НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саяногорского городского суда (Республика Хакасия) от 02.06.2016 № 2А-958/2016

Дело 2а-958/2016 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июня 2016 года город Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия

в составе:

председательствующего судьи Казаковой Т.А.,

при секретаре Манаковой Т.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца общества с ограниченной ответственностью «Русская инжиниринговая компания» к административным ответчикам Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонину В. А., Государственной инспекции труда в Республике Хакасия о признании незаконным предписания с уточнением,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Русская инжиниринговая компания» (далее ООО «РУС - Инжиниринг») обратилось в суд с административным иском к административным ответчикам Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонину В.А., к Государственной инспекции труда в Республике Хакасия о признании незаконным предписания, мотивируя исковые требования тем, что ДАТА в филиале ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Саяногорск произошёл несчастный случай со слесарем-ремонтником ЦРДТ ФИО1 Комиссией по расследованию несчастного случая с ФИО1 установлена причина несчастного случая, лица, допустившие нарушение требований охраны труда. С актом о несчастном случае на производстве от ДАТА согласились и подписали большинство членов комиссии. Акт утвержден руководителем филиала ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Саяногорск. Председатель комиссии подписал акт с изложением своего особого мнения, в котором указал, что причинами, вызвавшими несчастный случай, является неудовлетворительная организация производства работ, а также недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда. Государственная инспекция труда по РХ акт о несчастном случае на производстве от ДАТА не обжаловала, поэтому считают, что актом о несчастном случае на производстве от ДАТА. не установлена неудовлетворительная организации производства работ, а также недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда ООО «РУС-Инжиниринг». ДАТА. Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонин В.А. выдал филиалу ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Саяногорск предписание об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в срок до ДАТА. предписано в соответствии с требованиями ст. 356, ст. 76 Трудового кодекса РФ, п. 3.8. Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» отстранить от работы (не допускать к работе) работников ООО «Русская инжиниринговая компания» ФИО2, ФИО3, ФИО4 до прохождения в установленном порядке внепланового обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработную плату работникам не начислять, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом или иными федеральными законами; в срок до ДАТА. обеспечить соблюдение требований ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», «Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте», ПОТ РО 14000-001-98 «Правилами по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» в соответствии со ст. 22.211,212 ТКРФ. С предписанием не согласны, так как в соответствии со статьей 357 ТК РФ, государственный инспектор труда вправе выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку требований охраны труда. Руководители и специалисты организации проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года. Наличие обучения и проверки знаний в области охраны труда у указанных выше лиц подтверждается протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хакасский центр охраны труда» от ДАТА., внеплановое обучение в области охраны труда не предусмотрено. Считают, что выданное предписание в части отстранения работников ООО «Русская инжиниринговая компания» ФИО2, ФИО3, ФИО4 до прохождения в установленном порядке внепланового обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда от работы, запрет по выплате им заработной платы необоснованно, выдано с нарушением полномочий и нормативных актов. Не согласны с предписанием и в части обеспечения соблюдения требований ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», ПОТ РО 14000-001-98 «Правил по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» в соответствии со ст. 22, 211, 212 ТК РФ, поскольку актом о несчастном случае на производстве от ДАТА не установлены нарушения ООО «РУС-Инжиниринг» указанных выше нормативных актов. Указали, что ООО «РУС-Инжиниринг», в том числе филиал общества в г. Саяногорск осуществляет предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию металлургического оборудования и не занимается деятельностью по производству машин и оборудования для металлургии, поэтому ПОТ РО 14000-001-98 «Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» не распространяются на деятельность филиала ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Саяногорск. Машина обработки миксеров (MOM), с участием которой произошел несчастный случай с ФИО1, принадлежащая АО «РУСАЛ Саяногорск», это техническое устройство, предназначенное для снятия шлака с поверхности жидкого металла, перемешивания жидкого металла и очистки боковых и задних стенок миксера и подины. Тип машины: самоходная, колесная с гидроприводом хода и рабочих органов, максимальная скорость 10 км/ч., не относится к автотранспортным средствам. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003) распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. ООО «РУС-Инжиниринг» не является автотранспортной организацией, автотранспортным цехом, не имеет участков предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств, а также не осуществляет перевозки грузов и пассажиров. Считают, что Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте неправомерно применять к деятельности ООО «РУС-Инжиниринг». В предписании трудового инспектора не указано, какие именно нормы требований по охране труда ООО «РУС-Инжиниринг» необходимо обеспечить, что делает заведомо невозможным его выполнение. Просили признать незаконным предписание Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонина В.А. от ДАТА.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «РУС-Инжиниринг» по доверенности Боргоякова Ю.