НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Севастопольского городского суда (город Севастополь) от 26.07.2023 № 3А-97/2023

УИД 92OS0000-01-2023-000093-82

Дело 3а-97/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 июля 2023 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Марушевской Т.В.,

с участием прокурора Василенко С.Н.,

представителей: административных истцов ФИО1, административного ответчика ФИО2, заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Товарищества собственников недвижимости «Август» к Правительству Севастополя об оспаривании нормативного правового акта в части, -

установил:

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив которое просят признать постановление Правительства №730-ПП от 29 декабря 2022 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана» недействующим со дня вступления в законную силу в части. Исключить отображение контуров следующих зон:

- Р-6/Б/-/11, отобразив зону индивидуального жилищного строительства - Ж-2.1.1;

- Р-5/Г/-/36, отобразив зону индивидуального жилищного строительства - Ж-1;

- СХ-1/Н/-/10, отобразив зону индивидуального жилищного строительства - Ж-1 или Ж-2.1;

- Р-6/Б/-/21, отобразив зону индивидуального жилищного строительства - Ж-2.1;

- ОС-1/Г/-/21, отобразив зону для ведения садоводства - Ж-1.

В обоснование иска указывают следующее.

ФИО4 является собственником земельных участков № и в <адрес> г. Севастополя с кадастровыми номерами , с видом разрешенного использования: для ведения садоводства (код 13.2) и расположенных на них объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , и расположенных под ними что подтверждается выписками из ЕГРН. В проекте Правил землепользования и застройки названные земельные участки относились к зоне Ж.2.1.1, однако в утвержденных Правительством Правилах указанная зона была изменена на Р-6/Б/-/11, что нарушает права ФИО4 на использование земельных участков по назначению, в связи с чем полагает необходимым исключить из ПЗЗ отображение зоны Р-6/Б/-/11, отобразив ее как Ж-2.1.1 или Ж-1.

ФИО5 как родившаяся ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 4 ст. 18 Закона города Севастополя от 23.01.2015 N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" (далее - Закон № 106-ЗС) имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества. ДД.ММ.ГГГГ, то есть до утверждения Правил, ФИО5 через представителя обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь в районе СТ «Фрегат» с видом разрешенного использования «ведение садоводства» (код 13.2), категория земли: земли населенных пунктов, в удовлетворении которого было отказано решением № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации - согласно Постановления №730-ПП испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природно-ландшафтных территорий (ОД-6/Б/-/8). Таким образом, полагает необходимым исключить из ПЗЗ отображение зоны Р-5/Б/-/36, отобразив ее как Ж-1.

ФИО6, имеющий статус ветерана боевых действий ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в районе ТСН СНТ «Фрегат», в собственность без проведения торгов за плату, в удовлетворении которого было отказано, поскольку проектируемый земельный участок в соответствии с ПЗЗ расположен в зоне природно-ландшафтных территорий - Р-5/Г/-/36. Таким образом, так же полагает необходимым исключить из ПЗЗ отображение зоны Р-5/Б/-/36, отобразив ее как Ж-1.

ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного в г. Севастополе, Нахимовский район в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С. Перовской» с видом разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства. ФИО8 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных в г. Севастополе, Нахимовский район, в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С. Перовской» с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского фермерского хозяйства, что подтверждается выписками из ЕГРН. Распоряжением ДИЗО -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ категория земель была изменена на земли населенных пунктов. Согласно Генеральному плану 2005 года указанная зона относилась к проектируемой зоне дачной рекреации. Полагает, что в Правила внесен неправильный контур зоны, поскольку при принятии проекта Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя было рекомендовано для земельных участков в районе <адрес> в границах территориальной зоны СХ-1/Н/-/12, СХ-1/Н/-/11, СХ-1/Н/-/10 установить зону комплексного развития территории с условием возможности реализации комплексного развития территории после утверждения Генерального плана г. Севастополя при необходимости изменения категории земель на зону Ж-2.1, в связи с чем считает необходимым исключить из ПЗЗ отображение зоны СХ-1/Н/-/10, отобразив зону Ж-1 или Ж-2.1.

