Дело № 2-3240/2023
УИД 50RS0052-01-2023-002406-45
Решение
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года пл. Ленина, д. 5, г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,
при помощнике судьи Стетюха Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родионовой ФИО14 к Федеральному агентству лесного хозяйства, ФГБУ «МГТУ им. Н.Э. Баумана» об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, исправлении реестровой ошибки,
Установил:
Родионова Н.В., уточнив требования, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, ФГБУ «МГТУ им. Н.Э. Баумана» об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, исправлении реестровой ошибки. В обоснование иска указала, ДД.ММ.ГГГГ, Родионову Е.А. в жилом поселке Гребневского питомника был выделен земельный участок площадью 0,15 га, для ведения индивидуального жилищного строительства, что подтверждается приложенной выпиской из протокола совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Щелковского учебно-опытного лесхоза, с приложением чертежа земельного участка с указанием поворотных точек. ДД.ММ.ГГГГ между Родионовым Е.А. и Щелковским учебно-опытным лесхозом Московской области в лице директора Глубиша Я.М., был заключен договор застройки индивидуального жилого дома на участке № по адресу: <адрес> Согласно п.1 вышеуказанного договора Лесхоз предоставляет застройщику – Родионову Е.А. земельный участок № площадью 0,15га., в рабочем поселке Гребневского питомника для строительства индивидуального жилого дома. Пунктами 5,6 договора предусмотрено, что после окончания строительства земельный участок передается застройщику в пользование в соответствии с действующим законодательством. Оформление земельного участка и дома в собственность будет производиться на общих основаниях по существующим законам после завершения строительства. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Гребневское Родионову Е.В. было выдано Разрешение на строительство, объекта капитального строительства индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками №. На основании всей разрешительной документации на вышеуказанном земельном участке, расположен объект незавершенного строительства - недостроенный жилой дом, 50% готовности. Решением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за Родионовой Н.В. признано право собственности в порядке наследования по закону после умершего ДД.ММ.ГГГГ Родионова Е.А. на объект незавершенного строительства - жилой дом, площадью 34,5 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом поставлен на кадастровый учет, как объект незавершенного строительства и ему присвоен кадастровый №
Несмотря на то, что у истца имеются все необходимые документы, для того, чтобы зарегистрировать право собственности на спорный земельный участок, в досудебном порядке не представляется возможным, поскольку из заключения кадастрового инженера, подготовленного по заказу истца, следует, что в границах участка, на котором расположен объект незавершенного строительства - жилой дом с кадастровым № принадлежащий истцу, выявлено пересечение (наложение) с границами земельных участков с кадастровыми номерами № по сведениям ЕГРН, а именно: - площадь пересечения с земельным участком с кадастровым номером № составляет 48% - 727 кв.м.; - площадь пересечения с земельным участком с кадастровым номером № составляет 48% - 727 кв.м. Таким образом, пересечение (наложение) свидетельствует о наличии возможной реестровой ошибки в определении координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами: № Просит суд установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1 500 кв.м, признать право собственности на земельный участок, исправить реестровые ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами № путем исключения сведений о местоположении границ части земель лесного фонда.
В судебное заседание истец Родионова Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом, от представителя истца через приемную суда поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие по уточненным требованиям.
Представитель ответчика - Федерального агентства лесного хозяйства Московской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – ФГБУ «МГТУ им. Н.Э. Баумана» в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Администрации городского округа Щелково Московской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.
В отношении земельных участков, входящих в состав лесного фонда, но предоставленных гражданам для целей строительства индивидуального жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ, применяются положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 21 сентября 2017 г. N 1793-О, в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка.
На основании п. 1, п. 2 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно п. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (норма действовала до принятия Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-3) границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
По смыслу п. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после установления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков, созданных в границах лесничеств на землях лесного фонда, расположенные в их границах земельные участки исключаются из лесничеств.