В. дополнила требования, дополнительно просила признать незаконным предписание Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонина В.А. от ДАТА. с уточнением от ДАТА., привела те же доводы, что и в административном иске, дополнила, что ДАТА. по факсу истцом получено предписание (с уточнением) от ДАТА., в котором Главный государственный инспектор труда в РХ Тимонин В.А. уточнил п. 2 ранее выданного предписания от ДАТА. и обязал Филиал ООО «РУС-Инжиниринг» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в срок до ДАТА. обеспечить соблюдение требований п. 1.19.1., п. З.1.4., п. 3.1.5., п. ДАТА., Раздел 2 ПОТ РМ -008-99 «Межотраслевыми Правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт». В соответствии со ст. ст. 22, 211, 212 ТК РФ. Просила учесть, что дополнительного расследования несчастного случая не проводилось, заключение госинспектором не составлялось, возможность выдачи предписания на основании особого мнения трудового инспектора законом не установлена. В период с ДАТА. по ДАТА. Государственным инспектором труда в Республике Хакасия Тимониным В. А. была проведена внеплановая документарная проверка в связи с рассмотрением извещения о тяжелом несчастном случае, произошедшем ДАТА Однако, по результатам проверки Государственным инспектором труда акт о выявленных нарушениях составлен не был, поэтому оснований для выдачи предписания не имеется. Предписание (с уточнением) от ДАТА. оформлено на филиал ООО «РУС-Инжиниринг», а не на юридическое лицо. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденный Постановление Минтруда России от 07.07.1999 г. № 18, носят не обязательный, а рекомендательный характер,поскольку они не зарегистрированы Минюстом России и являются не актуальными, требующими доработки. В уточненном предписании от ДАТА отсутствует перечень обязанностей, которые должен выполнить работодатель, не конкретизировано, какие именно пункты из Раздела 2 ПОТ РМ-008-99 (на 6 листах) необходимо обеспечить, что делает заведомо невозможным выполнение Предписания трудового инспектора. Просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик Государственный инспектор труда в Республике Хакасия Тимонин В. А., являющийся также представителем административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, с иском не согласился, пояснил, что комиссией, образованной приказом работодателя от ДАТА. для проведения расследования несчастного случая на производстве, произошедшего в 11 час. 02 мин. ДАТА. со слесарем-ремонтником ЦР ДТ филиала ООО «РУС-Инжиниринг» ФИО1, проведено расследование несчастного случая в период с ДАТА. по ДАТА. Работодателем ДАТА. утвержден Акт о несчастном случае на производстве с особым мнением, которое приобщено к материалам расследования несчастного случая и является его неотъемлемой частью. Особым мнением установлены неудовлетворительная организация производства работ, а также недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда ООО «РУС-Инжиниринг». Акт о несчастном случае с ФИО1 подписан всеми лицами, проводившими в установленном порядке его расследование ДАТА. Считает, что утвержденный Акт является фактически согласием ООО «РУС-Инжиниринг» с выводами, представленными особым мнением. Считает несостоятельными доводы представителя административного истца об отсутствии оснований для выдачи предписания, поскольку п. 25. Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" относится исключительно к сокрытым несчастным случаям на производстве. Предписание выдано им на основании статьей 12 Конвенции МОТ , в соответствии с которой инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции. Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события угрожающего здоровью или безопасности трудящихся, является самостоятельным основанием для выдачи предписания в качестве меры по пресечению выявленных нарушений, профилактике и предотвращению возможных негативных последствий. Предписание было направлено уполномоченному представителю 000 «Русская инжиниринговая компания» Гузенкову А.М., действующему на основании доверенности от ДАТА. Приказом филиала в г.Саяногорске с целью распределения ответственности за проведение контроля за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности в подразделениях (в том числе цеха по ремонту дизельной технике) филиала ООО «РУС-Инжиниринг» в г.Саяногорске возложены на ФИО2, ФИО3 Ответственным исполнителем за соблюдением требований охраны труда назначен начальник цеха по ремонту дизельной технике ФИО4 Однако, должностные лица, на которых возложены обязанности за соблюдением требований охраны труда свои обязанности надлежащим образом не исполняли и допустили ряд нарушений норм трудового права, которые нашли свое отражение в Акте расследования и особом мнении. Объективных данных, свидетельствующих о надлежащей подготовке выше названных работников, представлено не было. Ссылку представителя административного истца на отсутствие регистрации в Минюсте Межотраслевых правила считает не состоятельной, поскольку Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), разработаны во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 октября 1994 г. N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации, на основе действующего федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, государственных стандартов, норм, правил и других нормативных правовых и технических актов по условиям, охране и безопасности труда, введенных в действие в установленном порядке, в государственной регистрации не нуждаются,устанавливают единые требования к условиям, охране и безопасности труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта в организациях всех видов деятельности и форм собственности и действуют на всей территории Российской Федерации, носят обязательный характер для работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию промышленного напольного безрельсового колесного транспорта (автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая и грузовые тележки). Считает требования, изложенные в Предписании , законными и обоснованными. Просил предписание Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонина В.А. оставить без изменений, отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания

Определением судьи от ДАТА к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО4 согласились с административным иском, просили предписание отменить как незаконное.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения представителя административного истца ООО «РУС- Инжиниринг» по доверенности Боргояковой Ю.В.,административного ответчика Государственного инспектора труда в Республике Хакасия Тимонина В. А., являющегося представителем административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, заинтересованных лиц ФИО2, ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности действий (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В судебном заседании на основании материалов дела установлено, что ДАТА в филиале ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Саяногорск произошёл несчастный случай со слесарем-ремонтником ЦР ДТ ФИО1

Комиссией по расследованию несчастного случая с ФИО1 установлены его причины, каковыми признаны нарушение работником АО «РУСАЛ Саяногорск» дисциплины труда выразившееся в
невыполнении требований п.4.6. п. 14.1 и п. 14.7 Производственной инструкции
«Инструкции по охране труда для водителя спецмашин и оператора автоматизированного процесса производства алюминия, работающего на спецмашинах ИОТ-10-2015».

Лицом, допустившим нарушение требований охраны труда определен оператор АППА, работающий на спецмашинах, ФИО5, который перед началом движения машины не убедился, в том что путь свободен, не подал звуковой сигнал (п. 4.6 Производственной инструкции Инструкции по охране труда для водителя спецмашин и оператора автоматизированного процесса производства алюминия, работающего на спецмашинах ИОТ-10-2015); перед началом и во время выполнения работы, не убедился, что нет опасности для окружающих (п. 14.1 Производственной инструкции Инструкции по охране труда для водителя спецмашин и оператора автоматизированного процесса производства алюминия, работающего на спецмашинах ИОТ-10-2015); не подал звуковой сигнал в случае начала движения машины обработки миксеров (п. 14.7 Производственной инструкции Инструкции по охране труда для водителя спецмашин и оператора автоматизированного процесса производства алюминия, работающего на спецмашинах ИОТ-10-2015).

Акт о несчастном случае на производстве от ДАТА подписан большинством членов комиссии, утвержден руководителем филиала ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Саяногорск.

Председатель комиссии Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонин В.А. подписал акт с изложением своего особого мнения, в котором указал, что причинами вызвавшими несчастный случай является неудовлетворительная организация производства работ, а также недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда.

Как следует из особого мнения Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонина В.А., ФИО5 вводный инструктаж ООО «РУС-Инжиниринг» не проводился, подтверждающих документов ООО «РУС-Инжиниринг» не представлено, что нарушает положения п. 2.1.2. Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», в соответствии с которым все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. В бригаде в составе ФИО6, ФИО1, ФИО7, в нарушение пунктов 2.1.6., 2.1.7. Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» инструктаж, необходимый для получения конкретных знаний безопасного выполнения производственного задания правильного и безопасного ведения работ, входящих в круг их непосредственных обязанностей, а также техническая документация на MOM до сведения работников не доводилась. Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонин В.А. в особом мнении пришел к выводу о том, что причинами вызвавшими несчастный случай является неудовлетворительная организация производства работ, а также недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда. Лицом, допустившим нарушение требований охраны труда, является ООО «Русская инжиниринговая компания», которое не выполнило обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, не обеспечено безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов; не обеспечило соответствующие требования охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; не обеспечило обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; не обеспечило недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; не обеспечило организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; не обеспечило информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; не обеспечило ознакомление работников с требованиями охраны труда; не обеспечило наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности; должностное лицо, начальник цеха по ремонту дизельной техники ФИО4 в нарушении возложенных на него обязанностей допустил персонал к выполнению работ без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, тем самым нарушил требования п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.6, 2.1.7. Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

