НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Серпуховского городского суда (Московская область) от 25.09.2019 № 2-2848/19

Дело № 2-2848/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2019 года город Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Серпуховскому городскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании незаконными решений, об обязании назначить пособие,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением и просила признать незаконными решения Серпуховского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №77645 от 14.05.2019г., №77668 от 14.05.2019г., №77659 от 14.05.2019г. об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на детей, и об обязании Министерства социального развития Московской области назначить пособие на детей: Е., И., Г. с момента подачи заявлений от 24.04.2019г.

В обоснование заявленных требований истец указала, что названными решениями Серпуховского городского управления социальной защиты Министерства социального развития Московской области ей было отказано в назначении ежемесячного пособия на детей: Е., И. и Г.. Основанием для отказа в назначении пособий, по мнению органа социальной защиты населения, послужило предоставление заявителем неполных сведений о доходах, а именно: не представлены сведения о доходах из организации ООО «КЭТ» за период с 22.10.2018г. по 13.01.2019г. Данные отказы истец считает незаконными, поскольку ею в управление социальной защиты населения были представлены полные сведения о доходах, подтвержденные соответствующими документами, в том числе из организации ООО «КЭТ». Истец трудоустроена на двух работах: по основному месту работы в ООО «КЭТ» и по совместительству в ООО «Петрострой». В период с 23.12.2015г. по 21.10.2018г. по основному месту работы истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком 3 лет, а с 22.10.2018г. по 13.01.2019г. была вынуждена взять отпуск без сохранения заработной платы по уважительным причинам.

В судебное заседание истец и представитель истца ФИО2 не явились, о дате и времени судебного заседания извещены, представили заявления, в которых просил рассмотреть дело в их отсутствие, на исковых требованиях настаивали и просили их удовлетворить.

Представитель ответчиков Министерства социального развития Московской области и Серпуховского городского управления социальной защиты населения в судебном заседании возражала против заявленных ФИО1 требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, в которых указано, что истец ФИО1 состоит на учете в Серпуховском городском управлении социальной защиты населения по категории «Многодетная семья». Состав семьи: мать ФИО1, <дата>р., сын Г., <дата>р., сына И., <дата>р., дочь Е., <дата>р. Брак с отцом двоих старших детей прекращен <дата>. Через региональный портал муниципальных и государственных услуг в Управление 24.04.2019 года от ФИО1 поступили заявления и документы для назначения в соответствии со статьей 7 Закона Московской области от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» пособия на детей, Е., И., Г., в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области. При принятии решения о назначении ежемесячного пособия на ребенка – Е., Управлением были рассмотрены документы, представленные для исчисления среднедушевого дохода за период с 01.04.2018 по 31.03.2019г. (12 месяцев является расчетным периодом для назначения пособия на ребенка): трудовая книжка ФИО1, трудовой договор от 01.10.2014г., справки о доходах и суммах налога за 2018, 2019 гг., о доходах от трудовой деятельности в ООО «Петрострой», справка о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждений из ООО «Петрострой», справка из Фонда социального страхования г. Калуги о выплатах за период с 01.04.2018 по 31.03.2019г., справка из ООО «КЭТ», справка УФС судебных приставов об алиментах. Из представленных документов следовало, что ФИО1 в расчетный период для назначения пособия на ребенка по основному месту работы в ООО «КЭТ» с 23.12.2015г. по 21.10.2018г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 22.10.2018г. по 13.01.2019г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, поэтому никаких выплат не получала. С 14.01.2019г. по 02.06.2019г. находится в отпуске по беременности и родам. В связи с тем, что сведений о доходах от деятельности ФИО1 в ООО «КЭТ» за период с 22.10.2018г. по 13.01.2019г. представлено не было, Управлением было принято решение от 14.05.2019 №77645 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка – Е.. Так как Управлением было принято решение об отказе в назначении пособия на ребенка Е., оснований для изменения установленного периода выплаты у Г. и И. не имелось. Учитывая, что ФИО1 ранее аналогичные пособия на детей: Г. и И., были назначены на период с 01.09.2018г. по 31.08.2019г., то Управлением были приняты решения об отказе в назначении пособий на данных детей на новый период. Выплата пособий на Г. и И. Управлением производилась до 31.08.2019г.. Также в судебном заседании представитель ответчиков указала, что Управление социальной защиты населения при рассмотрении заявлений по назначению пособий не наделено правом на установление каких-либо обстоятельств; Управление руководствуется нормами действующего законодательства, в связи с чем, оспариваемые решения нельзя признать незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ.