ФИО9 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и и расположенных на них объектов капитального строительства с кадастровыми номерами и по адресу: <...> и 14б с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1). Полагает, что в Правила внесен неправильный контур зоны, поскольку она должна соответствовать сведениям из ЕГРН при наличии рядом существующей застройки. Однако, в утвержденных Правилах указанная зона была изменена на Р-6/Б/-/21. Считает необходимым исключить из Правил отображение зоны Р-6/Б/-/21, отобразив ее как Ж-2.1.

ТСН «Август» распоряжением Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно выписки из ЕГРН названному земельному участку присвоен кадастровый , он расположен в дачно-садоводческой зоне. Оспариваемыми в части Правилами названный земельный участок отнесен к зоне ОС-1/Г/-/21, что нарушает права членов товарищества, в связи с чем указанная зона подлежит исключению и отображению в ПЗЗ как Ж-1.

Административные истцы указывают, что Правилами границы территориальных зон и виды разрешенного использования для принадлежащих административным истцам земельных участков установлены без учета Генерального плана г. Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета №4114, детальных планов территорий, фактического освоения территории, положений ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, ст. 85 Земельного кодекса РФ и сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, что не способствует обеспечению устойчивого развития г. Севастополя и является препятствием для истцов в осуществлении их прав как собственников на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками, реализацию прав на получение земельных участков, поскольку в соответствии с положениями ст.ст. 7, 40, 41, 42 Земельного кодекса РФ осуществление прав правообладателя земельного участка зависит от видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных зонированием территории. Неопределенность правового режима земельных участков, в свою очередь, препятствует развитию территории.

Представитель административных истцов в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем основаниям. Полагает права истцов нарушенными.

Представители административного ответчика – Правительства Севастополя и заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом государственной власти в пределах его компетенции, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

С учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что ФИО4 является собственником земельных участков № и в <адрес> г. Севастополя с кадастровыми номерами , с видом разрешенного использования: для ведения садоводства и расположенных на них объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , . ФИО5 в соответствии с Законом № 106-ЗС имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества. ФИО6 как имеющий статус ветерана боевых действий имеет право на получение в собственность без проведения торгов за плату земельного участка. ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес> в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С. Перовской» с видом разрешенного использования для ведения личного крестьянского хозяйства. ФИО8 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , так же расположенных в <адрес>, в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С. Перовской» с видом разрешенного использования для ведения крестьянского фермерского хозяйства. ФИО9 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и и расположенных на них объектов капитального строительства с кадастровыми номерами и по адресу: г. Севастополь, <адрес> с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. ТСН «Август» распоряжением Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый для ведения садоводства. Истцы полагают, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются их права, вследствие чего и обратились в суд с настоящим иском.

Постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана (далее, в том числе – Правила землепользования и застройки, постановление Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП), включающие порядок применения Правил землепользования и застройки; градостроительные регламенты; карты градостроительного зонирования.

Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – Губернатором города Севастополя, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет).

В соответствии с пунктом 2 данного постановления, оно вступило в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Последующие изменения, внесенные постановлением Правительства Севастополя от 9 февраля 2023 г. № 56-ПП в Приложение № 1 к постановлению Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП, не изменили функциональное зонирование территориальных зон в границах земельных участков, принадлежащих административным истцам ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО9, а также испрашиваемых административными истцами ФИО5, ФИО6, ТСН «Август».

Истцы полагая, что они являются участниками правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, права которых им нарушаются, обратились в суд с настоящим административным иском.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия Правительства Севастополя на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования части территории города Севастополя, расположенной в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В силу части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, здесь и далее по тексту – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с частью 1 статьи 63 ГрК РФ градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статей 63 указанного кодекса.

Так, правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 4.1 статьи 63 ГрК РФ).

Исходя из названных норм, а также положений части 2 статьи 31, статей 24, 35 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС (далее – Устав города Севастополя, здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя» (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), части 1 статьи 23 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон о Правительстве Севастополя, здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Правительство Севастополя, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Севастополя и в пределах своих полномочий: разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя, статьями 6, 7 Закона о Правительстве Севастополя, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.

