Дело № 2а-5430/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2020 года г.о. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Колесниковой О.Д.,
при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников жилья «Советская 3» о признании недействующим Постановления Администрации городского округа Щелково Московской области № от 08 апреля 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Товарищество собственников жилья «Советская 3» - обратился в Щёлковский городской суд Московской области с административным иском о признании недействующим Постановления Администрации городского округа Щелково Московской области № от 08 апреля 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта», согласно определения судьи Московского областного суда ФИО5 (л.д.5-6).
В обоснование иска указав, что в соответствии с решением собственников в <адрес> от 21 октября 2008 года создано Товарищество собственников жилья «Советская 3», о чем в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации.
В соответствии со статьей 145 Жилищного кодекса РФ
1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:
1) внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции;
2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
3) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий;
4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;
5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;
6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;
7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;
8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
8.2) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества;
8.3) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества;
11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;
12) утратил силу. - Федеральный закон от 27.09.2009 N 228-ФЗ;
13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
3. Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.
4. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.
Аналогичные положения содержатся в Уставе ТСЖ «Советская 3» ( Глава 10 «Органы управления товарищества»).
Согласно пункта 2.4 Устава следует, что на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, в товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием товарищества.
В соответствии с пунктом 2.5 Устава правление товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества (л.д.93).
Решением общего собрания членов ТСЖ «Советская 3» от 23 марта 2014 года было принято решение об образовании специального фонда ТСЖ «Советская 3» для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества на специальном счете товарищества в Банке ВТБ 24 (ЗАО).
Решением общего собрания членов ТСЖ «Советская 3» от 23 марта 2014 года принято решение об образовании специального фонда ТСЖ «Советская 3» для проведения капитального ремонта общего имущества на специальном счете товарищества в Банке ВТБ 24 (ЗАО) г.Москва.
Решением общего собрания членов ТСЖ «Советская 3» от 22 марта 2015 года по третьему вопросу собрания было принято решение об изменении кредитной организации для формирования фонда капитального ремонта на Сбербанк России ОАО г.Москва в которой открыть специальный счет ТСЖ «Советская 3» для формирования фонда капитального ремонта (л.д.31).
На основании указанного решения в ПАО «Сбербанк России» был открыт специальный счет, что подтверждается уведомлением об открытии от 08 августа 2016 года.
Кроме того, решением общего собрания членов ТСЖ «Советская 3» от 22 марта 2015 года, было принято решение об утверждении порядка образования и использования специального фонда капитального ремонта товарищества, сроки проведения и перечень услуг, работ по капитальному ремонту общего имущества в соответствии с ежегодными финансовыми планами ТСЖ «Советская 3».
Так, решениями общих собраний ТСЖ «Советская 3» от 23.03.2014 года, от 22.03.2015 года, от 05.07.2016 года, от 01.07.2017 гола, от 30.04.2018 года, от 20.07.2019 года были утверждены размеры обязательных платежей (тарифов), на капитальные ремонты общего имущества, утверждены годовые финансовые планы, включающие в себя капитальные ремонты общего имущества многоквартирного дома.
Начисление целевых взносов (ЕПД) на капитальные ремонты соответствует решениям, принятым общими собраниями членов ТСЖ «Советская 3».
Вышеуказанные обстоятельства были установлены решением Щелковского городского суда Московской области от 26.10.2018 года по гражданскому делу № и Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25.04.2019 год, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании незаконными действия (бездействия) председателя правления ТСЖ «Советская 3» ФИО3, выразившиеся в неисполнении решения общего собрания товарищества от 22 марта 2015 года о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в ПАО Сбербанк – отказать.
08 апреля 2020 года Администрацией городского округа Щелково Московской области было принято Постановление № «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта», которое подлежало опубликованию в общественно-политической газете «Время» и размещению на официальном сайте Администрации городского округа Щелково Московской области.
