РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2014 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре Усталковой Е.В.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
представителей заявителя - ФИО1 и ФИО2, представителей комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - ФИО3 и ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «НИТИ-Тесар» о признании недействующим подпункта 2 и подпункта 4 приложения к постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/59 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосбыт-Шелковичная» на территории муниципального образования «Город Саратов» от котельной, расположенной по адресу: улица Шелковичная-186»,
установил:
комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области принято постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59 (далее - Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59) «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосбыт-Шелковичная» на территории муниципального образования «Город Саратов» от котельной, расположенной по адресу: улица Шелковичная-186». Нормативный правовой акт опубликован в издании «Собрание законодательства Саратовской области», № 53, декабрь 2013 года (выход в свет 20 декабря 2013 года).
В подпунктах 2 и 4 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59 установлен тариф для потребителей (в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения) с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере 1539,44 руб./Гкал.
Открытое акционерное общество «НИТИ-Тесар» (далее - ООО «НИТИ-Тесар») обратилось в суд с заявлением и просит признать недействующими со дня принятия подпункт 2 и подпункт 4 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59 ввиду несоответствия их Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2014 год» и неоднозначного толкования в установлении тарифов на тепловую энергию в части налога на добавленную стоимость (далее - НДС), взыскать судебные расходы.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что величина роста тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Энергосбыт-Шелковичная» (подпункт 2 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59) с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года составила 118%, а с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 122,73%.
Вместе с тем согласно подпункту 54 приложения к Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год» максимальная величина роста тарифа на тепловую энергию для Саратовской области с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года установлена на уровне 100%, а с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - на уровне 105,3%.
Таким образом, Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59 в указанной части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, что выражено в дополнительных расходах на оплату коммунальных услуг (отопления и горячего водоснабжения).
По мнению заявителя, необоснованный рост тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Энергосбыт-Шелковичная» вызван неоднозначным толкованием в установлении тарифов на тепловую энергию в части НДС.
Так, в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствует указание на то, как установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Энергосбыт-Шелковичная» (подпункт 2 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59), с учетом НДС либо без учета НДС, при этом тарифы для населения установлены с учетом НДС (подпункт 5 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59).
В судебном заседании представители заявителя ФИО1 и ФИО2, доводы заявления поддержали, просили требования удовлетворить в полном объеме.
Представители комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области ФИО3, ФИО4 в судебном заседании требования ОАО «НИТИ-Тесар» не признали, поддержав ранее поданные возражения и дополнительные возражения, в которых указано, что оспариваемое постановление принято комитетом в пределах компетенции, соблюден порядок принятия постановления и его опубликования. Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59 принято в соответствии с требованиями федерального законодательства, тарифы на тепловую энергию ООО «Энергосбыт - Шелковичная» установлены с нулевым ростом по отношению к тарифам ООО «Энергосбытовая компания», действующим в 4 квартале 2013 года, и с ростом 104,0% с июля 2014 года, что не превышает рост, установленный приказом Федеральной службы по тарифам России от 15 октября 2013 года № 191-э/2. Предписаний относительно оспариваемого постановления Федеральной службой по тарифам России не выносилось, приказ об отмене постановления не принимался. В зависимости от применяемой теплоснабжающей организацией системы налогообложения материальные статьи затрат, входящих в структуру тарифа на тепловую энергию (за исключением таких статей как: «заработная плата», «отчисления на социальные нужды», «амортизация», «налоги»), учитываются экспертной группой или с учетом НДС или без его учета. В силу статьи 346.40 Налогового кодекса РФ налоговая ставка на доходы устанавливается в 6%. Комитет применил только 1%, так как применение более высоких процентов привело бы к превышению предельных максимальных уровней тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2014 год.
На возражения комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области представителем заявителя - ФИО1 был представлен отзыв, в котором он указывает на несогласие с доводами комитета о том, что предельная максимальная величина роста тарифа определяется с включением в него НДС, так как сравнение величины изменения тарифа должно осуществляться в сопоставимом значении. Кроме того, постановление имеет неоднозначное толкование, поскольку тариф для категории потребителей «население» установлен с учетом НДС, для остальных категорий потребителей - без учета НДС, при этом в цифровом выражении указанные тарифы равны.
Заслушав объяснения представителей заявителя, комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., полагавшего, что заявленные требования являются необоснованными, суд не находит оснований к удовлетворению заявления исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а согласно части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Из пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также - орган регулирования) - уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов), либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта РФ, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ, в частности, отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов); принятие решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 5, подпункты 1, 3, 5 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Согласно статье 65 Конституции РФ и статье 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом РФ.
В силу статьи 51 Устава (Основного закона) Саратовской области систему органов исполнительной власти области составляют возглавляемое Губернатором области Правительство области, министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области.
В целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 60 настоящего Устава, Правительство области формирует иные органы исполнительной власти области (подпункт «г» статьи 61 Устава).
Постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года №169-П «Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области» утверждены положение, структура и штатная численность комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта и обращении лекарственных препаратов (пункт 1 вышеуказанного Положения).
Основными функциями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области наряду с прочими является государственное регулирование в пределах компетенции тарифов на электрическую, тепловую энергию, на товары и услуги организаций коммунального комплекса и установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 8 вышеуказанного Положения). В соответствии с возложенными на него функциями комитет выполняет следующие задачи: устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов (пункт 9 вышеуказанного Положения).
Таким образом, Постановление от 19 декабря 2013 года № 46/59 принято комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО (в редакции от 25 декабря 2012 года) «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета», в «Собрании законодательства Саратовской области» или первое размещение (опубликование) на сайте электронного периодического издания «Новости Саратовской губернии» (www.sarnovosti.ru). В указанных средствах массовой информации может размещаться также иная официальная информация в соответствии с законодательством.
