Дело № 2а-324/2019 21 февраля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сестрорецкий районный суд Санкт - Петербурга в составе председательствующего судьи Максимовой А.В.
с участием представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт - Петербургу Палладичевой М.Б.
при секретаре Сергеевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Клементьева Алексея Андреевича к Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу о признании незаконными расчета страховых взносов, пени, требования об уплате страховых взносов и пени, об обязании произвести перерасчет страховых взносов, отменить пени и требование
УСТАНОВИЛ:
Клементьев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС РФ № 12 по Санкт – Петербургу (далее по тексту решения – МИ ФНС РФ № 12 по СПб) о признании незаконными: расчета страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год (в части уплаты 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период) по сроку уплаты 02.07.2018 в размере 62 116 руб. 11 коп. (расчет № 8387 от 29.06.2018), произведенного ответчиком без учета расходов плательщика, на основании которого 03.07.2018 в карточке по расчету с бюджетом по страховым взносам (КБК №, ОКТМО №) образовалась задолженность в размере 54 940 руб. 74 коп., пени по состоянию на 13.07.2018 в размере 179 руб. 54 коп., начисленных ответчиком в карточке по расчету с бюджетом по страховым взносам (КБК №, ОКТМО №) на сумму задолженности по страховым взносам, требования № № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), сформированного ответчиком по состоянию на 13.07.2018.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права истец Клементьев А.А. просит обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод путем проведения перерасчета страховых вносов в фиксированном размере за 2017 год (в части уплаты 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период) по сроку уплаты 02.07.2018 с учетом расходов плательщика, отмены пени по состоянию на 13.07.2018 в размере 179 руб. 54 коп., начисленных ответчиком в карточке по расчету с бюджетом по страховым взносам (КБК №, ОКТМО №) на сумму задолженности по страховым взносам, отмены требования № № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 13.07.2018, мотивируя свое обращение тем, что в период с 21.03.2017 по 14.12.2018 он (истец) состоял на учете в МИ ФНС РФ № 12 по СПб в качестве индивидуального предпринимателя и применял упрощенную систему налогообложения с объектов налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ответчиком МИ ФНС РФ № 12 по СПб незаконно 29.06.2018 в отношении истца произведен расчет страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год по сроку уплаты 02.07.2018 в размере 62 116 руб. 11 коп. без учета его расходов, в результате чего 03.07.2018 в карточке истца по расчету с бюджетом по страховым взносам образовалась задолженность в размере 54 940 руб. 74 коп., также ответчиком на сумму задолженности незаконно начислены пени в размере 179 руб. 54 коп. по состоянию на 13.07.2018 и незаконно сформировано требование № № по состоянию на 03.07.2018, вместе с тем, положения ст. 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН, следовательно, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, начисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы. При этом в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», подлежит применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, содержащаяся также в определении Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937 о том, что доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. Руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, в определении Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937, истец рассчитал страховые вносы в фиксированном размере за 2017 год (в части уплаты 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период) в размере 7 175 руб. 37 коп. (6 511 611 руб. – 5 494 074 руб. – 300 000 руб.) х 1%) и произвел их уплату. При этом вынесенное Верховным Судом РФ 08.06.2018 решение по административному делу № АКПИ18-273, по состоянию на 02.07.2018 (срок уплаты страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год) не вступило в законную силу, следовательно, страховые взносы в фиксированном размере за 2017 год по сроку уплаты 02.07.2018 определены ответчиком в размере 62 116 руб. 11 коп. без учета расходов плательщика незаконно, задолженность и пени является необоснованной, а требование № № по состоянию на 13.07.2018 является незаконным (л.д.3-8).
Административный истец Клементьев А.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела судом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представил в суд заявление.
Представитель административного ответчика МИ ФНС РФ № 12 по СПб Палладичева М.Б. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, против удовлетворения иска возражала.
ВРФ «О статусе военнослужащих не распространяется на заявителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Клементьев А.А. в период с 21.03.2017 по 14.12.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на учете в МИ ФНС РФ № 12 по СПб, применял упрощенную систему налогообложения (УСН) «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (л.д.35-45).
03.05.2018 Клементьевым А.А. в МИ ФНС РФ № 12 по СПб была подана налоговая декларация за 2017 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (л.д.32-34). В указанной декларации истцом была отражена сумма полученных доходов за 2017 год в размере 6 511 611 руб., а также сумма произведенных расходов за 2017 год в размере 5 494 074 руб.
Клементьевым А.А. за период 2017 года были оплачены страховые взносы в размере 7 175 руб. 37 коп., при этом налогоплательщиком налоговая база была исчислена как доходы за вычетом расходов.
