Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 октября 2013 года г. Орел
Северный районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.,
при секретаре Кузенковой И. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, взыскании пени и штрафа и исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу о признании незаконными действий по взысканию пени и штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г.Орлу обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, взыскании пени и штрафа. В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 06.12.2006 года, прекратил деятельность на основании заявления о ликвидации с 14.03.2012 года. В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса РФ в отношении ФИО1 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты всех видов налогов и сборов за период с 01.01.2009 года по 13.03.2012 года. По результатам выездной налоговой проверки установлена неуплата налогов в общей сумме № рублей, в связи с чем 27.08.2012 года налоговым органом был составлен акт выездной налоговой проверки, а 28.09.2012 года принято решение № о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно этому решению ФИО1 было предложено уплатить недоимку с учетом пени и штрафа в сумме № рублей, из которых № рублей - недоимка по налогу, № рублей - пени за несвоевременную уплату налогов, № рублей - штраф. Указанная задолженность ФИО1 частично была погашена в размере № рублей, из которых № рублей были уплачены в счет погашения недоимки по налогу, № рублей - в счет погашения суммы пени, № рублей - в счет погашения суммы штрафа. 30.10.2012 года в соответствии со ст. ст. 69,70 НК РФ ФИО1 было выставлено требование № от 30.10.2012 года об уплате оставшейся суммы задолженности со сроком уплаты в добровольном порядке до 20.11.2012 года. К указанному сроку задолженность в полном объеме ФИО1 уплачена не была. В связи с этим, ИФНС по г. Орлу обращалась к мировому судье судебного участка № 2 Северного района г. Орла с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафу. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Северного района г. Орла судебный приказ от 25.04.2013 года был отменен. До настоящего времени ФИО1 не погашена задолженность по налогу НДС в сумме № рублей, не уплачены пени в сумме № рублей и штраф в сумме № рублей. По изложенным основаниям, истец просит суд взыскать с ФИО1 сумму недоимки по налогу НДС в размере № рублей, пени в сумме № рублей и штраф в сумме № рублей.
15.08.2013 года ФИО1 обратился в Северный районный суд г. Орла с исковым заявлением к ИФНС по г. Орлу о признании незаконным решения ИФНС по г. Орлу № от 28.09.2012 года в части доначисления налога НДС за период с 2010 по 2011 год и привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в связи с неуплатой налога НДС за 2009-2011 года в размере № рублей и начисления пени за несвоевременную уплату налога НДС в размере № рублей, признании недействительными требования № об уплате налога, сбора, пени, штрафа и решения № от 05.12.2012 года о взыскании налога (сбора), пени и штрафов в порядке ст. 48 НК РФ.
13.09.2013 года ФИО1 исковые требования изменил, просил суд признать незаконными действия ИФНС по г. Орлу по взысканию с него пени в размере № рублей и штрафа в размере № рублей. От требований о признании незаконным решения ИФНС по г. Орлу № от 28.09.2012 года в части доначисления налога НДС за период с 2010 по 2011 год и привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в связи с неуплатой налога НДС за 2009-2011 года в размере № рублей и начисления пени за несвоевременную уплату налога НДС в размере № рублей, признании недействительными требования № об уплате налога, сбора, пени, штрафа и решения № от 05.12.2012 года о взыскании налога (сбора), пени и штрафов в порядке ст. 48 НК РФ, отказался. В связи с чем, определением Северного районного суда г. Орла от 13.09.2013 года производство по делу в части требований о признании незаконным решения ИФНС по г. Орлу № от 28.09.2012 года в части доначисления налога НДС за период с 2010 по 2011 год и привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в связи с неуплатой налога НДС за 2009-2011 года в размере № рублей и начисления пени за несвоевременную уплату налога НДС в размере № рублей, признании недействительными требования № об уплате налога, сбора, пени, штрафа и решения № от 05.12.2012 года о взыскании налога (сбора), пени и штрафов в порядке ст. 48 НК РФ, прекращено.
