НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Серпуховского городского суда (Московская область) от 09.03.2017 № 2-714/2017

Дело № 2-714/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2017 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Текновой И.В.,

с участием истца Огиенко В.В., представителя ответчика Поповой Л.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Огиенко В.В. к ГУ-УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области об индексации пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Огиенко В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском и просит обязать ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области произвести индексацию размера пенсии истца с 01.02.2016 года.

Свои требования истец мотивирует тем, что является получателем пенсии по старости с 11.02.2005г. Истец является опекуном несовершеннолетнего Д., <дата> рождения. 06.05.2012 года с истцом заключен договор об осуществлении опеки на возмездных условиях и в качестве меры социальной поддержки он получает вознаграждение. С 01.02.2016 года неработающим пенсионерам была проиндексирована пенсия. Пенсия истца осталась без индексации. При обращении к ответчику, истцу было разъяснено, что получаемое им вознаграждение подлежит налогообложению, в связи с чем истец относится к категории работающих лиц. Истец не согласен с тем, что его пенсия не подлежит индексации. Вознаграждение опекунам следует отнести к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим опеку, выплачивается за счет средств субъекта Российской Федерации. Также нельзя рассматривать осуществление опеки на возмездной основе как выполнение оплачиваемой работы на основании гражданско-правового договора, поскольку основной его целью является получение дохода от осуществления какой-либо деятельности. Более того, размер получаемого истцом ежемесячного денежного вознаграждения составляет менее установленного в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в Московской области.

Истец Огиенко В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области Попова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Огиенко В.В. является получателем пенсии по старости с 11.02.2005 года. Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Протвино с истцом заключен договор <номер> от 06.05.2012 года об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Огиенко В.В., отделом опеки и попечительства истцу начислялись страховые взносы на страховую часть пенсии, на основании чего ежегодно производится перерасчет его пенсии по старости. Таким образом, опекуны, получающие вознаграждение в соответствии с договором, относятся к категории работающих лиц.

Представлены письменные возражения на иск (л.д. 23-24).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как усматривается из материалов дела, Огиенко В.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 8).

Распоряжением Главы администрации г. Норильска Красноярского края от 06.04.2012 года <номер> над несовершеннолетним Д., <дата> рождения установлена опека. Опекуном назначен истец Огиенко В.В. (л.д. 16).

Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Протвино от 05.05.2012 года N 87-р Огиенко В.В. назначен опекуном несовершеннолетнего Д. на возмездной основе (л.д. 17).

06.05.2012 года между отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Протвино и Огиенко В.В. заключен договор <номер> об осуществлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним Д. на возмездных условиях (л.д.10-15).

Пунктом 2.1.18 данного договора предусмотрено, что опекун получает денежное вознаграждение, а также денежные средства на содержание подопечного, другие выплаты и пользуется мерами социальной поддержки, предоставляемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Пунктом 2.2.2. договора размер вознаграждения определен в 3 000 рублей.

В соответствии со ст. 5 от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74 рублям 27 копейкам.

Корректировка стоимости одного пенсионного коэффициента осуществляется по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере. Стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается федеральным законом.

Размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 7 настоящего Федерального закона индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).

В соответствии с п.п. 3, 6, 7 ст. 145 СК РФ отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п.1 ст. 36 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Вместе с тем на основании ч.1 ст. 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Пунктом 3 статьи 148 СК РФ также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.

Согласно п. 2,4 Постановления Правительства Московской области от 3 февраля 2009 г. N 82/3 (ред. от 26 апреля 2013 г.) «Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и Порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми приемным семьям» назначение и выплата вознаграждения производится территориальным управлением или отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по месту жительства ребенка Вознаграждение назначается одновременно с назначением опеки, попечительства или передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

В соответствии с п. 3 и п. 5 ст. 2 Закона Московской области от 31.10.2008 N 162/2008-ОЗ (ред. от 28.03.2013) «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» (принят постановлением Мособлдумы от 23.10.2008 N 1/57-П) опекунам или попечителям, в соответствии с федеральным законодательством заключившим договор на возмездных условиях, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3000 рублей. Выплата производится органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного за счет средств бюджета Московской области.

Порядок выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям устанавливается Правительством Московской области.

Постановлением Правительства МО от 03.02.2009 N 82/3 (ред. от 26.04.2013) утвержден Порядок выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и Порядок выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми приемным семьям, которыми определены механизм и условия выплаты за счет средств бюджета Московской области вознаграждения приемным родителям, опекунам, попечителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области и совместно проживающим с ребенком.

В соответствии с п. 5 настоящего Порядка для назначения вознаграждения опекун, попечитель, приемные родители представляют в орган опеки и попечительства наряду с перечисленными в данном пункте документами копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, что позволяет сделать вывод о производимых с указанного вознаграждения соответствующих отчислений.

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение опекунам, попечителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (опекунов, попечителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Как следует из материалов дела, в августе 2014 года в соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в августе 2015 года и в августе 2016 года в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу как работающему пенсионеру была произведена корректировка (увеличение) размера страховой части пенсии по старости, исходя из сумм страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ, соответственно в дальнейшем с учетом поступивших страховых взносов от полученного вознаграждения также будет произведено увеличение размера страховой части пенсии.

Поскольку Огиенко В.В., являясь стороной по договору об осуществлении опеки (попечительства) от 06.05.2012 года, принял на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию несовершенного ребенка за вознаграждение, то его следует признать выполняющим оплачиваемую работу, поэтому истец не имеет права, как работающее лицо, на индексацию пенсии.

Таким образом, у суда не имеется оснований для обязания ГУ-УПФР N 11 по г. Москве и Московской области произвести Огиенко В.В. индексацию пенсии с 1 февраля 2016 г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Огиенко В.В. об обязании Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области произвести индексацию размера страховой пенсии Огиенко В.В. с 01.02.2016 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова

Мотивированное решение изготовлено: 14.03.2017 года