НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северного районного суда г. Орла (Орловская область) от 13.03.2019 № 2А-167/19

№ 2а -167/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2019 года город Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.

при секретаре судебного заседания Гостенковой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г.Орла административное дело по административному исковому заявлению Латышева Владимира Степановича к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности по страховым взносам и пени, образовавшейся за периоды, истекшие до 01 января 2017 года,

УСТАНОВИЛ :

Латышев В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по г. Орлу, указав в обоснование заявленных требований, что до 27.11.2015 года он состоял на учёте в ИФНС России по г. Орлу в качестве налогоплательщика, осуществляющего свою деятельность в качестве адвоката. Решением Совета адвокатской палаты Орловской области от 27.11.2015 года статус адвоката был прекращен. С момента прекращения статуса адвоката по настоящее время он не работает. 11.12.2015 года в адрес ИФНС России по Орловской области он направил уведомление о прекращении статуса адвоката. По состоянию на 15.12.2018 года за ним числится задолженность по страховым взносам в размере 93 126,87 рублей, которая образовалась за расчетные (отчетные) периоды с датой истечения до 01 января 2017 года. С 01 января 2018 года вступили в действие положения Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым признается безнадёжной к взысканию и подлежит списанию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, образовавшаяся за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, числящаяся за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. На основании п.1 ст. 11 данного закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ у него возникло право на списание задолженности по страховым взносам, а у налогового органа возникла обязанность произвести её списание. Однако, Инспекция ФНС России по г. Орлу отказывается признавать безнадежной и списывать числящуюся за ним задолженность по страховым взносам в размере 93 126,87 рублей, обосновывая это тем, что данная задолженность не отвечает критериям списания и подлежит оплате. По изложенным основаниям административный истец просит признать незаконными действия ИФНС России по г. Орлу, выразившиеся в отказе признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, образовавшуюся у него за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, задолженность по страховым взносам в размере 93126,87 рублей; обязать ИФНС России по г. Орлу признать безнадежной к взысканию и списать, образовавшуюся у него за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, задолженность по страховым взносам в размере 93126,87 рублей.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области.

В ходе рассмотрения дела административный истец Латышев В.С. уточнил требования, просил суд признать незаконными действия ИФНС России по г. Орлу, выразившиеся в отказе признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, образовавшуюся у него за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, задолженность по страховым взносам в размере 98742 рублей, взысканную решениями Железнодорожного районного суда г. Орла по искам Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 11.09.2012 года по делу № 2-1132/12, от 09.08.2013 года по делу №2-1248/13, от 09.08.2013 года по делу № 2-1249/13, от 09.02.2015 года по делу № 2-254/15, от 17.03.2016 года по делу №2а-380/16; обязать ИФНС России по г. Орлу признать безнадежной к взысканию и списать, образовавшуюся у него за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, задолженность по страховым взносам в размере 98742 рубля. Суду пояснил, что указанная задолженность на основании статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ подлежит списанию как безнадежная к взысканию.