МИ ФНС РФ № 12 по СПб было выявлено наличие задолженности у Клементьева А.А. по страховым взносам за 2017 год в размере 54 940 руб. 74 коп., были начислены пени в размере 179 руб. 54 коп., что отражено в требовании № № по состоянию на 13.07.2018 (л.д.30-31).
17.09.2018 Клементьев А.А. обратился с жалобой в Управление ФНС РФ по Санкт – Петербургу (л.д.20-25), указанная жалоба была оставлена без удовлетворения (л.д.26-29).
Клементьев А.А., полагая незаконными расчет страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год по сроку уплаты 02.07.2018 в размере 62 116 руб. 11 коп., произведенный ответчиком, начисленные пени по состоянию на 13.07.2018 в размере 179 руб. 54 коп., само требование № № по состоянию на 13.07.2018, указывает на то, что в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», подлежит применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, содержащаяся также в определении Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937, о том, что доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Вместе с тем, правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на - случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в пункте 2 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Согласно положениям статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2017), плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 статьи 430 НК РФ доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Расчет страховых взносов Клементьева А.А. с дохода превышающего 300 000 руб. за 2017 год составил: 6 511 611 руб. – 300 000 руб. = 6 211 611х1%=62116 руб. 11 коп.
Исходя из указанного расчета МИ ФНС РФ № 12 по СПб было выявлено наличие у Клементьева А.А. задолженности по страховым взносам за 2017 год в размере 54 940 руб. 74 коп. (62 116 руб. 11 коп. - 7 175 руб. 37 коп.= 54 490 руб. 74 коп.).
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок определения доходов вне зависимости от выбранного объекта обложения по УСН (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов). Порядок определения расходов по упрощенной системе налогообложения установлен статьей 346.16 НК РФ, отсылки на которую пункт 3 части 9 статьи 430 НК РФ не содержит.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ (глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ к доходам организации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ.
Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ с учетом положений указанной главы НК РФ.
Таким образом, из системного толкования положений подпункта 3 пункта 9 статьи 430, пункта 1 статьи 41, статьи 346.15, статей 248, 249 и 250 НК РФ, доходом для целей расчета страховых, взносов на обязательное пенсионное страхование, предпринимателями, применяющими УСН, является конкретная экономическая выгода от сделки или совокупности сделок индивидуального предпринимателя, выраженная в суммовом выражении без учета расходов.
Суд приходит к выводу о том, что к рассматриваемым в настоящем деле правоотношениям сторон правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, не подлежит применению в силу следующего:
Выводы Конституционного Суда РФ в указанном деле сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, Конституционный Суд РФ отметил следующее.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель - исходя из того что они осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 14 ФЗ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ 212).
Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 ФЗ 212).
При этом Конституционный Суд РФ указал, что размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 ФЗ 212).
Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.
Также, в зависимости режима налогообложения, учитывается и доход для целей исчисления страховых взносов согласно положениям пункта 9 статьи 430 НК РФ.
Учитывая выводы Конституционного Суда РФ следует отметить, что федеральный законодатель целенаправленно разделил порядок исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения (подпункт 1 пункта 9 статьи 430 НК РФ) и порядок исчисления такого дохода для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения (подпункт 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ).
При этом общий и специальные налоговые режимы отличаются друг от друга. Упрощенная система налогообложения считается льготным, преференционным режимом, который предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты ряда налогов, включая налог на доходы физических лиц.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за некоторыми исключениями), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, также за некоторыми исключениями), а также указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (также за некоторыми исключениями).
Аналогичные положения предусмотрены НК РФ в отношении иных специальных налоговых режимов: системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, также предусматривающих освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (за некоторым исключением). Также указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (за некоторыми исключениями). Кроме того, при применении ряда специальных налоговых режимов налоговая база определяется без учета расходов налогоплательщиков.
Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая специальные правила исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от применяемого налогового режима, принимал во внимание существенное различие между общим и упрощенным режимом налогообложения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о преимуществах упрощенной системы налогообложения перед общей системой налогообложения и, как следствие, о невозможности проведения между ними аналогии при рассмотрении вопроса исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом выбор системы налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Заявляя о праве применения упрощенной системы налогообложения, предприниматели должны учитывать наличие различий при исчислении дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода будет являться сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.15 НК РФ в данном случае не учитываются.
Также следует обратить внимание и на подпункт 2 пункта 9 статьи 430 НК РФ согласно которому плательщики страховых взносов, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывают доход в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ. Статья 346.5 НК РФ содержит как положения, согласно которым определяются доходы, так и положения, согласно которым определяются расходы, однако законодатель делает ссылку не на всю статью, а только на ее пункт, где речь идет только о формировании доходов.