Суд, проверив материалы дела и исследовав письменные доказательства, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 является матерью троих несовершеннолетних детей: Г., <дата> рождения, И., <дата> рождения, Е., <дата> рождения (л.д.10, 12,13,14). Брак между А. и ФИО1 прекращен <дата>, о чем <дата> составлена запись акта о расторжении брака (л.д.11,18).

24.04.2019 года истец обратилась в Серпуховское городское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей (л.д.29-38, 62-65). К указанным заявлениям ФИО1 приложены: копия трудовой книжки (л.д.47-51); копия трудового договора от 01.10.2014г. № ТДП-10, подтверждающий осуществление ФИО1 трудовой деятельности в ООО «Петрострой» в должности офисменеджера по совместительству (л.д52-54); справки о доходах в ООО «Петрострой» за 2018-2019гг. (л.д. 55.56); справка ООО «Петрострой» от 22.04.2019г. № 0000-000008 о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений на которую были начислены страховые взносы (л.д.57); справка ООО «Петрострой» № 93 от 22.04.2019г. о том, что ФИО1 работает по совместительству в ООО «Петрострой», с 01.10.2014г. и в настоящее время находится в отпуске по беременности и родам с 14.01.2019 по 02.06.2019г. В период с 23.12.2015 по 30.04.2018 находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3 лет (без содержания – л.д.58; справка ГУ – Калужского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 09.04.2019г. № 1019 о выплатах за период с 01.04.2018 по 31.03.2019 (л.д.59); справка Серпуховского РОСП УФССП России по Московской области от 10.04.2019г. о выплаченных ФИО1 алиментов за период с апреля 2018г. по март 2019г. (л.д.60); справка ООО «КЭТ» № 4 от 19.04.2019г., в том числе, подтверждающая, что ФИО1 в период с 22.10.2018г. по 13.01.2019г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, поэтому никаких выплат не получала (л.д.61).

Решениями Серпуховского городского управления социальной защиты населения №77659 от 14.05.2019г., №77668 от 14.05.2019г. ФИО1 было отказано в назначении пособий на детей: Г. и И. по причине несоответствия документов по содержанию требованиям законодательства РФ и законодательства Московской области: государственная услуга назначен ранее на период с 01.09.2018г. по 31.08.2019г. (л.д.39,40). Решением Серпуховского городского управления социальной защиты населения №77645 от 14.05.2019г. в назначении пособия на ребенка – Е. истцу было отказано по причине не предоставления сведений о доходах из организации ООО «КЭТ» за период с 22.10.2018г. по 13.01.2019г. (л.д.41)

04.09.2018г. ФИО1 обращалась Серпуховское городское управление социальной защиты населения с заявлениями о предоставлении государственной услуги по назначению пособия на детей: И., Г. в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области (л.д.62-63,64-65), по которым были приняты положительные решения (л.д.66,67).

Также представителем ответчиков в материалы дела представлен Административный регламент по предоставлению министерством социального развития Московской области государственной услуги по назначению пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области, справку о выплаченном ФИО1 пособии на Г., И.

Протокольным определением от 16.09.2019г. суд определил о разрешении данного дела, принятого по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке гражданского судопроизводства (л.д.88).

Согласно части 1 статьи 38, части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Федеральный закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В статье 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено ежемесячное пособие на ребенка. При этом порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006 –ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области. Законом определено, что социальное пособие – денежная помощь, оказываемая гражданам, за счет средств бюджета Московской области и в порядке, определяемом Правительством Московской области.

