НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сегежского городского суда (Республика Карелия) от 10.05.2023 № 2-155/2023

Дело № 2-155/2023 (10RS0011-01-2022-008599-72)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа 10 мая 2023 года

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.

при секретаре Никитенко Т.С.,

с участием истца ФИО1, его представителя по устной доверенности ФИО2,

представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Карелия ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Республике Карелия, Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» об обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с настоящим исковым заявлением к ответчикам по тем основаниям, что 3 июня 2022 года он подал АО «НПФ «Будущее» заявление о назначении накопительной пенсии с приложением всех необходимых документов. Решением от 22 июня 2022 года №... в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием условий для назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии (не соблюдены условия, дающие право на назначение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений). При этом при запросе дополнительных сведений ответчик предоставил сведения, что ему посредством СМЭВ из Пенсионного фонда поступила информация о том, что на дату обращения у истца отсутствуют условия для назначения накопительной пенсии, а именно стаж работы. Вместе с тем страховой стаж истца и стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, на 1 июля 2022 года составляют 36 лет 2 месяца 5 дней и 34 года 1 месяц 25 дней соответственно. На основании изложенного просил суд обязать ОСФР по Республике Карелия передать АО «НПФ «Будущее» данные в отношении него в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ № 424-ФЗ для назначения накопительной пенсии, а на АО «НПФ «Будущее» возложить обязанность назначить накопительную пенсию истцу с 3 июня 2022 года, взыскать с надлежащего ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 руб.

В ходе рассмотрения дела по существу истцом были заявлены увеличенные исковые требования, в соответствии с которыми ФИО1 просил суд, помимо ранее заявленных требований возложить на АО «НПФ «Будущее» обязанность при наличии условий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 424-ФЗ, произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений.

Определением суда от 16 января 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в связи с правопреемством.

Истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали, дополнительно ФИО2 пояснил, что на дату обращения ФИО1 к ответчику с заявлением о назначении накопительной пенсии у того были соблюдены все условия для удовлетворения его ходатайства – выработан стаж, как страховой, так и специальный, дающий право на назначение досрочной пенсии, истец достиг необходимого возраста – 55 лет, в связи с чем отказ ответчика является незаконным. С целью избежать в дальнейшем ситуации, что АО НПФ «Будущее» не сможет исполнить решение суда в связи с отсутствием всех необходимых сведений, просил также возложить на ОСФ РФ по Республике Карелия обязанность передать все необходимые сведения для этого.

Представитель ОСФР по Республике Карелия ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что Негосударственный пенсионный фонд непосредственно в учреждение не обращался с какими-либо запросами. Данные по системе СМЭВ формируются и предоставляются автоматически, без участия представителя пенсионного фонда. После получения отказного ответа, второй ответчик с дополнительными запросами к ним не обращался. В связи с чем требования, заявленные к ОСФР РФ по Республике Карелия, считала незаконными и не подлежащими удовлетворению.

Ответчик АО «НПФ «Будущее» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своих возражениях на исковое заявление указал, что 14 июня 2022 года в адрес ответчика поступило заявление ФИО1 о назначении последнему накопительной пенсии и комплект документов. На основании представленных документов и информации, полученной Фондом по каналу СМЭВ из ПФР №... от 17 июня 2022 года по запросу №... от 15 июня 2022 года фондом принято решение об отказе в назначении накопительной пенсии в связи с тем, что на дату подачи заявления – 3 июня 2022 года отсутствуют основания для назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии.

Заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с изменениями и дополнениями) Сегежский район Республики Карелия отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера (введено Постановлением Правительства РФ от 28 января 1992 года № 47).

Аналогичные сведения содержаться в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 года № 1946 в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплаты: единовременная выплата средств пенсионных накоплений (единовременная выплата); срочная пенсионная выплата; накопительная пенсия; выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Пунктами 1 - 3 статьи 6 Федерального закона № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" установлено, что право, на накопительную-пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", накопительная пенсия назначается по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения-накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.

