НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саянского городского суда (Иркутская область) от 30.11.2010 №

                                                                                    Саянский городской суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Саянский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Саянск 30 ноября 2010 года

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Маничевой С.С., с участием истца Бостанова В.А., представителя ответчика Кондратьевой Н.Н., при секретаре судебного заседания Морозе Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-962-2010 по исковым требованиям Бостанова В.А. к Российской Федерации в лице Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области о перерасчете суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

у с т а н о в и л:

Истец Бостанов В.А., являясь инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предъявил в суде исковые требования к Российской Федерации в лице Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску о перерасчете суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

С учетом порядка финансирования расходов Российской Федерации на выплату чернобыльцам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области.

В обоснование исковых требований Бостанов В.А. указал, что с 30 мая 1996 года он является инвалидом вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому истец ежемесячно получает денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, размер которой в 2010 году составил 592,27 рублей. Индексация компенсации на приобретение продовольственных товаров производится ответчиком исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, задолженности по начисленным суммам компенсации перед истцом не имеется. Однако Бостанов В.А. считает, что индексация компенсации на приобретение продовольственных товаров должна быть ему произведена с применением тех же индексов, что и при индексации выплачиваемых чернобыльцам ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, исходя из определенной в мотивировочной части решения мирового судьи судебного участка №82 г.Саянска Иркутской области от 04 октября 2004 года суммы в 576,77 рублей, определенной на 2003 год.

В соответствии с данным решением от 04 октября 2004 года мировым судьей при расчете индексации расходов на приобретение продовольственных товаров был учтен период в пределах срока исковой давности с апреля 2001 года по 2003 год включительно; в 2001 году был применен индекс 1,198 исходя из роста минимальной заработной платы; в 2002 и 2003 годах применен индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Иркутской области 1,226 как соотношение данных величин первого квартала 2002 года к первому кварталу 2001 года и индекс 1,309 как соотношение величин прожиточного минимума для пенсионеров в Иркутской области первого квартала 2003 года к первому кварталу 2002 года. Полученная сумма 576,77 рублей в решении мирового судьи была использована для определения размера единовременно взысканной мировым судьей в пользу Бостанова В.А. за счет средств федерального бюджета и указанной в резолютивной части решения суммы не начисленной за период с 01 мая 2001 года по 31 декабря 2003 года денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в 5483,93 рублей. Взысканная мировым судьей единовременно сумма в размере 5483,93 рублей Бостановым В.А. получена. Размер компенсации на приобретение продовольственных товаров Бостанову В.А. на будущее время мировым судьей не определялся, и соответствующая сумма компенсации с 01 января 2004 года в пользу Бостанова В.А. мировым судьей не взыскивалась.

Поэтому 28 октября 2010 года Бостанов В.А. обратился в Саянский городской суд с исковым заявлением о перерасчете суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, заявив требование об индексации указанной денежной компенсации с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года, а также требования о взыскании в его (Бостанова В.А.) пользу с Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску за счет средств федерального бюджета: ежемесячно с 01 ноября 2010 года денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1293,95 рублей с последующей индексацией согласно законодательства; задолженности по ежемесячным недоплатам с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года на сумму 43956,92 рублей; проиндексированной на индексы потребительских цен указанной задолженности с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года на сумму 15271,65 рублей.

При расчете запрошенной к взысканию с 01 ноября 2010 года денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1293,95 рублей Бостанов В.А. полагал необходимым применить к рассчитанной мировым судьей сумме в 576,77 рублей индекс 1,25 как соотношение величин прожиточного минимума для пенсионеров в Иркутской области за четвертый квартал 2002 года к 4 кварталу 2003 года, затем применить индексы исходя из уровня инфляции: 1,11% за 2005 год, 1,09% за 2006 год, 1,08% за 2007 год, 1,105% за 2008 год, 1,13% за 2009 год и 1,1% за 2010 год. С учетом перечисленных индексов Бостановым В.А. определена запрошенная им к взысканию сумма не начисленной задолженности по ежемесячным недоплатам с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года в размере 43956,92 рублей и далее, исходя из сумм не начисленной задолженности, с применением индексов роста потребительских цен истцом рассчитана сумма индексации задолженности за тот же период с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года на сумму 15271,65 рублей.

