НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Щекинского районного суда (Тульская область) от 21.01.2016 № 2А-1752/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2016 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

судьи Мельничук О.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело № 2а-1034/2016 по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области к Минакову А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в ФФМОС и пеней,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Минакову А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в ФФМОС и пеней.

Административный истец просит взыскать: доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> годы в сумме <данные изъяты> руб., в том числе:

пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – <данные изъяты> руб., в том числе: 1) на страховую часть – <данные изъяты> руб.; 2) на накопленную часть - <данные изъяты> руб.

пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование – <данные изъяты> руб., в том числе: 1) в ФФОМС – <данные изъяты> руб.; 2) в ФФОМС (за ТФОМС) – <данные изъяты> руб.

В обоснование иска административный истец ссылается на Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования».

Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Минаков А.А. был зарегистрирован в органе ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию как индивидуальный предприниматель, состоял на учете на период ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ С этой даты утратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил деятельность ИП по собственному решению. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из ЕГРИП.

В соответствии с п.п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», страхователи, в том числе - индивидуальные предприниматели, являются плательщиками страховых взносов в бюджет ПФР.

В соответствии с п.2 ст.14 ФЗ № 167-ФЗ и п.1 ст.18 ФЗ № 212-ФЗ страхователи - плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу части 1 ст. 3 Федерального Закона № 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Статьей 14 ФЗ № 212-ФЗ, а также ст. 14 ФЗ № 167-ФЗ предусмотрена обязанность страхователей (в том числе индивидуальных предпринимателей) - плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года в порядке, установленном ФЗ № 212-ФЗ. Стоимость страхового года определяется в соответствии со ст. 13 ФЗ № 212-ФЗ.

В соответствии с п.2 ст.13 ФЗ № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Стоимость страхового года на 2010 год была определена постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О стоимости страхового года на 2010 год».

Согласно п. 3 ст. 33 ФЗ № 167-ФЗ в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении лиц 1967 года рождения и младше, взносы распределяются следующим образом: <данные изъяты>% - на страховую (<данные изъяты> руб.) и <данные изъяты>% - на накопительную часть трудовой пенсии (<данные изъяты> руб.)

Расчет размера страховых взносов в <данные изъяты> г. следующий: в Пенсионный фонд РФ: МРОТ x <данные изъяты>); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: МРОТ x <данные изъяты>); в территориальные фонды обязательного медицинского страхования: МРОТ x <данные изъяты>).

Стоимость страхового года на 2011 год была определена постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О стоимости страхового года на <данные изъяты> год» и составляла 13 509 руб. 60 коп.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ, вступившей в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> году подлежат применению следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; 2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; 3) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0 процента.

При этом, согласно п. 3 ст. 33 ФЗ № 167-ФЗ, в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: <данные изъяты>% - на страховую (<данные изъяты> руб.) и <данные изъяты>% - на накопительную часть трудовой пенсии (<данные изъяты> руб.)

Расчет размера страховых взносов в 2011 году, при МРОТ, равном <данные изъяты> руб., следующий: в Пенсионный фонд РФ: МРОТ x <данные изъяты>); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: МРОТ x <данные изъяты>); в территориальные фонды обязательного медицинского страхования: МРОТ x <данные изъяты>).

Согласно ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2011 года), расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Стоимость страхового года на 2012 год была определена постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 г. № 208 «О стоимости страхового года на <данные изъяты> год» и составляла <данные изъяты> коп.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ, вступившей в законную силу с 01.01.2011 года (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») в 2012 году подлежат применению следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.

При этом, для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 ФЗ № 212-ФЗ, в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются так: <данные изъяты>% - на страховую <данные изъяты> руб.) и <данные изъяты>% - на накопительную часть трудовой пенсии (<данные изъяты> руб.).

Расчет размера страховых взносов в <данные изъяты> году, при МРОТ, равном <данные изъяты> руб., следующий: в Пенсионный фонд РФ: МРОТ x <данные изъяты>); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: МРОТ x <данные изъяты>).

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ, ст. 14 и п.1 ст. 28 ФЗ № 167-ФЗ (в редакции Федерального закона № 243-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрена обязанность страхователей (в том числе индивидуальных предпринимателей) - плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 ст.14 ФЗ № 212-ФЗ.

