НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саргатского районного суда (Омская область) от 01.04.2021 № 12-11/2021

12-11/2021

Решение

Р.п. Саргатское «01» апреля 2021 года

Саргатский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Козицкого А.Н.

при секретаре Троян И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гартман Д. В. на постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № 04-03/3-3-4 от 28 января 2021 года должностное лицо – начальник Саргатского клиентского офиса Общества с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» Гартман Д.В. подвергнут административному взысканию по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Гартман Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что административного правонарушения он не совершал. При выставлении платежных документов за коммунальный ресурс бытовым потребителям поселка Заготзерно Саргатского городского поселения, сотрудники подчиненного Заявителю Саргатского клиентского офиса Западного территориального отделения ООО «ОЭК» руководствовались приказом РЭК Омской области от 17.12.2019 № 482/83 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Омской области», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) и законом Омской области от 30.07.2004 № 548-0ОЗ«О границах и статусе муниципальных образований Омской области» (далее - Закон № 548-03). Количество точек поставки по подгруппам потребителей «население», отдельно - население, проживающее в городских населенных пунктах; население, проживающее в сельских населенных пунктах, предоставляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (РЭК Омской области) не только гарантирующим поставщиком, но и сетевыми организациями. Именно разница в стоимости услуг по передаче электроэнергии по указанным подгруппам населения и оказывает основное влияние на величину (стоимость) тарифов для городских поселений по сравнению с сельскими. Учитывая, что от соотношения точек поставки при их отнесении к подгруппам сельского и городского населения зависит как величина соответствующих тарифов на электроэнергию, так и величина тарифов на услуги по передаче электроэнергии для сетевых организаций, а также размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, вся информация, предоставляемая в установленном порядке сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками, в обязательном порядке проверяется РЭК Омской области. На основании представленных и проверенных документов в тарифы и сбытовую надбавку включаются только обоснованные величины, все необоснованные затраты и расходы подлежат исключению. Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17, стоимость постоянных компонентов эталона затрат гарантирующего поставщика, приведенные в п. 24 указаний, для подгрупп потребителей городское население, в частности для гарантирующего поставщика шестого масштаба деятельности, к которому относится ООО «ОЭК», значительно ниже почти по всем составляющим компонента затрат чем подгруппе сельское население (разница по некоторым компонентам эталонов доходит до нескольких раз). Таким образом, у Гартмана Д.В. отсутствовал умысел или заинтересованности в нарушении порядка применения установленных тарифов в расчетах с потребителями поселка Заготзерно Саргатского городского поселения. Гартман Д.В. полагает, что применение тарифа «население» и тарифа для городского населения с коэффициентом 0,7 в точках поставки поселка Заготзерно, учтенных РЭК Омской области при установлении сбытовой надбавки ООО «ОЭК» по городскому населению, не может являться административным правонарушением, так как обоснованность применения Гарман Д.В. данного тарифа подтверждается, в том числе 'материалами тарифного дела к Приказу РЭК Омской области от 30.12.2019 № 574/90 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии Общества с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания». Также заявитель указал, что точки поставки, расположенные в поселке Заготзерно Саргатского городского поселения, сформированы с учетом эталонов затрат гарантирующих поставщиков по подкатегории городское население, примененных при формировании РЭК Омской области сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика ООО «Омская энергосбытовая компания». Никаких замечаний в части правильности определения точек поставки подкатегориям подгруппы «население» при формировании тарифов и сбытовой надбавки РЭК при проведении экспертизы представленных документов не выявил. Ссылаясь на ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ в соответствии с которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, просит постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № 04-03/3-3-4 от 28 января 2021 года отменить и прекратить производству по делу.