В соответствии со статьей 7 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ от 12 января 2006г. «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося образовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающем величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

В целях реализации Закона постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012г. № 989/30 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, который устанавливает условия назначения и выплаты социальных пособий, предусмотренных указанным Законом, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для их назначения.

Разделом II указанного порядка определен Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, где, в частности установлено, что «ежемесячное пособие на ребенка назначается (возобновляется), продлевается одному из родителей либо лицу, его замещающему (далее – заявитель), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на обучающегося общеобразовательной организации – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительство в Московской области.

В соответствии с пунктом 12.1 Порядка пособие назначается (возобновляется), продлевается на двенадцать месяцев (далее – установленный период выплаты), начиная с месяца подачи заявления о назначении (возобновлении), продлении выплаты пособия со всеми необходимыми документами. Установленный период выплаты пособия может быть уменьшен в случае обращения заявителя за назначением пособия на другого ребенка. В этом случае выплата пособия приостанавливается и в дальнейшем продлевается со дня обращения на установленный период выплаты.

Согласно пункта 13 п.п. «г» Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка для назначения и выплаты ежемесячного пособия заявителю, в том числе необходимо представить документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения.

В пункте 92 Порядка разъяснено, что в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все виды заработной платы по всем местам работы и иные выплаты, полученные в связи с трудовой деятельностью по месту работы; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; выплаты, осуществляемые органами и организациями, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, а также компенсация при выходе в отставку; дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, денежное довольствие и иные выплаты военнослужащим и приравненным к ним лицам; единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении военнослужащих и других приравненных к ним лиц.

Поскольку ФИО1 обратилась за назначением пособия 24.04.2019г., то в соответствии с пп. «г», п.13 Порядка расчетным периодом для назначения пособия, то есть период, за который истец должна представить сведения о доходах семьи, является период с 01.04.2018 г. по 31.03.2019г.

Как следует из представленной трудовой книжки ФИО1 с 01.10.2014 года трудоустроена по основному месту работы в ООО «КЭТ», а также с 01.10.2014 года трудоустроена по внешнему совместительству в ООО «Петросторой».

Истец ФИО1 вместе со своими несовершеннолетними детьми зарегистрирована и проживает на территории Московской области городского округа Серпухов.

При обращении к ответчику с заявлениями о назначении пособий на детей истец с места работы по совместительству представила справки о доходах физического лица (2-НДФЛ) №10 за 2018 год и №11 за 2019 год, справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2018-2019гг., выданные ООО «Петрострой», где указаны сведения о ее доходах за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением о назначении пособий. Также представлена справка ООО «Петрострой», согласно которой с 14.01.2019 года по 02.06.2019 года истец находится в отпуске по беременности и родам, в период с 23.12.2015 года по 30.04.2018 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет.

С основного места работы ООО «КЭТ» истцом ответчику была представлена справка, согласно которой ФИО1 с 14.01.2019 года по 02.06.2019 года находится в отпуске по беременности и родам. В период с 23.12.2015 года по 21.10.2018 года находилась в отпуске по уходу за ребенком (И.) до достижения им возраста трех лет. С 22.10.2018 года по 13.01.2019 года ФИО1 находилась в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, поэтому никаких выплат не получала. За период с 01.04.2018 года по 31.03.2019 года пособие по уходу за ребенком, И., пособие по беременности и родам не начислялись и не выплачивались.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенных положений закона, учитывая, что истец представила в орган социальной защиты населения все необходимые документы для назначения пособий на детей, в том числе и документы, подтверждающие сведения о доходах семьи истца за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения, истец соответствует предусмотренным законом условиям для назначения пособия на ребенка, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в назначении пособий по основаниям п.п. «л» п.18 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области.

При этом, суд не соглашается с позицией ответчика о не предоставлении истцом сведений о ее доходах из ООО «КЭТ» за период с 22.10.2018 года по 13.01.2019 года, как основанную на ошибочном толковании норм материального права.