Представители административного ответчика ИФНС России по г. Орлу по доверенностям Мальцева И. Г., Безуглов А. С., Корнеева В. С. с заявленными требованиями административного истца не согласились. Суду пояснили, что налоговому органу переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Спорная задолженность по страховым взносам была начислена за период, истекший до 01.01.2017 года, когда Латышев В. С. имел статус адвоката. После прекращения такого статуса Латышеву В. С. страховые взносы не начислялись. Решение о признании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам безнадежной к взысканию и об их списании принимается налоговым органом на основании сведений из органов Пенсионного фонда РФ. В рамках взаимодействия Пенсионным фоном РФ и ФНС России, во исполнение совместного письма от 28.03.2018 года, в адрес УФНС России по Орловской области был направлен список плательщиков, содержащий информацию о суммах недоимки в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ. В представленном списке содержалась информация, согласно которой списанию подлежала задолженность Латышева В. С. по страховым взносам в размере недоимки 118 333,67 рублей и пени 15 929,69 рублей по состоянию на 01.01.2017 года, определяемых по правилам ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. На основании подтверждающих сведений из органов Пенсионного фона РФ была признана безнадежной к взысканию и списана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховое пенсии в размере 156 521,10 рублей, в том числе страховые взносы - 118 333,67 рублей, пени - 38 817,43 рублей. Числящаяся за Латышевым В. С. в настоящее время задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не подлежит списанию, поскольку согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ признанию безнадежной к взысканию и списанию подлежит недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истёкшие до 01.01.2017 года в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, то есть исчисленная в максимальном размере как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, в том числе задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящаяся за индивидуальным предпринимателем, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя. Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ не предусмотрено списание числящейся за предпринимателем недоимки и задолженности по пеням и штрафам, начисленным в ином порядке, кроме как предусмотренном ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование. В соответствии с действующим законодательством у налогового органа не имелось оснований для списания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии. Не было установлено обстоятельств, с которыми закон связывает возможность списания задолженности по страховым взносам и пени, в том числе и предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Орловской области по доверенности Бутырина О. Г. с заявленными требованиями административного истца не согласилась, поддержала позицию представителей административного ответчика ИФНС России по г. Орлу.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Аверичев С. Н. возражал против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснил, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ признанию безнадежной к взысканию и списанию подлежит недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, то есть исчисленные в максимальном размере, как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз. На момент передачи налоговому органу полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, подлежали признанию безнадежными к взысканию и списанию сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере 118 333,67 рублей, исчисленная в порядке ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, а также пени, начисленные на эту недоимку. Взысканная судебными решениями недоимка по страховым взносам исчислена пенсионным органом в соответствии с пунктом 1 части 1.1статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ исходя из однократного размера установленного минимального размера оплаты труда. Этими судебными актами с Латышева В. С. взысканы не только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, но и страховые взносы на обязательное медицинское страхование, списание которых не предусмотрено статей 11 Федерального закона № 436-ФЗ.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В период образования спорной задолженности по страховым взносам правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также по процедуре осуществления органами Пенсионного Фонда РФ контрольных мероприятий по взысканию недоимок регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который утратил силу с 01.01.2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Вместе с тем, согласно положениям статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 5 и части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» адвокаты, являясь плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что административный истец Латышев В. С. с 2002 года имел статус адвоката, осуществлял адвокатскую деятельность через адвокатский кабинет, расположенный по адресу: <адрес>. Решением Совета адвокатской палаты от ДД.ММ.ГГГГ Латышев В. С. был привлечён к дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ и пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в период образования спорной задолженности) адвокаты уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, определяемом в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ установлен порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Такой порядок определения размера страхового взноса был установлен с 01.01.2014 года. В период с 01.01.2013 года до 01.01.2014 года был установлен иной порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию. Сумма страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию определялась как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно анализу приведенных норм, действующих в период образования спорной задолженности, законодательством о страховых взносах предусматривалось, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию до 01.01.2014 года адвокатам определялся в фиксированном размере как произведение двукратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз, а с 01.01.2014 года - в зависимости от величины их дохода за расчетный период, при этом в случае непредставления адвокатом налоговой отчетности, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование рассчитывалась в повышенном размере – как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов.

Согласно представленным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области сведениям, за Латышевым В. С. по состоянию на 31.12.2016 года числится задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 99 152,01 рублей, из которых 66 712,49 рублей – страховые взносы на страховую часть страховой пенсии за 2013-2015 годы, 9 900,45 рублей – страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 19 347,17 рублей – пени на страховые взносы на страховую часть страховой пенсии, 3 191,90 рублей – пени на страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, часть из которой взыскана двумя судебными актами.

Согласно расшифровке сумм задолженности решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 09.02.2015 года с Латышева В. С. взыскана задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год, пени на страховые взносы на страховую часть страховой пенсии, пени на страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 40 546,93 рублей.

Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 17.03.2016 года с Латышева В. С. взыскана задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год, пени на страховые взносы на страховую часть страховой пенсии, пени на страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 28 477,83 рублей.

В отношении остальной части задолженности пенсионным органом принимались меры к её взысканию в порядке приказного производства в 2016 году. 17.10.2016 года мировым судьей судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Орла выносился судебный приказ № 2-1598/2016 о взыскании с Латышева В. С. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год и пени, который был отменен 11.11.2016 года в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

Как следует с официального сайта ФССП России, в настоящее время в Железнодорожном РОСП г. Орла в отношении Латышева В. С. возбуждено два исполнительных производства о взыскании с него задолженности по страховым взносам в суммах 40 546,93 рублей и 28 477,83 рублей на основании исполнительных документов, выданных Железнодорожным районным судом г. Орла.

