НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Щербиновского районного суда (Краснодарский край) от 25.07.2019 № 2-227/19

К делу № 2-227/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Старощербиновская «25» июля 2019 года

Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Гардер Р.Н.,

при секретаре Марюха А.Е.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, к администрации Шабельского сельского поселения Щербиновского района, ГУ УПФ РФ в Щербиновском районе о взыскании суммы невыплаченной пенсии за выслугу лет,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам указывая, что 01 февраля 2011 года она уволилась с должности муниципальной службы - начальника отдела по общим и юридическим вопросам администрации Шабельского сельского поселения в связи с выходом на пенсию по инвалидности. С ДД.ММ.ГГГГ, ей назначено дополнительное материальное обеспечение в размере 75 % к назначенной трудовой пенсии по инвалидности, размер которой составил 5022,12 рубля (распоряжение администрации Шабельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-р). Согласно п. 12,24 Порядка принятия решения о предоставлении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим должности муниципальной службы Шабельского сельского поселения <адрес>, утвержденного постановлением администрации Шабельского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен перерасчет размера выплаты в связи с изменением размера трудовой пенсии по старости (инвалидности). В связи с тем, размер трудовой пенсии по старости изменился, истец обратилась в администрацию Шабельского сельского поселения <адрес>, предоставив справку Пенсионного фонда РФ о размере пенсии, но получила необоснованный отказ. В связи с уточненными исковыми требованиями истец просила суд взыскать в ее пользу с Шабельского сельского поселения <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 260 630 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1, , подтвердив доводы, изложенные в иске, пояснила, что она являлась получателем трудовой пенсии по старости. В связи с изменением размера получаемой ею пенсии ей перерасчет дополнительного материального обеспечения не производился. Решение об утверждении Положения и само Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>, истец не обжаловала. Считает, что в соответствии с Положением ей обязаны произвести перерасчет выплат.

Представитель ответчика администрации Шабельского сельского поселения ФИО2 в суде пояснила, что поддерживает ранее подданные главой Шабельского сельского поселения возражения на иск. Согласно возражений, все выплаты из бюджета Шабельского сельского поселения производятся только в соответствии с решениями Совета Шабельского сельского поселения; администрация не вправе увеличить размер расходов на выплату дополнительного материального обеспечения свыше заложенных в бюджете на соответствующий финансовый год. Бюджет Шабельского сельского поселения является дотационным, однако размер дополнительного материального обеспечения ФИО1, не изменяется и выплачивается в ранее установленном размере. Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>, содержит порядок его реализации, согласно которому лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, получавшим до вступления Положения дополнительное материальное обеспечение в соответствии с решениями Шабельского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) пенсия за выслугу лет выплачивается в ранее установленном размере. Финансирование расходов на предоставление пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением осуществляется за счет средств бюджета Шабельского сельского поселения <адрес> в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на эти цели. Оснований для перерасчета ФИО1, размера дополнительного материального обеспечения не имеется.

Представитель ответчика УПФ РФ в <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежаще, в возражениях, адресованных суду, считают, что УПФ РФ в <адрес> является ненадлежащим ответчиком, так как назначение и выплата пенсий за выслугу лет муниципальным служащим пенсионным фондом не осуществляется.

Представитель третьего лица администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежаще, в заявлении, адресованном суду считают исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что иск ФИО1, не подлежит удовлетворению.

Участвующий при рассмотрении гражданского дела специалист ФИО3 в судебном заседании пояснила, что она работает в должности инспектора контрольно-счетной палаты МО <адрес>. В 2018 году по поручению прокуратуры <адрес> она проводила проверку на соответствие действующему законодательству Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес> от 2017 года. В ходе преверки были выявлены нарушения, информация о которых в справке была передана прокуратуре. Размер, расчет и порядок дополнительных выплат ФИО1, она не проверяла.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно статье 18 которого федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местного бюджета. В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты, система которых определена в ст. 43. Статьей 53 (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ) определено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Действовавшая до внесения изменений Федеральным Законом № 165-ФЗ редакция части 2 ст.53 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривала, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Принцип самостоятельности бюджетов определен в ст.31 Бюджетного Кодекса РФ. Статья 32 Бюджетного Кодекса РФ предусматривает, что принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (п.1,2 ст.86 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу п.4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подп. 5 п.1 ст. 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу п.1 ст. 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ)

Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст.5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст.7 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Сама по себе взаимосвязь гражданской и муниципальной службы не означает, что законодательство, регулирующее государственную гражданскую службу, автоматически должно распространяться на муниципальных служащих.

