НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сернурского районного суда (Республика Марий Эл) от 18.09.2018 № 12-2021/18

Мировой судья Попова М.Е. Дело №12-2021/2018Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

пос. Параньга 18 сентября 2018 года

Судья Сернурского районного суда Республики Марий Эл Гайнанов Р.Н.,

с участием должностного лица, привлеченного к административной

ответственности, - Гамзаевой Ю.И.,

консультанта контрольно-ревизионного отдела Министерства финансов Республики Марий Эл Кирпичниковой В.Н., составившей протокол об административном правонарушении, действующая по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Гамзаевой Ю.И. на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, которым

Гамзаева Ю.И., <данные изъяты>», ранее не привлекавшаяся к административной ответственности за однородные правонарушения,

признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 15.14, 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ Гамзаева Ю.И. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 15.14, 15.14 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей в доход государства.

Не согласившись с указанным постановлением, Гамзаева Ю.И. обратилась в суд с жалобой, указав, что она незаконно и необоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нет выделения работников, участвующих и не участвующих в оказании услуги. В законе указано, что средства на выполнение госгарантий могут расходоваться на оплату труда за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, то есть из субвенции зарплата может выплачиваться всем сотрудникам. Согласно п.п. 1, 4.2 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2009 года №10 «Порядка предоставления субвенций бюджетам городским и муниципальным районам из республиканского бюджета Республики Марий Эл», субвенции расходуются органами местного самоуправления на оплату труда работников общеобразовательных учреждений; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, ежемесячно, до 1 числа месяца, следующего за отчетным, составляют реестры потребности средств на финансирование расходов по оплате труда работников общеобразовательных учреждений с начислениями за вторую половину текущего месяца, согласно приложению к Порядку, и предоставляют их главному распорядителю бюджетных средств. В республиканский норматив, утвержденный Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 декабря 2013 года №404 с внесенными изменениями Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2016 года №618 в части расходов на зарплату с начислениями работников в муниципальных дошкольных образовательных организациях» на выполнение госгарантий включается заработная плата всех работников, то есть выплата зарплаты всем работникам законна. В утвержденном Постановлении администрации МО «Параньгинский муниципальный район» от 17 ноября 2015 года №362-П «Положении о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений МО «Параньгинский муниципальный район» и о финансовом обеспечении выполнения муниципального задания» с внесенными изменениями от 22 декабря 2016 года №331-П от 22 марта 2018 года №60-П нет разделения оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений. В Республике Марий Эл не принят Порядок предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Марий Эл с перечнем должностей работников, оплата труда которых осуществляется за счет средств субвенций местным бюджетам муниципальных районов. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по ст. ст.15.14, 15.14 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании Гамзаева Ю.И. жалобу поддержала, просила отменить постановление мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по ст. ст. 15.14, 15.14 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения; суду пояснила, что являясь должностным лицом по занимаемой должности заведующий МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» Параньгинского района Республики Марий Эл, она не допустила нецелевое использование бюджетных средств; считает, что все денежные средства, поступившие из бюджета в виде субсидий были использованы по назначению только на оплату труда работников.

В судебном заседании представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, - Кирпичникова В.Н. поддержала протоколы об административном правонарушении, составленные в отношении Гамзаевой Ю.И., пояснила, что заведующий дошкольного образовательного учреждения, как руководитель, должен владеть всей ситуацией, несет персональную ответственность за расходование денежных средств, должен знать, что исполняет полномочия Республики Марий Эл. Согласно ст.ст.8, 52, 99 Закона об образовании денежные средства, поступающие в виде субвенций из бюджета субъекта РФ, должны выплачиваться только на оплату труда лиц, занимающихся образовательным процессом, образовательными программами, что также подтверждается практикой Верховного Суда РФ. Оплата труда иных работников образовательного учреждения должна производиться за счет средств муниципального образования. Методические рекомендации носят рекомендательный характер, не имеют силу закона.

