НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сегежского городского суда (Республика Карелия) от 04.09.2020 № 2-654/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2020 г. ...

<...> городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.

при секретаре Максимовой К.С.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <...> муниципального района о включении периода работы в стаж муниципальной службы и перерасчете муниципальной доплаты к пенсии,

установил:

Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что 17.04.2020 истец обратилась с письменным заявлением в администрацию <...> муниципального района о включении периода работы бухгалтером расчетного отдела централизованной бухгалтерии в Исполкоме <...> городского Совета с 21.01.1986 по 06.04.1989 и в бухгалтерии в Исполкоме <...> районного Совета с 06.04.1989 по 08.01.1992 и пересмотре установленной ежемесячной муниципальной доплаты к трудовой пенсии. Ответом от 14.05.2020 №... истцу в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием оснований для перерасчета. С отказом ответчика истец не согласна. При увольнении в связи с выходом на пенсию с должности специалиста Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации <...> муниципального района истцу была назначена муниципальная доплата к трудовой пенсии за период работы с 08.01.1992 по 05.07.2006, учтен стаж муниципальной службы 14 лет. По ликвидации исполкомов, по преобразованию Исполкомов в Мэрию, а далее в администрацию г. <...> и <...> района и администрацию Сегежского муниципального района истец работала в Управлении КХ и ЖФ администрации. За перечисленные годы не увольнялась. По хранящимся в архиве документам централизованные бухгалтерии являлись отделами исполкомов городского и районного Советов, были включены в штатные расписания исполкомов. Работники бухгалтерии получали заработную плату по одной ведомости с руководством. Продвижение по службе, распоряжения о предоставлении отпусков, все финансовые документы утверждались председателем исполкома. На основании изложенного истец просила обязать администрацию <...> муниципального района включить ей в стаж муниципальной службы период работы с 21.01.1986 по 08.01.1992 в Исполкомах Сегежского городского и районного Советов 5 лет 11 месяцев, выполнить перерасчет муниципальной доплаты к трудовой пенсии из расчета стажа 20 лет, оплатить муниципальную доплату с момента подачи заявления в администрацию 17.04.2020.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в письменных возражения на исковое заявление администрация указала, что порядок исчисления стажа муниципальной службы определен ст. 12 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия». В стаж муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, предусмотренные ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также периоды, указанные в ч. 2 ст. 22 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия». Периоды замещения иных должностей могут включаться в стаж муниципальной службы только в случаях, установленных федеральными законами. Федеральный закон, который бы предусматривал возможность включения в стаж муниципальной службы периоды замещения должности бухгалтера централизованной бухгалтерии, отсутствует. Согласно п. 2 Положения о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденное Постановлением Совмина РСФСР от 14.01.1971 № 34, централизованные бухгалтерии организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады – в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов. Структурных подразделений в исполкоме не предусмотрено. Централизованная бухгалтерия в спорный период не являлась структурным подразделением Мэрии (администрации) района, данный период работы истца не относился к работе в органах государственного управления и местного самоуправления, не входил в структуру данных органов. Централизованные бухгалтерии создавались с целью технического обеспечения деятельности исполнительных органов власти без наделения их управленческими функциями органов власти и управления. В настоящее время работники централизованных бухгалтерий не включены в реестры муниципальных и государственных служащих. Кроме того, согласно записи в трудовой книжке истца, 11.02.1992 она переведена в Мэрию ... и <...> района в связи с ликвидацией исполкомов <...> городского и районного Советов народных депутатов. Правопреемство в отношении Исполкомов не осуществлялось.

Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 21.01.1986 была принята на должность бухгалтера расчетного отдела центральной бухгалтерии Исполкома <...> городского Совета народных депутатов по переводу из <...> РПУ ЖКХ на основании распоряжения №... от 20.01.1986. 06.04.1989 истец была уволена по переводу в централизованную бухгалтерию Исполкома райсовета на основании распоряжения №... от 05.04.1989. 01.02.1990 истец была переведена на должность бухгалтера централизованной бухгалтерии Исполкома райсовета.

08.01.1992 переведена в Управление коммунального хозяйства на должность инспектора по учету и распределению жилой площади. 11.02.1992 переведена в мэрию ... и <...> района в связи с ликвидацией исполкомов <...> городского и районного Советов народных депутатов на основании решения сессии от 10.12.1991.

