была проведена аттестация рабочего места истца по условиям труда, в результате которой было бы выявлено отсутствие на рабочем месте истца вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ проведение аттестации всех рабочих мест по условиям труда является обязанностью работодателя и ее несоблюдение не может являться основанием для умаления трудовых прав работника на оплату труда в повышенном размере за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
В связи с тем, что работодатель не выполнил свою обязанность, аттестация рабочего места истца по условиям труда не проведена и конкретный размер повышения оплаты труда истца в порядке, предусмотренном ст. 147 Трудового кодекса РФ, не установлен, суд считает, что истец имеет право на получение заработной платы в повышенном размере с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере, предусмотренном Положением, - 12%, при условии выполнения работы в тяжелых и вредных условиях труда.
Следовательно, истец имел право на оплату труда в повышенном размере, а именно с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 12%, в соответствии со ст.ст. 22, 129, 132, 147 Трудового кодекса РФ, п. 50 Положения и п. 17 Перечня (в редакции Приказа Министра обороны РФ, действовавшей до 23 июля 2011 года) в период с апреля по июнь 2011 года.
Суд находит правильным проверенный расчет ответчика УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу, согласно которому задолженность по выплате заработной платы перед истцом за период с апреля по июнь 2011 года с учетом увеличения оклада на 12% за вычетом НДФЛ составляет ... копеек. (л.д.47).
Суд принимает данный расчет, как содержащий все составляющие заработной платы истца, и составленный на основании карточки-справки истца.
Расчет истца (л.д.9) суд отвергает, поскольку в нем не указано, на основании каких первичных документов был произведен расчет.
Поскольку войсковая часть 90212 состоит на финансовом обеспечении УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу, то суд частично удовлетворяет требования истца и взыскивает с войсковой части 90212 за счет финансовых средств УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу, недовыплаченную заработную плату за период с апреля по июнь 2011 года в размере ... копеек.
Согласно Приказа Министра обороны РФ от 29 апреля 2011 года №611, вступившего в действие с 24 июля 2011 года, п.17 Раздела I Приложения №3 Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации» был признан утратившим силу.
Из материалов дела видно, и это никем не оспаривается, что в период с 01 по 23 июля 2011 года истец выполнял обязанности по обслуживанию, ремонту и эксплуатации СР «В.Котельников» более 50% процентов своего рабочего времени.
Следовательно, истец имеет право на установление ему надбавки к должностному окладу в размере 12% в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда на период с 01 по 23 июля 2011 года.
В связи с чем, суд удовлетворяет требования истца о признании за ним права на указанную надбавку к заработной плате на период 01 по 23 июля 2011 года, т.е. на момент окончания действия п.17 Раздела I Приложения №3 Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с войсковой части 90212 за счет финансовых средств УФО МО РФ по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере ... копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Лодыгина Антона Алексеевича к войсковой части 90212, федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» о признании права на повышение должностного оклада, взыскании невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с войсковой части 90212 за счет финансовых средств федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» в пользу Лодыгина Антона Алексеевича невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда за апрель, май и июнь 2011 года в размере ... копеек.
Признать за Лодыгиным Антоном Алексеевичем право на получение надбавки к должностному окладу в размере 12% в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда на период с 01 по 23 июля 2011 года.
Взыскать с войсковой части 90212 за счет финансовых средств федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере ... копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья – председательствующий Звягин И.В.