НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саяногорского городского суда (Республика Хакасия) от 03.01.2019 № 2А-129/20

Дело № 2а-129/2020

УИД 19RS0003-01-2019-002687-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2020 года г. Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия

в составе

председательствующего судьи Казаковой Т.А.,

при секретаре Хохловой Ю.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца прокурора г. Саяногорска к административным ответчикам администрации муниципального образования г. Саяногорск, Департаменту архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Саяногорск по проведению мероприятий по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, обладающих признаками бесхозяйного имущества, а именно по внесению мероприятий по постановке указанных объектов на учет в постановление Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделению из бюджета денежных средств, необходимых на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера) на объекты, по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; по подаче заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, составлению топливно-энергетического баланса МО г. Саяногорск за 2018 г., организации и проведению проверки наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях, возложении обязанности в установленном законом порядке провести мероприятия по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, обладающих признаками бесхозяйного имущества, внести мероприятия по постановке указанных объектов на учет в постановление Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделить из бюджета денежные средства, необходимые на выполнение указанных мероприятий, в том числе на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера); провести работы (либо организовать) по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; подать заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; составить топливно-энергетический баланс муниципального образования г. Саяногорск за 2018 г.; организовать и провести проверку наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях с составлением актов, по форме установленной федеральным законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Саяногорска обратился в суд с административным иском к административному ответчику администрации муниципального образования г. Саяногорск о признании незаконным бездействие по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов участков электрических сетей, утверждению топливно-энергетического баланса, составлению актов наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета электрической энергии, возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, составить топливно-энергетический баланс муниципального образования г. Саяногорск, организовать проверку наличия технической возможности установки индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых муниципальных помещениях с составлением актов, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой г. Саяногорска в ходе проверки установлено, что на территории г. Саяногорска функционируют три бесхозяйных объекта электросетевого хозяйства - сети уличного освещения расположенные в районах: <адрес> от здания администрации города до <адрес>, не поставленные на учет в качестве бесхозяйных объектов, что влечет их ненадлежащее обслуживание. Также установлено, что в нарушение п. 10 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 2 Порядка администрацией МО г. Саяногорск в 2018-2019 годах топливно-энергетический баланс муниципального образования не составлялся со ссылкой на отсутствие обязанности по его утверждению, поскольку администрацией города утверждена схема теплоснабжения, которая содержит раздел по топливному балансу, не соответствующий установленным требованиям законодательства. Администрацией МО г. Саяногорск сообщено, что топливно-энергетический баланс МО г. Саяногорск, разработанный по утвержденной органом федеральной исполнительной власти форме, будет представлен до ДАТА, что противоречит требованиям законодательства и нарушает принцип своевременного формирования рационального топливно-энергетического баланса МО г. Саяногорск. Также в ходе проверки установлено, что администрацией МО г. Саяногорск не оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии 236 муниципальных жилых помещения, сведения об отсутствии технической возможности по установке в указанных помещениях индивидуальных приборов учета электрической энергии не представлены. Из ответа Главы МО г. Саяногорск от ДАТА следует, что в общежитиях муниципального образования г. Саяногорск нет возможности устанавливать индивидуальные приборы учета. Однако акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета не представлены. Составление указанных актов предусмотрено п. 6 Приказа Минрегиона России от ДАТА. ДАТА в прокуратуру города Главой МО г. Саяногорск представлено лишь 3 акта обследования жилых помещений: <адрес> и сообщено, что акты обследований в полном объеме будут представлены до ДАТА. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Саяногорск по постановке на учет объектов электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, расположенных в районах: <адрес>; <адрес>; <адрес> в качестве бесхозяйных, составлению топливно-энергетического баланса МО г. Саяногорск; организации проверки наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 236 жилых муниципальных помещениях; обязать администрацию муниципального образования г. Саяногорск в срок до ДАТА поставить на учет бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства - сети уличного освещения, расположенные в районах: <адрес>; <адрес>; <адрес>, составить топливно-энергетический баланс муниципального образования г. Саяногорск, организовать проверку наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 236 жилых муниципальных помещениях с составлением актов.