Определением Северного районного суда г. Орла от 07.10.2013 года гражданские дела по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, взыскании пени и штрафа и исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу о признании незаконными действий по взысканию пени и штрафа, объединены в одно производство для совместного их рассмотрения.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г.Орлу по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержал в полном объеме, приведя доводы изложенные в иске. С исковыми требованиями ФИО1 не согласился. Суду пояснил, что ФИО1 с 06.12.2006 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательскую деятельность ФИО1 прекратил на основании заявления о ликвидации с 14.03.2012 года. ИФНС по г. Орлу в отношении ФИО1 в связи с прекращением им предпринимательской деятельности проводилась выездная налоговая проверка за период его деятельности с 30.09.2009 года по 13.03.2012 года. В проверяемый период ФИО1 являлся плательщиком НДС. По результатам проверки 27.08.2012 года был составлен акт выездной налоговой проверки. Проверка проводилась по представленным ФИО1 первичным документам и налоговым декларациям. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 в представленных налоговых декларациях за налоговый период 2010 год в нарушение ст. 154 НК РФ неправомерно занизил налоговую базу по НДС на сумму № рублей, что повлекло неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2010 год в размере № рублей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Налогоплательщики вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. ФИО1 на основании п. 1 ст. 171 НК РФ вправе был уменьшить сумму налога на налоговые вычеты. Налоговый вычет ФИО1 в декларациях по НДС за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года был заявлен в размере № рубля. Согласно данным, отраженным в книгах покупок за 2010 год, сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров, составляет № рубля. Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налогового вычета, без отражения суммы (указания, заявления) суммы налогового вычета в налоговой декларации, не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительных характер, заявить о своем праве на налоговый вычет налогоплательщик может путем декларирования суммы вычета в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях. Это право может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий. ФИО1 занизил налоговую базу, задекларировал налоговый вычет в сумме № рубля, поэтому ФИО1 был доначислен в бюджет налог НДС за 2010 год в сумме № рублей, из которых № рублей за 2 квартал 2010 года, № рублей - за 3 квартал 2010 года и № рублей - за 4 квартал 2010 года. Также было установлено, что ИП ФИО1 в нарушение п. 1 ст. 166 НК РФ неправомерно не исчислены, а также в нарушение п. 1,2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ в представленных в налоговый орган декларациях по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды 2011 года в составе налоговых вычетов неправомерно завышены суммы НДС в размере № рублей, что повлекло за собой неполную уплату в бюджет НДС за 2011 год в сумме № рублей. Всего по результатам выездной налоговой проверки ФИО1 не полностью уплачен в бюджет НДС за 2010-2011 годы в сумме № рублей. При проверке правильности исчисления и своевременности уплаты ИП ФИО1 в бюджет НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности за проверяемый период было установлено, что ИП ФИО1 не полностью уплачен в бюджет НДФЛ за 2009-2012 годы в сумме № рублей. При проверке правильности исчисления и своевременности уплаты ИП ФИО1 в бюджет ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности за проверяемый период было установлено, что ИП ФИО1 была занижена налоговая база по ЕСН с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за 2009 год на сумму № рублей, что повлекло за собой не полную уплату в бюджет ЕСН в сумме № рублей. На дату принятия решения о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.09.2012 года задолженность по НДС, НДФЛ и ЕСН составила в общей сумме № рублей. За несвоевременную уплату в бюджет НДС за 2010-2011 годы в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме № рублей. За несвоевременную уплату ИП ФИО1 в бюджет сумм НДФЛ с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за 2009-2012 г. г. начислены пени в размере № рублей. За несвоевременную уплату ИП ФИО1 в бюджет сумм ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за 2009 год начислены пени в размере № рублей. За несвоевременную и не полную уплату сумм НДС за 2009-2011 годы ФИО1 решением от 28.09.2012 года был привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде уплаты штрафа в сумме № рублей, по НДФЛ - в сумме № рублей и ЕСН - № рублей. За непредставление налоговой декларации по НДФЛ за 2012 год ФИО1 привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере № рублей. После принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ФИО1 17.10.2012 года представил в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за 2, 3 и 4 кварталы 2010 года, в которых правильно указал налоговую базу для исчисления НДС, а