НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Семеновского районного суда (Нижегородская область) от 29.07.2021 № 520047-01-2020-002026-91

Дело № 2-142/2021 (2-1073/2020)

УИД № 52RS0047-01-2020-002026-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Семенов Нижегородской области 29 июля 2021 года

Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ложкиной М.М.,

при секретаре Щелоковой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) об обязании включения периодов работы в специальный стаж, установлении факта наличия специального стажа, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании произвести перерасчет индексации пенсии, взыскании госпошлины, взыскании компенсации морального вреда, признании действий незаконными,

по встречному исковому заявлению ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) с учетом увеличения исковых требований об обязании включения периодов работы в специальный стаж, установлении факта наличия специального стажа, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании произвести перерасчет индексации пенсии, взыскании госпошлины, взыскании компенсации морального вреда, признании действий незаконными, мотивируя требования следующим.

Истец указывает, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.10.2016 года истцу была назначена досрочная пенсия по старости в связи с работой в районах, приравненных к Крайнему Северу до достижения возраста 60 лет (57 лет).

Истцу была назначена пенсия по старости в размере 9 164,96 руб. В дальнейшем данный размер пенсии ежегодно индексировался и достиг размера в 11 188,13 руб.

Однако в августе 2020 года размер пенсии был снижен до 9 280,79 руб. по неизвестной истцу причине. В связи с чем, истец обратился в Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о разъяснении причин уменьшения пенсии и перерасчете назначенной пенсии по старости до прежнего уровня.

Письмом ответчика №3-90/05-1946 от 02.09.2020 года сообщено, что выплата досрочной пенсии по старости за работу в РКС (далее - районах Крайнего Севера) истцу прекращена с 01 июля 2020 года.

Ответчиком из подсчета «северного» стажа исключены следующие периоды работы:

- в ИЧП «Жарки» с 02 октября 1992 года по 31 декабря 1995 года, по основаниям того, что трудовой договор не соответствует требованиям пенсионного законодательства, а именно не содержит регистрации в Пенсионном фонде РФ, внебюджетных фондах, нет подтверждения уплаты налогов, представленные справки о заработной плате с 1992 г. по 1995 г. выданы без ссылки на основания документа и с исправлениями,

- осуществление предпринимательской деятельности с 01 января 1996 года по 31 декабря 2002 года, поскольку не представлены декларации о доходах от предпринимательской деятельности, страховые взносы не начислялись и не уплачивались.

Исключив из подсчета «северного» стажа указанные периоды, стаж истца, по подсчету ответчика, составил 5 лет 26 дней, что недостаточно для получения права на досрочную страховую пенсию за работу в РКС. Со стороны ответчика истцу предложено вернуть сумму пенсии за период с 17.10.2016 года по 12.06.2020 года в размере 442 511,27 руб. в бюджет ПФР в добровольном порядке как незаконно полученную.

Истец настаивает, что не согласен с указанным исключением со стороны ответчика из стажа периодов работы.

На основании изложенного, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, с учетом изменения исковых требований окончательно просит суд: обязать ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы в местностях, приравненных к Крайнему северу: с 02 октября 1992 года по 01 августа 1996 года в ИЧП «Жарки», с 02 августа 1996 года по 15 апреля 2002 года в качестве Индивидуального предпринимателя; установить факт наличия у истца специального стажа работы в районах, приравненных к Крайнему северу, по состоянию на 17 октября 2016 года - 14 лет 7 месяцев 8 дней; признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости с 17 октября 2016 года; обязать ответчика произвести перерасчет индексации досрочной трудовой пенсии по старости; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., признать действия ГУ Управления ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) по прекращению выплаты, назначенной истцу с 17 октября 2016 года пенсии за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, незаконными.

Ответчик - ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное), с иском не согласился, заявил встречный иск к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии, мотивируя встречные требования следующим.

ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) указывает, что период индивидуальной трудовой деятельности с 27 февраля 1996 года по 01 января 2005 года не может быть включен в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию за работу в РКС.

Период работы в ИЧП «Жарки» с 02 октября 1992 года по 30 сентября 1994 года и 01 января 1996 года по 01 августа 1996 года также не может быть включен в специальный стаж. ИЧП «Жарки» было зарегистрировано в УПФР в <адрес> 25.10.1993 г., за указанные периоды не начисляло страховые взносы, не представляло соответствующую отчетность. Следовательно, данный период также не может быть включен в подсчет «северного» стажа.

При исключении из подсчета «северного» стажа указанных периодов, специальный стаж составит 6 лет 3 месяца 6 дней, вместо требуемых 20 лет работы в МКС.

