НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия) от 24.12.2014 № 2-1760/14

Дело № 2-1760/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Цэдашиева Б.Г., при секретаре Намтаровой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Быковской О.Е. к администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на приватизацию жилого помещения, понуждении осуществить передачу жилого помещения в собственность путем приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Быковская О.Е. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указывает, что вместе с дочерью С. проживают в жилом помещении по <адрес> на основании договора социального найма от 22.09.2014 года. 25.11.2014 года она подала заявление о приобретении указанного жилого помещения в собственность. Ответчик отказал в удовлетворении ее заявления, в обоснование указав, что жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу. С отказом в выдаче разрешения на приватизацию она не согласна, поскольку жилое помещение в установленном законом порядке аварийным не признан. На основании указанного, просит признать незаконным отказ администрации МО «город Северобайкальск» в выдаче разрешения на приватизацию жилого помещения и обязать ответчика заключить с ней и ее детьми договор о передаче спорного жилья в собственность в силу Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ».

Истец Быковская О.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить, при этом дополнительно указала, что межведомственная комиссия жилое помещение не обследовала на предмет аварийности, она с заявлением в межведомственную комиссию о проведения обследования на предмет аварийности не обращалась. Дом, в котором она проживает аварийным не является, дом в хорошем состоянии. Акта обследования жилого помещения на предмет аварийности, заключения межведомственной комиссии не имеется.

Представитель администрации МО «город Северобайкальск» по доверенности Градунцева Л.М. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала, указала, что фактически жилое помещение было включены в перечень ветхих и аварийных домов номинально по году постройки, обследования жилого дома межведомственной комиссией в установленном законом порядке фактически не проводилось.

Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Быковская О.Е. зарегистрирована и проживает по <адрес> на основании договора социального найма от 22.09.2014 года. Согласно указанному договору социального найма, нанимателем жилого помещения является Быковский П.Н., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены его жена – истица Быковская О.Е. с дочерью С. 25.11.2014 года истица обратилась к ответчику с заявлением о приобретении указанного жилого помещения в личную собственность. 26.11.2014 года администрация МО «г.Северобайкальск» отказала Быковской О.Е. в приватизации квартиры по мотиву включения дома в адресный перечень домов, подлежащих сносу.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2 указанного Закона предусматривает, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7 закона указывает, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Порядок заключения договора регламентирован гл.27 ГК РФ.

Между тем, отказывая в разрешении на приватизацию жилого помещения, ответчик ссылается на то, что дом, в котором проживает истец, включен в адресный перечень домов, подлежащих сносу.

Запрет на осуществление приватизации жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии исходит из ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Между тем, в соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждены Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Процедура проведения оценки соответствия помещения предусмотрена п.44 Положения.

Пункт 47 Положения указывает, что по результатам работы комиссия принимает решение, в том числе и о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п.49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по установленной форме.

В соответствии с п. 48 Положения, по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.

На основе полученного заключения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.

Между тем, из пояснений сторон следует, что обследование межведомственной комиссией жилого помещения по <адрес> фактически не проводилось, и соответственно, акт и заключение о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, не выносилось. Указанное также не отрицается представителем ответчика, что фактически обследование жилого помещения межведомственной комиссией не проводилось на предмет его аварийности. Вместе с тем, составление заключения о признании помещения аварийным и подлежащим сносу, нормами законодательства отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

При указанных обстоятельствах, суд полагает отказ администрации города в разрешении на приватизацию жилого помещения по мотиву включения жилья в адресный перечень домов, подлежащих сносу, является незаконным, в связи с чем, иск в указанной части является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в части понуждения ответчика произвести приватизацию жилого помещения.

Из вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок передачи жилых помещений в собственность граждан, следует, что приватизация занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде осуществляется на добровольной основе, и наличие согласия всех лиц, проживающих в жилом помещении, является обязательным условием для заключения договора приватизации. Соблюдение установленного Законом порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

Таким образом, учитывая, что порядок оформления передачи жилья предусматривает также иные основания, соблюдение которых обязательно в соответствии с положениями Закона, суд полагает несостоятельными требования истца в части понуждения ответчика заключить с нею и с членами ее семьи договор на передачу квартир в собственность на основании Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» только на основании отмены оспариваемого решения об отказе. Суду не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести его отчуждение в частную собственность, по всем предусмотренным законом основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Быковской О.Е. удовлетворить частично.

Признать решение администрации муниципального образования «г.Северобайкальск» об отказе в выдаче Быковской О.Е. разрешения на приватизацию жилого помещения, расположенного по <адрес> по мотиву включения жилья в адресный перечень домов, подлежащих сносу, незаконным.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24.12.2014 года.

Судья Б.Г. Цэдашиев