В судебном заседании заявитель Гартман Д.В. доводы жалобы, поддержал по тем же основаниям. Дополнительно пояснил, что в его должностные обязанности входит в частности обеспечение корректности и достоверности баз данных по юридическим и бытовым потребителям. Экономический отдел ООО «Омская энергосбытовая компания» готовил всю информацию по точкам потребления, в том числе обоснования к отнесению точек поставки к подгруппе население (городское или сельское), а также обоснованность формирования тарифов и примененной сбытовой надбавки. Данная работа не входит в его полномочия. После предоставления указанных сведений РЭК Омской области проводит экспертизу представленной информации. В данном случае, каких либо замечаний со стороны РЭК Омской области относительно отнесения точек поставки, расположенных в поселки Заготзерно Саргатского района Омской области к категории городское население, а также установления сбытовой надбавки- с коэффициентом 0,7 не имелось. На основании приказа РЭК Омской области № 482/83 от 17.12.2019 года население поселка Заготзерно Саргатского района Омской области было отнесено к категории городское население и установлен соответствующий тариф и сбытовая надбавка – 0,7. В его должностные обязанности входила проверка достоверности баз данных по бытовым потребителя данного населенного пункта. Самостоятельно изменять тариф в его должностные обязанности не входит, только проверка его соответствия согласно приказу РЭК Омской области. В связи с чем, полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Представитель заявителя, действующий на основании доверенности, Лазарев А.И. доводы заявителя поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что приказ Омской области № 482/83 от 17.12.2019 года, которым руководствовался Гартман Д.В., является действующим и не отменялся. В должностные обязанности Гартман Д.В. не входит подготовка обоснования тарифом и предоставление их в РЭК Омкой области, он лишь проверяет соответствуют ли базы данных по бытовым потребителям приказу РЭК Омской области.

Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области Шамгонова Ж.К.. действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила возражения в которых пояснила, что с доводами жалобы не согласна, поскольку поселок Заготзерно является сельским населенным пунктом, входящим в состав муниципального образования «Саргатское городское поселение» Саргатского муниципального района Омской области. То обстоятельство, что поселок Заготзерно был включен в состав территории Саргатского городского поселения, само по себе не изменяет категорию поселка как сельского поселения, и не противоречит подпункту 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в состав территории городского поселения могут входить территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). материалами административного дела подтверждается статус поселка Заготзерно, как сельского населенного пункта, что свидетельствует о неправомерном взимании ООО «ОЭК» платы за потребленную электроэнергию с потребителей категории население, проживающих в сельском населенном пункте поселка Заготзерно в период с февраля по ноябрь 2020 года по не подлежащим применению тарифам. Доводы заявителя об обоснованности применения им тарифа «население» и тарифа для городского населения точках поставки поселка Заготзерно, учтенных РЭК Омской области при установлении сбытовой надбавки ООО «ОЭК» по городскому населению, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим. Согласно абзацу третьему пункта 65(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее -Постановление № 1178), эталонная выручка гарантирующего поставщика рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из количества точек поставки на розничном рынке по группам (подгруппам) потребителей и сетевым организациям с учетом данных, предоставленных гарантирующим поставщиком и сетевыми организациями, определяемого в порядке, установленном методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов. В соответствии с пунктом 13 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17, для целей настоящих Методических указаний количество точек поставки определяется гарантирующим поставщиком на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования. Согласно пункту 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением № 1178 (далее - Правила № 1178), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям. В соответствии с пунктом 24 Правил № 1178 в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов). Таким образом, цены (тарифы) на электрическую энергию, включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, устанавливаются на основании представленных регулируемыми организациями данных. При установлении сбытовой надбавки ООО «ОЭК» РЭК Омской области принимаются во внимание точки поставки, объёмы потребления электрической энергии по которым дифференцируются в целом по всей совокупности как городских, так и сельских населенных пунктов (без разбивки на объемы потребления по отдельным населенным пунктам).

Согласно тарифному предложению ООО «ОЭК» об установлении сбытовой надбавки на 2020 год пос. Заготзерно отнесен к городским населенным пунктам и, соответственно, включен в общий объем потребления электрической энергии по городским населенным пунктам. Таким образом, само по себе отнесение точек поставки по пос. Заготзерно к категории сельских населенных пунктов (без выделения соответствующего объема потребления электрической энергии) окажет незначительное влияние на размер сбытовой надбавки. При подведении итогов деятельности за 2020 год обстоятельства, выявленные в ходе проверки, будут учтены при установлении сбытовых надбавок на последующие периоды регулирования.