По состоянию на 31 декабря 2018 года в соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначалась мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имели страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет соответственно.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" размер накопительной пенсии определяется по формуле: НП = ПН\Т, где: НП - размер накопительной пенсии; ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" застрахованным лицам, указанным в части 2 статьи 6 настоящего федерального закона, накопительная пенсия определяется исходя из установленного в соответствии с частью 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который ежегодно начиная с 1 января 2013 года (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год. При этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при наступлении права на назначение накопительной пенсии до достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Из положений подп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" следует, что единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных: лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений").

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2009 года № 1048 утверждены Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам (далее – Правила № 1048), из положений п. 3 которых следует, что единовременная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.

Застрахованное лицо вправе обратиться лично в фонд за единовременной выплатой путем подачи заявления о назначении накопительной пенсии (далее - заявление) по форме, утверждаемой Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направить заявление по почте либо представить заявление в фонд в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), которое может быть подписано простой электронной подписью застрахованного лица, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, или усиленной неквалифицированной электронной подписью застрахованного лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

В заявлении должна содержаться информация о предупреждении застрахованного лица о назначении ему единовременной выплаты на основании заявления при наличии условий, предусмотренных пунктом 2(1) настоящих Правил.

В судебном заседании установлено, что 14 июня 2022 года ФИО1 обратился с заявлением в АО «НПФ «Будущее» о назначении ему накопительной пенсии.

Решением от 22 июня 2022 года №... ему в удовлетворении указанного заявления отказано в связи с тем, что на дату подачи заявления отсутствуют условия для назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии (не соблюдение условий, дающих право на назначение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (ст. 4 ФЗ от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», ст. 6 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).

В ответ на претензию ФИО1 АО «НПФ «Будущее» сообщило, что 17 июня 2022 года в Фонд посредством СМЭВ из ПФР поступила информация о том, что на дату обращения у последнего отсутствуют основания для назначения накопительной пенсии и иных выплат в связи с отсутствием условий, дающих право на досрочное назначение стразовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Не согласившись с решением ответчика от 22 июня 2022, истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

Из представленного в материалы дела договора №... от 31 октября 2012 года, заключенного между ФИО1 и АО «НПФ «Будущее» следует, что фонд принял на себя обязанность осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплаты правопреемникам застрахованного лица.

Из положений подп. 5 п. 3 указанного договора (далее – договор от 31 октября 2012 года) ответчик обязан производить назначение, корректировку и выплату накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерльным законом «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (Собрание законодательства РФ 2011 № 49, ст. 7038), страховыми правилами фонда и условиями настоящего договора.

А также в соответствии с подп. 7 п. 3 договора от 31 октября 2012 года фонд обязан осуществлять единовременную выплату средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, указанным в ст. 4 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

В соответствии с положениями п. 6 договора от 31 октября 2012 года застрахованное лицо вправе, в том числе:

- обращаться в фонд за назначением накопительной части трудовой пенсии срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты (подп. 2),

- получать накопительную часть трудовой пенсии при наличии пенсионных оснований в соответствии со страховыми правилами фонда и условиями настоящего договора (подп. 3),

- получать накопительную часть трудовой пенсии при возникновении пенсионного основания и (или) срочную пенсионную выплату или единовременную выплату в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», страховыми правилами и условиями настоящего договора (подп. 4).

Накопительная часть трудовой пенсии и (или) срочная пенсионная выплата назначается и выплачивается фондом застрахованному лицу в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерльным законом «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и настоящим договором (подп. 14 договора от 31 октября 2012 года).

В соответствии с подп. 14.1 договора от 31 октября 2012 года пенсионными основаниями для назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии являются условия, установленные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).

После поступления заявления ФИО1 от 13 июня 2022 года, ответчиком АО «НПФ «Будущее» был сформирован запрос информации в ПФР, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений от 15 июня 2022 года, на что 17 июня 2022 года был предоставлен ответ, сформированный автоматически.

При этом из текста ответа следует, что «Есть право на страховую пенсию по старости 0, есть право на страховую пенсию по старости», где 0 – отсутствуют условия.

Вместе с тем по запросу суда ответчиком ОСФР по Республике Карелия от 25 января 2023 года представлены сведения, в соответствии с которыми истец получателем страховой пенсии не значится, по документам, имеющимся в распоряжении фонда, установлено, что страховой стаж ФИО1 составляет 36 лет 2 месяца, при требуемом стаже – 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 34 года 1 месяц 24 дня, при требуемом стаже – 20 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена. На основании изложенного сделан вывод, что на 3 июня 2022 года у истца имелось право на установление выплаты за счет средств пенсионных накоплений, так как соблюдены условия, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренные Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года.

По сведениям ОСФР по Республике Карелия от 13 марта 2023 года в силу норм действующего законодательства, изменений внесенных п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400- ФЗ, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ, в случае достижения мужчиной возраста 55 лет в 2022 году, досрочная страховая пенсия по старости будет назначена ему при наличии требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, стажа работы в местностях, приравненных к районам крайнего Севера не менее 20 лет и страхового стажа не менее 25 лет по достижении возраста 59 лет.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что на момент обращения истца с заявлением о назначении ему накопительной пенсии у последнего имелись все необходимые условия, для удовлетворения его требований, в связи с чем решение от 22 июня 2022 года является незаконным и необоснованным.

В части возложения обязанности на ОСФР по Республике Карелия обязанности предоставить ответчику АО «НПФ «Будущее» необходимые для назначения пенсии сведения суд приходит к следующим выводам.

Порядок предоставления Пенсионным фондом РФ в негосударственные фонды информации, необходимой последним для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений утвержден Приказом Минтруда России от 11 марта 2016 года № 96н (далее – Порядок № 96н), из положений п. 3 которого следует, что информация по запросу негосударственного пенсионного фонда (далее - запрос), направленному в Пенсионный фонд Российской Федерации, предоставляется в электронном виде в соответствии с порядком, определяемым согласно пункту 7 статьи 36.4 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", на основании сведений, полученных из информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации, без истребования документов у застрахованного лица в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления запроса.

Пунктом 7 ст. 36.4 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" предусмотрено, что обмен информацией между фондом и Пенсионным фондом Российской Федерации может осуществляться в электронной форме в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, включая порядок проверки электронной подписи, которой подписывается указанная информация (в редакции, действовавшей на период рассматриваемых событий).

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 года № 697 утверждено Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, из положений п. 6 которого следует, что основными функциями системы взаимодействия являются:

в) обеспечение обмена электронными сообщениями, включая реестры информации (в том числе с использованием машиночитаемых и неструктурированных вложений), между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия (далее - обмен сообщениями);

е) обеспечение предоставления в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах;

р) обеспечение возможности самостоятельной регистрации и изменения органами и организациями параметров информационных систем, видов сведений единого электронного сервиса и регламентированных запросов единого сервиса доступа к данным, используемых при обмене сообщениями, настройки правил доступа к видам сведений и регламентированным запросам, а также обеспечение использования других средств самообслуживания в соответствии с техническими требованиями, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа) и личного кабинета участника взаимодействия системы взаимодействия.

При этом положениями п. 2 Порядка № 96н к перечню информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, в том числе относятся:

б) сведения о наличии (отсутствии) у застрахованного лица условий для назначения накопительной пенсии, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", в отношении достижения возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, а также соблюдения условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части наличия необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, а при их наличии - дате, когда достигнут указанный возраст или наступил указанный срок;

в) сведения о размере страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленном в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", рассчитанным на дату назначения накопительной пенсии. Для застрахованного лица, имеющего условия для назначения накопительной пенсии, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, такие сведения указываются в случае достижения им возраста, установленного частью 1 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии".

Достоверных и допустимых доказательств обращения ответчика АО «НПФ «Будущее» с запросом о предоставлении изложенных выше сведений, помимо запроса по системе СМЭВ, ответ на который формируется автоматических без учета особенностей назначения пенсии в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в материалы дела не представлено, то есть указанный ответчик прав и законных интересов истца не нарушал.

Принимая во внимание положения п. 2 ст. 13 ГПК РФ, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований к ОСФР РФ по Республике Карелия.

В части требований истца о назначении последнему накопительной пенсии по старости суд приходит к следующим выводам.

Из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" накопительная пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня приобретения права на накопительную пенсию. В случае, если обращение за назначением накопительной пенсии последовало после увольнения застрахованного лица с работы, указанная пенсия назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за накопительной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.

Днем обращения за накопительной пенсией считается день приема страховщиком заявления о назначении накопительной пенсии со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению застрахованным лицом с учетом положений части 9 статьи 9 настоящего Федерального закона. Если заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению застрахованным лицом, днем обращения за накопительной пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии").

В силу положений подп. 16 договора от 31 октября 2012 года днем обращения за назначением накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты считается дата приема фондом заявления и документов, а при их направлении по почте – дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.

Накопительная часть трудовой пенсии назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на трудовую пенсию по старости (включая досрочную).

Истец обратился с заявлением о назначении ему накопительной пенсии к АО «НПФ «Будущее» посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" 3 июня 2022 года, что подтверждается спорным решением от 22 июня 2022 года и сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 требования о назначении последнему накопительной пенсии с указанной даты, а при наличии условий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 424-ФЗ, произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений, подлежат удовлетворению.

Помимо этого ФИО1 также заявлены требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 12 000 руб.

В обоснование заявленных требований в материалы дела истцом представлен договор об оказании юридических услуг от 1 декабря 2022 года, в соответствии с которым ООО «Велес» приняло на себя обязательства оказать истцу юридическую помощь по обжалованию решения АО «НПФ «Будущее» от 24 июня 2022 года, а именно – изучить представленные заказчиком документы и проинформировать о возможных вариантах решения проблемы, подготовить необходимые документы в соответствующий суд и осуществить представительство интересов заказчика в суде первой инстанции при рассмотрении дела по обжалованию указанного решения, в случае положительного решения разъяснить порядок действий по исполнению судебного решения (п. 1.1 договора от 1 декабря 2022 года).

Из положений п. 2 договора от 1 декабря 2022 года стоимость услуг по договору определена в размере 12 000 руб.

Факт оплаты указанных денежных средств подтверждается квитанцией без номера от 1 декабря 2022 года на сумму 12 000 руб.

Из материалов гражданского дела № 2-155/2023 следует, что исковое заявление составлено 8 декабря 2022 года, подано в Сегежский городской суд Республики Карелия 14 декабря 2022 года, принято к производству определением от 16 декабря 2022 года, стороной истца по делу были заявлены уточненные исковые требования, с участием представителя проведено 6 судебных заседаний. Стороной истца свидетелей по делу опрошено не было, ходатайств о проведении судебных экспертиз не заявлялось.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Из п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению, при определении размера подлежащих взысканию денежных средств принимает во внимание категорию дела и его сложность, количество проведенных судебных заседаний по делу с участием представителя истца, причины их отложения, объем исследованных по делу доказательств, возражения ответчика о взыскании расходов в установленном размере с представлением доказательств в обоснование своей позиции, суд полагает, что разумными и справедливыми в данном случае будут расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» (ИНН ...) назначить ФИО1 (...) назначить накопительную пенсию с 3 июня 2022 года, а при наличии условий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений.

В удовлетворении требований к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Республике Карелия отказать.

Взыскать с Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» (ИНН <***>) в пользу ФИО1 (...) расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Скрипко

Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 17 мая 2023 года.