Дело № 2а-5411/2021
УИД 50RS0042-01-2021-007926-85
Решение
Именем Российской Федерации
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сергеевой Л.В., при секретаре Бузиной К.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Сергиеву Посаду к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пенсионное страхование, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 980,47 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 590 руб., пени в размере 26,09 руб..; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 400 руб., пени в размере 132,99 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, не надлежащим образом выполняла возложенные на нее обязанности по уплате страховых взносов, в связи с чем образовалась задолженность, на которую была начислены пени. Судебный приказ, вынесенный мировым судьей, был отменен по заявлению ФИО1 Административный истец просит суд взыскать с ФИО1 указанные суммы задолженности. Одновременно просят суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления. В обоснование своего ходатайства указывает, что причиной пропуска срока обращения в суд послужил большой объем документооборота.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. ст. 165.1 ГК РФ, 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Административным ответчиком ФИО1 представлены возражения на административный иск, в котором она просит в удовлетворении административного иска отказать, указывает, что налоговым органом пропущен срок для предъявления к ней требований, поскольку судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ в то время как в суд административный истец обратился только в ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что отсутствуют уважительные причины для восстановления ИФНС России по г.Сергиеву Посаду пропущенного срока.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1 части 1.1 статьи 14);
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 поименованного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).
Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Аналогичные основания и сроки для уплаты страховых взносов установлены главой 34 НК РФ.
В соответствии со ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О, в постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. ст. 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлявшего деятельность без образования юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ, прекратила деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
Требованием ИФНС по г.Сергиеву Посаду № ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложено уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 980,47 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ.) в размере 4 590 руб., пени в размере 26,09 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в размере 23 400 руб., пени в размере 132,99 руб. (л.д. 19-20).
В установленный срок указанные суммы недоимки административным ответчиком уплачены не были.
Судебным приказом мирового судьи 225 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 были взысканы указанные суммы.
Определением мирового судьи 225 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен.
В соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности отменен – ДД.ММ.ГГГГ с настоящим иском ИФНС по г.Сергиеву Посаду обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ, пропуск срока составляет 5 дней.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что налогоплательщик нарушил возложенные на него нормами НК РФ обязанности по уплате налога, а также незначительность пропуска срока обращения ИФНС в суд с исковым заявлением, период получения копии определения суда об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным восстановить административному истцу срок на подачу искового заявления.
Доводы административного ответчика о том, что шестимесячный срок для предъявления иска необходимо исчислять с даты постановления судебного приказа – с ДД.ММ.ГГГГ суд находит несостоятельными, противоречащими п.3 ст. 48 НК РФ, учитывает, что судебный приказ был отменен – ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку доказательств уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 590 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 400 руб., суду не представлено, то имеются основания для удовлетворения требований в данной части.
В силу положений ст. 75 НК РФ требования ИФНС по г.Сергиеву Посаду о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 26,09 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 132,99 руб. подлежат удовлетворению.
Требования административного истца в части взыскания пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 980,47 руб. подлежат отклонению, поскольку в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, устанавливающим, что списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанные выше недоимки по пени подлежат признанию безнадежной к взысканию и списанию.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины в размере 1 044,47 руб. рассчитанном на основании ст. 333.19 НК Российской Федерации, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное заявление ИФНС России по г.Сергиеву Посаду к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пенсионное страхование, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование удовлетворить частично
Взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) в размере 4 590 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26,09 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) в размере 23 400 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 132,99 руб.
по следующим реквизитам:
расчетный счет 40101810845250010102
получатель платежа УФК по Московской области (ИФНС России по г. Сергиеву Посаду МО), ИНН <***>, БИК 044525000, КБК 18210202103081013160 (взносы на медицинское страхование), КБК 18210202103082013160 (для пени за нарушение срока уплаты взносов на медицинское страхование), КБК 18210202140061110160 (взносы на пенсионное страхование), КБК 18210202140062110160 (для пени за нарушение срока уплаты взносов на пенсионное страхование).
В удовлетворении требований о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 980,47 руб. отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 1044,47 руб. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2021 года
Судья Л.В.Сергеева