также задекларировал налоговые вычеты по НДС за 2010 год в сумме № рубля. Уточненные налоговые декларации по НДС для дополнительного применения вычетов были поданы после принятия решения от 28.09.2012 года, поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для самостоятельного исчисления налоговых вычетов в ходе проведения налоговой проверки. Обоснованность расчета налога, заявленного к уплате и к вычету в уточненных налоговых декларациях по НДС, представленных после завершения выездной налоговой проверки, может быть установлена налоговых органом только по результатам проведения камеральной проверки этих уточненных деклараций, срок проведения которой в течение трех месяцев со дня представления декларации. До даты вынесения решения сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, не может уменьшать недоимку по налогу, так как фактически еще не является таковой. После подачи уточненных деклараций за 2, 3, 4 квартал 2010 года налоговым органом подтверждено право ФИО1 на дополнительный налоговый вычет в сумме № рублей. В связи с этим, налоговым органом после принятия решения о привлечении ФИО1 к ответственности внутри НДС был произведен зачет на сумму № рублей, т.е. задолженность по НДС была уменьшена налоговым органом за счет предоставления дополнительного налогового вычета на сумму № рублей. После принятия решения о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, ФИО1 было уплачено в счет погашения задолженности по налогу в сумме № рублей, оплачены пени в сумме № рублей и штраф в сумме № рублей. Осталась непогашенной задолженность по налогу НДС в сумме № рублей, пени по НДС в размере № рублей и штраф в связи с неуплатой НДС в сумме № рублей.
Ответчик ФИО1, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО6 исковые требования ИФНС по г. Орлу признала частично в сумме № рублей. Не возражала против взыскания с ФИО1 недоимки по налогу НДС в сумме № рублей, пени за несвоевременную уплату налога НДС в сумме № рублей и штрафа в сумме № рублей. В остальной части исковые требования не признала, суду пояснила, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.09.2012 года ФИО1 и сумму задолженности по НДС не оспаривает, но считает, что сумма пени по НДС должна быть уменьшена до № рублей, а штраф по НДС - до № рублей, в связи с тем, что налоговая инспекция после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и подачи уточненных налоговых деклараций произвела корректировку по НДС в сторону уменьшения. Точный расчет пени не представляется возможным произвести с учетом произведенного зачета внутри НДС. Расчет корректировки пени произведен приблизительно. Переплаты по налогу на добавленную стоимость в бюджет на дату вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не было. В уточненном исковом заявлении ошибочно указано о переплате ФИО1 налога по НДС. Также ошибочно указано, что налоговые вычеты по НДС за 2010 год составили № рублей.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 1 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с. п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, согласно п. 1 ст. 154 НК РФ определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи ( п. 2 ст. 166 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Статьей 163 НК РФ налоговый период по НДС установлен как квартал.
Положениями п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Статьей 88 НК РФ предусмотрено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Согласно системному анализу приведенных норм, применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении условий, установленных в главе 21 НК РФ.
Из ст. 174 НК РФ, устанавливающей порядок и сроки уплаты налога в бюджет, следует, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 был зарегистрирован ИФНС по г.Орлу в качестве индивидуального предпринимателя 06.12.2006 года. ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 14.03.2012 года на основании заявления о ликвидации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27.06.2013 года.
В соответствии со ст. 89 НК РФ в отношении ФИО1 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты всех видов налогов и сборов за период с 01.01.2009 года по 13.03.2012 года, в том числе и по НДС. Проверка проводилась по представленным ФИО1 первичным документам и налоговым декларациям. В ходе проверки налоговым органом выявлена недоимка по НДС, НДФЛ и ЕСН.
По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт от 27.08.2012 года, и в отношении ФИО1 налоговым органом 28.09.2012 года было принято решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ФИО1 не оспаривает решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.09.2012 года, не оспаривает сумму задолженности по НДС, правильность исчисления суммы штрафных санкций, включая пени, на дату принятия решения о привлечении к ответственности. При этом считает, что сумма пени по НДС должна быть уменьшена до № рублей, а штраф по НДС - до № рублей, в связи с тем, что налоговая инспекция после принятия решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и подачи уточненных налоговых деклараций произвела корректировку по НДС в сторону уменьшения.
