Дело № 2а-576/2021
36RS0035-01-2021-000694-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Семилуки 11 мая 2021 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Енина М.С.,
при секретаре Бородиновой Е.В.,
с участием административного истца помощника прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры Воронежской области – Бородиной О.В.,
представителя административного ответчика управление лесного хозяйства Воронежской области - по доверенности Кислянских Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлениюВоронежского межрайонного природоохранного прокурора к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести лесоустройство,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести лесоустройство по тем основаниям, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в том числе при организации работ по инвентаризации лесов, лесоустройству, актуализации его материалов в деятельности управления лесного хозяйства Воронежской области.
Управление лесного хозяйства Воронежской области является органом исполнительной власти Воронежской области в сфере лесных отношений, осуществляют свою деятельность на основании положения об управлении лесного хозяйства Воронежской области.
По результатам установлено, что лесоустройство на территории Семилукского лесничества - Семилукского филиала КУ ВО «Лесная охрана проведено более 10 лет назад (в 2003 году, давность лесоустройства составляет более 17 лет).
Таким образом, лесоустройство в отношении лесничеств Воронежской области обязано выполняться с периодичностью, прямо указанной в законе.
Устаревшие материалы лесоустройства, недостоверная информация о состоянии лесов снижают эффективность лесопользования, влекут не проведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране и защите лесов, тем самым создавая угрозу окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая противопожарные мероприятия.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может быть осуществлена путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Устранить нарушения путем принятия иных мер прокурорского реагирования (представление об устранении нарушений от 30 марта 2020 г. № 2-2-2020) не представилось возможным. Каких-либо мер, направленных на организацию и проведение мероприятий по лесоустройству по результатам рассмотрения представления управлением не предпринято. Следовательно, понуждение управления исполнить нормы федерального законодательства в области охраны и использования лесов может быть обеспечено судебным решением.
Административный истец просит признать незаконным бездействие управления лесного хозяйства Воронежской области, выразившееся в несвоевременном проведении лесоустройства на землях лесного фонда Семилукского лесничества - Семилукского филиала КУ ВО «Лесная охрана»; обязать управление лесного хозяйства Воронежской области в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на землях лесного фонда Семилукского лесничества - Семилукского филиала КУ ВО «Лесная охрана».
В судебном заседании помощник прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры Воронежской области – БородинаО.В. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика управление лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Кислянских Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменное возражение.
Представитель заинтересованного лица – Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав, лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, обязанность доказывания законности, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий ( бездействия ), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия ( бездействие ); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием ( бездействием ) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статьям 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу статьи 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
Управление лесного хозяйства Воронежской области является органом исполнительной власти Воронежской области в сфере лесных отношений, созданным Указом губернатора Воронежской области от 14.12.2006 № 38 «О создании управления лесного хозяйства Воронежской области».
Управление осуществляет деятельность на основании Положения об управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 12.05.2009 № 379, обладает правами юридического лица.
Управлению переданы полномочия в полном объеме в соответствии со ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3.1.10 Положения).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что в отношении Управления лесного хозяйства Воронежской области природоохранной прокуратурой проведена проверка, что подтверждается материалами дела (л.д.28-29, 55-56).
По результатам проверки Воронежской природоохранной прокуратурой выявлены нарушения требований законодательства и внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 30 марта 2020 г. в отношении Управления лесного хозяйства Воронежской области, в котором предложено устранить нарушения, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности (л.д. 61-69).
06 мая 2020 г. Управление лесного хозяйства Воронежской области представило в адрес Воронежской природоохранной прокуратуры результаты рассмотрения внесенного представления (л.д. 70-74).
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 ЛК РФ. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране защите, воспроизводству лесов.
В силу части статьи 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состоянии естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).
Таксация лесов проводится в целях их учета, установления пространственного размещения, выявления лесосырьевых ресурсов, определение товарной структуры древостоев и объемов заготавливаемой лесопродукции.
Согласно ч. 1, 2 статьи 69.2 ЛК РФ при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий; составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам, участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам. Требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов устанавливаются лесоустроительной инструкцией (часть 3 статьи 69.2 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 70 ЛК РФ органы государственной власти осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция), которая устанавливает правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способа и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с пунктом 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50 %, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов, периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет.
В соответствии с пунктом 32 Лесоустроительной инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (камеральные работы).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что лесоустройство – Семилукского филиала КУ ВО «Лесная охрана» проведено более 10 лет назад (в 2003 году, давность лесоустройства составляет более 17 лет).
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства в части периодичности проведения лесоустройства не отвечает его основным принципам, таким как: устойчивое управление лесами, повышение их потенциала, улучшение обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, поскольку эффективное использование лесов и надлежащее осуществление мероприятий по их охране, защите и воспроизводству напрямую зависит от достоверности данных о состоянии лесов, получить которые исключительно путем проведения таксации лесов.
Следовательно, устаревшие материалы лесоустройства, недостоверная информация о состоянии лесов снижают эффективность лесопользования, влекут не проведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране и защите лесов, тем самым создавая угрозу окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая противопожарные мероприятия.
Проведение работ по лесоустройству в виде таксации лесов является продолжительным по времени, трудоемким и затратным мероприятием, в связи, с чем срок исполнения административным ответчиком действий по решению суда – в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, суд находит требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ненадлежащим образом исполняются обязанности по проведению на землях лесного фонда лесоустройства. Обращение прокурора в суд с данным административным исковым заявлением согласно ст. 39 КАС РФ правомерно.
Руководствуясь ст. ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести лесоустройство – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие управления лесного хозяйства Воронежской области, выразившееся в несвоевременном проведении лесоустройства на землях лесного фонда Семилукского лесничества - Семилукского филиала КУ ВО «Лесная охрана».
Обязать управление лесного хозяйства Воронежской области в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на землях лесного фонда Семилукского лесничества - Семилукского филиала КУ ВО «Лесная охрана».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Семилукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.С. Енин
Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2021 г.
Дело № 2а-576/2021
36RS0035-01-2021-000694-95