Свидетель ФИО1, допрошенная в судебном заседании по ходатайству заявителя жалобы, суду пояснила, что финансовые средства, поступающие в виде субвенсий из вышестоящего бюджета субъекта РФ, в районном финансовом отделе разделяются на субсидии и направляются их получателям для использования по целевому назначению. Считает, что при расходовании бюджетных денежных средств, поступивших на оплату труда работников МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» Параньгинского района Республики Марий Эл, должностным лицом –заведующей этого учреждения Гамзаевой Ю.И. нарушений не допущено, нецелевого использования руководителем бюджетных финансовых средств, не было. Денежные средства из вышестоящего бюджета, направляемые на оплату труда работников бюджетной сферы, в данном случае работников образовательных учреждений поступают без указания категории работников конкретного подразделения, сама заведующая не может и не вправе по своему усмотрению переадресовать поступившие средства на иные цели. Такой порядок существует давно.

Свидетель ФИО2, допрошенная в судебном заседании по ходатайству заявителя жалобы, суду пояснила, что районный финансовый отдел является главным администратором всех межбюджетных трансфертов. Деньги из республиканского бюджета поступают в район как субвенции, далее направляются в отдел образования как субсидии в том, же объеме, в каком поступили в район, перечисляются на единый код бюджетной классификации, на отдельные потоки (республиканский и местный бюджет) не делятся. Кроме того, не имеется перечня, в котором было бы указано, какие работники образовательных учреждений должны получать заработную оплату за счет субвенций, поступающих из республиканского бюджета. В Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования Минобрнауки России от 31.07.2014 N 08-1002, указано, что оплата труда охранников и дворников дошкольного образовательного учреждения должна производиться за счет средств субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Свидетель ФИО3, главный бухгалтер Отдела образования и по делам молодежи МО «<адрес> муниципальный район», допрошенная в судебном заседании по ходатайству заявителя жалобы, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> районной администрации Республики Марий Эл принято постановление о передаче <данные изъяты> единиц работников, состоящих в хозяйственно-эксплуатационной группе, в образовательные учреждения, копии постановления были направлены в Министерство финансов и в Министерство образования Республики Марий Эл. Отдел образования, как подведомственное учреждение, указанное постановление должно исполнять. На запросы отдела о порядке оплаты труда указанных работников ответа не поступило. На основании табеля учета рабочего времени, составленного образовательным учреждением, Отделом образования в Министерство образования Республики Марий Эл передаются реестры потребности средств на финансирование расходов по оплате груда работников общеобразовательных учреждений, в которых не указываются должности, отдельно на педагогов и работников, переведенных из хозяйственно-эксплуатационной группы, не делятся. Денежные средства поступают на один код бюджетной классификации. Руководителем образовательного учреждения подписывается заявка на кассовый расход, всем работникам из этих денежных средств выдается заработная плата. Перечня, в котором было бы указано, какие работники образовательных учреждений должны получать заработную плату за счет субвенций, поступающих из республиканского бюджета, не имеется. Отдельного кода бюджетной классификации на выплату заработной платы работникам, не занятым в образовательном процессе, отделу образования не выделено.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Жалоба подана в установленный законом десятидневный срок.

В соответствии с ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в результате проведения встречной проверки использования субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), источником финансового обеспечения которых являются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, предоставленные из республиканского бюджета Республики Марий Эл, установлены факты нецелевого использования заведующим МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» Гамзаевой Ю.И. указанных субсидий выразившиеся:

- в направлении средств на оплату труда работникам: сторожу, дворнику, машинисту по стирке белья, повару, кухонному рабочему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 227884 рублей 21 копейки,

- в направлении средств на оплату труда работникам: сторожу, кочегару твердого топлива, дворнику, машинисту по стирке белья, повару, кухонному рабочему в ДД.ММ.ГГГГ в сумме 205368 рублей 50 копеек.

Как следует из материалов дела, Определением мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ дела об административных правонарушениях , в отношении Гамзаевой Ю.И. по ст. 15.14 КоАП РФ объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу .(т.2 л.д.194).

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ заведующая МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» Гамзаева Ю.И. привлечена к административной ответственности по ст. ст. 15.14, 15.14 КоАП РФ, и ей назначен административный штраф в размере 20000 рублей.

Из выписки из приказа л.с. «О приеме работника на работу» следует, что Гамзаева Ю.И. назначена на должность заведующей МБДОУ « <адрес> детский сад «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.46).

Муниципальное задание МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ утверждено руководителем Отдела образования приказом от ДД.ММ.ГГГГ-О в количестве <данные изъяты> обучающихся; на ДД.ММ.ГГГГ – приказом от ДД.ММ.ГГГГ-О, в количестве <данные изъяты> обучающихся.