Учитывая, что система налогообложения в виде уплаты сельскохозяйственного налога также является льготным режимом, данное обстоятельство подтверждает, что законодатель для специальных режимов налогообложения устанавливает иные правила расчета страховых взносов в силу чего они должны рассчитывать страховые взносы без учета расходной части.
Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, без учета расходов.
Также необходимо отметить, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя, исходя из его дохода, не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого специального налогового режима (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения и т.д.). В целях применения положений пункта 1 статьи 430 НК РФ доход учитывается в соответствии с выбранной налогоплательщиком системой налогообложения в целом (пункт 9 статьи 430 НК РФ).
При этом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен НК РФ только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, НК РФ не содержит.
В своем Постановлении от 30.11.2016 № 27-П Конституционный Суд РФ, в целях рассмотрения возможности учета вычетов по налогу на доходы физических лиц при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, также анализировал указанные положения пункта 9 статьи 430 НК РФ.
При этом в постановлении отмечено, что пункт 9 статьи 430 НК РФ предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210 НК РФ, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Учитывая, что речь в данном случае идет про ситуацию, в которой налогоплательщик уплачивает налог на доходы физических лиц (находится на общем режиме налогообложения и Конституционный Суд РФ делает ссылку на статью 210 НК РФ (определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц), суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать особенности определения налоговой базы по упрощенной системе налогообложения и руководствоваться только статьей 346.15 НК РФ (порядок определения доходов).
При таких обстоятельствах проведение аналогии между общей системой налогообложения, при которой предпринимателями уплачивается налог на доходы физических лиц, и упрощенной системой налогообложения, предусматривающей освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, невозможно, в связи с чем Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, в таком случае, применению не подлежит, расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанной ситуации должен производится без учета понесенных предпринимателем расходов.
Согласно письму Минфина РФ от 12.02.2018 № 03-15-07/8369, доведенному до нижестоящих налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от 21.02.2018 № ГД-4-11/3541@, НК РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, НК РФ не содержит.
Верховным Судом РФ решением от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273 отказано в удовлетворении административного искового заявления гражданина о признании недействующим письма Минфина РФ от 12.02.2018 № 03-15-07/8369.
При этом в решении от 08.06.2018 № АКПИ18-273 Верховного Суда РФ отражено, что устанавливая принципы обложения страховыми взносами, которые детализированы в главе 34 "Страховые взносы" НК РФ (его статьях 419 - 432), федеральный законодатель применительно к обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование указанных в статье 430 НК РФ плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не ввел предписания об исчислении в целях применения положений пункта 1 статьи 419 НК РФ доходов указанной категории плательщиков с учетом расходов, предусмотренных статьей 346.16 НК РФ.
Также Верховным Судом РФ в указанном решении отмечено, что к рассматриваемым правоотношениям не может быть применена позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, так как предметом конституционного нормоконтроля являлись другие законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 11.09.2018 № АПЛ18-350 решение от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273 оставлено без изменения. То есть на дату рассмотрения настоящего дела судом, решение от 08.06.2018 № АКПИ18-273 Верховного Суда РФ вступило в законную силу.
Доводы истца Клементьева А.А. о том, что решение Верховного Суда РФ от 08.06.2018 по административному делу № АКПИ18-273 по состоянию на 02.07.2018 (срок уплаты страховых взносов за 2017 год) не вступило в законную силу, с учетом вышеуказанных положений НК РФ, а также вступления указанного решения Верховного Суда РФ в законную силу на дату рассмотрения настоящего дела, правового значения не имеют.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания незаконными расчета страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год по сроку уплаты 02.07.2018 в размере 62 116 руб. 11 коп., произведенного налоговым органом Клементьеву А.А., начисленных Клементьеву А.А. пени по состоянию на 13.07.2018 в размере 179 руб. 54 коп., самого требования налогового органа № № по состоянию на 13.07.2018 на имя Клементьева А.А., суд не усматривает.
Как следствие, оснований для обязания административного ответчика произвести Клементьеву А.А. перерасчет страховых вносов в фиксированном размере за 2017 год (в части уплаты 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период) по сроку уплаты 02.07.2018 с учетом расходов плательщика, отмены пени по состоянию на 13.07.2018, начисленных истцу, в размере 179 руб. 54 коп. и отмены требования № № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 13.07.2018 на имя Клементьева А.А., суд также не усматривает.
Следовательно, исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Клементьева Алексея Андреевича к Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу о признании незаконными расчета страховых взносов, пени, требования об уплате страховых взносов и пени, об обязании произвести перерасчет страховых взносов, отменить пени и требование – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В.Максимова
Дата принятия решения суда в окончательной форме 15 марта 2019 года.