Как следует из материалов дела в указанный период по основному месту работы в ООО «КЭТ» находилась в отпуске без сохранения заработной платы, что подтверждается представленной справкой с места работы.

В соответствии с ч.1 ст.128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

При этом в соответствии с положениями ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу приведенных норм трудового законодательства, отпуск без сохранения заработной платы является не оплачиваемым и не порождает какой-либо обязанности работодателя производить в период его предоставления какие-либо выплаты.

Таким образом, оценивая обстоятельства дела и представленные доказательства с учетом положений закона, суд признает решение Серпуховского городского управления социальной защиты населения от 14.05.2019 года №77645 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка – Е., <дата> рождения, незаконным с возложением на ответчика Министерство социального развития Московской области обязанности по назначению пособия на Е. с даты обращения истца с соответствующим заявлением.

При разрешении исковых требований истца о признании незаконными решений Серпуховского городского управления социальной защиты населения от 14.05.2019 года №77659 и от 14.05.2019 года №77668 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на детей: И., <дата> рождения, и Г., <дата> рождения, по причине несоответствия документов по содержанию требованиям законодательства РФ и законодательства Московской области: государственная услуга назначена ранее на период с 01.09.2018 по 31.08.2019, суд исходит из следующего.

В пункте 12.1 раздела II Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка закреплено право заявителя на одновременную подачу заявлений о назначении пособий на детей, в том числе детей, в отношении которых данное пособие было назначено ранее. В данном случае при обращении заявителя за назначением пособия на другого ребенка ранее установленный период выплаты пособия на ребенка уменьшается, а выплата пособия приостанавливается и в дальнейшем продлевается со дня обращения на установленный период выплаты.

Соответственно, в связи с обращением истца с заявлением о назначении пособия на ребенка, Е., исходя из указанного положения, ранее установленный период выплаты пособий на двух старших детей: Г. и И., подлежит изменению, о чем истцом были представлены ответчику соответствующие заявления 24.04.2019г.

Вместе с тем, ответчиком было принято решение об отказе в назначении пособия на ребенка Е., как следствие ответчик отказал истцу в изменении установленного периода выплаты пособия на Г. и И..

Таким образом, в силу положений действующего Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка, закрепляющих основания и порядок изменения ранее установленного периода выплаты пособий, в случае обращения заявителя за назначением пособия на другого ребенка, учитывая, что судом не установлено оснований для отказа в назначении пособия истцу на Е., суд не усматривает оснований для отказа в назначении истцу пособий на Г. и И., путем изменения ранее установленного периода выплат данных пособий.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социальной защиты населения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 года N 683/28 (с изменениями и дополнениями), Министерство социальной защиты населения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области.

В связи с изложенным, суд полагает возможным возложить на Министерство социального развития Московской области обязанность назначить истцу пособия на Г. и И. с 24.04.219 года, учитывая ранее установленный период выплаты пособий на данных детей с 01.09.2018 по 31.08.2019., указав, что данные выплаты подлежат осуществлению с даты подачи соответствующих заявлений от 24.04.2019г., за исключением выплат, произведенных в период с 24.04.2019г. по 31.08.2019г.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Серпуховского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 14.05.2019 №77645 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка, Е., <дата> рождения, от 14.05.2019 №77659 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка, И., <дата> рождения, от 14.05.2019 №77668 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка, Г., <дата> рождения.

Обязать Министерство социального развития Московской области назначить ФИО1 пособие на ребенка И., <дата> рождения, с момента подачи заявления от 24.04.2019г. за исключением выплат, произведенных в период с 24.04.2019 по 31.08.2019.; на ребенка Г., <дата> рождения, за исключением выплат, произведенных в период с 24.04.2019 по 31.08.2019г.; на ребенка Е., <дата> рождения, с момента подачи заявления от 24.04.2019г..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина

Мотивированное решение изготовлено 11.10.2019года.