НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Серафимовичского районного суда (Волгоградская область) от 12.01.2022 № 12-3/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

Дело № 12-3/2022

Судья Серафимовичского районного суда Волгоградской области Голованов С.В.,

рассмотрев 12 января 2022 года в городе Серафимович Волгоградской области жалобу Картушиной Елены Олеговны, на постановление заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Каратаевой С.Г. от 10 11. 2021г. №06-06-02-14/98 о привлечении к административной ответственности Картушиной Е. О. по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Каратаевой С.Г. от 10 11. 2021г. №06-06-02-14/98 Картушина Е. О. главный бухгалтер государственного казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Серафимовичский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Картушина Е. О. подала жалобу на вышеуказанное постановление, в которой просит отменить постановление заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Каратаевой С.Г. от 10. 11. 2021г. №06-06-02-14/98 о привлечении её к административной ответственности по ч. 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, производство по административному делу прекратить.

В судебное заседание Картушина Е. О. не явилась, просит рассмотреть жалобу в ее отсутствие и прекратить производство по делу.

От представителя заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Каратаевой С.Г., по доверенности поступил отзыв на жалобу, где оснований для прекращения дела в связи с малозначительностью не усматривают.

Судья, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина /ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ/.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, виновность лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 3 ст.30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По смыслу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для дела. Пункт 2 данной статьи указывает, что данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Из материалов дела следует, что комитетом социальной защиты населения Волгоградской области проведена документарная комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Серафимовичский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» за период с 01.01.2019 по 31.03.2021. По результатам данной проверки составлен акт от 15.07.2021г.

В соответствии с пунктом 4.13 Устава финансово-хозяйственная деятельность Учреждения направлена на ведение бухгалтерского учета в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пункту 302 приложения № 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» от 01.12.2010 № 157н счет 40150 «Расходы будущих периодов» предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на этом счете отражаются расходы, связанные со страхованием имущества, гражданской ответственности.

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Для целей бухгалтерского учета приказом Учреждения от 09.01.2019 № 1 утверждена учетная политика, согласно пункту 10.2 раздела V в составе расходов будущих периодов на счете 40150 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы по страхованию имущества, гражданской ответственности. Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года равномерно по 1/12 за месяц в течение периода, к которому они относятся.

По договору от 05.07.2019 № 193700-891-000059 Учреждением у ПАО «САК «Энергогарант» приобретены страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сумму 13903,01 рублей, а именно:

серии МММ № 5028750396 сроком действия с 05.11.2019 по 04.11.2020 стоимостью 2 546,51 рублей;

серии МММ № 5028750398 сроком действия с 08.10.2019 по 07.10.2020 стоимостью 2 037,57 рублей;

серии МММ № 5028750397 сроком действия с 05.11.2019 по 04.11.2020 стоимостью 2 053,72 рублей;

серии МММ № 5028750400 сроком действия с 30.09.2019 по 29.09.2020 стоимостью 2 613,82 рублей;

серии МММ № 5028750401 сроком действия с 30.09.2019 по 29.09.2020 стоимостью 2 613,82 рублей;

серии МММ № 5028750399 сроком действия с 04.10.2019 по 03.10.2020 стоимостью 2 037,57 рублей.

В ходе проверки было установлено, что в нарушении пункта 302 Инструкции № 157н затраты по страхованию гражданской ответственности в 2019 году не отнесены на счет 40150 «Расходы будущих периодов», а списаны единовременно на расходы текущего финансового года.

В части срока действия полисов гражданской ответственности на затраты текущего финансового 2019 года необходимо было отнести 3013,76 рублей:

серии МММ № 5028750396 2 546,51/366x57 (с 05.11.2019 по 31.12.2019)= 396,59 рублей затраты текущего года (остаток по счету расходов будущих периодов по состоянию на 01.01.2020 - 2 149,92 рублей);

серии МММ № 5028750398 2 037,57/366x85 (с 08.10.2019 по 31.12.2019) = 473,21 рублей затраты текущего года (остаток по счету расходов будущих периодов по состоянию на 01.01.2020 - 1 564,36 рублей);

серии МММ № 5028750397 2 055,72/366x57 (с 05.11.2019 по 31.12.2019) = 320,15 рублей затраты текущего года (остаток по счету расходов будущих периодов по состоянию на 01.01.2020 - 1 735,57 рублей);

серии МММ № 5028750400 2 613,82/366x93 (с 30.09.2019 по 31.12.2019) =

рублей затраты текущего года (остаток по счету расходов будущих периодов по состоянию на 01.01.2020 - 1 949,65 рублей);

серии МММ № 5028750401 2 613,82/366x93 (с 30.09.2019 по 31.12.2019) =

рублей затраты текущего года (остаток по счету расходов будущих периодов по состоянию на 01.01.2020 - 1 949,65 рублей);

серии МММ № 5028750399 2 037,57/366x89 (с 04.10.2019 по 31.12.2019) = 495,47 рублей затраты текущего года (остаток по счету расходов будущих периодов по состоянию на 01.01.2020 - 1 542,10 рублей).

Общий остаток по счету 40150 «Расходы будущих периодов» по состоянию на 01.01.2020 должен был составить 10 889,25 рублей.

Согласно пункту 18 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Статьями 11, 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 16 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н в Балансе главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по строке 160 «Расходы будущих периодов» отражается остаток по счету 040150000 «Расходы будущих периодов).

В соответствии с пунктом 96 Инструкции № 191н в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф.0503121) по строке 170 КОСГУ 227 «Страхование» отражается сумма по данным счета 140120220 «Оплата работ, услуг».

В нарушении требований, установленных статьями 11, 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктом 302 Инструкции № 157н, пунктом 18 приказа № 256н, расходы по приобретению страховых полисов на общую сумму 13903,01 рублей списаны в 2019 году на счет 40120 «Расходы текущего финансового года».