После увеличения, уточнения исковых требований административный истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Саяногорск по проведению мероприятий по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, расположенных в районах: <адрес>; <адрес>; <адрес>, обладающих признаками бесхозяйного имущества, а именно: по внесению мероприятий по постановке указанных объектов на учет в постановление Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделению из бюджета денежных средств, необходимых на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера) на объекты, по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; по подаче заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, составлению топливно-энергетического баланса МО г. Саяногорск за 2018 год, организации и проведению проверки наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях; обязать администрацию муниципального образования г. Саяногорск в срок до ДАТА провести в установленном законом порядке мероприятия по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, обладающих признаками бесхозяйного имущества, а именно: внести мероприятия по постановке указанных объектов на учет в постановление Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделить из бюджета денежные средства, необходимые на выполнение указанных мероприятий, в том числе, на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера); провести работы (либо организовать) по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; подать заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; составить топливно-энергетический баланс муниципального образования г. Саяногорск за 2018 год; организовать и провести проверку наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях с составлением актов, по форме установленной федеральным законодательством.

Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Департамент архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска.

Представитель административного истца по должности старший помощник прокурора г. Саяногорска Лучникова В.Л. в судебном заседании поддержала уточненный административный иск, привела те же доводы, что и в иске, дополнила, что выделение из бюджета денежных средств, необходимых на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера) на объекты, по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на объекты электросетевого хозяйства ответчиком не подтверждено, так как не представлено сведений о перечисление денежных средств на расчетный счет ответчика. Признание жилого <адрес> аварийным является несущественным обстоятельством, поскольку проживающие в нем жильцы не расселены. Составление топливно-энергетического баланса муниципального образования г. Саяногорск за 2018 год предусмотрено действующим законодательством. Считает, что оснований для уточнения административных исковых требований с учетом привлечения к участию в деле административных ответчиков Департамента архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска не имеется, настаивала на исковых требованиях к административному ответчику администрации муниципального образования г. Саяногорск. Просила административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных ответчиков администрации муниципального образования г. Саяногорск, Департамента архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска (далее –ДАГН г. Саяногорска) по доверенностям Храмова Е.И. исковые требования не признала, пояснила, что ДАГН г. Саяногорска принимает меры по выявлению и постановке на учет объектов электросетевого хозяйства с ДАТА. Функции по формированию, учету и развитию муниципальной собственности, в том числе по организации, выявлению и принятию в муниципальную собственность бесхозяйного и выморочного имущества, находящегося на территории муниципального образования г. Саяногорск, отнесены к полномочиям ДАГН г. Саяногорска, являющегося органом администрации муниципального образования г. Саяногорск, наделенным правами юридического лица, входящим в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, являющимся муниципальным казенным учреждением. Мероприятия по организации и проведению работ по изготовлению технических паспортов, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимого муниципального имущества, подготовке документов для постановки на учет бесхозяйных объектов, обращению бесхозяйного имущества в муниципальную собственность предусмотрены программой «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования от ДАТА и указаны в перечне программных мероприятий. Ответственным исполнителем Программы является ДАГН г. Саяногорска. ДАГН г. Саяногорска разработана аукционная документация для торгов по изготовлению технических планов на электрические сети, указанные в иске, после изготовления которых имущество будет поставлено на учет в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации. ДАГН г. Саяногорска выполняются мероприятия необходимые для постановки объектов на учет в качестве бесхозяйных, проведена работа по установлению возможных собственников имущества, запрошены денежные средства, получены лимиты бюджетных обязательств, опубликован план-график закупок. Указала, что заявленные административным истцом требования об обязании произвести действия по постановке на учет бесхозяйных объектов при их удовлетворении судом неисполнимы с учетом положений абзаца 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ. Просила в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель административных ответчиков администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска (далее – Комитет ЖКХ и Т г. Саяногорска) по доверенностям Березникова Н.В. исковые требования не признала, пояснила, что при разработке Схемы теплоснабжения до 2027 года муниципального образования г. Саяногорск текущий и перспективный топливно-энергетический баланс были рассчитаны разработчиками проекта указанного документа. ДАТА постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск Схема теплоснабжения до 2027 года муниципального образования г. Саяногорск утверждена, включая разделы по топливному балансу. В 2017 году при актуализации Схемы были внесены изменения в разделы, касающиеся обеспечения муниципального образования теплом. По форме, установленной приказом Министерства энергетики РФ от ДАТА., топливно-энергетический баланс муниципального образования г. Саяногорск не утверждался, так как в Республике Хакасия действует иная система учета и определения эффективности использования энергетических ресурсов. Форма для топливно-энергетического баланса единая для муниципальных образований и субъектов РФ. Государственные органы Республики Хакасия сами не имеют утвержденного топливно-энергетического баланса и не требуют его предоставления от муниципальных образований, расположенных на территории республики. Считает, что в связи с изменением требований к энергоэффективности, пункт 10 статьи 23 Федерального Закона РФ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от ДАТА, а также изданный в его исполнение приказ Министерства энергетики РФ № 600 от 14.12.2011, утратили свое значение, поскольку утверждение топливно-энергетических балансов (ни муниципальных, ни субъектовых) не требуется для осуществления деятельности органов управления. Административным истцом не указано, какие права и защищаемые законом интересы нарушены. Часть форм федерального статистического наблюдения, необходимая для составления топливно-энергетического баланса муниципального образования г.Саяногорск, утратила силу. Для получения других сведений требуется внесение платы. Считает, что утверждение топливно-энергетического баланса муниципального образования г. Саяногорск по форме, установленной приказом , невозможно, поскольку будут отсутствовать ряд существенных данных, средства местного бюджета, потраченные на получение от РОССТАТа остальных исходных данных, будут израсходованы преднамеренно безрезультатно. В общежитиях муниципального образования город Саяногорск нет возможности устанавливать прибор учета на каждое отдельное жилое помещение, так как проектом строительства данных домов предусмотрено подключение к электрическим сетям одной группы сразу нескольких комнат (квартир), и при установке прибора учета на одну комнату (квартиру) потребитель из соседней будет пользоваться электроэнергией за чужой счет. Работа по привлечению надлежащих лиц для проведения обследований ими ведется. Поскольку имеется точное количество жилых помещений, в которых необходимо провести работу по составлению актов, прокуратура не может действовать в интересах неограниченного круга лиц. Административным истцом не указано, чьи интересы и в чем нарушены отсутствием данных актов. Многоквартирные дома, расположенные в <адрес> признаны подлежащими сносу. Постановлением администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА с целью определения возможности оснащения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования г. Саяногорск, индивидуальными приборами учета потребления электрической энергии создана комиссия, которой поручено в срок до ДАТА организовать обследование комнат в МКД. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца по должности старшего помощника прокурора г. Саяногорска Лучниковой В.Л., представителя административных ответчиков администрации МО г. Саяногорск, ДАГН г. Саяногорска Департамента архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска по доверенностям Храмовой Е.И., представителя административных ответчиков администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитета ЖКХ и Т г. Саяногорска по доверенностям Березниковой Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Настоящее административное исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом при рассмотрении дела установлено, что прокуратурой г. Саяногорска проведена проверка исполнения администрацией МО г. Саяногорск законодательства в сферах энергосбережения.