С 11.02.1992 назначена специалистом по учету, распределению и обмену жилья Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда. 20.03.1995 Мэрия ... и <...> района преобразована в администрацию г<...><...> и <...> района. 01.01.2000 по результатам аттестации истцу присвоен квалификационный разряд «референт муниципальной службы 8 класса».

01.01.2006 администрация ... и <...> района переименована в администрацию <...> муниципального района.

05.07.2006 истец уволена по собственному желанию в связи с выходом в добровольную отставку.

Судом установлено, что правопреемство в отношении ликвидированных Исполкомов не осуществлялось.

В стаж муниципальной службы истцу засчитан период с 08.01.1992 по 05.07.2006, который являлся периодом работы в Управлении коммунального хозяйства и жилищного фонда в должности специалиста по учету, распределению и обмену жилья, то есть иной, нежели занимаемой в спорный период, и в Управлении при мэрии города <...> и <...> района.

В перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ответчиком истцу было отказано письмом от 14.05.2020 №... в ответ на заявление от 17.04.2020 в связи с тем, что замещаемые истцом должности в период с 21.01.1986 по 08.01.1992 отсутствовали в реестре должностей муниципальной службы в ..., установленном ст. 5-1 Закона Республики Карелия от 05.12.1996 № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».

Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 05.12.1996 № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (утратил силу в связи с изданием Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК) (далее – Закон РК № 160-ЗРК) муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности муниципальной службы. Муниципальная служба в Республике Карелия осуществляется в органах местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальная служба в Республике Карелия основана на принципах, установленных Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

В силу ст. 5 указанного Закона муниципальная должность - должность, предусмотренная Уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образованная в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные должности подразделяются на: 1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате выборов должностных лиц местного самоуправления, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; 2) муниципальные должности муниципальной службы - должности, учреждаемые органами местного самоуправления для исполнения и обеспечения их полномочий и включенные в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Карелия, замещаемые путем заключения трудового договора.

В статье 5-1 Закона РК № 160-ЗРК приведен реестр должностей муниципальной службы.

В силу ст. 7 Закона РК № 160-ЗРК муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Карелия, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Муниципальный служащий, наделенный по муниципальной должности муниципальной службы организационно - распорядительными полномочиями, является должностным лицом.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

В настоящее время действует Закон Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».

Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования (ст. 11 Закона РК № 1107-ЗРК).

Согласно ст. 15 Закона РК № 1107-ЗРК за лицами, замещавшими на 1 января 1997 года и позднее муниципальные должности муниципальной службы, установленные Законом Республики Карелия от 5 декабря 1996 г. № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», должности муниципальной службы, приобретшими право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), и уволенными со службы до 1 января 2017 года, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, и имеющими на 1 января 2017 года стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемой уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), не менее 20 лет, а также за лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с уставом муниципального образования (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты в соответствии со статьей 11 настоящего Закона также включаются периоды, указанные в части 2 статьи 22 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия» (ч. 2 ст. 12 Закона РК № 1107-ЗРК).

Согласно ч. 2. ст. 22 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, также включается:

1). Время работы в аппаратах органов государственной власти и управления: высших органов представительной и исполнительной власти Союза ССР и Российской Федерации; министерствах и ведомствах Союза ССР и Российской Федерации; Верховного Совета и Совета Министров Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия и Администрации Председателя Правительства Республики Карелия, министерств и ведомств и их органов управления на местах, а также органов государственного управления, созданных при Совете Министров Республики Карелия; местных органов государственной власти и управления органов местного самоуправления, а также органов прокуратуры и судов всех уровней; органов народного контроля, государственного арбитража; республиканских объединений, созданных на базе ликвидированных министерств, управлений по решению Правительства Республики Карелия.

2). Время работы в аппаратах профсоюзных органов, а также в качестве освобожденных работников профсоюзных организаций в аппарате органов государственной власти и управления до 1 января 1992 года.

3). Время работы в аппаратах КПСС и ВЛКСМ, а также в качестве освобожденных работников в первичных партийных, комсомольских организациях до 14 марта 1990 года.

4). Время обучения работников органов государственной власти и управления в учебных заведениях КПСС и ВЛКСМ, осуществлявших переподготовку кадров, если они работали в этих органах до поступления на учебу.

5). Время работы на выборных должностях на постоянной основе в органах государственной власти и местного самоуправления.

6). Время обучения работников органов государственной власти и управления в учебных заведениях, осуществляющих переподготовку, повышение квалификации кадров, если они работали в этих органах до поступления на учебу.