ДАТА Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонин В.А. выдал филиалу ООО «РУС-Инжиниринг» в г. Саяногорск предписание , которым обязал устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в срок до ДАТА. в соответствии с требованиями ст. 356, ст. 76 Трудового кодекса РФ, п. 3.8. Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» отстранить от работы (не допускать к работе) работников ООО «Русская инжиниринговая компания» ФИО2, ФИО3, ФИО4 до прохождения в установленном порядке внепланового обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработную плату работникам не начислять, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом или иными федеральными законами; в срок до ДАТА. обеспечить соблюдение требований ПОТРМ-008-99 «Межотраслевых Привал по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», «Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте», ПОТ РО 14000-001-98 «Правилами по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» в соответствии со ст. 22.211,212 ТК РФ.

Предписанием Главного государственного инспектора труда в РХ Тимонина В.А. (с уточнением) от ДАТА на филиал ООО «Русская инжиниринговая компания» возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в срок до ДАТА. обеспечить соблюдение требований п. 1.19.1., п. 3.1.4., п. 3.1.5., п. 3.1.18., Раздел 2 ПОТ РМ -008-99 «Межотраслевыми Правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт». В соответствии со ст. ст. 22, 211, 212 ТК РФ.

Оценивая требования административного истца, суд учитывает, что в соответствии со статьей 357 ТК РФ государственный инспектор труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку требований охраны труда.

Согласно статьи 76 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктов 3.2, 3.8 Постановления Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» руководители и специалисты организации проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года; работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

В судебном заседании на основании протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хакасский центр охраны труда» от ДАТА., удостоверений , , от ДАТА, выданных на имя начальника ООТ, ПБиЭ ФИО2, начальника ЦРО ДТ ФИО4, специалиста ООТ, ПБиЭ ФИО3 соответственно, установлено, что указанные работники филиала ООО «РИК - Инжиниринг» прошли очередную проверку знаний требований охраны труда ДАТА.

Оснований для выдачи предписания об отстранения указанных работников ООО «РИК - Инжиниринг» от работы у Главного государственного инспектора труда в РХ Тимонина В.А. не имелось, поскольку доказательств, подтверждающих установление Главным государственным инспектором труда в РХ при проведении расследования несчастного случая, что начальник ООТ, ПБиЭ ФИО2, начальник ЦРО ДТ ФИО4, специалист ООТ, ПБиЭ ФИО3 не прошли в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку требований охраны труда, либо не прошли проверку знаний требований охраны труда при обучении, не прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, административными ответчиками не представлено.

Оценивая требования административного истца о признании незаконным предписания от ДАТА с уточнением от ДАТА в части требований об обеспечении в срок до ДАТАг. соблюдения требований ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», ПОТ РО 14000-001-98 «Правил по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» в соответствии со ст. 22.211,212 ТК РФ, а также требований об обеспечении в срок до ДАТА. соблюдение положений п. 1.19.1., п. 3.1.4., п. 3.1.5., п. 3.1.18., Раздел 2 ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт», суд учитывает, что доказательств, подтверждающих нарушение работодателем требований ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)» административными ответчиками не представлено.

Как следует из акта о несчастном случае от ДАТА его причиной признано нарушение работником АО «РУСАЛ Саяногорск» дисциплины труда, выразившееся в невыполнении требований п.4.6., п. 14.1 и п. 14.7 Производственной инструкции
«Инструкции по охране труда для водителя спецмашин и оператора автоматизированного процесса производства алюминия, работающего на спецмашинах ИОТ-10-2015», установлено лицо, допустившее нарушение требований охраны труда.

