НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сергиево-посадского городского суда (Московская область) от 23.07.2021 № 2-3040/2021

Дело № 2-3040/2021

УИД 50RS0042-01-2021-003974-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2021 года г. Сергиев Посад, М.О.

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Л.В. Сергеевой, при секретаре судебного заседания Бузиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными решений, понуждении начислять социальное пособие,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, с учетом уточнений обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании решений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка незаконными, понуждении начислить социальное пособие на малолетнюю дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ

Из искового заявления усматривается, что истец ФИО2 находится в отпуске по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста, дохода не имеет, доход супруга с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., до ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении пособия на ребенка, поскольку не представлены документы, подтверждающие сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев, у заявителя отсутствуют сведения о выплатах пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, доход отца ребенка ниже МРОТ по Московской области ( <данные изъяты>.). После увеличения заработной платы супруга, ФИО2 повторно обратилась с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком, в чем ей ДД.ММ.ГГГГ было отказано, поскольку сведения о заработной плате супруга ниже установленного прожиточного минимума на территории Московской области. Полагает, что отказы в назначении пособия являются незаконными, поскольку её супруг работает в СНТ «Шильцы» оклады в котором устанавливаются решением общего собрания, а действия работодателя по установлению заработной платы ниже прожиточного минимума не могут служить основанием для отказа в назначении пособия.

Истец ФИО2, она же представитель по доверенности третьего лица ФИО3 в судебном заседании уточненный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила суд исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск, дополнениях к отзыву, приобщенных к материалам дела. Поскольку истцом представлены документы о размере заработной платы ФИО3 ниже установленной минимальной заработной платы на территории Московской области, что не соответствует требованиям действующего законодательства, просил в удовлетворении иска отказать. Обращал снимание суда на то, что право на получение социальных пособий закон связывает с низким доходом семьи, в которой проживает ребенок, но только при условии, что родители надлежащим образом исполняют свои обязанности по его содержанию.

Представитель третьего лица СНТ «Шильцы» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, не просил суд отложить рассмотрение дела, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

Закон Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области.

Статьей 3 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ от 12.01.2006 г. "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" предусмотрено, что к мерам социальной поддержки семьи и детей относятся единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на ребенка.

Согласно ст. 7 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей Московской области", право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона Московской области N 1/2006-03 от 12.01.2006 г. ежемесячное пособие на ребенка (детей) назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.

Ежемесячное пособие на ребенка назначается на двенадцать месяцев, начиная с месяца подачи заявления о назначении пособия на ребенка со всеми необходимыми документами. В случае представления заявления о продлении выплаты пособия на ребенка и документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в течение календарного месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, пособие на ребенка продлевается на последующие двенадцать месяцев.

Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 года N 989/30 «Об утверждении порядка назначения и выплаты социальный пособия в Московской области».

Пунктом 13 указанных правил предусмотрен круг документов, необходимых для оформления пособия на ребенка, к числу которых отнесены документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения (г).

Документы, указанные в подпунктах "а" - "г", "ж" - "о", "р" - "ч" пункта 13 настоящего Порядка, представляются заявителем лично либо через представителя в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Решение об отказе в назначении (возобновлении) пособия принимается в случае:

к) несоответствия документов, указанных в пунктах 13, 14 настоящего Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области;

м) непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев ( п.18 Правил).

Родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО2, ФИО3 (л.д.14).

Полагая, что семья имеет право на назначение пособия на ребенка, поскольку среднедушевой доход, не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Сергиево – Посадское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлению государственной услуги по назначению пособия на ребенка ФИО3

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка, поскольку не представлены документы, подтверждающие сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев, у заявителя отсутствуют сведения о выплатах пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, доход отца ребенка ниже МРОТ по Московской <адрес>.

Поскольку при обращении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пособия на ребенка (решение от ДД.ММ.ГГГГ) истцом не были представлены все необходимые документы, что не оспаривалось истцом в судебном заседании, суд находит решение Сергиево – Посадского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ обоснованным.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратилась с заявлением в Сергиево – Посадское управление социальной защиты населения о назначении пособия на ребенка, предоставив все необходимые документы, что стороны в судебном заседании не оспаривали.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пособия на ребенка, в связи с несоответствием документов, указанных в пунктах 13,14 Постановления 989/30, по форме или содержанию требованиям законодательства, а именно поскольку доход ФИО3 ниже установленной минимальной заработной платы на территории Московской области с <данные изъяты>

В материалы дела представлены справки 2 НДФЛ, подтверждающие доход ФИО3 за ДД.ММ.ГГГГ в размере 138 680,35 руб. ( т.е. по 11 500 руб. в месяц), за ДД.ММ.ГГГГ в размере 156 000 руб., (т.е. по 13 000 руб. ежемесячно). Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт нахождения ФИО2 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт получения ФИО2 заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере по 50 руб. ежемесячно. Кроме того, в материалы дела представлены справка от 15.04.2020г. об удержании из заработной платы ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ алиментных обязательств в размере 70% от заработной платы, что составляет 7917 руб. ежемесячно (л.д. 43); справка от ДД.ММ.ГГГГ об удержании из заработной платы ФИО3 в счет оплаты задолженности по алиментам 70% от заработка в размере 7917 руб. (за апрель, май, июнь); справку о размере удержанных алиментов за ДД.ММ.ГГГГ – по 70% от заработной платы, что составляет 7917 руб. ежемесячно (л.д. 45).