Пунктами 19-24 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ регламентирован порядок включения в состав границ населенных пунктов территорий из состава земель лесного фонда, образуемых из лесных поселков. Указанный порядок предусматривает внесение соответствующих изменений в Генеральный план соответствующего населенного пункта, после чего границы лесного поселка считаются исключенными из земель лесного фонда.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-Ф3 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категории разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
По смыслу ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесного фонда, лесничеств, лесопарков подлежат изменению (уточнению), с учётом устанавливаемых границ земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.1993 г., Московское Управление разрешило Щелковскому учебно-опытному лесхозу строительство 9 жилых домов для работников лесхоза на нелесной площади Гослесфонда, в том числе: 8 жилых домов в квартале 11 выдел 18, площадью 0,67 га и квартале 21 выдел 15, 30 площадью 0,66 га Свердловского лесничества, примыкающих к жилому поселку Гребневского питомника Щелковского учебно-опытного лесхоза, что подтверждается письмом Федеральной службы лесного хозяйства России от 03.11.1995 г.
Щелковским учебно-опытным лесхозом был разработан проект планировки индивидуальной жилой застройки в рабочем поселке Гребневского питомника, который в установленном законом порядке был согласован со всеми заинтересованными лицами, в том числе получено разрешение Московского управления лесом на строительство индивидуальных жилых домов, а также согласование с Щелковским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
На основании постановления Главы Администрации Щелковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден проект планировки индивидуальной жилой застройки в рабочем поселке Гребневского питомника. (л.д. 57).
В соответствии с письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, которые переданы в пользование жителям поселка Щелковского учебно-опытного лесхоза, являются служебными наделами при ведомственных домах работников лесхоза. Руководство Щелковскогоучебно-опытного лесхоза не возражает против передачи земель лесфонда в ведение Гребневского сельсовета.
На основании ходатайства Щелковского учебно-опытного лесхоза от ДД.ММ.ГГГГ земельные наделы, предоставленные для индивидуального жилищного строительства (в составе которых расположен земельный участок истца) было предложено включить в границы населенного пункта «сельское поселение Гребневское». (л.д. 63).
На основании решения профсоюзного комитета Щелковского учебно-опытного лесхоза от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение выделить земельный участок площадью 0,15 га под индивидуальное жилищное строительство под постоянное проживание Родионову Е.А. – правопредшественнику истца (л.д. 49).
После принятия решения о выделении земельного участка, между Щелковским учебно-опытным лесхозом Московской области и Родионовым Е.А. был заключен договор застройки индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области предоставил Родионову Е.А. земельный участок площадью 0,15 га в рабочем поселке Гребневского питомника для строительства индивидуального жилого дома. В соответствии с п. 6 договора застройки индивидуального жилого дома оформление земельного участка в собственность будет производиться на общих основаниях по существующим законам после завершения строительства (л.д. 47).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области Родионову Е.А. было выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства – индивидуального одноквартирного жилого дома с хозяйственными постройками на земельном участке для индивидуального жилищного строительства в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, выполненной на основании Проекта застройки, расположенного по адресу: <адрес> Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ
Решением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за Родионовой Н.В. признано право собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом, площадью 34,5 кв.м., в порядке наследования после смерти Родионова Е.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом, как объект незавершенного строительства поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №
Вышеуказанный жилой дом, расположен на земельном участке, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Таким образом, факт предоставления истцу спорного земельного участка для целей строительства индивидуального жилого дома и его обособления от земель лесного фонда подтверждается представленными в материалы дела документами.
В ходе выполнения кадастровых работ с целью установления границ земельного участка кадастровым инженером установлено, что земельный участок истца имеет наложение границ на земельные участки с кадастровыми номерами № площадь пересечения составляет 727 кв.м. (48%). Земельный участок с кадастровым номером № полностью стоит с наложением на земельный участок с кадастровым номером №, правообладателем обоих участков является Российская Федерация.
Согласно схеме функциональных зон, которая является обязательным приложением к Генеральному плану сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, земельный участок истца расположен в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными домами). При этом земельный участок расположен в границах населенного пункта сельское поселение Гребневское (с учётом территорий, имеющих двойное наложение в соответствии с данными государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости и подлежащих включению в границы населенного пункта по процедуре, предусмотренном законодательством РФ).
Согласно Распоряжению Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ территория поселка Гребневский питомник включена в границы дер. Гребнево. В качестве приложения к указанному Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ представлен каталог координат земельных участков, подлежащих включению в состав населенных пунктов, в том числе территория индивидуальной жилой застрой рабочего поселка Гребневский питомник.
Письмом Комитета лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждено, что в настоящее время в Генеральный план городского округа Щелково внесены соответствующие изменения (в части исключения земельных участков, занятых жилыми домами из состава земель лесного фонда). После его утверждения Советом депутатов городского округа Щелково Московской области и отображения границ муниципального образования на публичной кадастровой карте Росреестра, лесные поселки исключаются из государственного лесного реестра в силу закона. Земельные участки, находящиеся на территории лесных поселков, будут предоставлены муниципальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Однако до настоящего времени соответствующие изменения в ЕГРН не внесены, что ограничивает право истца на оформление в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Судом принимается во внимание, что в настоящее время правовой статус территорий, имеющих двойное наложение в соответствии с данными государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, и подлежащие включению в границы населенного пункта, регламентируются положениями Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее - лесные поселки), подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". После установления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков и военных городков, созданных в границах лесничеств на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки), расположенные в их границах земельные участки исключаются из лесничеств.
Образование земельных участков в целях установления границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков и военных городков, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на основании проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или в соответствии со схемой расположения земельного участка либо земельных участков на кадастровом плане территории, которая утверждается без учета требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ
1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
В силу п. 9 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до ДД.ММ.ГГГГ или образован из земельного участка, предоставленного до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после ДД.ММ.ГГГГ
2) смежным земельным участком является лесной участок.
По смыслу ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесного фонда, лесничеств, лесопарков подлежат изменению (уточнению), с учётом устанавливаемых границ земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
Определением Щелковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту Беляеву А.С.
Экспертом установлено, что границы земельного участка истца возможно идентифицировать на местности. Границы участка на местности обозначены заборами самого земельного участка, а также заборами соседних участков.
Для определения фактического местоположения существующего ограждения земельного участка была проведена геодезическая съемка. Измерения проведены с использованием приборов спутниковой навигации GPS и электронного тахеометра. Измерения проведены по всей длине существующего ограждения. Погрешность положения характерных точек границ составляет 0,20м, что соответствует Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 октября 2020 г. № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места». Вычисление координат, углов границ земельных участков, площадей и построение планов участков выполнено на персональном компьютере в специальной программе в системе координат МСК-50 в соответствии с п.4 ст. 6 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости».
В результате произведенных измерений были получены следующие результаты. Фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет 1473 кв.м. Фактические границы в графическом приложении №1 отображены красным цветом.
Координаты поворотных точек земельного участка расположенного по адресу: <адрес> по фактическому пользованию
Номер точки | Координаты, м | Номер точки | Координаты, м | ||
X | Y | X | Y | ||
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № |
Для определения местоположения земельного участка согласно имеющимся документам, экспертом были изучены представленные материалы. При изучении представленных материалов, было выявлено, что в них имеется только один документ, на котором отображены границы земельного участка (л.д.50).
При изучении представленного графического материала было выявлено, что в нем отсутствует координатная сетка, геодезические данные представлены в формате указания длин линий сторон и значений углов (румбы). Такой формат позволяет определить лишь конфигурацию земельного участка, без определения местоположения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что определить границы земельного участка по адресу: <адрес> согласно представленным документам, в отношении спорного земельного участка, не представляется возможным.
Экспертом предложен единственный вариант установления границ спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, который учитывает фактическое местоположение существующего ограждения земельного участка, а также площадь земельного участка согласно представленным документам (договор застройки индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.47). Устанавливаемая площадь земельного участка составляет 1500 кв.м.
Устанавливаемые координаты поворотных точек земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Номер точки | Координаты, м | Номер точки | Координаты, м | ||
X | Y | X | Y | ||
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № | № |
Для определения имеются ли пересечения фактических границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и земельных участков с кадастровыми номерами № и №, экспертом было произведено наложение результатов кадастровой съемки на границы земельных участков согласно сведениям ЕГРН (приложение №1).
В результате описанных действий было выявлено, на фактические границы обследуемого земельного участка по адресу: <адрес> накладываются границы земельных участков с кадастровыми номерами № согласно сведениям ЕГРН.