Прокурорской проверкой на основании представленных администрацией МО г. Саяногорска сведений установлено, что на территории г. Саяногорска функционируют три бесхозяйных объекта электросетевого хозяйства - сети уличного освещения, расположенные в районах: <адрес>; <адрес> от здания администрации города до <адрес>. Указанные сети уличного освещения на учет как бесхозяйные объекты не поставлены. В ходе проверки установлено также, что администрацией МО г. Саяногорск в 2018-2019 годах не утверждались топливно-энергетические балансы, выявлены нарушения при установлении технической возможности оборудования муниципальных жилых помещений индивидуальными приборами учета.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Разрешая административные требования прокурора г. Саяногорска в части требований о признании незаконным бездействие администрации МО г. Саяногорск по проведению мероприятий по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, расположенных в районах: <адрес>; <адрес>; <адрес>, обладающих признаками бесхозяйного имущества, а именно: по внесению мероприятий по постановке указанных объектов на учет в постановление администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделению из бюджета денежных средств, необходимых на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера) на объекты, по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; по подаче заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; возложении обязанности в установленном законом порядке провести мероприятия по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, обладающих признаками бесхозяйного имущества, внести мероприятия по постановке указанных объектов на учет в постановление Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделить из бюджета денежные средства, необходимые на выполнение указанных мероприятий, в том числе на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера); провести работы (либо организовать) по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; подать заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, суд учитывает, объекты электросетевого хозяйства - сети уличного освещения, расположенные в районах <адрес>; <адрес>; <адрес> выявлены Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска в феврале 2017, в ноябре 2016, в январе 2018, сведения о них направлены в ДАГН г. Саяногорска после их выявления.

В судебном заседании на основании выписки из приложения «Перечень муниципальных программ, предусмотренных к финансированию из бюджета муниципального образования город Саяногорск в 2020 году» к решению Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск «О бюджете муниципального образования город Саяногорск на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от ДАТА установлено, что Департаменту архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска на 2020 год доведены лимиты по статьям «организация и проведение работ по изготовлению технических паспортов, технических планов, постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого муниципального имущества», «подготовка документов для постановки на учет бесхозяйных объектов, обращение бесхозяйного имущества в муниципальную собственность».

Указанные мероприятия предусмотрены программой «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования от ДАТА и указаны в перечне программных мероприятий, ответственным исполнителем которой является Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска.

ДАГН г. Саяногорска разработана аукционная документация для проведения торгов по изготовлению технических планов на сети.

ДАТА проведен электронный аукцион 0, объектом закупки по которому является оказание услуг по изготовлению технических планов, что подтверждается сведениями с электронной торговой площадки.

Согласно Положения «О Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Саяногорска от ДАТА, ДАГН г. Саяногорска - орган администрации муниципального образования г. Саяногорск, наделенный правами юридического лица, входит в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и является в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательством Республики Хакасия и Уставом муниципального образования город Саяногорск муниципальным казенным учреждением.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.3 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска от ДАТА, Департамент осуществляет функции по формированию, учету и развитию муниципальной собственности, в том числе организует выявление и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного и выморочного имущества, находящегося на территории муниципального образования г. Саяногорск.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Сведений о статусе выявленных объектов электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, расположенных в районах: <адрес>; <адрес>; <адрес>, обладающих признаками бесхозяйного имущества, в настоящее время не имеется, для отнесения указанных сетей к недвижимому имуществу необходимо изготовлению их технических планов.

ДАГН г. Саяногорска электронный аукцион по закупке услуг по изготовлению технических планов проведен.

Услуги по изготовлению технических планов объектов электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения в настоящее время не оказаны.

Сведений о статусе объектов электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, как объектов недвижимого имущества, в настоящее время не имеется, в связи с чем оснований для признания бездействий администрации муниципального образования г. Саяногорск по подаче заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, для возложения на администрацию г. Саяногорска указанной обязанности на дату рассмотрения дела не установлено.

Суд учитывает также, что указанные обязанности в силу подпункта 8 пункта 2.3 Положения «О Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Саяногорска от ДАТА. , отнесены к компетенции ДАГН г. Саяногорска, в то время соответствующие требования заявлены к администрации МО г. Саяногорск.

Кроме того, мероприятия по организации и проведению работ по изготовлению технических паспортов, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимого муниципального имущества, по подготовка документов для постановки на учет бесхозяйных объектов, обращение бесхозяйного имущества в муниципальную собственность предусмотрены программой «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования от ДАТА. и указаны в перечне программных мероприятий, ответственным исполнителем которой является Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска.

В связи с этим необходимости по внесению мероприятий по постановке указанных объектов на учет в постановление администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» не имеется.

Оценивая доказательства и установленные на их основании обстоятельства, суд считает административные требования прокурора г. Саяногорска о признании незаконным бездействие администрации МО г. Саяногорск по проведению мероприятий по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, расположенных в районах: <адрес>; <адрес>; <адрес>, обладающих признаками бесхозяйного имущества, а именно: по внесению мероприятий по постановке указанных объектов на учет в постановление администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделению из бюджета денежных средств, необходимых на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера) на объекты, по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; по подаче заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, о возложении на администрацию МО г. Саяногорск обязанности в установленном законом порядке провести мероприятия по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, обладающих признаками бесхозяйного имущества, внести мероприятия по постановке указанных объектов на учет в постановление Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделить из бюджета денежные средства, необходимые на выполнение указанных мероприятий, в том числе на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера); провести работы (либо организовать) по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; подать заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют топливно-энергетические балансы муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 2 Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденного приказом Минэнерго России от 14.12.2011 № 600 топливно-энергетический баланс муниципального образования содержит взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию муниципального образования и их потребления, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определяет эффективность использования энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 56 Порядка составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.