Представитель соответчика Министерства финансов РФ Удовиченко А.Н. в письменных возражениях на исковые требования Бостанова В.А. сослался на не заинтересованность Министерства финансов РФ в исходе дела, полагая что надлежащим ответчиком Министерство финансов РФ в данном случае не является.

Представитель ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску Кондратьева Н.Н. пояснила, что Бостанов В.А., как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с п.13 ч.1 ст.14 данного закона, между тем, исковые требования Бостанова В.А. о перерасчете ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров Кондратьева Н.Н. от имени представляемого лица не признала, ссылаясь на то, что законом предусмотрен различный порядок индексации и выплаты входящих в общий объем возмещения вреда ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров; решение мирового судьи от 04 октября 2004 года исполнено; индексация Бостанову В.А. денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров производится ответчиком на основании закона исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Задолженности перед истцом по начисленным истцу суммам компенсации не имеется.

Заслушав истца Бостанова В.А., принимая во внимание позиции по делу ответчика и соответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Бостанов В.А., является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие чего ему установлена инвалидность и выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в соответствии с п.13 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Получение инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров было предусмотрено п.22 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 18 июня 1992 года) в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а ФЗ от 07 августа 2000 года №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» ее размер был определен в твердой сумме 300 рублей.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда РФ и Октябрьского районного суда г.Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции РФ.

Такое конституционно-правовое толкование действовавшего законодательства было воспринято судами как возможность до внесения изменений в нормативные акты принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

Необходимые изменения были внесены ФЗ от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В новой редакции ч.3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ своими Постановлениями от 27 декабря 2004 года № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 07 мая 2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25 апреля 2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 21 марта 2007 года № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат был решен на законодательном уровне.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2008 года № ГКПИ08-525 по делу по заявлению В. о признании частично недействующим п.1 приложения №1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847), определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство РФ действовало в полном соответствии со ст.1 ФЗ от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, ч.3 ст.5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанная на нормах ч.3 ст.5 названного Закона в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2008 года № 25-ВО7-24 при рассмотрении надзорной жалобы К. на Постановление президиума Астраханского областного суда от 31 октября 2006 года по делу по иску К. к министерству социального развития и труда Астраханской области, управлению социального развития Советского района г.Астрахани, управлению Федеральной государственной службы занятости по Астраханской области, управлению Федерального казначейства по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности. В определении обращено внимание на то обстоятельство, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих Постановлениях Правительства РФ.

Таким образом, несмотря на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входит в общий объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, - порядок индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью различен.

Сформированная судами РФ в настоящее время практика применения законодательства по данной категории дел исходит из того, что вышеназванными Постановлениями Правительства РФ индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее – исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте РФ).

Поскольку в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 26 апреля 2004 года) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом (за исключений пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров Бостанову В.А. в этом порядке производилась, и задолженности истцу по этим выплатам не имеется, - права на дополнительную индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров Бостанов В.А. не имеет, и в удовлетворении заявленных им исковых требований должно быть отказано.

Такой вывод суда соответствует позиции Верховного Суда РФ? выраженной в «Обобщении судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы», утвержденном Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, №9).

Наличие решения мирового судьи от 04 октября 2004 года не влияет на вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Бостанова В.А., поскольку установленная этим решением обязанность должника уплатить взыскателю определенную денежную сумму исполнена, а конкретное денежное обязательство по взысканию в дальнейшем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в определенном размере решением мирового судьи не установлено. Произведенный мировым судьей в мотивировочной части решения расчет для определения размера взысканной им единовременно денежной суммы не имеет заранее установленной силы для разрешения вновь заявленных Бостановым В.А. 28 октября 2010 года исковых требований о перерасчете суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года. На основании судебного решения более высокий размер компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров нежели исходя из уровня инфляции Бостанову В.А. не устанавливался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Бостанова В.А. к Российской Федерации в лице Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области о перерасчете за период суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отказать:   отказать в удовлетворении исковых требований об индексации суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года, о взыскании с Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску за счет средств федерального бюджета в пользу Бостанова В.А.: ежемесячно с 01 ноября 2010 года денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1293,95 рублей с последующей индексацией согласно законодательства и задолженности по ежемесячным недоплатам с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года на сумму 43956,92 рублей, а также проиндексированной на индексы потребительских цен этой задолженности с 01 января 2004 года по 31 октября 2010 года на сумму 15271,65 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.

Судья: