дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> «29» сентября 2011г.
Селемджинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Фёдорова Е.Г.,
с участием истцов Албагачиева М.К., Жаркова Н.Д.,
представителя ответчика - отдела образования администрации Селемджинского района Лысенко В.В.,
при секретаре Обориной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по искам Жаркова <данные изъяты> и Албагачиева <данные изъяты> к отделу образования администрации Селемджинского района, к администрации Селемджинского района и финансовому управлению администрации Селемджинского района о защите нарушенных трудовых прав,
установил:
Жарков Н.Д. и Албагачиев М.К. обратились в суд с указанными исками в обоснование указав, что Жарков Н.Д. и Албагачиев М.К. приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, были приняты на работу в отдел образования администрации Селемджинского района на должности <данные изъяты>.
Их тарифная ставка по штатному расписанию составляет 1780 рублей.
Постановлением районного Совета народных депутатов от 22 января 2010 года тарифная ставка <данные изъяты> увеличена, как и сложность и напряженность; с апреля 2010 года подлежит выплате выслуга лет. Однако до настоящего времени перерасчет по заработной плате им не произведен.
На основании изложенного, -
Жарков Н.Д. просил суд:
1) обязать отдел образования администрации Селемджинского района пересчитать штатное расписание с тарифной ставки 1 780 рублей на тарифную ставку 3 500 рублей с ДД.ММ.ГГГГ;
2) обязать отдел образования администрации Селемджинского района произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по тарифной ставке 3 500 рублей;
3) обязать отдел образования администрации Селемджинского района, администрацию Селемджинского района, финансовое управление администрации Селемджинского района выплатить в полном объеме перерасчет по заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
4) взыскать с отдела образования администрации Селемджинского района, администрации Селемджинского района, финансового управления администрации Селемджинского района компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Албагачиев М.К. просил суд:
1) обязать отдел образования администрации Селемджинского района пересчитать штатное расписание с тарифной ставки 1 780 рублей на тарифную ставку 3 500 рублей с ДД.ММ.ГГГГ;
2) обязать отдел образования администрации Селемджинского района произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по тарифной ставке 3 500 рублей;
3) обязать отдел образования администрации Селемджинского района, администрацию Селемджинского района, финансовое управление администрации Селемджинского района выплатить в полном объеме перерасчет по заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
4) взыскать с отдела образования администрации Селемджинского района, администрации Селемджинского района, финансового управления администрации Селемджинского района материальную помощь в размере 5830 рублей;
5) взыскать с отдела образования администрации Селемджинского района, администрации Селемджинского района, финансового управления администрации Селемджинского района компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В судебном заседании истцы отказались от ранее заявленного требования - обязать отдел образования администрации Селемджинского района пересчитать штатное расписание с тарифной ставки 1 780 рублей на тарифную ставку 3 500 рублей с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истцы ранее подавали заявления об отказе от требований в части взыскания с ответчиков неустойки.
В связи с поданными заявлениями судом вынесено отдельное определение.
Ответчик - отдел образования администрации Селемджинского района заявленных требований не признал, в возражениях указав, что истцами пропущен срок на обращение в суд, поскольку при получении заработной платы <данные изъяты> отдела образования администрации Селемджинского района, как и остальным работникам выдаются расчётные листки, где указывается размер оклада иные надбавки и выплаты, следовательно, водители отдела образования администрации Селемджинского района (истцы), должны были знать о том, что заработная плата должна была им начисляться на основании оклада 1 780 рублей, а не 3 500 рублей и если также учесть тот факт, что они обратились с исковыми заявлениями только ДД.ММ.ГГГГ, а не в течение трёх месяцев с того момента как были ознакомлены с новым Положением по оплате труда хозяйственной группы следует, что истцами нарушены правила ст.392 ТК РФ.
Поскольку Жарков Н.Д. и Албагачиев М.К. получали на руки расчётные листки ежемесячно и были ознакомлены с Положением по оплате труда хозяйственной группы, знали о том, что им не доплачивается определённая денежная сумма и если они считали что их права и законные интересы как работников со стороны отдела образования нарушены и ущемлены, то должны были обратиться в течение трёх месяцев в суд за защитой своих прав, но они этого не сделали, следовательно, ими пропущен срок обращения в суд.
Соответчик - администрация Селемджинского района не согласившись с заявленными требованиями в возражениях указал, что, так как денежные средства, предусмотренные на заработную плату <данные изъяты> отдела образования администрации Селемджинского района классифицируются по целевой статье расходов 452 00 00 и виду расходов 001, то соответственно работники, заработная плата которых заложена по указанным статьям не могут относиться к работникам, которые работают в органе местного самоуправления, то есть администрации Селемджинского района и его структурных подразделениях, следовательно, на данную категорию работников не распространяет свое действие Решение Селемджинского района «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района»» от 25.01.2010г. № 4-Р.
Кроме того истцы, согласно приказов о приёме на работу, занимают должность <данные изъяты> в структурном подразделении «хоз.группа», а, следовательно не входят в состав аппарата отдела образования администрации района, так как данная должность по своему роду деятельности предназначена для обслуживания бюджетных учреждений отдела образования, что также подтверждает то, что оклады предусмотренные Решением № 4-Р от 25.01.2010г. на данную категорию работников не устанавливаются.
То, что прежде оплата труда производилась на основании Положения Селемджинского района № 27-П от 12.12.2006г. является нарушением со стороны руководства отдела образования администрации района, поскольку оплата труда технического персонала должна была устанавливаться по ЕТС и по новой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях.
На основании изложенного администрация Селемджинского района считает, что на данный момент нет никаких оснований полагать, что гражданские права и законные интересы со стороны отдела образования администрации Селемджинского района в отношении истцов были нарушены, равно как и то, что истцы имеют право на перерасчёт заработной платы и компенсацию морального вреда.
Соответчик - финансовое управление администрации Селемджинского района исковых требований не признал, в возражениях указав, что Постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 22.01.2010г. было принято решение «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района»» от 25.01.2010г. № 4-р действие которого распространяется только на технический и хозяйственный персонал, содержание которого планируется в районном бюджете и осуществляется по целевой статье расходов 002 04 00 «Центральный аппарат» и виду расходов 500 «Выполнение функций органами местного самоуправления» бюджетной классификации.
Истцы приняты <данные изъяты> хоз.группы отдела образования. Хоз.группа отдела образования классифицируется по целевой статье расходов 452 00 00 «Учебно- методические кабинеты, централизованные бухгалтерии, группы хозяйственного обслуживания (хоз.группы), учебные фильмотеки, межшкольные учебно- производственные комбинаты, логопедические пункты» и виду расходов 001 «выполнение функций бюджетными учреждениями», соответственно к органам местного самоуправления не относится.
По рекомендациям Правительства РФ и Правительства Амурской области с 2008 года вводилась повсеместно новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений, заменяющая систему оплаты труда по ЕТС.
В Селемджинском районе с 2010 года все бюджетные учреждения перешли на новую систему оплаты труда, в том числе и бюджетные учреждения отдела образования.
Оплата труда <данные изъяты> хоз.группы - бюджетного учреждения отдела образования должна устанавливаться по новой системе оплаты труда, установленной нормативными правовыми актами района для бюджетных учреждений отдела образования.
Судя по исковому заявлению, по <данные изъяты> хоз.группы оплата труда начальником отдела образования устанавливалась по отмененному с 22.01.2010г. Положению Селемджинского района от 12.12.2006г. № 27-П «Об условиях оплаты труда работников осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района», принятому решением районного Совета народных депутатов от 12.12.2006г. № 19/108 (с изменениями и дополнениями), что является грубейшим нарушением действующего законодательства, так как хоз.группа отдела образования создана для обслуживания бюджетных учреждений отдела образования, а не аппарата отдела образования.
<данные изъяты>, обслуживающий аппарат отдела образования, являющегося структурным подразделением администрации района, должен состоять в штате аппарата отдела образования и только в этом случае будет относиться по оплате труда к Постановлению Селемджинского районного Совета народных депутатов от 22.01.2010г. № 5/16 «О решении «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района»».
На основании вышеизложенного исковые требования истцов - <данные изъяты> хоз.группы отдела образования о выплате разницы в оплате труда между установленной ему по правовому акту отдела образования и установленной Постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 22.01.2010г. № 5/16 для водителей осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления безосновательны и не подлежат удовлетворению.
Из отзыва, привлеченного в качестве третьего лица - Селемджинского районного Совета народных депутатов следует, что Решение Селемджинского района от 25.01.2010г. № 4-Р «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района» (с изменениями от 21.03.2011г. № 20-Р), принятое постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 22.01.2010г. № 5/16, является муниципальным нормативным правовым актом обязательным для исполнения, как органами местного самоуправления, так и их структурными подразделениями, на что указано в преамбуле данного Положения.
В соответствии с подпунктами 18 и 20 пункта 2 решения Селемджинского района от 25.01.2010г. № 2-Р «О структуре администрации Селемджинского района», принятого постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов от 22.01.2010г. № 3/16, отдел образования и финансовое управление являются структурными подразделениями администрации Селемджинского района.
Администрация Селемджинского района со всеми входящими в нее структурными подразделениями является органом местного самоуправления.
Техническое и хозяйственное обеспечение администрации района, как органа местного самоуправления, осуществляется работниками, занимающими должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы района.
Отдел образования, являясь одним из самостоятельных структурных подразделений администрации района, в соответствии со штатным расписанием может иметь работников осуществляющих его техническое и хозяйственное обеспечение.
Истцы, работающие <данные изъяты> в отделе образования, относятся к категории работников, осуществляющих хозяйственное обеспечение, размер их оклада должен устанавливаться в соответствии с приложением 2 к решению Селемджинского района от 25.01.2010г. № 4-Р «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района»».
Выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, - Решением Селемджинского районного Совета народных депутатов № 15/3 от 14.02.2006г. принята структура администрации Селемджинского района. Согласно указанному решению – отдел образования (юридическое лицо) входит в структуру администрации Селемджинского района.
Решением Селемджинского районного Совета народных депутатов № 19/120 от 12.12.2006г. принято Положение об отделе образования администрации Селемджинского района, которым предусмотрено, что отдел образования входит в структуру администрации района, подотчетен в своей деятельности главе района (пункт 1 раздела I).
Отдел является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открытый в финансовом управлении администрации района лицевой счет (пункт 2 раздела I).
Финансирование отдела осуществляется за счет средств районного бюджета (пункт 6 раздела I).
Начальник отдела с учетом целей и задач, возложенных на отдел, в пределах выделенных ассигнований и установленной численности разрабатывает структуру, штатное расписание, иные нормативные акты, непосредственно регламентирующие деятельность отдела (пункт 2 раздела V).
Постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов № 3/16 от 22.01.2010г. принято решение «О структуре администрации Селемджинского района» которым установлена общая численность администрации района и ее самостоятельных структурных подразделений. Подпунктом 20 пункта 2 указанного решения также предусмотрено, что отдел образования входит в структуру администрации района (подпункт 20 пункта 2).
На основании приказа начальника отдела образования администрации Селемджинского района № № от ДД.ММ.ГГГГ Жарков Н.Д. был принят на работу <данные изъяты>.
Приказом начальника отдела образования администрации Селемджинского района № № от ДД.ММ.ГГГГ Жарков Н.Д. с ДД.ММ.ГГГГ был переведен <данные изъяты> в хоз.группу отдела образования администрации Селемджинского района.
Приказом начальника отдела образования администрации Селемджинского района № № от ДД.ММ.ГГГГ Албагачиев М.К. был принят на работу в хоз.группу отдела образования <данные изъяты>.
Постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов № 6/84 от 25.09.2008г. принято решение «О внесении изменений в Положение Селемджинского района «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления». Согласно приложению № 2 к указанному решению, - оклад работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы района, и осуществляющих хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района, по профессии водитель установлен в размере 1 780 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между отделом образования администрации Селемджинского района (Работодателем) и Жарковым Н.Д. (внесены изменения), а ДД.ММ.ГГГГ между отделом образования администрации Селемджинского района и Албагачиевым М.С. заключены трудовые договора.
Согласно п.1.1. указанных договоров, - в соответствии с должностной инструкцией, - Жарков Н.Д. обязуется выполнять обязанности по должности «<данные изъяты>»; Агбагачиев М.С. обязуется выполнять обязанности по должности «<данные изъяты>. Работодатель, в свою очередь обязуется выплачивать заработную плату, согласно штатному расписанию.
Приказом отдела образования от № № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание на период 1 год с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому оклад <данные изъяты> группы хозяйственного обеспечения установлен в размере 1 780 рублей.
Из представленных ответчиком лицевых счетов истцов следует, что в период 2010г. – март 2011г. должностной оклад истцов составлял 1 780 рублей.
Штатным расписанием отдела образования, утвержденным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в хозяйственную группу включены должности <данные изъяты>, которым установлены оклады в размере 1 896 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что денежные оклады истцов, в размере 1 780 рублей, были установлены на основании Постановления Селемджинского районного Совета народных депутатов № 6/84 от 25.09.2008г., так как истцы подпадали под категорию работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы района, и осуществляющих хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст.144 ТК РФ, - системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, муниципальными учреждениями обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.