В связи с тем, что представленные для назначения досрочной страховой пенсии документы не нашли подтверждения, пенсия ФИО1 была установлена неправомерно. В результате образовалась переплата страховой пенсии за период с 01 января 2017 года по 31 июля 2020 года в размере 437 511,27 руб.

В январе 2017 года ФИО1 была перечислена единовременная выплата в размере 5 000 руб. в соответствии с ФЗ от 22.11.2016 года №385-ФЗ «О единовременной выплате гражданам, получающим пенсию». Данная выплата ФИО1, в связи с тем, что право на пенсию отсутствовало, также была выплачена неправомерно.

Требование о возмещении суммы переплаты в общем размере 442 511,57 руб. до настоящего времени не исполнено.

На основании изложенного, ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) обратилось с настоящими встречными требованиями, просит суд взыскать с ФИО1 переплату пенсии в сумме 442 511,27 руб.

В судебном заседании представитель ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, встречное исковое заявление поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.

Исследовав материалы дела, заслушав явившегося лица, суд приходит к следующему.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, ФИО1 указывает, что в специальный стаж истца подлежат включению периоды работы в местностях, приравненных к Крайнему северу (далее - МКС): с 02 октября 1992 года по 15 апреля 2002 года, а также подлежит установлению факт наличия у истца специального стажа работы в районах, приравненных к Крайнему северу, по состоянию на 17 октября 2016 года - 14 лет 7 месяцев 8 дней, надлежит признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости с 17 октября 2016 года, а также удовлетворить иные производные первоначальные исковые требования по делу.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ устанавливается равенство всех перед законом и недопустимость нарушения прав граждан.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно ст.7 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Положения пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент обращения истца в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (17.10.2016г.), предусматривали, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Размер трудовой (страховой) пенсии по старости поставлен в зависимость от общего трудового стажа работы и заработка, учтенных до 01 января 2002 года и суммы страховых взносов, перечисленных работодателем в Пенсионный фонд РФ за периоды работы после 01 января 2002 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее - Правила) в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт «а»); периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт «б»).

Согласно пункту 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как следует из материалов дела, с 17 октября 2016 года ФИО1 назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».

В качестве периодов работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Пенсионным фондом учтены и сторонами не оспариваются следующие периоды работы: с 10 мая 1998 года по 01 октября 1992 года – в Турманском леспромхозе, с 16 апреля 2002 года по 18 ноября 2002 года – в ОАО «ВЛЗК», с 01 мая 2003 года по 01 июня 2003 года – в ОАО «Братсклеспром», что подтверждается справкой формы №1.

Периодами, исключенными из специального стажа истца первоначальному иску являются, согласно указанной справки формы №1, ответа на заявление ФИО1 от 02.09.2020 г., следующие:

- с 02 октября 1992 года по 30 сентября 1994 года – работа в ИЧП «Жарки»,

- с 01 января 1996 года по 01 августа 1996 года - работа в ИЧП «Жарки»,

- с 02 августа 1996 года по 15 апреля 2002 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1).

В процессе рассмотрения дела установлено, что период работы истца с 01 октября 1994 года по 31 декабря 1995 года в ИЧП «Жарки» включен в страховой стаж на основании письма УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 03.12.2020 г. №СП-10/11171.

Анализируя представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный стаж ФИО1, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, следующих периодов: с 02 октября 1992 года по 30 сентября 1994 года – работа в ИЧП «Жарки», с 01 января 1996 года по 01 августа 1996 года - работа в ИЧП «Жарки», с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1), с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1), с 01 января 2002 года по 15 апреля 2002 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1) ввиду следующего.

Истец зарегистрирован в системе персонифицированного учета 18 марта 2003 года.

При обращении ФИО1 в Управление ПФ РФ за назначением пенсии, им были представлены имеющиеся в материалах дела: трудовая книжка ФИО1, архивные справки, трудовой договор от 01.10.1992 г. и контракт от 01.01.1996 г. о работе в ИЧП «Жарки», а также были представлены декларации о доходах за 1996-2001 г.г. Кроме того, в материалы дела представлен приказ ИЧП «Жарки» об увольнении ФИО1 с 01.08.1996 г.

ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующем органе 27.02.1996г., поставлен на учет в УПФР в г. Братске и Братском районе на основании личного заявления 08.05.1996г., индивидуальный предприниматель ФИО1 утратил государственную регистрацию с 01.01.2005г.

За период индивидуальной деятельности с 27.02.1996г. по 31.12.2000г. страховые взносы индивидуальным предпринимателем не начислялись и не уплачивались.