Из особого мненияГлавного государственного инспектора труда в РХ Тимонина В.А. следует, что работодателем нарушены требования пунктов 1.19.1., п. 3.1.4., п. 3.1.5., ДАТА Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), в соответствии с которыми обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя (пункт 1.19.1); техническое обслуживание или текущий ремонт транспортных средств производятся на специально отведенных местах (постах) технического обслуживания и ремонта, оснащенных необходимыми устройствами (осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и т.п.), приборами, приспособлениями, инвентарем, инструментом (пункт 3.1.4); транспортные средства, проходящие техническое обслуживание или текущий ремонт, должны быть чистыми, и их перегон и установка на пост технического обслуживания и ремонта осуществляется специально выделенными водителями (перегонщиками) под руководством мастера или начальника участка (пункт 3.1.5); на посту технического обслуживания и ремонта транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом, зажигание выключено (подача топлива у дизельного двигателя перекрыта), рычаг переключения передач (контроллер) поставлен в нейтральное положение, под колеса подложены (не менее двух) упоры (башмаки), на рулевое колесо вывешена табличка "Двигатель не пускать - работают люди!".

Присутствие людей в полосе движения АТС при въезде, выезде или маневрировании в производственном помещении запрещается (пункт 3.1.18).

Вместе с тем, раздел 2, об обеспечении исполнения которого предписано Главным государственным инспектором труда в РХ Тимониным В.А., Межотраслевые Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) не содержат.

Главный государственный инспектор труда в РХ Тимонин В.А. в особом мнении указал также на нарушение работодателем пунктов 2.1.1.2., 2.1.1.3., 2.1.1.6., 2.1.1.8, 2.1.1.25 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, в соответствии с которыми техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния должна производиться в специально отведенном месте (постах), оснащенном необходимым оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем отсутствовало или не использовалось(пункт 2.1.1.2.) АТС, направляемые на посты технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка АТС на посты осуществляется под руководством ответственного работника (мастера, начальника участка, контролера технического состояния АТС и т.п.) (пункт 2.1.1.3); в помещениях технического обслуживания с поточным движением АТС обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой или др.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т.д.), о моменте начала перемещения АТС с поста на пост (пункт 2.1.1.6); пуск двигателя АТС на постах технического обслуживания или ремонта разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначаемым приказом по организации и прошедшим инструктаж при наличии у них удостоверения водителя АТС (пункт 2.1.1.8); для перегона АТС на посты проверки технического состояния, обслуживания и ремонта, включая посты проверки тормозов, должен быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другой работник, назначаемый приказом по организации (пункт 2.1.1.25) и пришел к выводу о том, что работодателем допущены нарушения требований Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, не соблюдаются требования действующего законодательства, не обеспечены здоровые и безопасные условия труда, не организован труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, вышеназванные требования, установленные «Межотраслевыми Правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», «Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте», «Правилами по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» не соблюдаются, способствуя получению травм и увечий работниками, создавая угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей.

При этом суд учитывает положения статьи 24 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002г. № 73, в соответствии с которыми в случае разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументируемого особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая. Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном статьей 231 Трудового кодекса РФ.

Административными ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие принятие руководителем Государственной инспекцией труда по Республике Хакасия решения о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном статьей 231 Трудового кодекса РФ, а также решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориального органа по рассмотрению разногласий по вопросам расследования, оформления несчастного случая, в том числе в части выводов комиссии о причинах несчастного случая, произошедшего ДАТА, о виновных лицах.

По правилам статьи 231 Трудового кодекса РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастного случая, административными ответчиками не заявлены, в связи с особым мнением председателя комиссии по расследованию несчастного случая Главного государственного инспектора труда в РХ Тимонина В.А. руководителем Государственной инспекции труда в РХ решение о проведении дополнительного расследования несчастного случая на производстве ДАТА не принималось, дополнительное расследование несчастного случая не проводилось в порядке статьи 229.3. Трудового кодекса РФ, пункта 25 Положения об особенностях расследования и учете несчастных случаев на производстве, не проводилось, заключение о несчастном случае на производстве по форме 5, предусмотренной приложением N 1 к Постановлению Минтруда России от 24 октября 2002г. № 73, не оформлялось, в связи с этим оснований для выдачи предписания, обязательного для выполнения работодателем (его представителем), на основании особого мнения Главного государственного инспектора в РХ не имелось.