Проверяя обоснованность указанных ФИО1 доводов, судом установлено, что при проверке правильности исчисления и своевременности уплаты ИП ФИО1 в бюджет НДС за проверяемый период налоговой инспекцией была определена реализация товаров на сумму большую, чем отразил ФИО1 в налоговых декларациях, в связи с чем, было установлено занижение налогоплательщиком налоговой базы, что привело к доначислению налога на добавленную стоимость и привлечению ФИО1 к налоговой ответственности.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Так, ФИО1 в представленных налоговых декларациях за налоговый период 2010 год в нарушение ст. 154 НК РФ занизил налоговую базу по НДС на сумму № рублей, а также указал, что в бюджет за 2010 год подлежит уплате НДС в сумме № рублей, что повлекло неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2010 год в бюджет в размере № рублей.
Налоговый вычет ФИО1 в декларациях по НДС за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года заявлен в размере № рубля, в связи с чем, ФИО1 был доначислен в бюджет налог НДС за 2010 год в сумме № рублей, из которых № рублей за 2 квартал 2010 года, № рублей - за 3 квартал 2010 года и № рублей - за 4 квартал 2010 года.
Также налоговым органом было установлено, что ИП ФИО1 в нарушение п. 1 ст. 166 НК РФ неправомерно не исчислены, а также в нарушение п. 1,2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ в представленных в налоговый орган декларациях по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды 2011 года в составе налоговых вычетов неправомерно завышены суммы НДС в размере № рублей, что повлекло за собой неполную уплату в бюджет НДС за 2011 год в сумме № рублей.
По результатам выездной налоговой проверки выявлена недоимка, ФИО1 не полностью уплачен в бюджет НДС за 2010-2011 годы в сумме № рублей.
При проверке правильности исчисления и своевременности уплаты ИП ФИО1 в бюджет налогов, было установлено, что налогоплательщиком не полностью уплачен в бюджет НДФЛ за 2009-2012 годы в сумме № рублей и была занижена налоговая база по ЕСН с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за 2009 год на сумму № рублей, что повлекло за собой не полную уплату в бюджет ЕСН в сумме № рублей.
На дату принятия решения о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.09.2012 года задолженность по НДС, НДФЛ и ЕСН составила в общей сумме № рублей.
За несвоевременную уплату в бюджет НДС за 2010-2011 годы в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговой инспекцией были начислены пени в сумме № рублей.
За несвоевременную уплату ИП ФИО1 в бюджет сумм НДФЛ с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за 2009-2012 г. г. начислены пени в размере № рублей.
За несвоевременную уплату ИП ФИО1 в бюджет сумм ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за 2009 год начислены пени в размере № рублей.
За несвоевременную и не полную уплату сумм НДС за 2009-2011 годы ФИО1 решением от 28.09.2012 года был привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде уплаты штрафа в сумме № рублей, по НДФЛ - в сумме № рублей и ЕСН - № рублей.
За непредставление налоговой декларации по НДФЛ за 2012 год ФИО1 привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере № рублей.
Судом также установлено, что после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ФИО1 17.10.2012 года представил в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за 2, 3 и 4 кварталы 2010 года.
В уточненных налоговых декларациях ФИО1 указал налоговую базу для исчисления НДС за 2 квартал 2010 года - № рублей, за 3 квартал 2010 года - № рублей, за 4 квартал 2010 года - № рублей, а также задекларировал налоговые вычеты по НДС за 2010 год в сумме № рубля. Из уточненных налоговых деклараций следует, что НДС, подлежащий уплате в бюджет за 2010 год составляет № рублей.
Таким образом, размер неуплаченного НДС на дату выездной налоговой проверки и дату принятия решения о привлечении ФИО1 в ответственности за совершение налогового правонарушения составил № рублей.
После подачи уточненных деклараций за 2, 3, 4 квартал 2010 года налоговым органом подтверждено право ФИО1 на дополнительный налоговый вычет в сумме № рублей. В связи с этим, налоговым органом после принятия решения о привлечении ФИО1 к ответственности от 28.09.2012 года внутри НДС был произведен зачет на сумму № рублей, т.е. задолженность по НДС была уменьшена налоговым органом за счет предоставления налогоплательщику дополнительного налогового вычета на сумму № рублей. Указанные обстоятельства подтверждаются извещением о принятом налоговым органом решения о зачете от 25.03.2013 года №.