Частями 1, 2, 3 статьи 8 Закона о Правительстве Севастополя установлено, что правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства. Порядок принятия правовых актов Правительства определяется Правительством. Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства.

При этом, принятие Правил землепользования и застройки осуществлено Правительством Севастополя в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21 июля 2017 г. № 357-ЗС и в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790, Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17 ноября 2021 г. № 565-ПП, Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 20 декабря 2016 г. № 1000-ПП (действующей на момент разработки Правил землепользования и застройки).

Цели разработки правил землепользования и застройки, состав, содержание, а также процедура их подготовки и утверждения регламентированы статьями 30-38 ГрК РФ.

Так, в соответствии с частями 12 и 13 статьями 31 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не более одного месяца со дня опубликования такого проекта.

В силу статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Процедура проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки регламентирована частью 5 статьи 5.1 ГрК РФ, а также Законом города Севастополя от 29 июля 2020 г. № 593-ЗС «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе».

В соответствии с установленной процедурой Правительством Севастополя принято постановление от 25 декабря 2015 г. № 1317-ПП «О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Севастополя», которым в том числе утверждено Положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее – Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки), а также Порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

Судом установлено, что информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту указанного нормативного правового акта опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

На основании распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 2 июня 2022 г. № 62 «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Севастополя» с 3 июня 2022 г. по 3 июля 2022 г. Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя проведены публичные слушания по указанному проекту нормативного правового акта.

Так в соответствии со статьей 8 Закона города Севастополя от 29 июля 2020 г. № 593-ЗС «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе» Департаментом архитектуры и градостроительства в период с 11 июня 2022 г. по 17 июня 2022 г. было организовано проведение экспозиции проекта Правил землепользования и застройки.

Собрания участников публичных слушаний по проекту ПЗЗ прошли в каждом внутригородском муниципальном образовании города Севастополя в период с 20 июня 2022 г. по 23 июня 2022 г.

Материалы, размещенные на официальных сайтах Правительства Севастополя и Департамента, а также представленные на экспозициях, по содержанию соответствовали требованиям, установленным частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 13 Закона города Севастополя от 29 июля 2020 г. № 593-3C «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной в городе Севастополе».

Все поступившие предложения и замечания, поданные в адрес Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, направленные с использованием портала, внесенные на экспозициях, прозвучавшие на собраниях участников публичных слушаний, а также изложенные в опросных листах, включены в протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем рассмотрены Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки, одной из задач которой является внесение изменений в Правила землепользования и застройки по результатам публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки.

В соответствии с частью 21 статьи 5.1 ГрК РФ на основании протокола публичных слушаний Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя было подготовлено Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний от 5 сентября 2022 г. (далее, в том числе – Заключение), которое было опубликовано на официальном сейте Правительства Севастополя 5 сентября 2022 г. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

При таких обстоятельствах, участие граждан, проживающих на территории, в отношении которой подготовлены Правила землепользования и застройки, правообладателей находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названного проекта, в том числе истцов, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено.

Кроме того, проект Правил землепользования и застройки был согласован со всеми главами внутригородских муниципальных образований – Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана, с уполномоченными органами исполнительной власти города Севастополя, иными уполномоченными органами. Каких-либо замечаний от указанных органов исполнительной власти и должностных лиц к проекту Правил землепользования и застройки, в том числе к границам защитных зон и зон охраны объектов культурного наследия, не поступило.

Также Департаментом экономического развития города Севастополя в соответствии со статьей 13 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя», постановлением Правительства Севастополя от 3 апреля 2015 г. № 269-ПП «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя и экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя» дано заключение от 28 декабря 2022 г. о проведении оценки регулирующего воздействия проекта постановления правительства Севастополя «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана», согласно которому: процедура оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдена; в проекте акта отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, способствующие ограничению конкуренции, в том числе приводящие к невозможности исполнения субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности возложенных на них обязанностей; в проекте акта отсутствуют положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; в проекте акта отсутствуют положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств и из норм приведенного законодательства, с целью реализации государственных федеральных и региональных программ развития города Севастополя и градостроительной деятельности в городе Севастополе, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом – Правительством Севастополя в пределах компетенции, в установленной форме, надлежащим образом доведено до всеобщего сведения, процедура проведения публичных слушаний, процедура оценки регулирующего воздействия и процедура его принятия соблюдены, что не оспаривалось административным истцом и его представителем.

Судом также установлено следующее.

В соответствии с Правилами земельные участки с кадастровыми номерами , , собственник истец ФИО4, расположены в границах контура Ж-2.1.1/Б/-/8 территориальной зоны индивидуального жилищного строительства (тип 1.1) (Ж-2.1.1). Предложение о внесении изменений в Правила для данных земельных участков было рассмотрено Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки, состав которой утвержден постановлением Правительства Севастополя от 25.12.2015 № 1317-ПП «О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Севастополя» (далее – Комиссия) в рамках внесения изменений в Правила в соответствии с государственной программой города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2021 № 565-ПП. Комиссией принято решение рекомендовать отклонить изменение границ территориальных зон Р-6, Ж-2.1.1 (контуры Р-6/Б/-/11, Ж-2.1.1/Б/-/8) на территориальную зону Ж-2.1.1 в отношении территории, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами и в рамках внесения изменений в Правила учитывая, что территориальная зона Ж-2.1.1 установлена на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости для территории, предоставленной садовому товариществу, территориальная зона Р-6 установлена с учетом п. 4.14 СП 4.13130.2013 (противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м, противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м).

Административный истец ФИО5 обращалась с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: г. Севастополь в районе СТ «Фрегат», который в соответствии с Правилами согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположен в границах контура Р-5/Г/-/36 территориальной зоны природно-ландшафтных территорий (Р-5). Административный истец ФИО6 так же обращался с заявлением /22 земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: г. Севастополь в районе ТСН СНТ «Фрегат», который в соответствии с Правилами расположен в границах контура Р-5/Г/-/36 территориальной зоны природно-ландшафтных территорий (Р-5). Запрашиваемый земельный участок согласно данным ГИСОГД частично расположен в границах выявленного объекта культурного наследия «Усадьба», расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ФИО10 балка, восточный склон, <данные изъяты> м на юго-запад от южного угла аэродрома ДОСААФ, утвержденного приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя.

Частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки, как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю являющиеся недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. Вместе с тем испрашиваемые названными истцами земельные участки не образованы, их границы не установлены, сведения о них не внесены в государственный кадастр недвижимости, вследствие чего как правильно отмечает представитель Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя не могли быть учтены при разработке проекта Правил землепользования и застройки. Надлежит так же отметить, что предложений ФИО5, ФИО6 по внесению изменений в Правила в отношении испрашиваемых земельных участков в адрес Комиссии не поступало. То обстоятельство, что ДИЗО было отказано в предоставлении государственной услуги на основании оспариваемых в части Правил основанием для признания их недействующими являться не может, поскольку в порядке главы 21 КАС РФ суд первой инстанции осуществляет проверку оспариваемого акта в порядке абстрактного нормоконтроля, вследствие чего данные доводы истцов нельзя принять во внимание, потому что конкретные обстоятельства (отказ в предоставлении государственной услуги) не свидетельствуют о незаконности оспариваемых норм на данный момент, как и не является предметом рассмотрения ее правоприменение органом исполнительной власти субъекта.

По данным публичной кадастровой карты Российской Федерации земельный участок административного истца ФИО7 с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С. Перовской» имеет вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства». Согласно Правил расположен в границах контура СХ-1/Н/-/8 территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1). По данным ГИСОГД указанный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. По данным публичной кадастровой карты Российской Федерации земельные участки административного истца ФИО8 с кадастровыми номерами , , , расположенные по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности ЗАО «С. Перовской», имеют вид разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», категория «земли сельскохозяйственного назначения». Согласно Правилам расположены в границах контура СХ-1/В/-/34 территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1). По данным ГИСОГД указанные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям.

В соответствии со ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития. Территориальная зона установлена на основе данных выполненного анализа территории города Севастополя, анализа существующей градостроительной ситуации, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в ГИСОГД. Предложений о внесении изменений в Правила в отношении названных земельных участков в адрес Комиссии, Департамента не поступало.

