УИД 45RS0024-01-2020-000557-72
№2а-486/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Пановой А.С.,
с участием административного ответчика Казначеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 16 октября 2020 года административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области к Казначеевой Наталье Валентиновне о взыскании задолженности по страховым взносам и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области Дьячкова Т.С. обратилась в суд с иском к Казначеевой Н.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и по пени по единому налогу на вмененный доход в размере <данные изъяты> руб., из которых: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере - <данные изъяты> руб.; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пени в размере -<данные изъяты> руб., указывая, что Казначеева Н.В. (далее - Казначеева Н.В., должник, налогоплательщик) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) ИНН № по месту жительства физического лица.
До 01.01.2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. С 01.01.2017 года администрирование страховых взносов, установленных глав «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляют налоговые органы. По состоянию на 01.01.2017 Фондом социального страхования Российской Федерации передана имеющаяся задолженность указанного налогоплательщика в налоговый орган. Налоговым органом налогоплательщику было направлено Требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.
Налогоплательщик в соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Казначеевой Н.В. были представлены декларации по единому налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ года, где сумма налога, подлежащая уплате составила – <данные изъяты> руб., по единому налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ год, где сумма налога, подлежащая уплате составила - <данные изъяты> руб., по единому налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ года, где сумма налога, подлежащая уплате составила - <данные изъяты> руб. В установленный срок ЕНВД уплачен не был. Налоговым органом налогоплательщику были направлены требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб. Требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб.
Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по пени по страховым взносам и по пени по едином налогу на вмененный доход с Казначеевой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 30 Щучанского судебного района Курганской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Казначеевой Н.В. задолженности по пени по страховым взносам и по пени по единому налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы. От должника в установленный законом срок поступили возражения относительно судебного приказа, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судья вынес определение об отмене указанного приказа. По данным лицевого счета налогоплательщиком была произведена частичная уплата недоимки по налогу на единый вменённый доход ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб., недоимка в размере - <данные изъяты> руб., налогоплательщиком не уплачена до настоящего времени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Казначеева Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суд не извещала и не просила об отложении дела.
Суд, исследовав письменными материалами дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
До ДД.ММ.ГГГГ администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ администрирование страховых взносов, установленных глав «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляют налоговые органы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Фондом социального страхования Российской Федерации передана имеющаяся задолженность указанного налогоплательщика в налоговый орган.
Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абз. 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно п. 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В силу п. 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу абз. 1 п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Казначеева Н.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и стояла на учете в налоговом органе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом налогоплательщику было направлено Требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.
Налогоплательщик в соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных деятельности.
Казначеевой Н.В. были представлены декларации по единому налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ года, где сумма налога, подлежащая уплате составила – <данные изъяты> руб., по единому налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ год, где сумма налога, подлежащая уплате составила - <данные изъяты> руб., по единому налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ года, где сумма налога, подлежащая уплате составила - <данные изъяты> руб. В установленный срок ЕНВД уплачен не был. Налоговым органом налогоплательщику были направлены требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб. Требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб.
Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по пени по страховым взносам и по пени по единому налогу на вмененный доход с Казначеевой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 30 Щучанского судебного района Курганской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Казначеевой Н.В. задолженности по пени по страховым взносам и по пени по единому налогу на вмененный доход за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы. От должника в установленный законом срок поступили возражения относительно судебного приказа, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судья вынес определение об отмене указанного приказа.
В силу ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч. 1).
В соответствии с п. 3.1. ст. 4 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре индивидуальных предпринимателей (выписка от ДД.ММ.ГГГГ) Казначеева Н.В. утратила статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, исходя из смысла положений ст. 11 Закона № 436-ФЗ и действующей на тот период ст. 14 Закона № 212-ФЗ, списанию подлежали все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
При указанных обстоятельствах, заявленная налоговым органом к Казначеевой Н.В. к возмещению задолженность признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
В силу п. 5 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных пп. 4, 4.1, 4.2 и 5 п. 1 настоящей статьи.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области к Казначеевой Натальи Валентиновне о взыскании задолженности по пени по страховым взносам и по пени по единому налогу на вмененный доход в размере <данные изъяты> руб., из которых: фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере – <данные изъяты> руб.; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пени в размере – <данные изъяты> руб. оставить без удовлетворения, поскольку указанная задолженность признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.
Судья Ю.М. Симонов