НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саянского городского суда (Иркутская область) от 24.03.2022 № 2-179/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24.03.2022 город Саянск

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Курдыбана В.В., при секретаре Кудиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-179/2022 по иску Галкиной Мавлюды Харисовны к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о взыскании суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суммы компенсации за неиспользованный отпуск, суммы отпускных, взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности рассчитать и выплатить компенсацию за задержку в выплате компенсаций и отпускных,

установил:

Галкина М.Х. обратиласьв судк Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области (далее МИФНС №6, УФНС России по Иркутской области, ответчики), с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, о взыскании суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суммы компенсации за неиспользованный отпуск, суммы отпускных, взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности рассчитать и выплатить компенсацию за задержку в выплате компенсаций и отпускных.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что с 08.01.2004 по 29.10.2021 Галкина М.Х. состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 14 по Иркутской области, выполняла работу на разных должностях, а с 01.04.2014 работала в должности главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения.

29.10.2021 с нею расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией Межрайонной Федеральной налоговой службы №14 по Иркутской области путем присоединения к МИФНС № 6 по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.01.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В связи с увольнением ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск, в расчет которых не включены суммы материального стимулирования и премии. В периодыс 09.03.2021 по 22.03.2021, с 11.05.2021 по 30.05.2021, с 26.07.2021 по 19.08.2021 ей предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск, в расчет отпускных выплат по которому, не включались суммы материального стимулирования и премии в размере 1/12.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Галкина М.Х. просила суд взыскать с ответчиков сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 164413,56 руб., сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 60322,20 руб., сумму отпускных за период с 09.03.2021 по 22.03.2021, с 11.05.2021 по 30.05.2021, с 26.07.2021 по 19.08.2021 в размере 60776,41 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.,возложить на ответчиков обязанность рассчитать и выплатить компенсацию за задержку в выплате компенсаций и отпускных.

В судебном заседании истец Галкина М.Х. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом их уточнения, просила исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - МИФНС России №6 по Иркутской области Покоевец А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы отзывов на исковое заявление МИФНС России №6 по Иркутской области, УФНС России по Иркутской области, которые приобщены к материалам дела, просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Представитель ответчика, третьего лица УФНС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, исполняющая обязанности руководителя УФНС России по Иркутской области Алабужева И.А. представила письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В силу положений ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы, и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила от 6 сентября 2007 г. N 562).

Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 предусмотрено, что согласно ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу п. 4 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в п. п. 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

На основании п. 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8, 10 подп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, установленных в ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Судом установлено, что Галкина М.Х. в соответствии с трудовым договором №42 от 08.01.2004 состояла с МИФНС № 14 по Иркутской области в трудовых отношениях, выполняла работу на разных должностях, а с 01.04.2014 работала в должности главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения.

Согласно п.11 трудового договора №42 от 08.01.2004, государственному служащему устанавливается должностной оклад, надбавки в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации. Государственному служащему выплачиваются ежемесячные надбавки за классный чин, за выслугу лет к должностному окладу, премии, пособия и другие денежные выплаты в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и положениями, утвержденными Госналогслужбой России.

Приказом УФНС России по Иркутской области от 20.07.2021 МИФНС № 14 по Иркутской области реорганизована с 01.11.2021 путем присоединения к МИФНС России № 6 по Иркутской области.

Приказом МИФНС России № 14 по Иркутской области от 14.10.2021 № 02-04-02/177 с Галкиной М.Х. расторгнут контракт и она уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.01.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При расторжении служебного контакта (увольнении) Галкиной М.Х. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 43 дней за отработанный период с 08.01.2020 по 29.10.2021, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания,в расчет которых не включены суммы материального стимулирования и премии.

На основании пункта 1 Приказа ФНС от 06.04.2020 № ЕД-8-5/10дсп@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года» принято решение утвердить распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года.

