НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саянского городского суда (Иркутская область) от 16.01.2017 № 2-1437/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саянск ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-50/2017 (2-1437/2016)

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Туголуковой Т.Н., с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-50/2017 (2-1437/2016) по исковому заявлению ФИО2 к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 21 «Брусничка» о признании незаконным не начисление заработной платы пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, взыскании с работодателя недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

истица ФИО2 обратилась в суд с иском Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 21 «Брусничка» о признании незаконным начисление работодателем заработной платы в размере менее установленного минимального размера оплаты труда, не начисление работодателем заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, взыскании с работодателя недоначисленной заработной платы, поскольку, с 1 июля 2016 года минимальный размер заработной платы на всей территории Российской Федерации был установлен Правительством РФ в размере 7500 рублей, однако, ей заработная плата начислялась в размере менее МРОТ, без учета районного коэффициента и северной надбавки, начисляемых сверх установленного законом минимального размера оплаты труда, пропорционально отработанному времени.

Истица полагает, что за ДД.ММ.ГГГГ года работодатель начислил и выплатил ей заработную плату не в полном объеме, в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По мнению истицы, работодатель должен был начислить ей заработную плату не менее минимального размера оплаты труда, а затем начислять районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в южных районах Иркутской области, пропорционально отработанному времени.

На основании прилагаемого расчета, истица полагает, что за ДД.ММ.ГГГГ года работодателем ей незаконно не начислена и не выплачена заработная плата в размере 994,00 рублей, которые она просила взыскать с ответчика.

Истица ФИО2, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, указав в заявлении о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истицы ФИО1 поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила иск удовлетворить и дополнительно пояснила, что заработная плата работника должна быть справедливой на что неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд РФ и от 17 декабря 2009 г. N 1557-0-0 и от 25 февраля 2010 г. N 162-0-0.

Придавая конституционно-правовой смысл обыкновениям правоприменительной практики «северных» коэффициентов и надбавок, Конституционный Суд РФ в определении от 25.02.2013 г. №327-О указал, что «при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях».

Конституционный Суд РФ также указал, что после внесения в статьи 129 и 133 ТК РФ в главу 50 Трудового кодекса РФ изменения не внесены (аналогичные выводы содержатся и в определениях Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 1557-0-0 и от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О).

В отношении местностей с особыми климатическими условиями, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, Верховный Суд РФ применил ту же логику в определениях от 16.11.2012 г. № 72-КГ12-2 и от 21.12.2012 № 72-КГ12-6 и др.

Следовательно, должно соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях, т.е. работодатель сначала должен доплатить до МРОТ, а затем применять районный коэффициент и процентную надбавку.

При невыполнении нормы рабочего времени оплата труда производится работодателем пропорционально отработанному времени. МДОУ <номер изъят> является бюджетной организацией, учреждение доплачивает до МРОТ пропорционально отработанному времени.

Ответчик Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 21 «Брусничка», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не направил своего представителя в судебное заседание, об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 г., из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 г. также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.

В соответствии со ст. 285 ТК РФ, оплата труда лиц, работающих по совместительству производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. № 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен", регламентировано ввести с 1 октября 1969 г. районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен. Утвердить размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, вводимого в соответствии с настоящим Постановлением, и порядок его применения было поручено Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения» утвержден районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент ранее не был установлен.

На основании п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально экономическому развитию районов Севера" облисполкому Совета народных депутатов Иркутской области было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать выравнивающие районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории области минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 г. на территории городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского р-на, г. Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации) был установлен выравнивающий районный коэффициент в размере 1,3. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов постановлено осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.

В соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № 794 от 24.09.89 « О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» была введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области до 30% заработка.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 82-ФЗ от 12.06.2000 г. (в редакции ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в размере 7500 рублей в месяц.

В силу ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 года от 23 мая 2016 года, заключенным Правительством Иркутской области, Союзом "Иркутское областное объединение организаций профсоюзов", представляющий работников, Иркутской региональной ассоциацией работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей", представляющая работодателей, на территории Иркутской области размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, с 1 июля 2016 года - в сумме 10122 рубля, с 1 октября 2016 года - в сумме 10754 рубля;

для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в иных местностях Иркутской области, с 1 июля 2016 года - в сумме 7774 рубля, с 1 октября 2016 года - в сумме 8259 рублей.

В судебном заседании установлено, что истица работает в Муниципальном дошкольное образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 21 «Брусничка» и в южных районах Иркутской области.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 21 «Брусничка» является некоммерческой организацией.Источником формирования имущества учреждения и финансовых ресурсов являются средства, выделяемые целевым назначением из местного бюджета.

В соответствии с исследованными в судебном заседании материалами, приказом о приеме работника на работу <номер изъят>/лс от ДД.ММ.ГГГГ и трудовым договором, ФИО2 была принята на работу в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 21 «Брусничка» <данные изъяты>. Истице установлены надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере 0% и районный коэффициент в размере 30%.

Следовательно, истице ФИО2 при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей), в соответствии с региональным соглашением и требованиями ст.133 ТК РФ, не должна быть начислена заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года за работу на полную ставку менее 8259 рублей и за работу по совместительству в размере менее 4129,50 рублей.

На основании изложенного и представленных истцом расчетов, не оспариваемых ответчиком, следует, что истице ФИО2 начислено в ДД.ММ.ГГГГ года за 14 рабочих дней (при норме - 21 рабочий день) по должности «<данные изъяты>» оклад в размере 1987,33 рублей, доплата до МРОТ - 2416,47 рублей, северная надбавка - 0 рублей, районный коэффициент - 596,20 рублей, доплата до минимальной заработной платы в регионе 506,00 рублей, всего 5506,00 рублей, что при пропорциональной оплате труда согласно отработанному истцом времени, превышает установленный минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации и минимальный размер оплаты труда, установленный в Иркутской области.

Следовательно, ответчик исполнил обязательства по оплате заработной платы в полном объеме и в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

Ссылка истца и его представителя в обоснование заявленных требований на статьи 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истцов включена выплата районного коэффициента (30%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в южных районах Иркутской области (0%). Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 133, 133.1, 146, 148,313, 315-317 ТК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 21 «Брусничка» о признании незаконным не начисление заработной платы пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, взыскании с работодателя недоначисленной заработной платы, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья: Е.Н. Гущина