НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северного районного суда г. Орла (Орловская область) от 28.09.2018 № 2А-774/18

№ 2а-774/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2018 года г. Орёл

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Золотухина А.П.

при секретаре судебного заседания Степеневой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Косухиной Галины Леонидовны к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о признании незаконным решения № 10525 от 12.12.2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Косухина Г.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о признании незаконным решения № 10525 от 12.12.2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указав в обоснование заявленных требований, что 20.10.2017г. в отношении нее ответчиком был составлен акт камеральной проверки, в котором содержалось предложение о привлечении ее к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% за не перечисление налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ за полугодие 2017г. Оспариваемым решением ответчика № 10525 от 12.12.2017г. истец привлечена к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 2563,6 руб. Решением УФНС России по Орловской области от 22.08.2018г. № 185 жалоба истца на оспариваемое решение оставлена без удовлетворения. Истец считает, что в данном случае должна быть применена аналогия нормы ст. 122 НК РФ и разъяснения судебной практики, согласно которым в данном случае отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. В связи с изложенным, административный истец просит суд отменить решение ИФНС России по г. Орлу № 10525 от 12.12.2017 года.

В судебное заседание административный истец Косухина Г.Л., надлежаще извещенная не явилась, в представленном в адрес суда ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представители административного ответчика ИФНС России по г. Орлу по доверенности Герасимов И.А., Корнеева Д.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что Косухина Г.Л. неправильно квалифицировала свои виновные действия и ее ссылка на судебную практику по применению ст. 122 НК РФ не обоснована.

Суд, выслушав представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В силу пункта 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом ( п. 4 ст. 226 НК РФ).

Положениями пункта 6 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета, в том числе, документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 6-НДФЛ.

В судебном заседании установлено, что с 01.10.1997 года по 09.01.2018 года Косухина Г.Л. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила предпринимательскую деятельность 09.01.2018 года.

06.07.2017г. Косухиной Г.Л. в ИФНС России по г. Орлу был представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ за полугодие 2017 года, из которого следует, что ИП Косухиной Г. Л. как налоговым агентом из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, удержана сумма налога по сроку 17.04.2017г. – 23 руб., сумма недоимки 16395 руб., по сроку 15.05.2017г. – 2486 руб., сумма недоимки 10652 руб., по сроку 15.06.2017г. – 1950 руб., сумма недоимки 4459 руб., по сроку 17.07.2017г. – 1950 руб., сумма недоимки 6409 руб.

Административный истец Косухина Г.Л. не оспаривает факт не перечисления удержанного налога в сумме 6409 рублей.

В связи с обнаружением налоговым органом фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях была проведена камеральная налоговая проверка и составлен соответствующий акт № 11509 от 20.10.2017г.

12.12.2017г. в отношении Косухиной Г.Л. ИФНС России по г. Орлу принято решение № 10525 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 2563,60 рублей.

Не согласившись с решением ИФНС России по г. Орлу, Косухина Г.Л. обратилась в УФНС по Орловской области с жалобой.

Решением УФНС по Орловской области № 185 от 22.08.2018 года, жалоба Косухиной Г.Л. на решение ИФНС России по г. Орлу от 12.12.2017 года № 10525 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

Статьей 123 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, что влечет за собой наложение штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Статья 122 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность за иные составы правонарушений, в частности, п. 1 предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Согласно анализу приведенных норм, состав предусмотренного ст. 122 НК РФ правонарушения образуют действия налогоплательщика по занижению налоговой базы, иному неправильному исчислению налога или другие его неправомерные действия (бездействия) и только лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу, т.е. статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату налога.

Штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика, взыскивается с налогового агента в соответствии со статьей 123 НК РФ.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности удержания налога с работников и перечисления его в бюджет, Косухина Г.Л. суду не представила. Также не представлены и доказательства направления сообщения о невозможности удержания налога налогоплательщику и налоговому органу в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Поскольку неперечисление в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, является налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 123 Налогового кодекса РФ, то решение налогового органа о привлечении Косухиной Г.Л. к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, с учетом наличия отягчающих обстоятельств, в виде штрафа в размере 2563 руб. 60 коп. является правомерным.

Доводы административного истца Косухиной Г.Л. о неправильной квалификации её действий основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому не могут быть приняты судом во внимание.

В связи с изложенным, административные исковые требования Косухиной Г.Л. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Косухиной Галины Леонидовны к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу решения № 10525 от 12.12.2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до 03 октября 2018 года включительно.

Судья Золотухин А.П.