Согласно актуальным сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № имеют одинаковое местоположение в районе обследуемого земельного участка истца и относятся к землям лесного фонда.
Из представленных документов, а также из общедоступных сведений, определить причину одинакового местоположения земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, не представляется возможным.
Для определения причины наложения границ земельных участков лесного фонда согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка истца, экспертом были исследованы представленные материалы, а также общедоступные сведения.
Согласно представленным в материалах дела документам, домовладение по адресу: <адрес> образовалось в 2006 году (подтверждается договором застройки индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.47).
Таким образом, на основании представленных документов и общедоступных сведений можно сделать вывод о том, что причиной наложения границ земельных участков лесного фонда согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка по адресу: <адрес> является то обстоятельство, что при формировании границ земельного участка с кадастровым номером № (в 2013 году) и границ земельного участка с кадастровым номером № (в 2021 году), не были учтены фактические границы ранее существовавшего земельного участка истца.
Согласно статье 61 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, перечислены ошибки в сведениях ЕГРН:
«…1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях)…
…3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка...»
Учитывая положения статьи 61 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", можно сделать вывод о том, что причиной наложения границ земельных участков лесного фонда согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка по адресу: <адрес> является наличие реестровой ошибкой в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № и в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № (в месте расположения земельного участка истца).
Для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом местоположении границы земельного участка по адресу: <адрес> имеется необходимость уточнить местоположение границ земель лесного фонда (исправление реестровой ошибки):
- с кадастровым номером № (в месте расположения земельного участка истца) посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части земель лесного фонда (кадастровый № площадью 731 кв.м. в следующих координатах:
Координаты, м | |
X | Y |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
- с кадастровым номером № (в месте расположения земельного участка истца) посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части земель лесного фонда (кадастровый №) площадью 731 кв.м. в следующих координатах:
Координаты, м | |
X | Y |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
У суда не имеется оснований не доверять выводам эксперта. Суд принимает заключение эксперта как допустимое доказательство по настоящему делу, поскольку заключение полностью согласуется с материалами дел, обосновано, аргументировано, содержит исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, не имеет противоречий, оснований сомневаться в компетенции эксперта у суда не имеется. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ. В этой связи, суд находит заключение эксперта допустимым доказательством и полагает возможным положить его в основу решения суда.
На основании п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ предусмотрено, что принципом земельного законодательства РФ является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из смысла п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ, ст. 11.7 ЗК РФ изменение местоположения кадастровых границ земельных участков, находящиеся в частной собственности (в собственности граждан и (или) юридических лиц), возможно на основании соглашения собственников указанных земельных участков и (или) по решению суда.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ в действующей редакции также предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Генеральный план городского округа Щелково Московской области был утвержден на основании решения Совета депутатов городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (с учётом включения в состав населенного пункта "Городской округ Щелково" территории индивидуальной жилой застройки Гребневского питомника, в которой расположен земельный участок истца).
При этом согласно схеме функциональных зон, которая является обязательным приложением к Генеральному плану сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, жилой дом и земельный участок истца расположены в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными домами).
Таким образом, утверждение Генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в соответствии с вышеназванными положениями с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, с момента утверждения Генерального плана городского округа Щелково земельный участок истца в установленных судом границах подлежит исключению из границ лесного фонда и считается находящимся в составе земель населенных пунктов.
Земельный участок используется по его прямому назначению, право пользования никем не оспорено.
При изложенных обстоятельствах суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Родионовой ФИО15– удовлетворить.
Установить границы земельного участка общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> согласно каталогу координат:
Номер точки | Координаты, м | Номер точки | Координаты, м | ||
X | Y | X | Y | ||
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № | № |
Признать за Родионовой ФИО16 право собственности на земельный участок, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Уточнить местоположение границ земельных участков лесного фонда с кадастровым номером № (в месте расположения земельного участка истца) посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части земель лесного фонда (кадастровый №) площадью 731 кв.м. в следующих координатах:
Координаты, м | |
X | Y |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
- с кадастровым номером № (в месте расположения земельного участка истца) посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части земель лесного фонда (кадастровый № площадью 731 кв.м. в следующих координатах:
Координаты, м | |
X | Y |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Малинычева