Приказами Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования <адрес> муниципальный район» (далее - Отдел образования) «О распределении субсидии на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)» от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О от ДД.ММ.ГГГГ-О утверждено распределение субсидий между муниципальными учреждениями муниципального образования «<адрес> муниципальный район» на ДД.ММ.ГГГГ, учредителем которых является Отдел образования. МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» предусмотрено субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в сумме 1 856 126 рублей.

Приказом Отдела образования «О распределении субсидии на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)» от ДД.ММ.ГГГГ-О утверждено распределение субсидий на ДД.ММ.ГГГГ между муниципальными учреждениями муниципального образования «<адрес> муниципальный район», учредителем которых является Отдел образования, МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» предусмотрено субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в сумме 1 692 900 рублей.

Соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), заключенными директором МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» с Отделом образования, являющимся учредителем, в качестве финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) предусмотрены субсидии на <адрес> (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 1 939 679 рублей, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены субсидии в сумме 2 125 064 рубля.

В соответствии с уточненным планом финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено поступление субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальной услуги в сумме 2 125 064 рубля, в том числе: выплаты на оплату труда и начисления на оплату труда в сумме 1 856 126 рублей (оплата труда - 1 379 037,57 рубля, начисления на оплату труда - 477 088,43 рубля).

Отделом образования, по заявкам на кассовый расход, подписанным заведующим МБДОУ «<адрес> детский сад«<данные изъяты>» Гамзаевой Ю.И., профинансировано МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» на оплату труда и начисления на оплату труда в ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 856 126 рублей.

Соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), заключенными директором МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» с Отделом образования, являющимся учредителем, в качестве финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) предусмотрены субсидии на ДД.ММ.ГГГГ (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 2 204 307 рублей.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» предусмотрены поступления субсидий на выполнение муниципального задания на оказание муниципальной услуги на ДД.ММ.ГГГГ в объеме 2 204 307 рублей, в том числе выплаты на оплату труда и начисления на оплату труда в сумме 1 692 900 рублей (оплата труда - 1 300 200 рублей, начисления на оплату труда - 392 700 рублей).

Отделом образования, по заявкам на кассовый расход, подписанным заведующим Гамзаевой Ю.И., профинансировано МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» на оплату труда и начисления на оплату труда в 1 квартале 2018 года в сумме 498 299,16 рубля.

Штатным расписанием МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены работники: 1шт. ед. заведующего; 3 шт. ед. воспитателя; 2 шт.ед. младшего воспитателя; 0,5 ед. завхоза; 2 шт.ед. сторожа; 1,5 шт.ед. повара; 0,5 шт.ед. кухонного рабочего; 0,75 шт.ед. машиниста по стирке белья; 1 шт. ед. дворника (т.2 л.д.58).

Согласно расчетным ведомостям начисления заработной платы МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», реестрам денежных средств с результатами зачислений на счета физических лиц, начислена и выплачена за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), источником финансового обеспечения которых являются субвенции из республиканского бюджета Республики Марий Эл, заработная плата работникам, за период с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 165 965,99 рубля, в том числе:

- сторожу ФИО4 в сумме 4754,28 руб.;

- дворнику ФИО5 в сумме 39764,14 руб.;

- машинисту по стирке белья ФИО6
в сумме 3137,14 руб.;

- сторожу ФИО7 в сумме 20953,54 руб.;

- сторожу ФИО8 в сумме 4754,28 руб.;

- повару, кухонному рабочему ФИО9
в сумме 30285,53 руб.;

- повару ФИО10 в сумме 42406,34 руб.;

- сторожу, машинисту по стирке белья ФИО11 в сумме 19 910,74 рубля,

начисления на оплату труда: страховые взносы в Пенсионный фонд
РФ на обязательное пенсионное страхование - 22%, Фонд социального
страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование - 5,1%, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,2% (далее - страховые взносы) произведены и перечислены в государственные внебюджетные фонды в сумме 61 918,22 рубля (30,2 % от начисленной суммы заработной платы вышеуказанных работников).

Штатным расписанием МБДОУ «<адрес> детский сад
«<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены штатные единицы работников: 1 шт. ед. заведующего; 3 шт. ед. воспитателя; 2 шт.ед. младшего воспитателя; 0,5 шт.ед завхоза; 2 шт.ед. сторожа; 1,5 шт.ед. повара; 0,5 шт.ед. кухонного рабочего;
0,75 шт.ед. машиниста по стирке белья; 1 шт. ед. дворника; с 20.02.2018
добавлен 2 шт.ед.кочегара твердого топлива.