В силу ч.4 ст.86 БК РФ, - органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.
Постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области № 5/16 от 22.01.2010г. было принято решение «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района» определяющее размер оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы района и осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района и их самостоятельных структурных подразделений.
Подпунктом 4 пункта 6 решения от 22.01.2010г. признано утратившим силу решение «О внесении изменений в положение Селемджинского района «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления» принятое Постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов № 6/84 от 25.09.2008г.
Приложением 2 к указанному решению от 22.01.2010г. установлены размеры окладов работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы района, и осуществляющих хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления (по должности «водитель автомобиля» установлен разряд 5 ЕТС и оклад в размере 3 500 рублей).
Из сообщения председателя районного Совета народных депутатов следует, что решение «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района» принятое Постановлением Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области № 5/16 от 22.01.2010г. вступило в силу с 1 апреля 2010 года и является действующим в настоящее время.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривался факт того, что положение о хозяйственной группе отдела образования не издавалось, каких-либо документов, регламентирующих работу хозяйственной группы, в отделе образования не существует, доказательств обратному представителем ответчика не представлено.
Имеющееся в должностной инструкции истцов указание на непосредственное подчинение начальнику хозяйственной группы, - не свидетельствует о наличии такой группы в структуре отдела образования.
Указанное обстоятельство также подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, - Приказом начальника отдела образования № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры отдела образования администрации Селемджинского района», согласно которому хозяйственная группа в отделе образования не предусмотрена, технические и хозяйственные работники включены в группу по организационной, правовой и кадровой работе.
Приказом начальника отдела образования № № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ, - утверждена штатная численность отдела образования, согласно которой <данные изъяты> отнесены к техническим и хозяйственным работникам отдела образования. Хозяйственная группа в отделе образования данным приказом также не предусмотрена.
Доводы представителя ответчика о том, что истцы не обслуживают аппарат отдела образования, не подтверждаются материалами дела. Так как имеющиеся в материалах дела трудовые договора и должностные инструкции истцов не указывают на закрепление истцом за муниципальными учреждениями образования: школами, дошкольными образовательными учреждениями.
Учитывая установленные обстоятельства дела, суд приходит к убеждению о том, что заработная плата истцов, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности самостоятельного структурного подразделения органа местного самоуправления – отдела образования администрации Селемджинского района и не являющихся работниками хозяйственной группы отдела образования, должна рассчитываться на основании изданного в соответствии с требованиями ст.144 ТК РФ, а также ч.4 ст.86 БК РФ, органом местного самоуправления Постановления Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области № 5/16 от 22.01.2010г. которым было принято решение «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района», определяющее размер оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы района и осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района и их самостоятельных структурных подразделений, - то есть исходя из оклада 3500 рублей.
Оценивая доводы ответчика о пропуске истцами, предусмотренного ст.392 ТК РФ срока обращения в суд, - су приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, - истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ в суд за защитой нарушенного права - с исками о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.392 ТК РФ, - работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Истцы возражали против пропуска сроков исковой давности мотивируя тем, что они обратились с требованиями о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы, в связи с тем, что их правоотношения с работодателем являются длящимися, то срок исковой давности о взыскании задолженности по заработной плате за три месяца, предшествующих дате обращения в суд, - не пропущен.
Поскольку по рассматриваемому делу возник спор о взыскании заработной платы, которая работнику неначислялась, при этом, заработная плата выплачивалась истцам в следующем за расчетным месяце в различные дни, о нарушении права на получение заработной платы за каждый отработанный месяц истцы знали или определенно должны были узнать не позднее следующего месяца.
Следовательно, истцы не пропустили срок исковой давности о взыскании задолженности по заработной плате за три месяца, предшествующих дате обращения в суд, - в период с ноября 2010 года по август 2011г., включительно.
Из представленного ответчиком - отделом образования администрации Селемджинского района расчета разницы в оплате труда истцов за период с ноября 2010 года по август 2011 года, включительно, следует, что учитывая разницу в окладе в сумме 1720,00 руб. = (3500,00 руб. -1780,00 руб.), оплата труда истцов составит:
- истец Албагачиев М.К. - 334 636,35 рублей (из них: за период ноябрь 2010г. - декабрь 2010 = 116 949,46 рублей; за период январь 2011 - август 2011 = 217 686,89 рублей);
-истец Жарков Н.Д. - 256 092,38 рублей (из них: за период ноябрь 2010 - декабрь 2010 = 55 077,15 рублей; за период январь 2011 - август 2011 = 201 015,23 рублей).
