Саратовский районный суд Саратовской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Саратовский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-923/10
15 октября 2010 года п. Дубки
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Саратовский районный суд Саратовской области
в составе: председательствующего судьи Волковой О.Н.
с участием прокурора Терно Ю.Г.
с участием истца Каталевского А.И.
представителя ответчика Алексеенко М.В.
при секретаре Пивиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каталевского Анатолия Ивановича к главе Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, Совету Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области о признании неправомерными решения совета муниципального образования, о снижении максимальной ставки налога на имущество физических лиц, о возложении обязанностей произвести перерасчет и возврат излишне взысканного и уплаченного налога.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к главе Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, Совету Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, в котором просит признать решение Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 12 ноября 2009 № 59 «О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области»в части главы 3 «ставки налога» Положения о налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области неправомерным, поскольку оно противоречит ст. 3 Налогового кодекса РФ и ст. 19, 57 Конституции РФ, обязать ответчика привести максимальные ставки налога на имущество физических лиц в 2010г. до уровня принятого в близлежащих муниципальных образованиях, обязать произвести перерасчёт суммы начисленного и уплаченного за 2009 год налога на имущество. Свои требования мотивирует тем, что Советом Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области утверждены и введены в действие с 01 января 2010года ставки налога на имущество физических лиц, которые нарушают принцип равенства налогообложения и свидетельствует о произвольном характере налога на имущество физических лиц. На территории Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области установлены максимальные ставки налога на имущество физических лиц: на жилые дома стоимостью выше 1000 тыс.руб.-1%, что ущемляет его конституционные права. Истец, указывает, что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, в котором просит признать неправомерными решения Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 11 ноября 2008 г. N 6 и от 12 ноября 2009г. № 59"О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области", обязать снизить максимальную ставку налога на имущество физических лиц (жилые дома, квартиры, дачи) установленную в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области с 1% до 0,5% до уровня г.Саратова, произвести перерасчёт и возврат суммы излишне взысканного и уплаченного за 2009г. налога на имущество физических лиц. Свои требования мотивирует тем, что установленная данными нормативными правовыми актами максимальная ставка налога на жилые дома необоснованно завышена и носит дискриминационный характер в нарушении ст.3 п.2 НК, так как в близлежащих муниципальных образованиях и даже в г.Саратове и г.Энгельсе максимальные ставки установлены в два и более раз ниже, чем в Александровском муниципальном образовании, на территории которого находится его дом. Максимальные ставки налога на имущество физических лиц Советом в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области установлены произвольно и не имеют экономического основания и некорректно, непродуманно применил закон РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Истец Каталевский А.И. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области Алексеенко М.В., Кургузова А.А. в судебном заседании иск не признали, представили письменные возражения.
Глава Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, представители Межрайонной ИФНС РФ № 12 по Саратовской области, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Саратовский район, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, представив письменные возражения.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
12 ноября 2009 года Советом Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области принято решение № 59 «О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области». Пунктом 1 данного решения утверждено положение о налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Положение).
Положением о налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области определяются плательщики налога на имущество физических лиц -собственники имущества признаваемого объектом налогообложения.
Пунктом 3.1 вышеназванного положения установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования: жилые дома, квартиры, дачи : до 300 тыс. рублей - 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей -0,2%, от 500 тыс. рублей до 7 000 тыс. рублей -0,3%, от 700 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей -0,5%, от 1000 тыс. рублей - 1%. Прочие строения: до 300 тыс. рублей -0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей-0,3%, свыше 500 тыс. рублей - 2%.
11 ноября 2008 года Советом Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области принято решение N 6 «О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области». Пунктом 1 данного решения утверждено положение о налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Положение).
Положением о налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области определяются плательщики налога на имущество физических лиц -собственники имущества признаваемого объектом налогообложения.
Пунктом 3 вышеназванного положения установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования: жилые дома, квартиры, дачи : до 300 тыс. рублей - 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей -0,2%, от 500 тыс. рублей до 7 000 тыс. рублей -0,3%, от 700 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей -0,5%, от 1000 тыс. рублей до 2500 рублей - 1%., свыше 2500 тыс. рублей 2%. Прочие строения: до 300 тыс. рублей -0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей-0,3%, свыше 500 тыс. рублей - 2%.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Понятие нормативного правового акта дано в п.12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ». Согласно этому разъяснению под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
По смыслу приведенной нормы закона - статьи 13 ГК РФ - недействительным может быть признан акт в том случае, если этот правовой акт действует на момент рассмотрения спора в суде и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина, нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при совокупности обоих условий.