Согласно расчетным ведомостям начисления заработной платы
МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>», реестрам денежных средств
с результатами зачислений на счета физических лиц, начислена и выплачена
за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения
муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение
работ), источником финансового обеспечения которых являются субвенции
из республиканского бюджета Республики Марий Эл, заработная плата
работникам, непосредственно связанным с обслуживанием зданий и
оборудования, что не соответствует целям предоставления вышеуказанной
субвенции, определенным Порядком предоставления субвенций, за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 149 523,03 рубля, в том числе:

- сторожу, кочегару твердого топлива ФИО8
в сумме 15950,5 руб.;

- сторожу, кочегару твердого топлива ФИО4
в сумме 15882,88 руб.;

- повару ФИО10 в сумме 24029,22 руб.;

- дворнику ФИО5 в сумме 25602,25 руб.;

- машинисту по стирке белья ФИО6 в сумме 19999,74 руб.;

- сторожу ФИО11 в сумме 24029,22 руб.;

- повару, кухонному рабочему ФИО9 в сумме 24029,22 руб.

Начисления на оплату труда: страховые взносы в Пенсионный фонд
РФ на обязательное пенсионное страхование - 22%, Фонд социального
страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование - 5,1%, страховые взносы
обязательное социальное страхование от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний - 0,2% (далее – страховые взносы) произведены и перечислены в государственные внебюджетные фонды в ДД.ММ.ГГГГ сумме 55 845,47 рубля (30,2 % от начисленной суммы заработной платы вышеуказанных работников).

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - федеральные стандарты, часть 3 статьи 5 Закона об образовании).

Федеральные стандарты - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и направлению подготовки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, включающие в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 6 статьи 2, часть3 статьи 11 Закона об образовании).

Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155, от 6 октября 2009 г. №373, от 17 декабря 2010 г. №1897, от 17 мая 2012 г. №413 соответственно, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).

Названные федеральные стандарты предусматривают обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками (пункт 3.4.1 Федерального стандарта дошкольного образования, пункт 23 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 22 Федерального стандарта основного общего образования, пункт 22 Федерального стандарта среднего общего образования), а также соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, в том числе наличие оборудованных гардеробов, требований охраны здоровья.

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 этого же закона).

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании отнесено к полномочиям в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Названное полномочие реализуется, как указано в приведенной норме, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Закон об образовании, не раскрывая содержание расходов на оплату труда, в главе 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих педагогическую деятельность» определяет правовой статус педагогического работника (статья 47), научно-педагогических работников (статья 50), руководителей образовательной организации (статья 51).

Статья 52 поименованного закона устанавливает, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1).

Исходя из содержания приведенных федеральных норм в их системном единстве к иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить местным бюджетам субвенцию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, включая обслуживание оборудованных гардеробов, а также по соблюдению требований охраны здоровья.

Суд приходит к выводу о том, что установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с обеспечением прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных дошкольных образовательных и муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, предполагает оплату труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением расходов на содержание зданий.

Приведенные выше федеральные стандарты предусматривают также материально-технические условия реализации основной образовательной программы, к числу которых относятся требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, требований к санитарно-бытовым условиям, в том числе в части наличия в образовательных учреждениях оборудованных гардеробов, устанавливающие обязательность соблюдения перечисленных требований при реализации основных образовательных программ всех уровней общего образования (пункты 1.6, 3.5.1 Федерального стандарта дошкольного образования, пункт 25 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 24 Федерального стандарта основного общего образования, пункт 24 Федерального стандарта среднего общего образования).

Системный анализ положений Закона об образовании, названных федеральных стандартов наряду с нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41, свидетельствует о том, что сторож, дворник, машинист по стирке белья осуществляют вспомогательные функции при реализации образовательных программ, поскольку выполнение указанными работниками своих трудовых функций связано с созданием благоприятных условий для учебного процесса, что является неотъемлемым условием сохранения здоровья обучающихся.

В связи с изложенным вывод мирового судьи о том, что перечисленные выше работники не участвуют в реализации общеобразовательных программ, в связи с чем, оплата их труда должна осуществляться за счет средств местных бюджетов, основан на ошибочном толковании норм материального права, в силу чего является несостоятельным.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации (статья 8), установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относятся к бюджетным полномочиям муниципальных образований (статья 9).