Аналогичные приказы ФНС России были приняты за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года, что подтверждается приказами от 25.06.2020 № ЕД-8-5/18дсп@, от 18.09.2020 № ЕД-8-5/25дсп@, от 08.12.2020 №КЧ-8-5/36дсп@, от 14.04.2021№КЧ-8-5/16дсп@, а также распоряжения от 17.03.2020 № ЕД-8-5/85дсп@; первый квартал 2021 года на основании приказа от 12.04.2021 ЕД-8-5/127дсп@.

В соответствии с выписками из протоколов заседаний комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России было принято решение об определении механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за соответствующие кварталы 2020 и 2021 годов. Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России был установлен соответствующими приложениями к указанным протоколам заседаний.

Согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 2дсп от 31.03.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 4дсп от 18.06.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 7дсп от 11.09.2020 приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 9дсп от 01.12.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России №2 дсп от 12.04.2021), материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службы в 2020 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Приказами УФНС России по Иркутской области от 29.06.2020 №09-17/343 дсп@, 24.09.2020 №09-17/483 дсп@, 08.12.2020 №09-17/698 дсп@, 29.06.2020 №09-17/343 дсп@, от 24.09.2020 № ЕД-8-5/483дсп@,15.04.2021 №09-17/237 дсп@ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих», в пределах полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, в распоряжение начальников территориальных инспекций ФНС доведены дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Руководителям территориальных ФНС России предоставлено право на принятие решений о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

Приказами Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области от 18 февраля 2019 года, от 16 апреля 2019 года, от 27 мая 2019 года, от 19 июня 2019 года, 21 июня 2019 года, 9 августа 2019 года, от 13 ноября 2019 года, от 19 декабря 2019 года, от 24 декабря 2019 года, от 20 февраля 2020 года, от 25 марта 2020 года, от 14.04.2020, 10 июня 2020 года, 7 июля 2020 года, 21 августа 2020 года, от 28.09.2020, от 24 ноября 2020 года, от 11 декабря 2020 года, от 23 апреля 2021 года, от 13 мая 2021 года, от 23 июня 2021 года, от 15 июля 2021 года, от 20 сентября 2021 года "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области»" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Иркутской области, постановлено произвести выплату единовременного поощрения за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе истцу.

Приказами от 20 февраля 2020 года, от 24 декабря 2020 года, от 18.02.2021 года Межрайонной ИФНС Росси №14 по Иркутской области произведены выплаты премии государственным гражданским служащим, в том числе истцу, за февраль и декабрь 2020 года, за февраль 2021 года.

Анализируя представленные в материалы дела ответчиками протоколы заседаний Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, протоколы заседания Комиссии УФНС России по Иркутской области по оценке эффективности деятельности подведомственных территориальных налоговых органов и структурных подразделений аппарата Управления, в которых указано, что материальное стимулирование применяется в зависимости от достигнутых результатов, суд приходит к выводу, о том, что выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Суд принимает во внимание ответ первого заместителя Министра финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. N 14-03-03/32289, разъяснения руководителя Федерального казначейства России от 10 июня 2021 г. N 07-04-05/08-13782, в которых указано, что исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты), учитывает письмо Минтруда России от 22 марта 2019 г. N 18-4/10/В-2197, которое предусматривает, что установление п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562 исчерпывающего перечня выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил, не исключает отнесение каких-либо выплат с иным наименованием к указанному перечню с учетом оценки целевого характера выплат и их правовой природы.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения связана с исполнением ими должностных обязанностей и, по сути, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Согласно расчету, представленному МИФНС России №6 по Иркутской области, истцу недоначислены сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 164413,56 руб., сумма компенсации за неиспользованный отпуск в размере 60322,22 руб., сумма отпускных за период с 09.03.2021 по 22.03.2021, с 11.05.2021 по 30.05.2021, с 26.07.2021 по 19.08.2021 в размере 60776,41 руб.