Административный истец подтвердил, что в настоящее время в принудительном порядке судебными приставами-исполнителями с него взыскивается только задолженность по страховым взносам в размерах, установленных судебными решениями от 09.02.2015 года и 17.03.2016 года.

Обращаясь в налоговый орган 15.11.2018 года, Латышев В. С. просил списать суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в государственные внебюджетные фонды РФ за расчётные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, ссылаясь при этом на часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Вместе с тем, согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Судом установлено, что налоговым органом была списана задолженность Латышева В. С. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в государственные внебюджетные фонды РФ за расчётные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, исчисленная в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, а также начисленные пени на эту недоимку.

Судебными актами Железнодорожного районного суда г. Орла взыскана недоимка по страховым взносам, размер который был рассчитан в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, а не в порядке части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ могут применяться лишь в случаях, когда недоимка по страховым взносам определена в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ не предусмотрено списание числящейся за адвокатом недоимки и задолженности по пеням и штрафам, начисленным в ином порядке, кроме как предусмотренном частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Как следует из материалов дела, в состав спорной суммы задолженности также включена недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и соответствующие ей пени, списание которых также не предусмотрено статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ.

Доводы административного истца о том, что подлежит признанию безнадежной к взысканию и списанию вся образовавшаяся по состоянию на 01.01.2017 года задолженность по страховым взносам, исчисленная не только в порядке части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно положениям части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В силу ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящимся за плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе и в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.

Согласно части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Установлено, что в адрес административного истца Латышева В. С. направлялись три требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а именно: требование от 24.03.2016 года, сформированное по состоянию на 24.03.2016 года об уплате задолженности в сумме 20 954,78 рублей со сроком исполнения до 12.04.2016 года; требование от 30.03.2016 года, сформированное по состоянию на 30.03.2016 года об уплате задолженности в сумме 7 056,70 рублей со сроком исполнения до 19.04.2016 года; требование от 30.03.2016 года, сформированное по состоянию на 30.03.2016 года об уплате задолженности в сумме 127,75 рублей со сроком исполнения до 19.04.2016 года.

В связи с тем, что указанные требования административным истцом Латышевым В. С. не были исполнены, пенсионным органом в октябре 2016 года, до истечения установленного законом срока обращения в суд, принимались меры по принудительному взысканию образовавшейся задолженности в порядке приказного производства.

После отмены судебного приказа № 2-1598/2016 от 17.10.2016 года о взыскании с Латышева В. С. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год и пени, налоговый орган не обращался с заявлением о взыскании обязательных платежей в порядке искового производства. Срок для обращения в суд истек 11.05.2017 года. Как следует из материалов дела акт приема-передачи недоимки и задолженности был подписан 12.02.2017 года.

Таким образом, установленный закон срок для взыскания указанный недоимки и задолженности по пени истек после подписания акта приема-передачи недоимки.

Поскольку недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в государственные внебюджетные фонды РФ за расчётные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в том числе взысканная судебными актами от 09.02.2015 года и от 17.03.2016 года, была исчислена в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, а не в порядке части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанной недоимки не истек установленный срок для её взыскания, статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ не предусмотрено списание числящейся за адвокатом недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование, на момент обращения Латышева В. С. с заявлением о признании задолженности по страховым взносам безнадежной к взысканию и подлежащей списанию не был принят судом акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в отношении взысканной решениями Железнодорожного районного суда г. Орла от 09.02.2015 года и 17.03.2016 года судебным приставом-исполнителем не выносилось постановлений об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то у налогового органа отсутствовали основания для признания безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в государственные внебюджетные фонды РФ и страховым взносам на обязательное медицинское страхование, а также задолженности по пени за расчётные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Таких обстоятельств по делу не установлено. В связи с этим нет оснований полагать, что со стороны административного ответчика имели место незаконные действия при рассмотрении заявления Латышева В. С. о списании задолженности по страховым взносам.

Доводы административного истца Латышева В. С. о незаконности действий налогового органа, выражающиеся в отказе в списании ранее взысканной задолженности судебными актами от 11.09.2012 года, 09.08.2013 года, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку по данным Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области и УФССП России по Орловской области за Латышевым В. С. не числится такой задолженности.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Латышева В. С.

Руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Латышева Владимира Степановича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности по страховым взносам и пени, образовавшейся за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2019 года.

Судья Ю. В. Тишаева

№ 2а -167/2019