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (пункт 5 статьи 86 этого же кодекса).

Согласно Положению о формировании муниципального задания на
оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении
муниципальных учреждений муниципального образования «Параньгинский
муниципальный район» и о финансовом обеспечении муниципального
задания, утвержденному постановлением администрации МО
«Параньгинский муниципальный район» РМЭ от 17 ноября 2015 года № 362-П (измен. от 22 декабря 2016 года № 331-П) при определении базового
норматива затрат на оказание муниципальной услуги применяются нормы
материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для
оказания муниципальной услуги, установленные нормативными правовыми
актами Российской Федерации, а также межгосударственными,
национальными (государственными) стандартами Российской Федерации,
строительными нормами и правилами, санитарными нормами, стандартами,
порядками и регламентами оказания муниципальных услуг в установленной
сфере.

В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием
муниципальной услуги, включаются затраты на оплату труда, в том числе
начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно
связанных с оказанием муниципальной услуги, включая административно-
управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги,
включая взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ
и Федеральный фонд ОМС, страховые взносы на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно п.1 Порядка предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22.01.2009 №10 субвенции расходуются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, на оплату труда работников образовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Республики Марий Эл.

Согласно п.5 указанного Порядка органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, ежемесячно, до 1 числа месяца, следующего за отчетным, составляют реестры потребности средств на финансирование расходов по оплате труда работников образовательных организаций с начислениями за вторую половину текущего месяца, согласно приложению к настоящему Порядку, и представляют их Министерству.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20.12.2013 №404 утверждены «Нормативы для предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов» (вместе с «Нормативами для предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)», «Нормативами для предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)»), на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), согласно приложению №1.

Суд приходит к выводу о том, что поскольку в республиканский норматив на выполнение госгарантий включены расходы по заработной плате с начислениями всех работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, то выплата заработной платы всем работникам образовательной организации законна.

С выводами суда первой инстанции о нецелевом использовании бюджетных средств согласиться нельзя по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ были выделены 1856126 рублей, на ДД.ММ.ГГГГ – 1692900 рублей на оплату труда и начисления на оплату труда. МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» эти мероприятия провел, вся выделенная сумма 1856126 рублей в ДД.ММ.ГГГГ, сумма 205368,5 рублей в ДД.ММ.ГГГГ была направлена на оплату труда и начисления на оплату труда. Из выделенных на оплату труда и начисления на оплату труда сумма в 227884,21 руб. с ДД.ММ.ГГГГ направлена на оплату труда сторожа ФИО4, дворника ФИО5, машиниста по стирке белья ФИО6, сторожа ФИО7, сторожа ФИО8, повара, кухонного рабочего ФИО9, повара ФИО10, сторожа, машиниста по стирке белья ФИО11, что нельзя расценивать как нецелевое их использование. Из выделенных на оплату труда и начисления на оплату труда сумма в 205368,5 руб. за ДД.ММ.ГГГГ направлена на оплату труда сторожа, кочегара твердого топлива ФИО8, сторожа, кочегара твердого топлива ФИО4, повара ФИО10, дворника ФИО5, машиниста по стирке белья ФИО6, сторожа ФИО11, повара, кухонного рабочего ФИО9, что нельзя расценивать как нецелевое их использование.

Согласно ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе, по обеспечению результативности, целевому характеру использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

При таких обстоятельствах, выводы мирового судьи о нецелевом использовании субсидии являются ошибочными.

Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ были запланированы и в последующем использованы на цели, определенные соглашением, что указывает на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При производстве по делу об административном правонарушении подлежит доказыванию виновность лица в совершении административного правонарушения (п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу, что должностное лицо Гамзаева Ю.И. не допускала нецелевого использования бюджетных средств.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, в действиях Гамзаевой Ю.И. отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ –нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу заведующей МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» Гамзаевой Ю.И. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района Республики Марий Эл о привлечении должностного лица – заведующей МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» Гамзаевой Ю.И. к административной ответственности по ст. ст. 15.14, 15.14 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ст. 15.14, 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – заведующей МБДОУ «<адрес> детский сад «<данные изъяты>» Гамзаевой Ю.И. прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Р.Н. Гайнанов