Административный истец считает, что Постановление Администрации городского округа Щелково Московской области № от 08 апреля 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта» не соответствует требованиям ст. 173 ЖК РФ (во взаимной связи ч. 8 и ч. 10), т.к. такое решение может быть принято только в случае, если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт МКД составляет менее 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт.
Полагая права нарушенными, административный истец обратился в Администрацию городского округа Щелково Московской области с заявлением об отмене вынесенного Постановления Администрации городского округа Щелково Московской области № от 08 апреля 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта».
В ответ на данное обращение, Администрацией городского округа Щелково Московской области было подготовлено письмо от 09.06.2020 года, № в соответствии с которым единственно верными платежными документами, подлежащими оплате взносов на капитальный ремонт, являются документы, сформированные ООО «МосОблЕИРЦ».
Административный истец полагает, что Постановление Администрации городского округа Щелково Московской области № от 08 апреля 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта» грубо нарушает Раздел VI Жилищного Кодекса РФ во взаимной связи с ч. 9 ст. 162 ЖК РФ, а также препятствует ведению Уставной деятельности ТСЖ «Советская 3».
Ранее, 10 апреля 2014 года Администрацией городского округа Щелково Московской области было принято постановление №-ап о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения Щелково, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, на счете регионального оператора, многоквартирный <адрес> в <адрес> указан в Приложении к данному Постановлению.
На основании изложенного, административный истец просит суд: признать незаконным и недействующим с момента принятия Постановление Администрации городского округа Щелково Московской области № от 08 апреля 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта».
В судебном заседании представители административного истца, действующие по доверенностям, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации городского округа Щелково Московской области, действующая по доверенности исковые требования не признала, просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Главного управления М.О. ГЖИ, действующая по доверенности, просили в иске отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, действующий по доверенности, просил в иске отказать.
В судебном заседании представитель ООО «МособлЕИРЦ» - требования оставил на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей административного истца, доводы представителя административного ответчика, мнение представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с представленными письменными доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Исходя из предписаний статей 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предмет судебного нормоконтроля, то есть его границы, определяет исключительно административный истец, обязанный указать в административном исковом заявлении конкретный оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения, а также наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.
Федеральный законодатель подчеркнув, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность исключительно оспариваемых положений нормативного правового акта, одновременно определил, что при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет юридически значимые обстоятельства в полном объеме, в том числе и соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 7, пункт 3 части 8 статьи 213 поименованного кодекса).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что в соответствии с решением собственников в <адрес> от 21 октября 2008 года создано Товарищество собственников жилья «Советская 3», о чем в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации.
В соответствии со статьей 145 Жилищного кодекса РФ
1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:
1) внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции;
2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
3) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий;
4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;
5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;
6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;
7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;
8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
8.2) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества;
8.3) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества;
11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;
12) утратил силу. - Федеральный закон от 27.09.2009 N 228-ФЗ;
13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
3. Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.
4. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.
Аналогичные положения содержатся в Уставе ТСЖ «Советская 3» ( Глава 10 «Органы управления товарищества»).
Согласно пункта 2.4 Устава следует, что на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, в товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием товарищества.
В соответствии с пунктом 2.5 Устава правление товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества (л.д.93).
Решением общего собрания членов ТСЖ «Советская 3» от 23 марта 2014 года было принято решение об образовании специального фонда ТСЖ «Советская 3» для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества на специальном счете товарищества в Банке ВТБ 24 (ЗАО).
Решением общего собрания членов ТСЖ «Советская 3» от 23 марта 2014 года принято решение об образовании специального фонда ТСЖ «Советская 3» для проведения капитального ремонта общего имущества на специальном счете товарищества в Банке ВТБ 24 (ЗАО) г.Москва.
Решением общего собрания членов ТСЖ «Советская 3» от 22 марта 2015 года по третьему вопросу собрания было принято решение об изменении кредитной организации для формирования фонда капитального ремонта на Сбербанк России ОАО г.Москва в которой открыть специальный счет ТСЖ «Советская 3» для формирования фонда капитального ремонта (л.д.31).
На основании указанного решения в ПАО «Сбербанк России» был открыт специальный счет, что подтверждается уведомлением об открытии от 08 августа 2016 года.
Кроме того, решением общего собрания членов ТСЖ «Советская 3» от 22 марта 2015 года, было принято решение об утверждении порядка образования и использования специального фонда капитального ремонта товарищества, сроки проведения и перечень услуг, работ по капитальному ремонту общего имущества в соответствии с ежегодными финансовыми планами ТСЖ «Советская 3».
Так, решениями общих собраний ТСЖ «Советская 3» от 23.03.2014 года, от 22.03.2015 года, от 05.07.2016 года, от 01.07.2017 гола, от 30.04.2018 года, от 20.07.2019 года были утверждены размеры обязательных платежей (тарифов), на капитальные ремонты общего имущества, утверждены годовые финансовые планы, включающие в себя капитальные ремонты общего имущества многоквартирного дома.
Начисление целевых взносов (ЕПД) на капитальные ремонты соответствует решениям, принятым общими собраниями членов ТСЖ «Советская 3».
Вышеуказанные обстоятельства были установлены решением Щелковского городского суда Московской области от 26.10.2018 года по гражданскому делу № и Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25.04.2019 год, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании незаконными действия (бездействия) председателя правления ТСЖ «Советская 3» ФИО3, выразившиеся в неисполнении решения общего собрания товарищества от 22 марта 2015 года о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в ПАО Сбербанк – отказать.
08 апреля 2020 года Администрацией городского округа Щелково Московской области было принято Постановление № «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта», которое подлежало опубликованию в общественно-политической газете «Время» и размещению на официальном сайте Администрации городского округа Щелково Московской области.
В соответствии с положениями ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
На основании Постановления Правительства МО от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы", многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, был включен в региональную программу Московской области.
Таким образом, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт вышеуказанного МКД возникла с 01.05.2014 года.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П было отмечено, что, предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).
В соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ (в редакции от 28.12.2013 года) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Согласно положений ст. 3 Закона Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ (ред. от 05.03.2020) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 27.06.2013 N 9/57-П) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
(в ред. Закона Московской области от 29.05.2018 N 77/2018-ОЗ)
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
(часть 2 в ред. Закона Московской области от 15.06.2016 N 63/2016-ОЗ)
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации, должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, установленной частью 2.2 статьи 5 настоящего Закона.
(часть 2.1 введена Законом Московской области от 30.11.2017 N 203/2017-ОЗ)
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 2 и 2.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 2 и 2.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее - орган местного самоуправления Московской области) в течение месяца со дня получения от исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - орган государственного жилищного надзора) информации, предусмотренной частью 4 статьи 7 настоящего Закона, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).
(в ред. Закона Московской области от 29.05.2018 N 77/2018-ОЗ)
О принятом решении орган местного самоуправления Московской области уведомляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - уполномоченный орган), орган государственного жилищного надзора и регионального оператора в течение двух рабочих дней со дня его принятия.
(часть 3 в ред. Закона Московской области от 30.11.2017 N 203/2017-ОЗ)
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу:
1) в соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей части;
2) через четыре месяца со дня направления копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым оформлено это решение, региональному оператору при условии, если такое решение принято до включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы или капитальный ремонт в таком доме после утверждения региональной программы не проведен.
(часть 3.2 введена Законом Московской области от 08.05.2014 N 49/2014-ОЗ; в ред. Закона Московской области от 30.12.2014 N 187/2014-ОЗ)
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
(часть 3.3 введена Законом Московской области от 08.05.2014 N 49/2014-ОЗ)
Срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, установленный частью 3.2 настоящей статьи, не применяется в случае, если решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, и решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в многоквартирном доме помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснении порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в этом случае вступает в силу через один месяц со дня направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(часть 3.4 введена Законом Московской области от 29.05.2018 N 77/2018-ОЗ)
Минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на специальных счетах, составляет пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(в ред. Закона Московской области от 13.05.2019 N 83/2019-ОЗ)
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта.
