НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сердобского городского суда (Пензенская область) от 05.09.2022 № 2А-524/2022

Дело № 2а-524/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сердобск 05 сентября 2022 года

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Филь А.Ю.,

при секретаре Лимоновой Ю.С.,

с участием:

представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области Пугачевой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области к Калашниковой Елене Николаевне о взыскании обязательных платежей, санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области обратилась в суд с административным иском к Калашниковой Е.Н. о взыскании обязательных платежей, санкций, мотивируя тем, что Калашникова Е.Н. является плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ. В отношении Калашниковой Е.Н. вынесены решения № 269 от 08.07.2021, № 270 от 08.07.2021, № 271 от 08.07.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2017, 2018, 2019 годы заявлена сумма социального налогового вычета на пенсионные и страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения в размере 120000 руб. Калашниковой Е.Н. социальный налоговый вычет не подтвержден, так как документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет и платежных документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, представлено не было. По вопросу излишне заявленного налога на доходы физических лиц за 2017, 2018, 2019 в адрес Калашниковой Е.Н. направлены требования о представлении пояснений № 703 от 08.04.2021, № 704 от 08.04.2021, № 706 от 08.04.2021. По состоянию на 08.07.2021 налогоплательщиком не представлены уточненная налоговая декларация по 3-НДФЛ за 2017, 2018, 2019 и пояснения. В результате вышеизложенного нарушен п.п. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, сумма излишне заявленного к возмещению из бюджета налога на доходы физических лиц за 2017, 2018, 2019 составила 46800 руб. (15600 руб. за каждый год). В установленные законодательством о налогах и сборах сроки исчисленные налоги налогоплательщиком уплачены не были. На основании ст. 69, 70 НК РФ должнику направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 13194 по состоянию на 06.09.2021, № 13250 по состоянию на 13.09.2021, № 13249 по состоянию на 13.09.2021. Требования об уплате налога налогоплательщиком в установленный срок не исполнены. До настоящего времени задолженность по начисленным налогам должником не оплачена. Нарушение налогового законодательства не устранено. Административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области просит взыскать с Калашниковой Е.Н., задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, за 2017, 2018, 2019 в размере 46800 руб. на общую сумму 46800 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области Пугачева К.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Калашникова Е.Н., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 № 216-ФЗ, от 23.11.2020 № 372-ФЗ) при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением социального налогового вычета в размере расходов на уплату страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни), могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 - 7 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период.

Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Как установлено в судебном заседании, 16.01.2021 года административный ответчик Калашникова Е.Н. предоставила в Межрайонную ИФНС России № 4 по Пензенской области налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, 2018 год, 2019 год, в которых заявлена сумма социального налогового вычета на пенсионные и страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения в размере 120000 руб.

16.01.2021 года административный ответчик Калашникова Е.Н. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 4 по Пензенской области с заявлениями о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в общем размере 46800 руб., в том числе: за 2017 год - в размере 15600 руб., за 2018 год - в размере 15600 руб., за 2019 год - в размере 15600 руб.

Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области по заявлениям от 16.01.2021 года Калашниковой Е.Н. приняты решения: № 13265 от 19.04.2021 года о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 15600 руб.; № 13266 от 19.04.2021 года о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 15600 руб.; № 13267 от 19.04.2021 года о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 15600 руб., что подтверждается решениями о возврате суммы излишне уплаченного налога № 13265 от 19.04.2021 года, № 13266 от 19.04.2021 года, № 13267 от 19.04.2021 года, сообщениями о принятом решении о возврате суммы излишне уплаченного налога № 13260 от 19.04.2021 года, № 13261 от 19.04.2021 года, № 13262 от 19.04.2021 года, копии которых имеются в материалах дела.

На основании решений Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области о возврате суммы излишне уплаченного налога № 13265 от 19.04.2021 года, № 13266 от 19.04.2021 года, № 13267 от 19.04.2021 года Калашниковой Е.Н. возмещена общая сумма в размере 46800 руб., что подтверждается карточкой расчетов с бюджетом.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, 2018 год, 2019 год составлены соответственно акты налоговой проверки № 701 от 30.04.2021 года, № 702 от 30.04.2021 года, № 703 от 30.04.2021 года.

Решениями Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области № 271 от 08.07.2021 года, № 270 от 08.07.2021 года, № 269 от 08.07.2021 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятыми по результатам проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, 2018 год, 2019 год (соответственно акты налоговой проверки № 701 от 30.04.2021 года, № 702 от 30.04.2021 года, № 703 от 30.04.2021 года), отказано в привлечении к налоговой ответственности, предложено уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению: налог на доходы физических лиц - 15600 руб.

