НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Щелковского городского суда (Московская область) от 03.07.2023 № 2А-4372/2023

Дело №2а-4372/2023

УИД: 50RS0052-01-2023-004062-24

Решение

Именем Российской Федерации

03 июля 2023 года Московская область, г.о.Щелково

Судья Щелковского городского суда Московской области Левченко М.Б., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России №16 по Московской области к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени по ним,

без вызова сторон,

Установил:

Межрайонная ИФНС России №16 по Московской области обратилась в Щелковский городской суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 5 380 рублей 79 копеек, пени по ним в сумме 355 рублей 47 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 6 153 рубля 59 копеек, пени по ним в сумме 217 рублей 84 копейки.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области и вела предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

За ФИО1 числится задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени по ним в общей сумме 12 107 рублей 68 копеек.

Судебный приказ о взыскании сумм задолженности был отменен по заявлению ФИО1

Согласно положений ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Общая сумма задолженности, которая заявляется административным истцом составляет 12 107 рублей 68 копеек.

Стороны возражения относительно упрощенного производства не представили.

Административный ответчик ФИО1 копию определения суда о принятии административного искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства получила ДД.ММ.ГГГГ, представила возражения на административное исковое заявление.

Так, ФИО1 в своих возражениях указывает, что требования налоговым органом были направлены с нарушением установленных сроков и порядка, а именно с нарушением установленного трехмесячного срока направления такого требования. Кроме того, отсутствует квитанция об электронной отправке требования через личный кабинет налогоплательщика. Также указывает, что после прекращения ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, требование должно было быть направлено по ее адресу заказным письмом. Далее, ФИО1 в своих возражениях указывает, что при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в 2021 году на ее лицевом счете числилась переплата в сумме 47 686 рублей 17 копеек, в том числе по взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 18 928 рублей. Впоследствии сумма переплаты на ее счете была уточнена и равнялась 31 107 рублей 01 копейки. По ее заявлению в налоговый орган ей была возвращена переплата по патенту в размере 23 843 рубля и по страховым взносам на медицинское страхование в размере 181 рубль 20 копеек, переплата по взносам на обязательное пенсионное страхование была возвращена в размере 697 рублей 81 копейка. Оставшаяся сумма 6 385 рублей была зачтена по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

На возражения административного ответчика ФИО1 от административного истца межрайонной ИФНС России №16 по Московской области поступили письменные пояснения, в которых приведен подробный расчет сумм по страховым взносом на обязательное пенсионное страхование за весь период деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, в частности за спорные периоды 2019 год, 2021 год, с отражением сумм, поступивших в счет уплаты таких взносов. В результате зачета всех поступивших сумм, выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общем размере 11 534 рубля 38 копеек.

Изучив доводы иска, возражения административного ответчика и доводы административного истца на возражения административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пеня не является мерой налоговой ответственности.

По смыслу ст.46, 75 НК РФ пени является обеспечительной мерой, направленной на восстановление нарушенного права государства на своевременное получение налоговых платежей. Пени является составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет. Взимание пени обуславливается только фактом просрочки уплаты налога и не требует соблюдения специальных процедур, предусмотренных для взыскания штрафов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

С 01 января 2017 года функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страхователем страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате с этой даты контролируются в порядке, установленном НК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 10.05.2016 по 23.12.2021 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов в соответствии со ст. 419 НК РФ (л.д.120-125).

ФИО1 были начислены подлежащие оплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии.

В связи с неоплатой указанных страховых вносов ФИО1 начислены пени за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 13.02.20222, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15 оборот), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), которые были включены в требование .

Также были начислены пени за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17), которые были включены в требование .

Требованием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО1 было предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном виде на выплату страховой пенсии в размере 5 380 рублей 79 копеек, и пени по ним 461 рубль 44 копейки (л.д.12). Требование было направлено через личный кабинет налогоплательщика 04.05.2022(л.д.18).

Требованием по состоянию на 12.0.2022 ФИО1 было предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном виде на выплату страховой пенсии в размере 6 153 рубля 59 копеек, и пени по ним 500 рублей 28 копеек (л.д.14). Требование было направлено через личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).

Данные требования не исполнены. Не исполнение ФИО1 указанных выше требований послужило основанием для обращения налогового органа ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который на основании возражений ответчика был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец обращался с заявлением к мировому судье судебного участка №280 Щелковского судебного района Московской области о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.

Поскольку административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев с даты отмены судебного приказа, учитывая, а настоящий иск подан ДД.ММ.ГГГГ, то срок на подачу административного искового заявления не пропущен.

Доказательств уплаты страховых вносов и пени административным ответчиком не представлено, в связи, с чем указанная сумма задолженности подлежит взысканию.

Указание административного ответчика на пропуск срока обращения за взысканием задолженности по указанным требованиям основано на неверном толковании норм права. Срок на обращение с настоящими требованиями, вопреки утверждению административного ответчика административным истцом не пропущен.

Довод административного ответчика в неисполнении обязанности налоговым органом направления требования опровергается материалами дела.

Согласно положениям части 4 статьи 52, части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление, требование об уплате налогов, пени может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования, налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговым органом налоговое требование своевременно было размещено в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается сведения со страницы базы АИС Налог-3 (л.д.18).

Следовательно, межрайонной ИФНС России №16 по Московской области исполнена обязанность по направлению в адрес административного ответчика требований.

То обстоятельство, что ФИО1 не осуществляет пользование личным кабинетом в ИТС Интернет, не свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности направления налогоплательщику требований, с заявлением о направлении требований посредством почтовой связи ФИО1 в налоговый орган не обращалась, доказательств обратного не представлено.

Довод ФИО1 об отсутствии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В связи с имеющейся переплатой по ее лицевому счету на момент прекращения ИП, сводится к несогласию с расчетом, исчисленных налоговым органом задолженности.

Однако, как следует из расчета административного истца, предъявленных ко взысканию сумм, межрайонной ИФНС России №16 по Московской области были учтены все суммы поступающие от административного ответчика в счет платы страховых взносов и была выявлена недоимка на сумму 11 534 рубля 38 копеек.

На основании изложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.114 КАС РФ с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 484 рубля 31 копейка.

Руководствуясь ст.ст.45, 48 НК РФ, ст.ст.175-180, 290-193 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административный иск межрайонной ИФНС России №16 по Московской области к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ИНН , в пользу межрайонной ИФНС России №16 по Московской области:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 5 380 рублей 79 копеек, пени по ним в сумме 355 рублей 47 копеек;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 6 153 рубля 59 копеек, пени по ним в сумме 217 рублей 84 копейки.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 484 рубля 31 копейка.

Разъяснить, что суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса

Решение может быть обжаловано в Московский облсуд в апелляционном порядке через Щелковский городской суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья М.Б. Левченко