Статьей 21 (п.5 ч.1, ч.3) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-КЗ "О муниципальной службе в <адрес>" предусмотрено, что муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью; Уставом муниципального образования и законами <адрес> муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Статьей 22 вышеназванного <адрес> определено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами <адрес>. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным этим Законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы <адрес>. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего по соответствующей должности государственной гражданской службы <адрес>.

Уставом Шабельского сельского поселения <адрес> (ст. 48) определено, что гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, устанавливаются Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О муниципальной службе в <адрес>».

Уставом предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган местного самоуправления – Совет Шабельского сельского поселения; глава муниципального образования – глава Шабельского сельского поселения; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация Шабельского сельского поселения (ст.23). В исключительной компетенции Совета находится утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении (п.2 ч.1 ст.26); решение вопросов, отнесенных к компетенции Совета, решается на сессиях Совета (ч.1 ст.27). Глава поселения возглавляет администрацию и исполняет полномочия председателя Совета (ч.2 ст.30).

Как установлено в судебном заседании Советом Шабельского сельского поселения <адрес> были приняты решения: ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>» ( с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ было принято решение Совета Шабельского сельского поселения <адрес> «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>». Согласно п.п. 8.3 раздела 8 указанного Положения лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, получавшим до вступления Положения дополнительное материальное обеспечение в соответствии с решениями Шабельского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес>» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) пенсия за выслугу лет выплачивается в ранее установленном размере.

Согласно раздела 9 финансирование расходов на предоставление пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением осуществляется за счет средств бюджета Шабельского сельского поселения <адрес> в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на эти цели.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1591-О) органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, поскольку финансирование доплат к пенсии (пенсии муниципального служащего за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, решение таких вопросов отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Распоряжением администрации Шабельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГФИО1, , назначено дополнительное материальное обеспечение в размере 75% базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 5022 руб.12 коп.

С ДД.ММ.ГГГГФИО1, установлена страховая пенсия по старости.

ДД.ММ.ГГГГФИО1, обратилась в администрацию Шабельского сельского поселения с требованием произвести ей перерасчет размера выплаты пенсии за выслугу лет в связи с изменением размера трудовой пенсии.

Ответом главы администрации Шабельского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1, был дан ответ, в котором было указано, что в соответствии с разделом VIII Положения 2018 года о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении, финансирование расходов на предоставление пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением осуществляется за счет бюджета Шабельского сельского поселения <адрес> в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на эти цели.

Судом установлено что в бюджет поселения Советом Шабельского сельского поселения за весь оспариваемый период (2015-2019 г.г.), закладывались расходы на дополнительное материальное обеспечение ФИО1, исходя из ежемесячного размера 5022, 12 руб. Бюджет был исполнен, ФИО1, такие выплаты получены. Иных решений, увеличивающих размер бюджетных ассигнований на данную статью расходов, Советом Шабельского сельского поселения, не принималось.

Следовательно, у администрации Шабельского сельского поселения, как исполнительно-распорядительным органа муниципального образования, отсутствовали основания для проведения перерасчета ФИО1, дополнительного материального обеспечения в связи с изменением размера получаемых ею пенсий.

Доводы ФИО1, о том, что Положением 2017 года предусмотрен перерасчет пенсии, в связи с чем он обязателен для исполнения, основаны на неправильном толковании указанных норм, без учета иных пунктов Положения (в связи с изменениями), Устава поселения и федерального законодательства, относящих установление размера расходов бюджета на соответствующие выплаты к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, а также без учета соответствующих решений Совета Шабельского сельского поселения по вопросам размеров расходов бюджета поселения за оспариваемые периоды.

Согласно выводам "Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования, то определение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации.

Таким образом требования ФИО1, не подлежат удовлетворению.

УПФ РФ в <адрес> является ненадлежащим ответчиком, так как назначение и выплата пенсий за выслугу лет муниципальным служащим пенсионным фондом не осуществляется.

Кроме того, истицей не было оспорено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Шабельском сельском поселении <адрес> в части дополнительных выплат.

В силу ст. 39 ГПК РФ только истцу принадлежит право определять предмет и основание иска, в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО1, по заявленным основаниям.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, к администрации Шабельского сельского поселения, УПФ РФ в <адрес> о взыскании не выплаченного перерасчета пенсии за выслугу лет, отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в <адрес>вой суд через Щербиновский районный суд.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.Н. Гардер