В соответствии с Правилами земельные участки административного истца ФИО9 с кадастровыми номерами , расположены в границах контура Р-6/Б/-/21 территориальной зоны лесов (Р-6).

В силу статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно предписаниям статьи 5 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным федеральным законом.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных 5 к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 51 Закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Упомянутым органом государственной власти является Министерство культуры Российской Федерации (подпункт ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 1864 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объектов культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» (далее – Приказ № 1864).

Пунктом 4 названного приказа установлены общие ограничения для территории данного достопримечательного места, в частности запрещено: проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, нарушающих целостность достопримечательного места, создающих угрозу повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, памятных мест, элементов и характеристик историко-культурного и природного ландшафта, а также объектов, входящих в предмет охраны достопримечательного места (пункт 4.1); хозяйственная деятельность, наносящая ущерб окружающей среде - природным и антропогенным объектам и комплексам, санитарному состоянию и гидрологическому режиму водных объектов и элементов гидрографической сети (пункт 4.2).

В соответствии с Приказом № 1864 земельные участки истца с кадастровыми номерами находятся в границах территории с режимом использования Р-3-3, где запрещаются проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. В границах регламентного участка Р-3-3 разрешается проведение традиционной сельскохозяйственной деятельности; ремонт, реконструкция существующих строений; реорганизация участков с изменением функционального назначения в соответствии с требованиями градостроительного регламента; ограниченное строительство объектов рекреационного назначения, объектов, связанных с сельскохозяйственным использованием территории, при условии сохранения ландшафтных и планировочных особенностей местности;

Пунктом 29 Приказа № 1864 в отношении территории Л-38 установлен вид разрешенного использования земельных участков: природно-познавательный туризм; обеспечение научной деятельности (проведение научной и селекционной работы); ведение лесного хозяйства, для земельных участков (без права возведения объектов капитального строительства), для территории районе микрорайона Сапун-гора, Сапунгорского лесопарка и между этими территориями допускается реорганизация территории с изменением функционального назначения на вид разрешенного использования): "предпринимательство" (общественное питание, гостиничное обслуживание); "культурное развитие".

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Для земельных участков истца, расположенного в границах участка Р-3-3 Л-38, виды разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», «ведение дачного хозяйства» пунктом 29 Приложения не предусмотрены. Предложений о внесении изменений в Правила в отношении названных земельных участков в адрес Комиссии, Департамента так же не поступало.

Относительно требований административного истца ТСН «Август» суд отмечает следующее. Земельный участок с кадастровым номером по адресу: г. Севастополь, Гагаринский р-н, северо-западнее от базы отдыха подводников ОК «СТ «Август» площадью <данные изъяты> кв.м внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный без координат границ. В соответствии с Правилами земельный участок (согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории заявление ) расположен в границах контура ОС-1/Г/-/21 территориальной зоны объектов образования и науки (ОС1), частично в границах контура Ж-1/Г/-/20 территориальной зоны ведения садоводства Ж-1. В соответствии с Приказом № 1864 данный земельный участок находится в границах территории с режимом использования Р-3-3 уч. Л-26, где запрещаются земляные и мелиоративные работы, не связанные с исследованиями, сохранением, музеефикацией памятников и исторически ценного (культурного) ландшафта, использованием территорий в рекреационных целях, требования к градостроительному регламенту предусматривают ограничение – без права возведения капитальных зданий и сооружений. Таким образом в границах данного регламентированного участка размещение любых объектов капитального строительства на земельном участке не предусмотрено. Пунктом 29 Приказа № 1864 в отношении территории Л-26 установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков: природно-познавательный туризм; обеспечение научной деятельности (проведение научной и селекционной работы); ведение лесного хозяйства. Для названного земельного участка, расположенного в границах участка Р-3-3 Л-26, виды разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», «ведение дачного хозяйства» пунктом 29 Приложения не предусмотрены. Предложений о внесении изменений в ПЗЗ в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:006031:550 в адрес Комиссии, Департамента не поступало.

Что касается доводов административных истцов о несоответствии постановления Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (часть 3 статьи 3 ГрК РФ).