В ходе судебного разбирательства стороны указанный расчет не оспаривали.

Суд принимает расчет, представленный стороной ответчика, поскольку он является верным, арифметически правильным, соответствует обстоятельствам дела, установленным судом.

Поскольку материальное стимулирование выплачено Галкиной М.Х. в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, суд приходит к выводу о том, что указанные суммы следует учитывать в порядке пп. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в связи с чем взыскивает с МИФНС России №6 по Иркутской области в пользу истца недоплаченные сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 164413,56 руб., сумма компенсации за неиспользованный отпуск в размере 60322,20 руб., сумма отпускных за период с 09.03.2021 по 22.03.2021, с 11.05.2021 по 30.05.2021, с 26.07.2021 по 19.08.2021 в размере 60776,41 руб.

В иске к УФНС России по Иркутской области о взыскании суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суммы компенсации за неиспользованный отпуск, суммы отпускных, возложении обязанности рассчитать и выплатить компенсацию за задержку в выплате компенсаций и отпускныхГалкиной М.Х. надлежит отказать, как к ненадлежащему ответчику, поскольку в ходе слушания дела установлено, что работодателем истца является Инспекция, а не Управление.

Доводы ответчиков о несогласии относительно правовой природы полученных истцом выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения, судом отклоняются, с учетом того, что суммы средств, выплаченных истцу в спорный период в виде материального стимулирования, следует учитывать в порядке п. п. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, поскольку по своей правовой природе они производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть относятся к категории других выплат, предусмотренных федеральными законами.

Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.

Суд исходит из того, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере, в силу буквального толкования ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности рассчитать и выплатить компенсацию за задержку в выплате компенсаций и отпускных являются необоснованными, подлежащими оставлению без удовлетворения.

В силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. (п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании п. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в том числе, в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав.

В п. 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, причинение морального вреда работнику при нарушении работодателем его трудовых прав презюмируется.

Таким образом, действующее законодательство, предусматривая в качестве способа защиты трудовых прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы определения размера такой компенсации, относя определение конкретного размера компенсации на усмотрение суда.

Поскольку ответчиком допущено нарушение трудовых прав истца, выразившееся в невыплате истцу денежных средств при увольнении, причитающихся Галкиной М.Х. по закону, суд считает обоснованными доводы истца о взыскании компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, необходимость истца защищать свои трудовые права в судебном порядке, факт длительного нарушения прав истца ответчиком, а также принципы разумности и справедливости, что соответствует положениям статей 151, 1101 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

Принимая во внимание фактические обстоятельства, индивидуальные особенности истца, характер перенесенных им нравственных страданий, с учетом длительности невыплаты причитающихся по закону денежных средств, суд считает возможным взыскать с МИФНС России №6 по Иркутской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., что, по мнению суда, отвечает требованиям разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Галкиной Мавлюды Харисовны к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о взыскании суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суммы компенсации за неиспользованный отпуск, суммы отпускных, взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности рассчитать и выплатить компенсацию за задержку в выплате компенсаций и отпускных - удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области в пользу Галкиной Мавлюды Харисовны сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 164413,56 руб., сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 60322,20 руб., сумму отпускных за период с 09.03.2021 по 22.03.2021, с 11.05.2021 по 30.05.2021, с 26.07.2021 по 19.08.2021 в размере 60776,41 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В удовлетворении исковых требований Галкиной Мавлюде Харисовне к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о возложении обязанности рассчитать и выплатить компенсацию за задержку в выплате компенсаций и отпускных - отказать.

В иске Галкиной Мавлюде Харисовне к Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области о взыскании суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суммы компенсации за неиспользованный отпуск, суммы отпускных, взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности рассчитать и выплатить компенсацию за задержку в выплате компенсаций и отпускных - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Саянский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной части судебного решения с 31.03.2022.

Судья В.В.Курдыбан

Мотивированное решение изготовлено судом 06.05.2022.