Справка об уплате страховых взносов в ПФР за период с 01.01.2001г. по 31.12.2001г. в составе единого социального налога ФИО1 в Управление ПФР не предоставлена.

Период работы ФИО1 в ИЧП «Жарки» (с 02 октября 1992 года по 30 сентября 1994 года и с 01 января 1996 года по 01 августа 1996 года) был исключен ответчиком из подсчета «северного» стажа по основаниям отсутствия подтверждений уплаты налогов. При этом, УПФР указано, что ИЧП «Жарки» зарегистрировано в УПФР в г. Братске 25.10.1993 г., за указанные периоды не начислялись страховые взносы, не представлялась соответствующая отчетность. ИЧП «Жарки» ликвидировано 09.06.2011 года, в архив документы не сдавались, а в отношении представленных документов о заработной плате за данные периоды, ПФ РФ указано, что документы представлены без ссылки на основание документа и с исправлениями. Период индивидуальной трудовой деятельности с 27 февраля 1996 года по 01 января 2005 года исключен из подсчета «северного» стажа, поскольку периоды индивидуальной работы, начиная с 01.01.1991 г., подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей, которого в отношении ФИО1 не представлено.

Как усматривается из ответа УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области исх №СП-10/5919 от 24.06.2019 г., страховые взносы за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. страхователем оплачены в 2016 г.

При этом, судом учитывается, что спорные периоды работы истца по первоначальному иску с 02 октября 1992 года по 30 сентября 1994 года и с 01 января 1996 года по 01 августа 1996 года - в ИЧП «Жарки», а также работа в качестве индивидуального предпринимателя имела место до регистрации истца в системе персонифицированного учета.

Таким образом, оценивая представленные по делу доказательства в порядке ст.ст. 56,67 ГПК РФ, в частности, трудовой договор от 01.10.1992 г. и контракт от 01.01.1996 г. о работе в ИЧП «Жарки», приказ ИЧП «Жарки» об увольнении ФИО1 с 01.08.1996 г., сведения о том, что ИЧП «Жарки» зарегистрировано в УПФР в г. Братске 25.10.1993 г., ликвидировано 09.06.2011 года, материалы дела в целом, наличие оплаты страховых взносов лишь за период с 01 октября 1994 года по 31 декабря 1995 года, суд, учитывая, что отсутствие данных о начисленных страховых взносах не свидетельствует об отсутствии деятельности предприятия, а сам факт отсутствия страховых взносов не может быть поставлен в вину истцу и негативно влиять на права ФИО1, указывает, что на застрахованное лицо не может быть возложен риск исполнения либо неисполнения страхователем своей обязанности по перечислению страховщику страховых сумм, возложенной на него законодательством, в связи с чем, периоды работы с 02 октября 1992 года по 30 сентября 1994 года и с 01 января 1996 года по 01 августа 1996 года - в ИЧП «Жарки», подлежат включению в стаж истца.

При этом, судом учитывается, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Разрешая вопрос о возможности включения в специальный «северный» стаж истца периода с 01 января 2002 года по 15 апреля 2002 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1), суд указывает следующее.

По общему правилу, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж поставлена в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления данной деятельности. Законодателем определен перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов. Установление при рассмотрении дела того обстоятельства, что при осуществлении предпринимательской деятельности в спорный период не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указывает на невозможность включения данного периода в страховой стаж.

Указанные выводы соответствуют разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Учитывая, что согласно материалов дела, страховые взносы за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. ФИО1 оплачены, очевидно усматривается, что спорный период с 01 января 2002 года по 15 апреля 2002 года подлежит включению в «северный» стаж.

Разрешая требования о возможности включения в специальный «северный» стаж истца периода работы в качестве ИП с 02 августа 1996 года по 31 декабря 2001 года, суд указывает следующее.

ФИО1 представлялись налоговые декларации о доходах за 1996-2001 годы, за период с 2002 по 2003 г.г. – налоговые декларации не представлялись.

Таким образом, исходя из сведений ИП ФИО1 о доходах от предпринимательской деятельности, при учете того, что страховые взносы не уплачены, согласно анализа Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П, подлежат включению в стаж следующие периоды работы: с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1), с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1) по следующим основаниям.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П положения пунктов «б» и «в» ст. 1 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3).

В соответствии с частью третьей статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» положения Федерального закона от 8 января 1998 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год», как воспроизводящие нормы Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть пересмотрены в установленном порядке.