Из материалов дела следует, что 31.10.2012 года в адрес ФИО1 было направлено требование № об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 30.10.2012 года в сумме № рублей, из них: № рублей - задолженность по налогу, № рублей - пени, № рублей - штраф, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 31.10.2012 года. Данное требование ответчиком было исполнено частично.
Установлено, что ИФНС по г. Орлу обращалась к мировому судье судебного участка №2 Северного района г.Орла с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебным приказом от 25.04.2013г. с ФИО1 в пользу налогового органа была взыскана недоимка по НДС в размере № рублей, пени по НДС в сумме № рублей и штраф по НДС в сумме № рублей.
Впоследствии определением мирового судьи судебного участка №2 Северного района г.Орла от 31.05.2013г. вышеуказанный судебный приказ был отменен в связи с поступившим от ФИО1 заявления.
Судом установлено и было подтверждено сторонами, что после принятия решения о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, ФИО1 было уплачено в счет погашения задолженности по налогу в сумме № рублей, оплачены пени в сумме № рублей и штраф в сумме № рублей. Задолженность по налогу НДС на дату принятия судебного решения составляет № рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
По смыслу статьи 174 и пункта 1 статьи 122 НКРФ ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) наступает как в случае неуплаты, так и при несвоевременной (позже установленных законом сроков) уплаты сумм налога.
В соответствии с пунктами 1 и 4 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
На момент принятия налоговым органом решения № от 28.09.2012 года о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения недоимка по НДС за отчетный период 2010 год составила № рублей, уточненные налоговые декларации были представлены в налоговый орган после проведения выездной налоговой проверки и выявления недоимки по налогу, а также после привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, до подачи уточненных налоговых деклараций по НДС за оспариваемый налоговый период сумма недоимки и исчисленные на нее пени не были уплачены налогоплательщиком, поэтому налоговый орган правомерно в строгом соответствии с нормами налогового законодательства ставит вопрос о взыскании с ФИО1 суммы штрафа исчисленного из суммы недоимки на дату принятия решения от 28.09.2012 года в размере № рублей.
Правомерно заявлены налоговой инспекцией и требования к ФИО1 о взыскании пени по НДС в сумме № рублей, поскольку применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Налогового кодекса РФ условий. Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирование.
Налогоплательщик воспользовался своим правом заявить дополнительный налоговый вычет за 2010 год только 17.10.2012 года, уже после проведения выездной налоговой проверки и принятия решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения. В связи с тем, что уточненные налоговые декларации по НДС для дополнительного применения налоговых вычетов до проведения выездной налоговой проверки не подавались ФИО1, то у него возникла обязанность уплатить в бюджет НДС за 2010 год в сумме № рублей, а им было указано в налоговой декларации сумма НДС в размере № рубль.
То обстоятельство, что налоговым органом после принятия решения о привлечении ФИО1 к ответственности от 28.09.2012 года внутри НДС был произведен зачет на сумму № рублей, размер задолженности по НДС был уменьшен налоговым органом за счет предоставления налогоплательщику дополнительного налогового вычета на сумму № рублей, не может повлиять на размер начисленной пени и размер штрафа, поскольку размер недоимки был установлен правильно, ошибки налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки допущено не было.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования ИФНС по г. Орлу законными и обоснованными, в связи с чем, иск ИФНС по г. Орлу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафу подлежит удовлетворению в полном объеме.
Позиция ФИО1 о неправомерности действий налогового органа по взысканию с ФИО1 суммы пени и штрафа, исчисленных до подачи уточненных налоговых деклараций, основана на неправильном толковании норм права, поэтому не может быть учтена судом при принятии решения. С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ с ФИО1 подлежит взысканию в доход бюджета Муниципального образования «Город Орел» государственная пошлина в размере № рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени и штрафа удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу недоимку по налогу в размере № рублей, пени в сумме № рублей, штраф в размере № рублей, а всего № рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу о признании неправомерными действий по взысканию пени и штрафа, отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Муниципального образования «Город Орёл» государственную пошлину в сумме № рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме будет изготовлено в срок до 21 октября 2013 года включительно.
Судья Ю.В. Тишаева