Предъявляя исковые требования о признании неправомерными решения Совета муниципального образования от 11 ноября 2008 г. N 6 и от 12 ноября 2009г. № 59"О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области", истец ссылается, что установленная данными нормативными правовыми актами максимальная ставка налога на эго жилой дом в размере 1% необоснованно завышена и носит дискриминационный характер в нарушении Налогового Кодекса и Конституции, нарушают принцип равенства налогообложения и свидетельствует о произвольном характере налога на имущество физических лиц. Такой налог в соответствии с принципом равенства налогообложения не может считаться законно установленным. Данный нормативный правовой акт не соответствует Налоговому кодексу и Конституции и противоречит основным началам налогового законодательства.
Суд находит эти доводы истца не основанными на законе.
С 25 октября 2000года Каталевский Анатолий Иванович является собственником жилого дома, общей площадью 208 кв.м, расположенного по адресу: .
В 2010г. налоговым органом Межрайонной ИФНС РФ № 12 по Саратовской области было направлено Каталевскому А.И. уведомление на уплату налога на имущество за 2010 года, где указан объект налогообложения - жилой дом, местонахождение объекта- , налоговая база -1809751, налоговая ставка -1%
В 2009 г. налоговым органом Межрайонной ИФНС РФ № 12 по Саратовской области было направлено Каталевскому А.И. уведомление на уплату налога на имущество за 2009 года, где указан объект налогообложения - жилой дом, местонахождение объекта- , налоговая база -1447803, налоговая ставка -1%.
В силу положений части 1, 5 статьи 1 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Основные начала законодательства о налогах и сборах закреплены статьей 3 Налогового кодекса РФ.
Статья 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом.
Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в предусмотренных законом пределах.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" /в редакции Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: Стоимость имущества до 300 тыс. рублей - ставка налога до 0,1 процента, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей ставка налога от 0,1 до 0,3 процента, свыше 500 тыс. рублей ставка налога от 0,3 до 2,0 процента.
При этом в редакции п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1, действующей до 01.01.2010, указывалось, что органы местного самоуправления могут определить различные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и по иным критериям (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1).
В целях применения Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Министерством Российской Федерации по налогам и сборам издана Инструкция по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999 г. N 54.
Пунктом 10 названной Инструкции был разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления и, в частности, установлено, что налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости указанного имущества по состоянию на 1 января каждого года.
В силу положений статьи 61 Бюджетного Кодекса РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.
С учетом изложенного, представительным органом местного самоуправления Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области при принятии оспариваемых решений не превышены пределы ставок налога на имущество физических лиц, установленные федеральным законодательством. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации для имущества, стоимость которого свыше500 000 рублей ставка налога может составлять свышеот 0,3 % до 2 % (включительно). Таким образом, для такого имущества минимально возможная ставка может быть установлена в размере, превышающем 0,3% до 2 % (включительно). Максимальная ставка, установлена представительным органом местного самоуправления Советом Александровского муниципального образования на объект - жилой дом истца - в размере 1%, что не превышает пределы ставок налога на имущество физических лиц, установленные федеральным законодательством.
Оспариваемые решения не противоречат установленным в этой статье принципам налогообложения. Для всех налогоплательщиков, имеющих в собственности строения одинаковой инвентаризационной стоимости, установлена единая ставка налога на имущество. Принцип соразмерности учтен при дифференциации ставок налога в зависимости от размера инвентаризационной стоимости имущества. Градация ставок налога в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества, предусмотрена самим законодателем в Законе РФ "О налогах на имущество физических лиц".
На основании изложенного суд считает, что ставки налога, установленные решениями Совета Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 11 ноября 2008 г. N 6 и от 12 ноября 2009г. № 59"О налоге на имущество физических лиц в Александровском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области" не превышают пределы ставок налога на имущество физических лиц, установленные федеральным законодательством и не нарушают права истца. В связи с изложенным, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании неправомерными решения Совета муниципального образования, в связи с чем в удовлетворении требований истцу следует отказать.
Требования истца о снижении максимальной ставки налога на имущество физических лиц, о возложении обязанностей произвести перерасчет и возврат излишне взысканного и уплаченного налога также не подлежат удовлетворению, поскольку в силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются только нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и оснований для перерасчета и возврата излишне взысканного и уплаченного налога не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Каталевскому Анатолию Ивановичу о признании неправомерными решения совета муниципального образования, о снижении максимальной ставки налога на имущество физических лиц, о возложении обязанностей произвести перерасчет и возврат излишне взысканного и уплаченного налога отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Саратовский районный суд.
Судья: подпись