НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Серпуховского городского суда (Московская область) от 20.02.2018 № 2А-192/2018

Дело № 2А-192/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

С участием:

Административного ответчика Аборневой Ф.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Аборневой Ф. А. о взыскании обязательных платежей и санкций

У с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит взыскать с Аборневой Ф.А. задолженность по уплате земельного налога за 2015 год в сумме 5740 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 137 рублей 76 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Аборнева Ф.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области.

В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ, а также в соответствии с решением соответствующего муниципального образования, в которых расположены объекты налогообложения земельным налогом, Аборнева Ф.А. является плательщиком земельного налога, как лицо, на которое зарегистрированы земельные участки. Из представленных в инспекцию в соответствии со ст.85 НК РФ сведений органами, осуществляющими учет и регистрацию имущества, являющегося объектов налогообложения, следует, что на налогоплательщика зарегистрированы следующие земельные участки: с 01.011.1998 года с кадастровым <номер> (<адрес>), с 09.06.2011 года с кадастровым <номер> (<адрес>).

На принадлежащие Аборневой Ф.А. на праве собственности земельные участки был начислен земельный налог за 2015 год в сумме 5740 рублей. В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно п.2 ст.387 НК РФ порядок и сроки уплаты земельного налога устанавливаются органами муниципальных образований, а также органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области в срок, предусмотренный п.2 ст. 52 НК РФ, в адрес Аборневой Ф.А. было направлено налоговое уведомление <номер> от 25.09.2016 года с указанием суммы налога, подлежащего уплате, между тем, в установленный законодательством срок налоги в полном объеме уплачены не были.

В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании ст. 75 НК РФ за неуплату налогов Аборневой Ф.А. начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующем периоде, размер которых за несвоевременную уплату земельного налога составил 137 рублей 76 копеек.

В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом было вынесено и направлено в адрес Аборневой Ф.А. требование об уплате налога, пени, штрафа от 12.02.2017 № 2685 с установленным сроком добровольной уплаты.

В установленный в требовании срок и до настоящего времени задолженность в полном объеме налогоплательщиком не уплачена.

В соответствии с п.2 ст.11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, при этом документы на бумажном носителе по почте в адрес налогоплательщика не направляются.

В связи с наличием недоимки по налогам налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. На основании заявления налогового органа мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Аборневой Ф.А., которая представила возражения относительно исполнения этого судебного приказа, в связи с чем судебный приказ был отменен.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные пояснения на отзыв административного ответчика, в котором указал, что согласно пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установленные величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков. Аборнева Ф.А. в налоговый орган не представила заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и соответствующие документы, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для перерасчета земельного налога.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца в соответствие со ст. 150 КАС РФ.

Административный ответчик Аборнева Ф.А. возражала против заявленных требований, указав, что является пенсионером и имеет право не оплачивать земельный налог.

Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, Аборневой Ф.А. на праве собственности принадлежат земельные участки: с 01.01.1998 года с кадастровым <номер> (по <адрес>), с 09.06.2011 года с кадастровым <номер> (по <адрес>), с 20.03.2017 года с кадастровым <номер> (по <адрес>).

В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ст.3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Обязанность по уплате земельного налога установлена главой 31 НК РФ.

В соответствии с положениями п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 3 статьи 396, пунктам 1, 4 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.

Как следует из материалов дела, в связи с нахождением в собственности земельных участков 09.10.2016 года Аборневой Ф.А. направлено налоговое уведомление № 80255810 об уплате в срок до 01 декабря 2016 года земельного налога за 2015 год в сумме 5740 рублей 00 копеек.

15 февраля 2017 года Аборневой Ф.А. направлено требование <номер> об уплате в срок до 2 мая 2017 года задолженности по земельному налогу за 2015 год в общей сумме 5740 рублей 00 копеек, а также уплате пени в сумме 137 рублей 76 копеек, исчисленной в связи с неуплатой в установленный срок земельного налога за 2015 год.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обратилась с заявлением к мировому судье 241 судебного участка Серпуховского судебного района о вынесении судебного приказа. Указанная сумма налога, пени были взысканы с Аборневой Ф.А. на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка <номер> Серпуховского судебного района Московской области от 19 июня 2017 года.

