Дело № 2-194/2019
УИД 28RS0019-01-2019-000268-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,
при секретаре – Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокуратура Серышевского района к Министерству социальной защиты населения Амурской области ГБУ АО "Серышевский специальный дом для одиноких престарелых "Милосердие" об обязании установить ограждение территории Государственного бюджетного учреждения Амурской области "Серышевский специальный дом для одиноких престарелых "Милосердие",
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился с данным исковым заявлением в суд, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» антитеррористической защищенности социального объекта. При проведении проверки установлено следующее. Согласно п. 1.3 Устава ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие», утвержденного 25.07.2011, Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства социальной защиты населения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя. Таким образом, ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» является объектом (территорией) Министерства социальной защиты Российской Федерации и в отношении Учреждения принимаются положения постановления Правительства РФ от 13.05.2016 №410, которым определены требования к антитеррористической защищенности данных объектов (территорий). Пунктом 15 Требований закреплено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях, в том числе, а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования; б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством: организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории). Согласно п. 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Исходя из вышеуказанных положений требований законодательства, ограждение территорий организаций социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов отвечает целям безопасности данной категории лиц и обслуживающего персонала и является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию организации. В соответствии с Уставом, ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» создано для достижения следующих целей: для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей (п.3.1). Собственником имущества Учреждения является Амурская область (п. 1.4). В ходе проведения проверки установлено, что ограждение территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» отсутствует, имеется свободный въезд на территорию Учреждения с <адрес>, что способствует неправомерному проникновению на объект (территорию), бесконтрольному пребыванию на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории). Отсутствие ограждения по периметру территории Учреждения, отнесенного к социально значимым объектам создаёт условия для свободного доступа посторонних лиц к Учреждению, что свидетельствует о ненадлежащем уровне его антитеррористической защищённости. По факту выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на имя директору ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» внесено представление, которое рассмотрено, конкретные меры к устранению выявленных нарушений не приняты. Согласно информации ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» от ДД.ММ.ГГГГ, учреждением разработана строительная документация по объекту «Ограждение территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие», направлено ходатайство в Министерство социальной защиты населения Амурской области о финансировании данных работ, после поступления средств работы по ограждению будут выполнены. Согласно п. 3.4 Устава учреждения, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенного. В соответствии с п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств учреждения является его учредитель. Учредитель утверждает смету доходов и расходов учреждения и осуществляет финансирование его деятельности. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической безопасности является обязанностью ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» и Министерства социальной защиты населения Амурской области. В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просил обязать Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», Министерство социальной защиты населения Амурской области в срок до 01.09.2019 установить ограждение территории Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», расположенного по адресу: <адрес>, пгт Серышево, <адрес>.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Серышевского района Жунковская О.Ю., поддержав доводы искового заявления, уточнив заявленные требования просила обязать Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», Министерство социальной защиты населения Амурской области в срок до 01.02.2020 установить ограждение территории Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», расположенного по адресу: <адрес>, пгт Серышево, <адрес>.
Ответчик- директор Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» Трякшина В.Н., действующая на основании прав должности в ходе судебного заседания с заявленными требованиями согласилась и не возражала против их удовлетворения, при этом суду показала, что в случае поступления финансирования для проведения мероприятий по ограждению территории ГБУ АО «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» требования прокурора будут удовлетворены. Смета расходов для выполнения требований прокурора уже подготовлена, заявка на необходимые денежные средства в Министерство социальной защиты направлена. Из Министерства социальной защиты населения Амурской области доведена информация, о том, что заявка о необходимости выделения дополнительных объемов лимитов бюджетных обязательств включена в сводную потребность, сформированную министерством исходя из общей потребности учреждений подведомственной сети и будет учтена при формировании проекта областного бюджета на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов.
Ответчик - Министерство социальной защиты населения Амурской области, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в представленных отзывах представитель по доверенности Туз М.М. просила о рассмотрении дела без участия их представителя, при этом указала, что 26.02.2019 министерство на основании заявки ГБУ АО «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» о выделении дополнительных средств на ограждение территории направило в министерство финансов Амурской области информацию о дополнительной потребности бюджетных ассигнований на 2019 год, в том числе и на обеспечение антитеррористической безопасности, не предусмотренных законом об областном бюджете. Таким образом, министерством как главным распорядителем денежных средств, предприняты меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на обеспечение антитеррористической безопасности. Кроме этого, согласно Положению о министерстве социальной защиты населения Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 03.08.2007 № 459, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Увеличение бюджетных ассигнований на финансирование расходов, связанных с установкой ограждения, в соответствии с требованиями части 2 статьи 83 БК РФ, может осуществляться в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете в случае наличия соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В этой связи полагают, что требование прокурора Серышевского района обязать установить ограждение в срок до 01.09.2019 является необоснованным. Кроме того, прокурором не приведены какие - либо доводы в обоснование установленного срока по установлению ограждения. Также следует отметить, что согласно разделу III Требований Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мероприятий по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию). Согласно информации представленной СДОП «Милосердие» в учреждении проведен ряд мероприятий направленных на обеспечение антитеррористической безопасности. Полагают, что как Учреждением, так и министерством приняты необходимые меры по исполнению требований законодательства по обеспечению антитеррористической безопасности. При этом государственное бюджетное учреждения Амурской области АО «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 16.06.2015, является 22- квартирным жилым домом для ветеранов. Вместе с тем положения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410 не предусматривают обеспечение антитеррористической защищенности объектов имеющих статус жилого дома. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что СДОП «Милосердие» приняты иные меры направленные на обеспечение антитеррористической безопасности, при этом доказательств недостаточности принятых мер антитеррористической защищенности учреждения прокурором не представлено, полагают что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Исследовав материала дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, государственное бюджетное учреждение Амурской области АО «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие»- 22- квартирный жилой дом для ветеранов.