В решении № 271 от 08.07.2021 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указано, что налогоплательщиком физическим лицом Калашниковой Е.Н. в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2017 год заявлена сумма социального налогового вычета на пенсионные и страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения в размере 120000 руб. Калашниковой Е.Н. социальный налоговый вычет не подтвержден, т.к. документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет и платежных документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, представлено не было. По вопросу излишне заявленного налога на доходы физических лиц за 2017 год в адрес Калашниковой Е.Н. направлено требование о представлении пояснений № 703 от 08.04.2021 года. По состоянию на 08.07.2021 года налогоплательщиком не представлены уточненная налоговая декларация по 3-НДФЛ за 2017 год и пояснения. В результате вышеизложенного нарушен п.п. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, сумма излишне заявленного к возмещению из бюджета налога на доходы физических лиц за 2017 год составила 15600 руб. Согласно лицевому счету налогоплательщика по состоянию на 08.07.2021 года по налогу на доходы физических лиц числится переплата в сумме 15600 руб.

В решении № 270 от 08.07.2021 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указано, что налогоплательщиком физическим лицом Калашниковой Е.Н. в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2018 год заявлена сумма социального налогового вычета на пенсионные и страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения в размере 120000 руб. Калашниковой Е.Н. социальный налоговый вычет не подтвержден, т.к. документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет и платежных документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, представлено не было. По вопросу излишне заявленного налога на доходы физических лиц за 2018 год в адрес Калашниковой Е.Н. направлено требование о представлении пояснений № 704 от 08.04.2021 года. По состоянию на 08.07.2021 года налогоплательщиком не представлены уточненная налоговая декларация по 3-НДФЛ за 2018 год и пояснения. В результате вышеизложенного нарушен п.п. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, сумма излишне заявленного к возмещению из бюджета налога на доходы физических лиц за 2018 год составила 15600 руб. Согласно лицевому счету налогоплательщика по состоянию на 08.07.2021 года по налогу на доходы физических лиц числится переплата в сумме 15600 руб.

В решении № 269 от 08.07.2021 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указано, что налогоплательщиком физическим лицом Калашниковой Е.Н. в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год заявлена сумма социального налогового вычета на пенсионные и страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения в размере 120000 руб. Калашниковой Е.Н. социальный налоговый вычет не подтвержден, т.к. документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет и платежных документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, представлено не было. По вопросу излишне заявленного налога на доходы физических лиц за 2019 год в адрес Калашниковой Е.Н. направлено требование о представлении пояснений № 706 от 08.04.2021 года. По состоянию на 08.07.2021 года налогоплательщиком не представлены уточненная налоговая декларация по 3-НДФЛ за 2019 год и пояснения. В результате вышеизложенного нарушен п.п. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, сумма излишне заявленного к возмещению из бюджета налога на доходы физических лиц за 2019 год составила 15600 руб. Согласно лицевому счету налогоплательщика по состоянию на 08.07.2021 года по налогу на доходы физических лиц числится переплата в сумме 15600 руб.

В адрес административного ответчика Калашниковой Е.Н. были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 13194 по состоянию на 06.09.2021 года на недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 15600 руб., № 13250 по состоянию на 13.09.2021 года на недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 15600 руб., № 13249 по состоянию на 13.09.2021 года на недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 15600 руб., которые административным ответчиком Калашниковой Е.Н. не исполнены, что подтверждается указанными требованиями, копии которых имеются в материалах дела, скриншотами из программы АИС Налог ПРОМ-3, карточкой расчетов с бюджетом.

При таких обстоятельствах выявленное занижение налоговой базы по указанному налогу вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного налогового вычета не может быть квалифицировано как налоговая недоимка в буквальном смысле, под которой в Налоговом кодексе Российской Федерации понимается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11), поскольку конкретный размер обязанности по уплате налога, с учетом заявленного налогового вычета, определяется налоговым органом и именно в этом размере налоговая обязанность подлежит исполнению налогоплательщиком в установленный срок.

Понимание имущественных потерь бюджета вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного налогового вычета как недоимки означало бы признание наличия во всяком случае причиненного налогоплательщиком ущерба казне от несвоевременной и неполной уплаты налога и тем самым влекло бы необходимость применения в отношении налогоплательщика мер государственного принуждения правовосстановительного характера в виде взыскания пени (пункт 2 статьи 57 и статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.03.2017 года № 9-П, положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК Российской Федерации при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства; исключают применение в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, и не иначе как в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным истцом Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области избран ненадлежащий способ защиты права.

На основании вышеизложенного, суд считает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области к Калашниковой Е.Н. о взыскании с Калашниковой Е.Н. задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, за 2017, 2018, 2019 в размере 46800 рублей, на общую сумму 46800 рублей не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 4 по Пензенской области к Калашниковой Елене Николаевне о взыскании с Калашниковой Елены Николаевны, , , задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, за 2017, 2018, 2019 в размере 46800 рублей, на общую сумму 46800 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09.09.2022 года.

Судья Филь А.Ю.