Как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия и т.д. (статьи 1, 30, 31, 32 и др.).

Согласно части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и Положением об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. № 413-ПП.

Так, в соответствии со статьей 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до 1 января 2023 года правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.

При этом принятые государственными органами города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ нормативные правовые акты города Севастополя действуют в части, не противоречащей утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности правилам землепользования и застройки города Севастополя, документации по планировке территории (пункт 2.2 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. № 413-ПП).

В соответствии с частью 3 статьи 63 ГрК РФ документом территориального планирования субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя является генеральный план города федерального значения Севастополя, который должен включать в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Севастополя.

Вместе с тем, на момент принятия Правительством Севастополя оспариваемого постановления от 29 декабря 2022 г. № 730-ПП в городе Севастополе отсутствовал генеральный план города Севастополя, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 31 ГрК РФ применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

Разработанные Правила землепользования и застройки применяются к части территории города Севастополя в границах внутригородских муниципальных образований Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана.

Таким образом, подготовка проекта Правил землепользования и застройки в данном случае могла осуществляться без учета положений о территориальном планировании, содержащихся в Генеральном плане города Севастополя, утвержденном решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114, то есть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ.

Под градостроительным зонированием в силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок их применения и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Вопреки доводам представителя административных истцов проект Правил землепользования и застройки подготовлен на основе данных анализа существующей градостроительной ситуации, действующего законодательства, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.4.6 Правил землепользования и застройки виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применяются в соответствии с пунктами 2.1 - 2.22 раздела III настоящих Правил.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1.9 Правил землепользования и застройки в случае, если земельный участок и (или) объект капитального строительства расположены в границах зон с особыми условиями использования территорий, территории объектов культурного наследия, в том числе достопримечательного места, территории исторического поселения федерального значения, иной территории, в отношении которой в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены ограничения, правовой режим использования и застройки указанного земельного участка определяется градостроительными регламентами и совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, если установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничения относятся к одному и тому же параметру (требованию), применению подлежат более строгие ограничения. Описание ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территорий, отображенных на карте градостроительного зонирования, а также иных ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представлено в пунктах 2.1-2.22 раздела III настоящих Правил.

В соответствии со статьей 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся, среди прочего земли достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В силу пункта 2 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» применительно к территории достопримечательного места градостроительный регламент устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи, согласно которому на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

Применительно к территории Достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» градостроительный регламент установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом требований подпункта 2 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» (подпункт 7 пункта 2.21 Правил землепользования и застройки).

Сведения о расположении территориальных зон в границах регламентных участков и участков приведены в таблице Правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования конкретного земельного участка выбирается из предусмотренных градостроительным регламентом видов, и архитектурно-планировочные параметры, касающиеся высоты, площади объектов капитального строительства, установлены только для тех объектов, возведение которых соответствует видам разрешенного использования участка - это объекты обороны и безопасности, а также предназначенные для отдыха, культурного развития и научной деятельности

Несостоятельны и доводы иска о том, что не был учтен генеральный план города. Так, на основании пункта 2.2. постановления Правительства Севастополя от 02.09.2021 № 413-ПП «Об утверждении Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя», принятые государственными органами города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ нормативные правовые акты города Севастополя действуют в части, не противоречащей утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности правилам землепользования и застройки города Севастополя, документации по планировке территории.

Таким образом, при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон были установлены в соответствии с требованиями статей 31, 34 ГрК РФ, Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Приказа Минкультуры России № 1864, на основе данных анализа существующей градостроительной ситуации, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя, с учетом сложившейся планировки территории и требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», заключения о результатах публичных слушаний.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что нарушений норм градостроительного, земельного законодательства, а также законодательства об охране объектов культурного наследия при принятии оспариваемого нормативного правового акта по делу не установлено и оспариваемый нормативный правовой акт в части, в которой он оспаривается административным истцом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания оспариваемого полностью или в части нормативного правового акта соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Товарищества собственников недвижимости «Август» к Правительству Севастополя об оспаривании нормативного правового акта в части – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья Н.И. Кондрак

Мотивированное решение составлено 4 августа 2023 года.