В судебном заседании на основании материалов дела, объяснений представителя Березниковой Н.В. установлено, что топливно-энергетический баланс муниципального образования г. Саяногорск за 2018 год в установленный пунктом 56 Порядка срок - не позднее ДАТА, не составлялся.

При этом доводы представителя Березниковой Н.В. об изменении требований к энергоэффективности, утрате пунктом 10 статьи 23 Федерального Закона РФ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010, приказом Министерства энергетики РФ № 600 от 14.12.2011 своего значения, поскольку утверждение топливно-энергетических балансов (ни муниципальных, ни субъектовых) не требуется для осуществления деятельности органов управления, суд считает несостоятельными, учитывая, что топливно-энергетический баланс муниципального образования содержит взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию муниципального образования и их потребления, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определяет эффективность использования энергетических ресурсов.

При таких обстоятельствах, требования административного истца в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, с возложением на административного ответчика администрацию муниципального образования г. Саяногорск обязанности по составлению топливно-энергетического баланса МО г. Саяногорск за 2018 год в срок до ДАТА включительно.

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности» до ДАТА собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно пункта 6 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 (далее - Приказ № 627), изданного в соответствии с п.п. «г» п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета.

Из ответа Главы муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА следует, что в общежитиях муниципального образования город Саяногорск нет возможности устанавливать прибор учета на каждое отдельное жилое помещение, так как проектом строительства данных домов предусмотрено подключение к электрическим сетям одной группы сразу нескольких комнат (квартир), и при установке прибора учета на одну комнату (квартиру) потребитель из соседней будет пользоваться электроэнергией за чужой счет.

Акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета в 230 жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, не составлены.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что постановлением администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА с целью определения возможности оснащения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования г. Саяногорск, индивидуальными приборами учета потребления электрической энергии создана комиссия, которой поручено в срок до ДАТА организовать обследование комнат, расположенных в МКД коридорного типа, а также комнат, составляющих доли в праве общедолевой собственности на квартиру согласно приложению к настоящему постановлению.

Указанным постановлением подтверждается, что административный ответчик администрация муниципального образования г. Саяногорск организовала проведение проверки для определения наличия или отсутствия возможности оснащения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования г. Саяногорск, индивидуальными приборами учета потребления электрической энергии, создав комиссию из сотрудников Комитета ЖКХ и Т г. Саяногорска, на который возложены обязанности по созданию условий для управления многоквартирными домами (пункт 18 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА).

Вместе с тем, требований о возложении обязанности по проведению проверки наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях на административного ответчика Комитет ЖКХ и Т г. Саяногорска административный истец не заявлял.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Саяногорск по организации и проведению проверки наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях, возложения обязанности на администрации муниципального образования г. Саяногорск по организации и проведению проверки наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административного истца прокурора г. Саяногорска к административным ответчикам администрации муниципального образования г. Саяногорск, Департаменту архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Саяногорск по проведению мероприятий по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, обладающих признаками бесхозяйного имущества, а именно по внесению мероприятий по постановке указанных объектов на учет в постановление Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделению из бюджета денежных средств, необходимых на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера) на объекты, по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; по подаче заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, составлению топливно-энергетического баланса МО г. Саяногорск за 2018 г., организации и проведению проверки наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях, возложении обязанности в установленном законом порядке провести мероприятия по оформлению права собственности на объекты электросетевого хозяйства - сетей уличного освещения, обладающих признаками бесхозяйного имущества, внести мероприятия по постановке указанных объектов на учет в постановление Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; выделить из бюджета денежные средства, необходимые на выполнение указанных мероприятий, в том числе на изготовление технических планов (заключений кадастрового инженера); провести работы (либо организовать) по изготовлению технических планов (заключений кадастрового инженера) на перечисленные объекты; подать заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; составить топливно-энергетический баланс муниципального образования г. Саяногорск за 2018 г.; организовать и провести проверку наличия технической возможности установки приборов учета электрической энергии в 230 жилых муниципальных помещениях с составлением актов, по форме установленной федеральным законодательством удовлетворить частично.

Возложить на административного ответчика администрацию муниципального образования г. Саяногорск обязанность в срок до ДАТА включительно составить топливно-энергетический баланс МО г. Саяногорск за 2018 год.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Казакова

Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2020.

Решение в окончательной форме принято 06.03.2020.