Данный судебный приказ отменен в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ определением мирового судьи от 30 июня 2017 года, в связи с чем Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области подано настоящее административное исковое заявление, которое поступило в суд 1 декабря 2017 года с соблюдением срока, предусмотренного частью 2 статьи 286 КАС РФ.

Суд находит несостоятельным довод административного ответчика об освобождении ее от уплаты земельного налога как пенсионера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным.

Земельный налог в силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом, который определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Напрямую освобождение от уплаты земельного налога либо предоставление налоговых льгот такой категории физических лиц, как пенсионеры, главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

Согласно пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут вводиться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Административным ответчиком Аборневой Ф.А. не оспаривалось, что в в 2015 году она являлась собственником двух земельных участков, доказательств уплаты земельного налога за спорный период не представлено.

Решением Совета депутатов г.Серпухова Московской области от 26.06.2022 № 231/34 утверждено «Положение о льготном налогообложении в городе Серпухове» дополнительно к льготам, установленным федеральным законодательством, которое в редакции от 03.06.2015 года применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2014 года.

В соответствии со статьей 30 вышеназванного Положения установлены льготы для физических лиц при уплате ими земельного налога за имеющиеся в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного и дачного хозяйства (строительства), садоводства и огородничества, находящиеся на территории города Серпухова Московской области, в частности, налоговые льготы, предусмотренные настоящей статьей, установлены для пенсионеров, доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров (пункт 2 статьи 30). Физическим лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предоставляется налоговая льгота в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога на 50 процентов (пункт 3 статьи 30). Льгота, указанная в пункте 3 настоящей статьи, предоставляется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика (пункт 4 статьи 30).

Расчет среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина и дохода пенсионера производить исходя из суммы доходов за последний квартал года, предшествующего налоговому периоду, по которому предоставлена льгота, в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (пункт 6 статьи 30 Положения о льготном налогообложении в городе Серпухове).

Величина прожиточного минимума по Московской области за IV квартал 2014 года для пенсионеров установлена в размере 6896 рублей (Постановление Правительства Московской области № 150/10 от 19.03.2015 года).

Как следует из справки № 185545/18, выданной 26.01.2018 года ГК-КПФР № 11 по г.Москве и Московской области размер пенсии Аборневой Ф.А. в IV квартале 2014 года составил 15960 рублей 46 копеек ежемесячно.

Таким образом, несмотря на то, что Аборнева Ф.А. является пенсионером, данное Положение решения Совета депутатов г.Серпухова Московской области от 26.06.2022 № 231/34 не может быть применено к ней, поскольку ее доход выше двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров за IV квартал 2014 года.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административный ответчик, имея в своей собственности земельные участки, в силу закона является налогоплательщиком, поэтому обязан в установленные законом сроки и размерах уплачивать земельный налоги. Документов, подтверждающих наличие каких-либо льгот по налогообложению, ответчиком в суд не представлено. В связи с неуплатой налога в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговым органом в соответствии с положениями ст.75 НК РФ правомерно начислены пени, исходя из размера недоимки по конкретному налогу, которые также подлежат взысканию с ответчика. На день рассмотрения дела в суде в соответствии с данными карточки «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) недоимка по земельному и налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу ответчиком не погашена.

Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек, от уплаты которой административный истец был освобожден в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Аборневой Ф. А., <дата> рождения, уроженки <адрес>, проживающей по <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области задолженность по уплате земельного налога за 2015 год в сумме 5740 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 137 рублей 76 копеек, а всего взыскать – 5877 (пять тысяч восемьсот семьдесят семь) рублей 76 копеек.

Взыскать с Аборневой Ф. А., <дата> рождения, уроженки <адрес>, в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Фетисова И.С.

Мотивированное решение составлено 26 февраля 2018 года