Нарушение, допущенное в 2019 году при ведении бухгалтерского учета, привело к нарушению Инструкции № 191н и к искажению годовой бюджетной отчетности Учреждения по состоянию на 01.01.2020, а именно:

Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по строке 160 «Расходы будущих периодов» на сумму 10889,25 рублей в сторону занижения.

Так, показатели строки 160 «Расходы будущих периодов» отсутствуют, а должны составлять 10889,25 рублей, искажение в сторону занижения произведено на 100%.

Отчета о финансовых результатах деятельности (ф.0503121) по строке 170 КОСГУ 227 Страхование» на сумму 10889,25 рублей в сторону завышения.

Так, показатели строки 170 КОСГУ 227 «Страхование» составляют 13903,01 рублей, а должны составлять 3013,76 рублей, искажение в сторону завышения произведено на 361%.

Административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена статьей 15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской финансовой отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с частью 4 Примечаний к статье 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10%.

Исходя из вышеизложенного, искажение числовых показателей бюджетной отчётности за 2019 год Учреждения, выраженного в денежном выражении, которое привело к искажению информации более чем на 10%, относится к грубому нарушению требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению бюджетной отчётности.

Следовательно, правомерно установлено, что в действиях должностного лица бухгалтера Учреждения Картушиной Е.О., усматривается грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, административная ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

Годовая бюджетная отчетность Учреждения подписана главным бухгалтером Kaртушиной О.Е. 09.01.2020.

Приказом директора Учреждения от 20.07.2018 № 108 Картушина Е.О. переведена на должность главного бухгалтера с 24.07.2018 для замещения временно отсутствующего работника. Приказом директора Учреждения от 18.09.2020 № 165 трудовой договор прекращен с 18.09.2020.

Согласно должностной инструкции, утвержденной приказом Учреждения от 29.12.2018 № 458, с которой Картушина Е.О. ознакомлена 29.12.2018, к должностным обязанностям главного бухгалтера относится формирование информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Главный бухгалтер несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

Таким образом, главный бухгалтер государственного казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Серафимовичский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Картушина Е.О. является ответственным должностным лицом в том понятии, которое определяет статья 2.4 КоAП РФ и является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

Согласно статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности Картушиной Е.О., административным органом не нарушен.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, объективно подтверждается материалами дела:

наличие события административного правонарушения - грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в искажении показателей годовой бюджетной отчетности ГКСУ СО «Серафимовичский ЦПД» за 2019 год, а именно: баланса главного распорядителя, распорядителе, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора доходов бюджета (ф. 0503130) и отчета о финансовых результатах деятельности (ф.0503121), более чем на 10%;

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность - Картушина Е.О.;

виновность лица в совершении административного правонарушения - на дату совершения административного правонарушения должностное лицо главный бухгалтер ГКСУ СО «Серафимовичский ЦПД» Картушина Е.О. имела возможность но не предприняла всех зависящих от нее мер по составлению достоверной бюджетной отчетности Учреждения за 2019 год.

Заместителем начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Каратаевой С.Г. Картушина Е. О., на дату совершения административного правонарушения являвшаяся главным бухгалтером государственною казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Серафимовичский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» правомерно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 15 (пятнадцати) тысяч рублей.

Обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволили Картушиной Е.О. соблюсти требования бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношениея в части составления и предоставления бюджетной отчетности, при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении не установлено.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Устанавливая меру административной ответственности за нарушение законодательства, федеральный законодатель преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами (статья 1.2 и часть 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации), а также стимулирования правомерного поведения должностных лиц.

С учётом установленных по делу обстоятельств, у привлекаемого к ответственности должностного лица имелись возможности по соблюдению требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части составления и предоставления бюджетной отчетности, но последнее не приняло достаточных мер для их соблюдения.

Учитывая характер совершенного правонарушения, ненадлежащие исполнение Картушиной Е.О. должностных обязанностей, составление недостоверной бюджетной отчетности ГКСУ СО «Серафимовичский ЦПД» за 2019 год, не может быть признано малозначительным, так как привело к искажению показателей баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) и отчета о финансовых результатах деятельности (ф.0503121), более чем на 10%, деяние совершённое Картушиной Е.О. выражается именно в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих должностных обязанностей и бюджетного законодательства, следовательно, не может быть признано малозначительным.

Таким образом, доводы Картушиной Е.О о малозначительности указанного правонарушения нельзя признать состоятельными, поскольку они уже были предметом рассмотрения должностным лицом, им дана правильная правовая оценка. Данные доводы по существу, направлены на переоценку обстоятельств дела и правильных выводов должностного лица, оснований для которой судья не усматривает.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом деле является адекватной мерой ответственности, назначен административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления должностного лица жалоба не содержит.

Постановление заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Каратаевой С.Г., о привлечении к административной ответственности и назначении наказания Картушиной Е.О. постановлено исходя из общих правил назначения наказания, обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности содеянного.

При рассмотрении обжалуемого постановления о наложении административного наказания в отношении Картушиной Е. О. главного бухгалтера государственного казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Серафимовичский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», административным органом не допущено нарушение норм материального и процессуального права.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Каратаевой С.Г. от 10 11. 2021г. №06-06-02-14/98 о привлечении Картушиной Е. О. главного бухгалтера государственного казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Серафимовичский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, является законным и не подлежащим отмене.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Каратаевой С.Г. от 10 11. 2021г. №06-06-02-14/98 о привлечении Картушиной Е. О. главного бухгалтера государственного казенного специализированного учреждения социального обслуживания «Серафимовичский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 15000рублей, оставить без изменения, а жалобу Картушиной Е. О. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд, в порядке предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Голованов С.В.