Часть 1.1 ст.14 ФЗ № 212-ФЗ предусматривает, что фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Часть 1.2 ст.14 ФЗ № 212-ФЗ предусматривает, что фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страховых взносов (в части обязательных платежей) в <данные изъяты> году составлял <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. взносы в ПФР + <данные изъяты> руб. взносы в ФФОМС).

В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ, в 2013 году подлежат применению следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.

Расчет размера обязательных страховых взносов в <данные изъяты> году, при МРОТ, равном <данные изъяты> руб.: в Пенсионный фонд РФ: 2 МРОТ x <данные изъяты>); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: МРОТ x <данные изъяты>).

В соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Обязанность по представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в пенсионный орган для такой категории плательщиков страховых взносов с <данные изъяты> г. действующим законодательством не предусмотрена (исключена).

В соответствии с п.п. 1,2,3,5,6 ст. 25 ФЗ № 212-ФЗ, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что, в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями, УПФР в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области была проведена проверка факта уплаты административным ответчиком задолженности по страховым взносам за 2010 - 2013 годы, по результатам которой (при том, что недоимка по страховым взносам за 2010 - 2013 годы Минакова А.А. погашена не была) было предъявлено требование по взысканию доначисленных сумм пени на ДД.ММ.ГГГГ.

Представляя расчет взыскиваемых сумм пени, административный истец указывает, что расчет пени в системе персонифицированного учета в системе ПФР производится автоматически в соответствии с используемым программным обеспечением; представляет из себя доначисленные пени на недоимку за 2010 год плюс доначисленные пени на недоимку за 2011 год, плюс доначисленные пени на недоимку за 2012 год, плюс доначисленные пени на недоимку за 2013 год, минус ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за 2010 год, минус ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за 2011 год, минус ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за 2012 год, минус ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за 2013 год, минус фактически поступившая оплата.

Материалами дела подтверждено, что в соответствии с положениями ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ, начальником УПФР в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного ответчика было вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов .

Данным требованием административному ответчику было предложено добровольно уплатить сумму недоимки и пени в течение 10 календарных дней со дня его получения, - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование выставлено на пени в общем размере <данные изъяты> руб., где:

пени за несовременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – <данные изъяты> руб., в том числе:

1) на страховую часть пенсии – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.- доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год); вследствие произошедшего технического сбоя программного обеспечения взысканию подлежит указанная сумма, а именно <данные изъяты> руб., а не сумма заявленная в требовании – <данные изъяты> руб.;

2) на накопительную часть пенсии – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс + <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год);

пени за несовременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование – <данные изъяты> руб., в том числе:

1) в ФФОМС – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год);

2) в ФФОМС (за ТФОМС) – <данные изъяты>,руб. (<данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, плюс <данные изъяты> руб. - доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год, минус <данные изъяты> – ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты>., минус <данные изъяты> руб. - ранее предъявленные ко взысканию пени на недоимку за <данные изъяты> год.

ДД.ММ.ГГГГ указанное требование было направлено в адрес Минакова А.А. заказным письмом.

Согласно п. 7 ст. 22 Закона № 212-ФЗ, требование считается полученным должником по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

До настоящего времени обязанность по уплате доначисленных сумм пени Минакову А.А. не исполнена.

В соответствии со ст. 21 Закона № 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов взыскание производится органом ПФР через суд общей юрисдикции. Заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Срок подачи административного искового заявления о взыскании этих сумм, как установлено судом при рассмотрении административного дела, пропущен по уважительной причине (ранее поданное административное исковое заявление о взыскании этих сумм поступило в суд в установленный срок) и подлежит восстановлению (ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, имеются основания для взыскания с Минакова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в бюджет Пенсионного фонда РФ доначисленных пени на недоимку за <данные изъяты> годы на сумму <данные изъяты>., в том числе: пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – <данные изъяты> руб., в том числе: 1) на страховую часть – <данные изъяты> руб.; 2) на накопленную часть - <данные изъяты>

пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование – <данные изъяты> руб., в том числе: 1) в ФФОМС – <данные изъяты> руб.; 2) в ФФОМС (за ТФОМС) – <данные изъяты> руб.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Руководствуясь данной нормой закона и ст. 333.19 НК РФ, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области удовлетворить.

Взыскать с Минакова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в бюджет Пенсионного фонда РФ доначисленные пени на недоимку за <данные изъяты> годы в сумме <данные изъяты> руб.

Взыскать с Минакова А.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке - в Судебную коллегию по административным дела Тульского областного суда через Щёкинский районный суд - в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: /подпись/