Согласно п. 1.3 Устава ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие», утвержденного 25.07.2011, Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства социальной защиты населения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя.
Пункт 2.2 Устава указывает на то, что учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в министерстве финансов Амурской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, гербовою печать со своим наименованием и наименованием Отраслевого органа, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности.
В соответствии с Уставом, ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» создано для достижения следующих целей: для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей (п.3.1). Собственником имущества Учреждения является Амурская область (п. 1.4).
Согласно п. 3.4 Устава учреждения, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенного.
В соответствии с п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Главным распорядителем бюджетных средств учреждения является его учредитель. Учредитель утверждает смету доходов и расходов учреждения и осуществляет финансирование его деятельности.
Прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» антитеррористической защищенности социального объекта. В ходе проведения проверки установлено, что ограждение территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» отсутствует, имеется свободный въезд на территорию Учреждения с <адрес>, что способствует неправомерному проникновению на объект (территорию), бесконтрольному пребыванию на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Как следует из материалов дела, по факту выявленных нарушений прокурором района 12.09.2018 на имя директору ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» внесено представление, которое рассмотрено, конкретные меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Согласно информации ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» от 14.03.2019, учреждением разработана строительная документация по объекту «Ограждение территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие», направлено ходатайство в Министерство социальной защиты населения Амурской области о финансировании данных работ, после поступления средств работы по ограждению будут выполнены.
Из акта обследования и категорирования ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» проведенного 02.07.2018 года межведомственной комиссией, председателем которой являлась директор учреждения Трякшина В.Н., усматривается, что согласно постановлению Правительства РФ от 13.05.2016 №410 объекту присвоена 1 категория, выявлены первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение террористической защищенности в том числе дооборудовать периметр наружными видеокамерами с видеофиксацией на менее 30 суток, проведение ограждения по периметру учреждения, проведение демонтажа старой пожарной сигнализации.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; профилактика терроризма, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п. 3.1. ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для эксплуатации принадлежащего им имущества в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, а также юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитегзрористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, препятствующее совершению террористического акта.
При этом, согласно п. 1, 13 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг обязаны в числе прочего осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, а также исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 №410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Требования).
Как следует из обстоятельств дела, ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» является объектом (территорией) Министерства социальной защиты Российской Федерации и в отношении Учреждения принимаются положения постановления Правительства РФ от 13.05.2016 №410.
Пунктом 15 Требований закреплено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях, в том числе, а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования; б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством: организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Согласно п. 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Исходя из вышеуказанных положений требований законодательства, ограждение территорий организаций социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов отвечает целям безопасности данной категории лиц и обслуживающего персонала и является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию организации.
Таким образом, отсутствие ограждения по периметру территории учреждения и свободный доступ посторонних лиц на ее территорию, свидетельствует о недостаточной деятельности по обеспечению безопасности учреждения, в том числе на предмет антитеррористической защищенности, так как создает условия для беспрепятственного доступа на территорию и в учреждение посторонних лиц с целью совершения антиобщественных действий, в том числе террористического характера, что создает реальную угрозу безопасности неопределенного круга лиц.
Отсутствие на территории учреждения надлежащего ограждения, соответствующего требованиям действующего законодательства, является следствием непринятия администрацией учреждения и Министерства социальной защиты населения Амурской области необходимых мер по устройству такого ограждения, в том числе своевременного финансирования из средств бюджета расходов, связанных с его возведением.
Положения нормативного правового акта о необходимости ограждения забором территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности обеспечения безопасности данного учреждения и использующих его лиц иным способом.
При этом решение суда направлено не только на пресечение действий, нарушающих в настоящее время права данной категории лиц, но и на пресечение действий, создающих угрозу их нарушения в будущем.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Доводы представителя ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> не имеют правового значения для принятия решения по иску. Поскольку дом для одиноких и престарелых «Милосердие», расположенный по адресу <адрес>, предназначен именно для постоянного проживания престарелых людей, что в свою очередь обязывает ответственных лиц создать надлежащий уровень его антитеррористической защищенности, в соответствии с действующими правовыми нормами.
Определяя срок для исполнения ответчиками обязанности, суд считает необходимым установить его до 1 февраля 2020 года.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требование прокурора Серышевского района - удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», Министерство социальной защиты населения Амурской области в срок до 01.02.2020 установить ограждение территории Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», расположенного по адресу: <адрес><адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Мотивированное решение принято 20 мая 2019 года.
Председательствующий судья ___________________________