По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.
(часть 3.5 введена Законом Московской области от 29.05.2018 N 77/2018-ОЗ)
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определяется лицо, уполномоченное на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также относится принятие решений о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.
(часть 4 в ред. Закона Московской области от 30.11.2017 N 203/2017-ОЗ)
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Поскольку в срок до 30.04.2014 года в ГУ МО «ГЖИ МО» не были представлены документы об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, Администрацией городского округа Щелково Московской области было принято Постановление №-ап от 10 апреля 2014 года о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения Щелково, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, на счете регионального оператор.
На основании уведомления от 13.09.2018 года о выборе (изменении) способа формирования фонда капитального ремонта в МКД по адресу <адрес> приложением протоколов от 23.03.2014 года и 22.05.2015 года, вышеуказанный МКД был включен в реестр спец счетов.
Однако, решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступило в силу только 18.06.2019 года, по истечении срока, установленного в п. 2 ч. 3.2 ст. 3 закона Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ (ред. от 05.03.2020) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 27.06.2013 N 9/57-П)
Положения ч. 3 ст. 172 ЖК РФ предусматривают, что владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок. (ч. 8 ст. 173 ЖК РФ)
Если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия займа и (или) кредита за проведенный капитальный ремонт, которые не погашены в сроки, установленные договором займа и (или) кредитным договором, и погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет. (ч. 10 ст. 173 ЖК РФ)
Согласно выписке по специальном счету ТСЖ «Советская 3» за период с 2016 года по 2020 года, на специальный счет поступило 2 600 рублей, в связи с чем административным ответчиком, в соответствии с положениями ч. 10 ст. 173 ЖК РФ, было принято Постановление от 08.04.2020 года № №О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта», которым, соответственно, был изменен способ формирования фонда капитального ремонта в отношении вышеуказанного МКД со специального счета ТСЖ «Советская 3» на общий счет регионального оператора.
Доводы административного истца о размере поступивших взносов на общую сумму 7 113 401, 15 рублей, а также о том, что работы по капитальному ремонту МКД выполнены на сумму 7 587 033, 44 рублей не являются относимым и допустимым доказательством, подтверждающим факт поступления денежных средств на специальный счет.
Кроме того, из материалов дела следует, что специальный счет ТСЖ «Советская 3» в ПАО «Сбербанк» заблокирован, вносы на него на капитальный ремонт не поступили и не поступают.
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суд приходит к выводу, что собственники помещений в спорном многоквартирном доме не обеспечили в установленном объеме аккумулирование денежных средств в качестве взносов на капитальный ремонт на специальном счете; фактический размер денежных средств, поступивших на специальный счет товарищества, составил менее 50% от размера средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что формирование фонда капитального ремонта в МКД осуществлялось товариществом ненадлежащим образом, в том числе денежные средства в объеме, поступившем от собственников помещений на специальный счет не вносились, а расходовались без использования специального счета, руководствуясь статьями 170, 171, 172, 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Администрации городского округа Щелково Московской области о включении спорного жилого дома в перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, соответствует действующему законодательству и не нарушает законных прав ТСЖ «Советская 3» в сфере экономической деятельности, в связи с чем требования административного иска Товарищества собственников жилья «Советская 3» о признании недействующим нормативного правового акта - Постановления Администрации городского округа Щелково Московской области № от 08 апреля 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта» признаются судом необоснованными, а потому удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Товарищества собственников жилья «Советская 3» о признании незаконным и недействующим с момента принятия Постановления Администрации городского округа Щелково Московской области № от 08 апреля 2020 года «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта»
- отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Судья О.Д. Колесникова