Суд учитывает также разъяснения Министерства труда России, Министерства Юстиции РФ, содержащиеся в письмах от 08.04.2016 г. № 15-2/ООГ-1372, от 21.01.2002г. № 07/520-ЮД соответственно, из которых следует, что Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденные Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 г. № 18, носят не обязательный, а рекомендательный характер, поскольку они не зарегистрированы Минюстом России и являются не актуальными, требующие доработки.

«Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте» (ПОТ РМ-027-2003), утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития от 12 мая 2003 года № 28, распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (пункт 1.1.2 Правил).

Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» (ПОТ РО 14000-001-98, утвержденные Департаментом экономики машиностроения Министерства экономики Российской Федерации 12 марта 1998 года, согласованные письмом Министерства труда Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 1260-ВК, введенные в действие 1 сентября 1998 года, распространяются на все объединения, предприятия, организации производства машиностроительного профиля (пункт 1.1).

В судебном заседании на основании Устава ООО «РУС-Инжиниринг» установлено, что оно не является автотранспортной организацией, автотранспортным цехом, не имеет участков предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств, не осуществляет перевозки грузов и пассажиров, не является предприятием машиностроительного профиля.

Кроме того, в предписании Главного государственного инспектора труда в РХ Тимонина В.А. от ДАТА с уточнением от ДАТА не содержится сведений о нарушении административным истцом конкретных положений «Межотраслевых Правил по охране труда на автомобильном транспорте» (ПОТ РМ-027-2003), Правил по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения (ПОТ РО 14000-001-98), в связи с чем предписание в указанной части является невыполнимым.

При таких обстоятельствах, предписаниеГлавного государственного инспектора труда в РХ Тимонина В.А. от ДАТА с уточнением от ДАТА об обеспечении в срок до ДАТА., в срок до ДАТА соблюдение требований ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», ПОТ РО 14000-001-98 «Правил по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» суд считает не законным.

Доводы административного ответчика Главного государственного инспектора труда в РХ Тимонина В.А. о том, что предписание выдано им на основании статьи 12 Конвенции МОТ , в соответствии с которой инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции, суд учитывает, однако в данной ситуации считает несущественными, учитывая, что право Главного государственного инспектора труда в РХ на беспрепятственный проход без предварительного уведомления и в любое время суток на предприятие, охватываемое контролем инспекции, не нарушено.

При этом суд учитывает, что административными ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих обжалование выводов комиссии по расследованию несчастного случая на производстве в порядке, установленном статьей 231 Трудового кодекса РФ, принятие решение о проведении дополнительного расследования несчастного случая на производстве ДАТА, проведение дополнительного расследования несчастного случая, в порядке предусмотренном статьей 229.3. Трудового кодекса РФ, пунктом 25 Положения об особенностях расследования и учете несчастных случаев на производстве, положения которых не противоречат Конвенции МОТ .

Вместе с тем, доводы представителя административного истца Боргояковой Ю.В. о том, что предписание Главного государственного инспектора труда в РХ Тимонина В.А. является незаконным в связи с тем, что адресовано филиалу ООО «РУС-Инжиниринг» суд считает несостоятельным, учитывая, что предписание, уточнение к нему направлены Главным государственным инспектором труда в РХ Тимониным В.А. уполномоченному представителю 000 «Русская инжиниринговая компания» Гузенкову А.М., действующему на основании доверенности от ДАТА.

Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценивая все доказательства в совокупности и установленные на их основании обстоятельства, суд считает исковые требования административного истца ООО «РУС-Инжиниринг» к административным ответчикам Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонину В.А., Государственной инспекции труда в Республике Хакасия о признании незаконным предписания от ДАТА с уточнением от ДАТА обоснованным и подлежащим удовлетворению

Руководствуясь статьей 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск административного истца общества с ограниченной ответственностью «Русская инжиниринговая компания» к административным ответчикам Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонину В. А., Государственной инспекции труда в Республике Хакасия о признании незаконным предписания с уточнением удовлетворить.

Признать незаконным предписание Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Тимонина В. А. от ДАТА с уточнением от ДАТА.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Казакова

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2016 года.

Решение в окончательной форме принято 07 июня 2016 года.