Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 01 марта 2017 года
Дело 2а-208/2017
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Уваровской О.А., при секретаре судебного заседания Промской О.А., с участием административного истца - помощника прокурора г. Саянска Иркутской области Ласточкиной Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес изъят> в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона,
установил:
Прокурор города Саянска Иркутской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, указав, что в ходе осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес изъят>» трудового законодательства выявлен правовой пробел в указанной сфере правоотношений.
В силу статьи 353.1 ТК РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 30.03.2012 N 20-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Закон № 20-03) органами, уполномоченными осуществлять ведомственный контроль, являются исполнительные органы государственной власти Иркутской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, имеющие подведомственные организации (далее - уполномоченные органы).
Статьей 4 Закона № 20-03 предусмотрено, что уполномоченные органы при осуществлении контроля взаимодействуют с государственными органами, в том числе наделенными контрольными или надзорными полномочиями, органами общественного контроля, а также между собой в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Статьей 50 Устава муниципального образования «город Саянск» (утв. Решением Думы городского округа муниципального образования «город Саянск» от 28.04.2005г. № 110-68-28) предусмотрено, что город Саянск может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация городского округа.
Из анализа положений ст. 353.1 Трудового кодекса РФ и Закона № 20 следует, что необходимо принятие нормативного акта органа местного самоуправления, регламентирующего осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе закрепление уполномоченного органа, который будет осуществлять мероприятия по ведомственному контролю, порядок утверждения ежегодного плана проведения ведомственных проверок, порядок учета проведенных проверок по ведомственному контролю и другие вопросы в отношении муниципальных унитарных предприятий и учреждений, подведомственных администрации муниципального образования «город Саянск».
Указанный нормативный акт, на момент проведения проверки прокуратурой города Саянска 08.02.2017г., до настоящего времени администрацией муниципального образования «город Саянск» не разработан и не принят.
На 2015г., 2016г., 2017г. администрацией муниципального образования «город Саянск» не утверждены планы проведения проверок подведомственных муниципальных предприятий и учреждений, в соответствии с которым уполномоченный орган проводит проверки в течение календарного года, что свидетельствует об отсутствии ведомственного контроля со стороны администрации муниципального образования «город Саянск» в соответствии с требованиями Закона № 20-03. Отсутствие нормативного правового акта на муниципальном уровне, регулирующего порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, свидетельствует о нарушении принципов законности, публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений, поскольку это создает возможность нарушения трудовых работников.
Кроме того, бездействием органов местного самоуправления муниципального образования «город Саянск» в сфере муниципального нормотворчества нарушаются права муниципальных унитарных предприятий и учреждений в связи с отсутствием порядка проведения проверок, срока проведения проверки, периодичности проверок и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного прокурор города Саянска просил суд обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» устранить допущенные нарушения закона в части нарушения требований трудового законодательства посредством принятия нормативного акта, регламентирующего порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении муниципальных предприятий и учреждения, подведомственных администрации муниципального образования «город Саянск» на территории муниципального образования «город Саянск».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Саянска Иркутской области Ласточкина Л.Е. требования, указанные в административном исковом заявлении поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика - администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» Хохрякова А.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о полном признании административного искового заявления, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Из заявления представителя административного ответчика Хохряковой А.А. следует, что в настоящее время административным ответчиком разработан проект нормативного правового акта постановление администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» «Об утверждении Положения о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», который ДД.ММ.ГГГГ размещен на официальном сайте администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» http://www.admsayansk.ru/ раздел «Официальные документы» подраздел «Проекты муниципальных правовых актов» Дата окончания независимой экспертизы проекта правового акта ДД.ММ.ГГГГ. Указанный проект будет принят до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора г. Саянска Иркутской области по следующим основаниям.
Прокурор обратился в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, права которых нарушаются, может изменяться, не может быть конкретно определён.
В силу статьи 353.1 ТК РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 30.03.2012 N 20-ОЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Закон № 20-03) органами, уполномоченными осуществлять ведомственный контроль, являются исполнительные органы государственной власти Иркутской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, имеющие подведомственные организации (далее - уполномоченные органы).
Статьей 4 Закона № 20-03 предусмотрено, что уполномоченные органы при осуществлении контроля взаимодействуют с государственными органами, в том числе наделенными контрольными или надзорными полномочиями, органами общественного контроля, а также между собой в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На 2015г., 2016г., 2017г. администрацией муниципального образования «город Саянск» не утверждены планы проведения проверок подведомственных муниципальных предприятий и учреждений, в соответствии с которым уполномоченный орган проводит проверки в течение календарного года, что свидетельствует об отсутствии ведомственного контроля со стороны администрации муниципального образования «город Саянск» в соответствии с требованиями Закона № 20-03. Отсутствие нормативного правового акта на муниципальном уровне, регулирующего порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, свидетельствует о нарушении принципов законности, публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений, поскольку это создает возможность нарушения трудовых работников. Кроме того, бездействием органов местного самоуправления муниципального образования «город Саянск» в сфере муниципального нормотворчества нарушаются права муниципальных унитарных предприятий и учреждений в связи с отсутствием порядка проведения проверок, срока проведения проверки, периодичности проверок и т.д.
В силу части 2 статьи 4, части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.
При этом, в судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 50 Устава муниципального образования «город Саянск» (утв. Решением Думы городского округа муниципального образования «город Саянск» от 28.04.2005г. № 110-68-28) предусмотрено, что город Саянск может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация городского округа.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Саянска проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «город Саянск» трудового законодательства выявлен правовой пробел в указанной сфере правоотношений.
Непринятие мер по принятию нормативного акта, регламентирующего порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении муниципальных предприятий и учреждений, подведомственных администрации муниципального образования «город Саянск» на территории муниципального образования «город Саянск» свидетельствует о нарушении принципов законности, публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, юридических лиц, поскольку это создает препятствия в реализации ими своих прав, а также может способствовать ненадлежащему исполнению муниципальными служащими функций органа местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий.
Наличие указанного недостатка административным ответчиком не оспаривается, заявленные прокурором требования признаются.
Тем самым, несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора <адрес изъят> в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» о возложении обязанности по устранению допущенного нарушения закона в части нарушения требований трудового законодательства посредством принятия нормативного акта, регламентирующего порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении муниципальных предприятий и учреждения, подведомственных администрации муниципального образования «город Саянск» на территории муниципального образования «город Саянск», подлежат удовлетворению.
Поскольку в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождаются, государственная пошлина в местный бюджет городского округа муниципального образования «город Саянск» с ответчика не взыскивается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора города Саянска Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» о возложении обязанности по устранению допущенного нарушения закона в части нарушения требований трудового законодательства посредством принятия нормативного акта, регламентирующего порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении муниципальных предприятий и учреждения, подведомственных администрации муниципального образования «город Саянск» на территории муниципального образования «город Саянск», полностью удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» устранить нарушения требований трудового законодательства, а именно: принять нормативный акт, регламентирующий порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении муниципальных предприятий и учреждения, подведомственных администрации муниципального образования «город Саянск» на территории муниципального образования «город Саянск».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области.
Судья: О.А. Уваровская