7). Время работы в посольствах, представительствах органов государственной власти и управления за границей.

8). Стаж работы в должности редактора периодического издания, являющегося печатным органом представительной и исполнительной власти (до вступления в силу Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

9). Время военной службы.

Действие настоящей части не распространяется на лиц, занимавших должности, которые включались в штатное расписание для технического обеспечения деятельности аппаратов органов государственной власти и управления, профсоюзных органов, КПСС, ВЛКСМ, посольств, представительств органов государственной власти и управления за границей.

До принятия Конституции Российской Федерации ранее действовавшей Конституцией СССР было установлено, что органами государственной власти в автономных областях, автономных округах, краях, областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах и других административно - территориальных единицах, образуемых в соответствии с законами союзных и автономных республик, являются соответствующие Советы народных депутатов (ст. 145).

Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты (ст. 150).

Постановлением Совмина РСФСР от 14.01.1971 № 34 было утверждено Положение о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, согласно которому централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств.

Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов.

Централизованная бухгалтерия отчитывается перед соответствующим исполкомом Совета народных депутатов о своей работе.

Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета.

Из приведенных нормативных положений следует, что централизованная бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей, которая не может быть отнесена к органам местного самоуправления.

В функции централизованной бухгалтерии входило не только обслуживание органов местного самоуправления, но и других бюджетных учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах.

Из архивной справки МБУ «<...> ЦБС» от 31.08.2020 №..., выданной истцу, следует, что в документах постоянного хранения Исполкома <...> городского Совета, в Решениях Исполкома за период с 1986 года по 1989 год содержатся сведения о штатном расписании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения Исполкома <...> городского Совета. В документах постоянного хранения Исполкома <...> районного Совета, в Решениях Исполкома за период с 1989 года по 1991 год содержатся сведения о штатном расписании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения Исполкома <...> районного Совета.

По данным исторической справки к фонду документов постоянного хранения администрации <...> муниципального района (администрации г. <...> и <...> района, мэрии г. <...> и <...> района) Исполком <...> районного Совета ликвидирован в 1991 году решением <...> городского Совета от 26.09.1991. <...> городской Совет приступил к исполнению своих полномочий 10.12.1991 (Решение первой сессии <...> городского Совета от 10.12.1991). Мэрия г. <...> и <...> района создана решением от 29.01.1992 «О структуре мэрии г. <...>». В документе содержатся сведения о централизованной бухгалтерии как структурном подразделении мэрии г. <...> и <...> района с подчинением Мэру.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Устава муниципального образования «<...> муниципальный район» администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <...> муниципального района, наделенным Уставом района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Карелия.

Отношения, связанные с поступлением граждан Российской Федерации, с прохождением и прекращением муниципальной службы, определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», Уставом муниципального образования «<...> муниципальный район», иными муниципальными правовыми актами <...> муниципального района. Должности муниципальной службы устанавливаются штатным расписанием, которое утверждается постановлением руководителя соответствующего органа местного самоуправления <...> муниципального района в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Республике Карелия, утверждаемым Законом Республики Карелия от 24 июля 2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (ст. 47 Устава).

Согласно ч. 2 ст. 49.1 Устава лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления <...> муниципального района, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», за счет средств бюджета <...> муниципального района назначается и выплачивается ежемесячная доплата, устанавливаемая к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - ежемесячная доплата).

Истец на муниципальной службе в спорный период не состояла. В спорный период истец замещала должность бухгалтера централизованной бухгалтерии Исполкома <...> городского Совета, а позднее – Исполкома <...> районного Совета, который был ликвидирован. С 08.01.1992 истец была принята на новую должность специалиста 1 категории в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации, стала относиться к муниципальной служащей с этого момента.

Учитывая, что в спорный период истец работала в должности бухгалтера централизованной бухгалтерии Исполкома Сегежского городского Совета, Исполкома <...> районного Совета, она относится к лицам, занимавшим должности в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 01.01.1997.

Частью 3 статьи 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» установлено, что уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года.

Вместе с тем, в Уставе района указанное право не реализовано, право лиц, занимавших должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года, на получение доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета не установлено.

Учитывая обстоятельства дела, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации <...> муниципального района о включении периода работы в стаж муниципальной службы и перерасчете муниципальной доплаты к пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через <...> городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.А. Ронгонен

Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..