Дело № 2А-3708/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Хисамутдиновой О.Д.,
С участием:
Представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области по доверенности – Рябышкиной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Мамедову Эльдару Арифовичу о взыскании обязательных платежей и санкций
У с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением и просила взыскать с Мамедова Э.А. задолженность по уплате транспортного налога за 2019 год в сумме 127 772 рубля 16 копеек, налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 34572 рубля 00 копеек и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 97 рублей 95 копеек, земельного налога за 2019 год в сумме 28684 рубля 00 копеек и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 85 рубль 21 копейку.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Мамедов Э.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, а также Закона Московской области от 16.11.2002 г. № 129/2002-03 «О транспортном налоге в Московской области» Мамедов Э.А. является плательщиком транспортного налога, как лицо, на которое были зарегистрированы ранее и зарегистрированы в настоящее время транспортные средства в количестве 47 штук. На принадлежащие Мамедову Э.А. на праве собственности транспортные средства налогоплательщику был начислен налог за 2019 в сумме 127 772 рубля 16 копеек
Также в соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ Мамедов Э.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, как лицо, на которое зарегистрированы объекты недвижимого имущества. Из представленных в инспекцию в соответствии со ст.85 НК РФ сведений органами, осуществляющими учет и регистрацию имущества, являющегося объектов налогообложения, следует, что на налогоплательщика зарегистрированы следующие объекты недвижимого имущества: с 28.03.2008 квартира с кадастровым <номер>, с 05.05.1997 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 15.02.2013 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 01.01.1996 жилой дом с кадастровым <номер>, с 01.04.2014 квартира с кадастровым <номер>, с 15.02.2013 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 28.01.2011 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 19.10.2003 по 01.08.2017 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 24.10.2018 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 24.12.2008 по 04.04.2014 жилые дома с кадастровым <номер>.
На принадлежащие Мамедову Э.А. объекты недвижимого имущества был начислен налог на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 83389 рулей.
Согласно п. 3 ст. 346.11, абз. 2 п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ Мамедову Э.А. предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц за 2018-2019 года в размере 100% на объекты с кадастровыми <номер>; <номер>, <номер>. Также в ходе проверки произведенных начислений по налогу на имущество физических лиц произведено уменьшение по налогу на имущество в сумме 8979 руб. по объекту с кадастровым <номер>. Всего сумма уменьшенного налога за 2019 год составила 48817 рублей 00 копеек.
Таким образом, сумма налога на имущество за 2019 год, подлежащая уплате, составит 34572 рубля 00 копеек, начисленная на следующие объекты налогообложения: квартира с кадастровым <номер>, иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, жилой дом с кадастровым <номер>, иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, квартира с кадастровым <номер>.
На основании ст. 75 НК РФ за неуплату налога (ов) должнику начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде, с учетом произведенного перерасчета сумма пени составляет 97рублей 95 копеек.
В соответствии с п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, а также в соответствии с решениями соответствующих муниципальных образований (в которых расположены объекты налогообложения земельным налогом) Мамедов Э.А. является плательщиком земельного налога, как лицо, на которое зарегистрированы земельные участки с кадастровым <номер>.
На принадлежащие Мамедову Э.А. объекты недвижимого имущества был начислен земельный налог за 2019 год в сумме 30074 рубля.
При проверке правильности начисления земельного налога установлено, что в Управлении Росреестра по Московской области земельный участок, расположенный по <адрес>, имеет два кадастровых <номер> (архивный) и <номер> (действующий), в связи с чем проведен перерасчет земельного налога за 2019 год и налог уменьшен на сумму в сумме 1390 рублей, в результате чего сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2019 год, составила 28684 рубля 00 копеек.
Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области в срок, предусмотренный п.2 ст. 52 НК РФ, в адрес Мамедова Э.А. было направлено налоговое уведомление от 01.09.2020 № 59029361 с указанием суммы налога, подлежащего уплате, между тем, в установленный законодательством срок налоги в полном объеме уплачены не были.
На основании ст. 75 НК РФ за неуплату налогов Мамедову Э.А. начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующем периоде.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом было вынесено и направлено в адрес Мамедова Э.А. требование об уплате налога, пени, штрафа от 22.12.2020 № 66010 с установленным сроком добровольной уплаты.
В установленный в требовании срок и до настоящего времени задолженность в полном объеме налогоплательщиком не уплачена.
В связи с наличием недоимки по налогам налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. На основании заявления налогового органа мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Мамедова Э.А., который представил возражения относительно исполнения этого судебного приказа, в связи с чем судебный приказ был отменен.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области по доверенности Рябышкина Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, указав, что до 2021 года ответчик использовал упрощенную систему налогообложения, которая не предусматривает освобождение от уплаты земельного и транспортного налога, а также систему налогообложения в виде ЕНВД. Только с 2021 года Мамедов Э.А. получил патент на применение патентной системы налогообложения. Освобождение от уплаты налогов предусмотрено только в отношении недвижимости, которое используется в предпринимательской деятельности.
Из представленных письменных пояснений, следует, что Мамедов Э.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в качестве индивидуального предпринимателя с 16.08.2004. Главой 28 «Транспортный налог» НК РФ и ст.25 Закона РФ от 24.11.2004 №151/2004-03 «О льготном налогообложении в Московской области» льгота по транспортному налогу индивидуальным предпринимателям, использующих в предпринимательской деятельности транспортные средства, не предусмотрена. В связи с чем на транспортные средства, принадлежащие Э, на праве собственности, Инспекцией начислен транспортный налог за 2019 год.
В соответствии с п.1 ст. 401 НК РФ Э, был начислен налог на имущество физических лиц за 2019 год на объекты недвижимого имущества, собственником которых он является. В отношении недвижимого имущества, используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, согласно п. 3 ст. 346.11, абз. 2 п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ Мамедову Э.А. Инспекцией предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц за 2018-2019 года в размере 100% на объекты с кадастровыми номерами <номер>, что подтверждает уведомление <номер> от 03.06.2021.
Представитель административного истца также указывает, что Главы 26.3, 26.2 и 26.5 НК РФ не предоставляют право налогоплательщику на освобождение от уплаты транспортного и земельного налогов в случае, если объекты налогообложения используются в предпринимательской деятельности. С 01.01.2015 внесены изменения в ст. 391, 393, 396-398 НК РФ, согласно которым налогообложение земельным налогом налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей приравнивается к налогообложению налогоплательщиков - физических лиц. В соответствии с данными нормами Э, был начислен земельный налог за 2019 год в общей сумме 28684 руб. за земельные участки, собственником которых он является.
Административный ответчика Мамедов Э.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, его представитель по доверенности - Подлегаев Ю.П. ранее в судебном заседании возражал против заявленных требований, указал, что ответчик выступает патентным налогоплательщиком, применяющим также упрощённую систему налогообложения.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, выслушав стороны, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока его уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме
На основании п. 6 ст.75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Как усматривается из материалов дела, на имя Мамедова Э.А. в 2019 году были зарегистрированы транспортные средства в количестве 29 штук.
В соответствии с частью 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Мамедову Э.А. на праве собственности в 2019 году владел объектами недвижимости: с 28.03.2008 квартира с кадастровым <номер>, с 05.05.1997 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 15.02.2013 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 01.01.1996 жилой дом с кадастровым <номер>, с 01.04.2014 квартира с кадастровым <номер>, с 15.02.2013 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 28.01.2011 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 19.10.2003 по 01.08.2017 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 24.10.2018 иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <номер>, с 24.12.2008 по 04.04.2014 жилые дома с кадастровым <номер>.
Согласно ст. 15 и п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.
В силу п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Из п. 1 ст. 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи.
Кроме того, на праве собственности Мамедову Э.А. принадлежат земельные участки с кадастровыми <номер>.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Таким образом, обязанность уплачивать налог на имущество возникает у гражданина с момента государственной регистрации за ним прав на объект недвижимости и прекращается также со дня внесения записи о прекращении права.
Обязанность по уплате земельного налога установлена главой 31 НК РФ.
В соответствии с положениями п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 396, пунктам 1, 4 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно п.4 ст.397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Таким образом, по смыслу п.4 ст.397 Налогового кодекса РФ, являющегося специальной нормой, регулирующей порядок и сроки уплаты земельного налога, налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом земельного налога и произвести перерасчет не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Положениями п. 1 ст. 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговое уведомление от 01.09.2020 <номер> содержало расчет транспортного налога за 2019 год в сумме 142 745 рублей 00 копеек, земельного налога за 2019 год в сумме 30 074 рубля 00 копеек, а также налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 83 389 рублей 00 копеек, а всего к уплате 256208 рублей 00 копеек, с установленным сроком уплаты не позднее срока установленного законодательством. Согласно оттиска печати почты России на списке корреспонденции заказных писем, налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика 16.10.2020, вручено адресату 20.10.2020 (л.д. 10-11, 12,13).
24.12.2020 в адрес Мамедова Э.А. направлено требование № 66010, сформированное по состоянию на 22.12.2020, об уплате в срок до 01.02.2021 задолженности по транспортному налогу в сумме 127 772 рубля 16 копеек, по земельному налогу в сумме 30 074 рубля 00 копеек, а также пени по земельному налогу в сумме 85 рубль 21 копейку, задолженности по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 83 389 рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 236 рублей 27 копеек. Справочно указано, что по состоянию на 22.12.2020 за Мамедовым Э.А. числится общая задолженность в сумме 543403,74 руб., в том числе по налогам 424508,62 руб. (л.д. 14-16).
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обратилась с заявлением к мировому судье 237 судебного участка Серпуховского судебного района о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. Мировым судьей 16.04.2021 был вынесен судебный приказ о взыскании с Мамедова Э.А. задолженности по уплате транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц, а также пени. Данный судебный приказ отменен в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ определением мирового судьи от 21.05.2021 в связи с поступившими от ответчика Мамедова Э.А. возражениями на исполнение судебного приказа (л.д. 30-31).
26.05.2021 ответчиком Мамедовым Э.А. подано заявление в Межрайонную ИФНС России №11 по Московской области о предоставлении ему льготы по уплате имущественных налогов за 2017-2019 года в связи тем, что в указанный период ответчик являлся индивидуальным предпринимателем и принимал специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН).
Из выписки из ЕГРИП усматривается, что Мамедов Э.А. с 16.08.2004 является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности: торговля розничными пищевыми продуктами в специализированных магазинах, в качестве дополнительного вида деятельности: аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Согласно уведомлению о предоставлении налоговой льготы от 03.06.2021 № 9508881 в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми <номер>, <номер> налоговая льгота предоставлена с 01.01.2018 по 31.12.2019.
Согласно информационному письму Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области от 01.08.2016 № 3240, следует, что Мамедов Э.А. с 01.01.2015 использует упрощённую систему налогообложения на основании заявления от 24.12.2014.
Согласно данных карточки «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) налогоплательщика Мамедова Э.А. за налогоплательщиком числится задолженность по начисленным имущественным налогам.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административный ответчик, являясь лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, а также имея в своей собственности земельные участки и объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом налогообложения, в силу закона является налогоплательщиком, поэтому обязан в установленные законом сроки и размерах уплачивать имущественные налоги (земельный, транспортный, налог на имущество физических лиц).