Данное Постановление было дополнительно разъяснено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.1998 № 144-О «О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.1997», в котором нормы, касающиеся тарифов страховых взносов для плательщиков, также были признаны неконституционными.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 57, положения пунктов «б» и «в» статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и абзацев третьего и шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов, поскольку оно нарушает конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения, включая облагаемую базу для начисления страховых взносов и субъект тарифообложения.

В указанном постановлении отражено, что в соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти. Поскольку по вине законодателя, вопреки Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998, новое правовое регулирование не было осуществлено своевременно, то периоды с 01.01.1997 по 10.02.1997, а также с 25.08.1998 по 31.12.1998 не могут быть исключены из страхового стажа указанных категорий плательщиков, а следовательно, и из их трудового стажа, дающего право на пенсию, что должно подтверждаться соответствующими документами. Подлежат зачету в счет будущих платежей суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1997 год, которые не были внесены до 24 февраля 1998 года (даты вынесения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации) и взысканы Пенсионным фондом Российской Федерации либо внесены после этой даты. При этом вопрос о страховом и трудовом стаже должен решаться по названным выше правилам.

С учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 23.12.1999, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к включению в стаж истца периодов работы в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1) - с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года.

Таким образом, учитывая правомерное включение на момент рассмотрения дела в стаж истца периода работы с 01 октября 1994 года по 31 декабря 1995 года в ИЧП «Жарки», в данной части исковые требования удовлетворению в судебном порядке не подлежат. Подлежат удовлетворению в судебном порядке требования о включении в стаж истца периодов работы с 02 октября 1992 года по 30 сентября 1994 года – работа в ИЧП «Жарки», с 01 января 1996 года по 01 августа 1996 года - работа в ИЧП «Жарки», с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1), с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1), с 01 января 2002 года по 15 апреля 2002 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1). В связи с чем, «северный» стаж, включенный УПФР истцу, составит в общем размере 6 лет 3 месяца 27 дней, подлежащий включению в рамках настоящего дела стаж составит - 4 года 2 месяца 18 дней (всего: 10 лет 6 мес. 15 дней).

Поскольку досрочная пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере (РКС), переводя МКС в РКС, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч. 6 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ), стаж в РКС составит 7,5 лет, что является достаточным. За каждый календарный год работы в РКС пенсия назначается с уменьшением возраста на 4 месяца, то есть 7 лет*4 мес.= 28 мес. В связи с чем, право на пенсию возникает у истца по первоначальному иску, 13.10.1959 г.р., в 57 лет 8 месяцев, то есть с 13 июня 2017 года, а не как указывает истец с 17 октября 2016 года.

В связи с изложенным, учитывая положения ч.3 ст. 196 ГК РФ, заявленное первоначальным иском требование о признании за истцом права на досрочную пенсию с 17 октября 2016 года удовлетворению не подлежит, равно как и требование о признании действий ГУ Управления ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) по прекращению выплаты, назначенной истцу с 17 октября 2016 года пенсии за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, незаконными, обязании перерасчета с данной даты.

Также истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.

Указанное требование удовлетворению не подлежит, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» о том, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

С учетом изложенного, первоначальные исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Таким образом, с учетом признания обоснованными исковых требований ФИО1 о включении в стаж ряда периодов работы, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей за данное требование.

Разрешая встречные исковые требования ГУ УПФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) о взыскании с ФИО5 переплаты страховой пенсии за период с 01 января 2017 года по 31 июля 2020 года в размере 437 511,27 руб., суд приходит к выводу, что необоснованная переплата пенсии имела место лишь за период с 17 октября 2016 года по 12 июня 2017 года, в связи с чем, расчет переплаты будет следующим: 66 865,34+ 3665,98+5000= 75531,32 руб.

На основании изложенного, встречный иск ГУ УПФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) к ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) об обязании включения периодов работы в специальный стаж, установлении факта наличия специального стажа, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании произвести перерасчет индексации пенсии, взыскании госпошлины, взыскании компенсации морального вреда, признании действий незаконными удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) включить в специальный ФИО1 периоды работы в местностях, приравненных к Крайнему северу:

- с 02 октября 1992 года по 30 сентября 1994 года – работа в ИЧП «Жарки»,

- с 01 января 1996 года по 01 августа 1996 года - работа в ИЧП «Жарки»,

- с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1),

- с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1),

- с 01 января 2002 года по 15 апреля 2002 года - работа в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП ФИО1).

Взыскать с ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Встречные исковые требования ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу ГУ Управление ПФ РФ в городском округе Семеновский Нижегородской области (межрайонное) переплату пенсии в размере 75531,32 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Ложкина М.М.