Оценивая указанный расчет, суд находит его правильным, основанном на материалах дела, в связи с чем подлежащим применению.
Оценивая требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.
Мотивируя требования о взыскании с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей истцы указали, что в связи с неоднократным обращением к ответчику и соответчикам о перерасчете заработной платы истцы стали плохо спать, переживания сказались на их здоровье, они стали раздражительными.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Нормы статьи 151 ГК РФ определяют, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая неправомерные действия работодателя, установленные обстоятельства дела, а также принцип разумности и справедливости, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения требований истцов о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей каждому истцу.
Оценивая заявленные требования истцов о необходимости взыскания суммы задолженности с нескольких ответчиков, - суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.27 Устава муниципального образования Селемджинский район – к полномочиям районной администрации относится разработка проекта районного бюджета, исполнение районного бюджета.
Положением об отделе образования администрации Селемджинского района предусмотрено, что финансирование деятельности отдела осуществляется финансовым управлением администрации района за счет бюджетных средств через централизованную бухгалтерию отдела.
Учитывая, что правоотношения между истцами и ответчиками возникли до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимым применить нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, в редакциях, действующих до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5 ст.161 БК РФ (в ред.Федерального закона от 26.04.2007г. N 63-ФЗ) установлено, что бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Данная норма согласуется с определением понятия юридического лица, данным в п.1 ст.48 ГК РФ, в соответствии с которым одним из признаков юридического лица является способность быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п.2 ст.120 части первой ГК РФ (в ред.Федерального закона от 3.11.2006г. N 175-ФЗ), - бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Соответственно в подп.2 п.3 ст.158 БК РФ (в ред.Федерального закона от 26.04.2007г. N 63-ФЗ) установлено, что главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к убеждению о том, что выплачивать истцам денежные средства должен работодатель – отдел образования администрации Селемджинского района, а в случае недостаточности у работодателя денежных средств - администрация Селемджинского района, финансовое управление администрации Селемджинского района несут субсидиарную ответственность по указанным расходным денежным обязательствам получателя соответствующего бюджета – отдела образования администрации Селемджинского района, за счет казны муниципального образования Селемджинский район.
Оценивая доводы соответчиков - администрации Селемджинского района и финансового управления администрации Селемджинского района о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, по мотиву того, что денежные средства, предусмотренные на заработную плату водителей отдела образования администрации Селемджинского района классифицируются по целевой статье расходов 452 00 00 и виду расходов 001, то соответственно работники, заработная плата которых заложена по указанным статьям не могут относиться к работникам, которые работают в органе местного самоуправления, то есть администрации Селемджинского района и его структурных подразделениях, следовательно, на данную категорию работников не распространяет свое действие Решение Селемджинского района «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района»» от 25.01.2010г., - суд приходит к следующим выводам.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2010г. N 190н) которые разработаны в соответствии с положениями главы 4 и ст.165 БК РФ, а также ст.33 Федерального закона от 8.05.2010г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", - бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Сама по себе бюджетная классификация не регулирует трудовых правоотношений, возникающих между работником и работодателем, а поскольку судом установлено, что истцы состоят в штате аппарата отдела образования, они относятся по оплате труда к Постановлению Селемджинского районного Совета народных депутатов от 22.01.2010г. № 5/16 «О решении «О Положении «Об условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления района»».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Жаркова <данные изъяты> и Албагачиева <данные изъяты> к отделу образования администрации Селемджинского района, к администрации Селемджинского района и финансовому управлению администрации Селемджинского района, - удовлетворить частично.
Взыскать с отдела образования администрации Селемджинского района в пользу Жаркова <данные изъяты> невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 256 092 рубля 38 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, всего взыскать 261 092 рубля 38 копеек.
Взыскать с отдела образования администрации Селемджинского района в пользу Албагачиева <данные изъяты> невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 334 636 рублей 35 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, всего взыскать 339 636 рублей 35 копеек.
При недостаточности денежных средств у отдела образования администрации Селемджинского района взыскать указанные денежные средства, субсидиарно: с администрации Селемджинского района, финансового управления администрации Селемджинского района, за счет казны муниципального образования Селемджинский район.
В удовлетворении оставшейся части заявленных исковых требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд в течение 10 дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Селемджинский районный суд Амурской области.
Председательствующий