Согласно пункту 3 статьи 346.11, пункту 10 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения или патентной системы налогообложения предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
Из приведенных норм с учетом положений пункта 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения являются специальными налоговыми режимами, при применении которых налогоплательщики освобождаются от уплаты отдельных налогов.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
Применение патентной системы налогообложения в силу подпункта 2 пункта 10 статьи 346.43 НК РФ предусматривает освобождение предпринимателей от уплаты налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Оценив в соответствии с нормами главы 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, установив, что Мамедов Э.А. является предпринимателем и владеет на праве собственности объектами недвижимости, земельными участками и транспортными средствами, суд учитывает, что положения о предоставлении льготы Мамедову Э.А. по уплате налога в связи с использованием патентной системы налогообложения применению не подлежат, так как по настоящему делу заявлены требования о взыскании налога за 2019 год, а индивидуальный предприниматель Мамедов Э.А. начал применять патентную систему налогообложения только с 2021 года.
В соответствии с поступившим 03.06.2021 заявлением о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, Мамедову Э.А. на объекты недвижимости с кадастровыми <номер> на основании пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ на период с 01.01.2018 по 31.12.2019 предоставлена налоговая льгота.
В перечень объектов, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц, земельные участки и транспортные средства не включены. Поэтому у налогового органа отсутствовали основания для освобождения налогоплательщика от уплаты транспортного и земельного налогов в связи с наличием статуса ИП и применением УСН.
Довод ответчика о том, что земельные участки и транспортные средства отнесены к имуществу, а он освобожден от уплаты имущественных налогов в связи с применением УСН согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ не обоснован, так как в силу п.3 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 настоящего Кодекса, утвержденный субъектом Российской Федерации.
Принимая во внимание нормы вышеприведенных законоположений, с учетом того обстоятельства, что обязанность по уплате налога Мамедова Э.А. не исполнена, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
Проверяя расчет задолженности по налогу и пени, произведенный налоговым органом, суд исходит из того, что данная сумма общей задолженности состоит из суммы задолженности по начисленным налогам за 2019 год, а также пени за несвоевременную уплату налога. Расчеты задолженности по налогу налоговым органом осуществлены верно, правильность расчетов не оспаривалась административным ответчиком.
В связи с неуплатой налога в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговым органом в соответствии с положениями ст.75 НК РФ правомерно начислены пени за период с 02.12.2020 по 21.12.2020, исходя из размера недоимки по конкретному налогу, которые также подлежат взысканию с ответчика. На день рассмотрения дела в суде в соответствии с данными карточки «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) недоимка по транспортному и земельному налогу, пени по данным налогам ответчиком не погашены.
Однако как следует из материалов дела Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области был неверно определен размер неустойки (пени), поскольку на 02.12.2020 задолженность Мамедова Э.А. определена в следующих размерах: задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 34572 рубля 00 копеек, земельного налога в сумме 28684 рубля 00 копеек. Из расчета пени представленным налоговым органом, следует, что заявленная к взысканию сумма пени по уплате земельного налога рассчитана из суммы задолженности в размере 30 074 рубля 00 копеек.
С ответчика подлежат взысканию пени из расчета задолженности по уплате земельного налога на сумму 28684 рубля 00 копеек, за период с 02.12.2020 по 21.12.2020, что составит 81 рубль 27 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в размере 5024 рублей 15 копеек, от уплаты которой административный истец был освобожден в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области удовлетворить частично.
Взыскать с Мамедова Эльдара Арифовича (ИНН <номер>), <дата> рождения, уроженца <адрес>, проживающего по <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области задолженность по уплате транспортного налога за 2019 год в сумме 127772 рубля 16 копеек, налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 34572 рубля 00 копеек и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 21.12.2020 в сумме 97 рублей 95 копеек, земельного налога за 2019 год в сумме 28684 рубля 00 копеек и пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 02.12.2020 по 21.12.2020 в сумме 81 рубль 27 копеек, а всего взыскать – 191207 (сто девяносто одна тысяча двести семь) рублей 38 копеек.
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Мамедову Эльдару Арифовичу о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 02.12.2020 по 21.12.2020 в оставшейся части в сумме 3 рубля 94 копейки – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Мамедова Эльдара Арифовича, <дата> рождения, уроженца <адрес>, в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 5024 (пять тысяч двадцать четыре) рубля 15 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 10 января 2022 года