Суд, выслушав заявителя и его представителя, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу:

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

К иному порядку ценообразования могут быть отнесены случаи определения цены на продукцию, товары либо услуги, когда их определяет не только сам хозяйствующий субъект по собственному усмотрению, а когда такие цены определяются иными лицами, решение которых носит для данного субъекта обязательный характер, либо в случаях, когда законодательством предусмотрен специальный порядок определения цены, обязательный для хозяйствующего субъекта.

Одним из главных условий наступления ответственности за правонарушение рассматриваемой категории является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Под ценообразованием понимается процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам и услугам.

Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Статус гарантирующего поставщик ООО «Омская энергосбытовая компания» присвоен с 01.01.2020 года приказом Министерства энергетики РФ № 1300 от 29.11.2019. Ранее статус гарантирующего поставщика имел ООО «Петербургская сбытовая компания».

Согласно пункту 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением № 1178 (далее - Правила № 1178), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Таким образом, предложения об установлении тарифов на 2020 года, в том числе по точкам поставок в п. Заготзерно Саргатского района Омской области, предоставлялись в РЭК Омской области от имени гарантирующего поставщика ООО «Петербургская сбытовая компания» в первом полугодии 2019 года.

Согласно п. 16 Правил № 1178 органы исполнительной власти субъекта российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную антимонопольную службу предложения об установлении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования (заявление об установлении цен (тарифов) с прилагаемыми обосновывающими материалами).

Пунктом 22 Правил № 1178 установлено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

В силу п. 25 Правил № 1178 решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Согласно представленной выписке из протокола заседания правления Региональной энергетической комиссии Омской области от 30.12.2019 № 90 по результатам проведенной экспертизы представленных материалов замечаний в части сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика ООО «Омская энергосбытовая компания» на 2020 год не поступило (л.д. 17).

Данной обстоятельства подтверждается и экспертным заключением (л.д. 56-69), в котором также не содержится замечаний в части отнесения точек поставки расположенных в поселке Заготзерно Саргатского района Омской области к категории городское население (л.д. 70).

Тарифы на 2020 года установлены приказом РЭК Омской области № 482/83 от 17.12.2019 года (л.д.71-80).

В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно должностной инструкции начальника Саргатского клиентского офиса ООО «Омская энергосбытовая компания» Гартман Д.В. не уполномочен представлять в РЭК Омской области документы, являющиеся основанием для установления или изменения тарифов. Равно как и не уполномочен применять для расчетов тарифы не соответствующие нормативным актам, в которых данные точки поставки отнесены к определенной подгруппам для расчетов по строго определенным тарифам. В рассматриваемом случае Гартман Д.В.применял тарифы в размере установленным приказом РЭК Омской области № 482/83 от 17.12.2019 года, который не изменялся и не отменялся. В обжалуемом постановлении не приведены доводы свидетельствующие о виновном и неправомерном не исполнении Гартман Д.В. своих должностных обязанностей, поскольку указанное должностное лицо не имеет полномочий на изменение в базе данных ООО «Омская энергосбытовая компания» тарифов на электроэнергию, вопреки установленным приказом РЭК Омской области № 482/83 от 17.12.2019 года.

Таким образом, вывод должностного лица Региональной энергетической комиссии Омской области о совершении Гартман Д.В. деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, нельзя признать правильным. Суд находит обжалуемое постановление подлежащим отмене с прекращением производства по делу в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях Гартмана Д.В. состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отменить постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № 04-03/3-3-4 от 28 января 2021 года о признании Гартмана Д. В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6. КоАП РФ, и привлечении его к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Гартмана Д. В. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Саргатский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья А.Н. Козицкий