В соответствии с п. п. 103, 104 Порядка, исчисление величины среднедушевого дохода семьи, в том числе, за период истекшего времени, на который может быть назначено ежемесячное пособие, производится территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных заявителем. Величина среднедушевого дохода для назначения единовременного пособия определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период для назначения единовременного пособия на 3 и на число членов семьи. Величина среднедушевого дохода для назначения (возобновления, продления) пособия, ежемесячного пособия детям-инвалидам, ежемесячного пособия студентам определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 12 и на число членов семьи.

Пунктами 92 - 94 Порядка предусматривается, какие выплаты включаются в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода.

Согласно п. 95 Порядка доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется как общая сума доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении социального пособия, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении.

Исходя из текста оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ указанные документы не были предметом оценки для решения вопроса о наличии либо отсутствии у семьи права на назначение пособия на ребенка.

Отказывая в назначении пособия на ребенка, Министерство социального развития Московской области фактически указало на несоответствие справок формы 2 НДФЛ, выданных на имя ФИО3 за ДД.ММ.ГГГГ форме, утвержденной Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, а также на несоответствие указанных справок по содержанию соглашению о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов, согласно которому минимальная заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 000 руб.

Согласно п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В справке 2 НДФЛ, согласно приказа ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566, приказа ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753, отражаются общие суммы начисленного и фактически полученного дохода, исчисленного, удержанного и перечисленного налога на доходы физических лиц. В соответствии с п.95 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области правовое значение имеет именно фактически полученный размер дохода.

Исходя из анализа указанных выше норм права, информация о размере заработной платы ФИО3 должна соответствовать фактически полученному им доходу за налоговый период, определенному трудовым договором между работником и работодателем, а не соглашению № 243 о минимальной заработной плате в Московской области. Учитывая вышеизложенное, суд находит доводы ответчика в этой части надуманными и не соответствующими требованиям закона.

Сам по себе факт получения ФИО3 дохода ниже установленного размера минимальной заработной платы в Московской области в силу закона основанием для отказа в назначении и выплате пособия на ребенка не является. При этом суд учитывает, что размер заработной платы устанавливается работодателем, несущим в установленном законом порядке ответственность за достоверность предоставленных сведений, а не работником, в связи с чем установление заработной платы менее минимального размера оплаты труда не может быть поставлен в вину работнику и нарушать права истца ФИО2 на получение пособия на ребенка.

Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2018 N 52491) утверждена форма справки 2 НДФЛ. Приказ ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц" (вместе с "Порядком заполнения и представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2020 N 60667)вступает в силу начиная с представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), за первый квартал 2021 года.

Поскольку справки о заработной плате супруга были представлены ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ года оснований для утверждений о нарушении форм справок нет. Кроме того, отсутствие сведений установленной формы ( при наличии необходимости и возникновения каких либо сомнений) не препятствовало Управлению социальной защиты населения истребовать указанные сведения в рамках межведомственного информационного взаимодействия в ИФНС России по г. Сергиеву Посаду.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка мотивированное несоответствием документов, указанных в пунктах 13, 14 настоящего Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области является незаконным, нарушающим права истца и подлежащим отмене.

Поскольку отказ Сергиево – Посадского управления социальной защиты населения свидетельствует об отсутствии анализа представленных документов о праве семьи ФИО2 в целом на получение пособия на ребенка, то есть фактически уполномоченный орган не исследовал размер дохода семьи С-ных за период с ДД.ММ.ГГГГ а также право на получение пособия на ребенка с установленным размером заработной платы ФИО3 в соответствии со справками 2 НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ то такая восстановительная мера как понуждение ответчика принять решение о назначении пособия на ребенка не может быть установлена судом.

В качестве меры по устранению нарушений прав и законных интересов истца, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о назначении пособия на ребенка, с учетом размера дохода ФИО3 за ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей Московской области", ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, понуждении начислять социальное пособие удовлетворить частично.

Признать незаконным решение об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Министерство социального развития Московской области рассмотреть повторно заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка с учетом справки 2 НДФЛ о доходе ФИО3 за ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательном виде.

Решение принято в окончательной форме 24 августа 2021 года

Федеральный судья Л.В. Сергеева