Текст документа, как указано выше, опубликован в «Собрании законодательства Саратовской области», что свидетельствует о соблюдении комитетом государственного регулирования тарифов в Саратовской области порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось, что ОАО «НИТИ-Тесар» является потребителем тепловой энергии, поставляемой ему ООО «Энергосбыт-Шелковичная». Оплата производится с применением тарифа, установленного для «потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения» с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года в размере 1480,16 руб./Гкал, с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере 1539,44 руб./Гкал. Данные обстоятельства подтверждаются счетами на оплату, актами, счетами-фактурами, платежными поручениями (т. 2 л.д. 131-194).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов. В процессе регулирования тарифов может использоваться один из указанных методов регулирования. Решение о выборе метода регулирования тарифов принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (статья 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (в редакции действовавший на момент установления тарифа) утверждены «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения» (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации.
Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен пунктом 16 Правил. К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);
б) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату;
в) расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям;
г) данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;
д) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания);
е) расчет цен (тарифов);
ж) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы;
з) расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов);и) копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов); к) копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении); л) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.В силу пункта 26 Правил выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов (за исключением метода обеспечения доходности инвестированного капитала) рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Разногласия, возникающие между органами регулирования и регулируемыми организациями в связи с выбором органом регулирования метода регулирования тарифов, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 583.Согласно пункту 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.В соответствии с пунктом 29 Правил экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.В силу пунктов 30, 31 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.Судом установлено, что 09 декабря 2013 года ООО «Энергосбыт-Шелковичная» обратилось в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с предложением об установлении цен (тарифов) и заявлением о выборе метода регулирования тарифов (т. 1 л.д. 49).10 декабря 2013 года комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области издан приказ № 476-п о выборе метода регулирования (т. 1 л.д. 50).11 декабря 2013 года открыто дело по проведению экспертизы (т. 1 л.д. 53). По результатам проведенной экспертизы подготовлено экспертное заключение по рассмотрению предложений ООО «Энергосбыт-Шелковичная» (т.1 л.д. 54-61).В силу пункта 6 Правил цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.19 декабря 2013 года состоялось заседание Правления государственного регулирования тарифов области, на котором был утвержден оспариваемый тариф сроком действия с 01 января 2014 года по 31 января 2014 года.Следовательно, комитетом по регулированию тарифов Саратовской области соблюден порядок установления тарифа.Экономическая обоснованность тарифа на тепловую энергию подтверждается документами, имеющимися в деле, в том числе материалами тарифного дела, включающими экспертное заключение, которое составлено уполномоченными лицами и в котором содержатся мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и другим вопросам, что соответствует требованиям пункта 29 Правил (т. 1 л.д. 49-230).
Оспаривая подпункты 2 и 4 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59, ОАО «НИТИ-Тесар» ссылается на их неоднозначное толкование в части НДС, так как в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствует указание на установление тарифа для «потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения» с учетом НДС или без учета НДС. При этом для категории «население» тариф установлен с учетом НДС, а размер тарифа для категории «население» и иных потребителей является равным.
Данное утверждение заявителя не основано на законе исходя из следующего.
Из материалов тарифного дела следует, что ООО «Энергосбыт-Шелковичная» применяется упрощенная система налогообложения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (статья 346.20 Налогового кодекса РФ).
Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области (по согласованию с регулируемой организацией) был применен 1% налоговой ставки в целях соблюдения предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями, потребителем в среднем по субъекту РФ на 2014 год.
Из подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ следует, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 настоящего Кодекса.
Следовательно, при использовании упрощенной системы налогообложения формирование необходимой валовой выручки по статьям затрат, включающих услуги сторонних организаций - плательщиков НДС, происходит с учетом НДС.
Так, исходя из материалов тарифного дела, расходы с учетом НДС при применении упрощенной системы налогообложения, учтенные комитетом по государственному регулированию тарифов, на 1 полугодие 2014 года составили 1480,16 руб., на 2 полугодие 2014 года - 1539,44 руб.
Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области на основании представленных ООО «Энергосбыт-Шелковичная» документов было произведено сравнение расходов с учетом НДС при применении упрощенной системы налогообложения, учтенные комитетом по государственному регулированию тарифов, и расходов, которые учитывались бы при применении ООО «Энергосбыт-Шелковичная» общей системы налогообложения. Такие расходы на 1 полугодие 2014 года составили 1480,16 руб., на 2 полугодие 2014 года - 1543,74 руб.
Таким образом, ООО «Энергосбыт-Шелковичная» (согласно экспертному заключению) были установлены тарифы без учета НДС, что подтверждается счетами-фактурами.
В силу части 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (часть 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ).
Поэтому отражение для категории потребителей «население» тарифов с включением налога на добавленную стоимость является требованием налогового законодательства.
Доводы заявителя о превышении роста тарифа показателей максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, установленного Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2, являются необоснованными.
Так, срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту РФ. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства РФ, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год» установлены и введены в действие с 1 января 2014 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2013 года, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу (для Саратовской области -100%);
с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2013 года, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу (для Саратовской области -105,3%).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рекомендовано осуществлять установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов с календарной разбивкой, определенной этим приказом.
Исходя из системного толкования положений Приказа Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2, средний по субъекту РФ тариф на тепловую энергию по состоянию на 31 декабря 2013 года рассчитывается с учетом тарифов, установленных для всех выделенных групп потребителей, включая «население», а предельный максимальный уровень тарифов не должен быть превышен средней по субъекту Российской Федерации величиной фактически установленных тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, для всех групп потребителей, включая «население».
Согласно данным, представленным комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, средневзвешенный тариф в среднем по региону на 31 декабря 2013 года (действующий с июля 2013 года по декабрь 2013 года) - 1250,73 руб., на январь 2014 года - 1250,27 руб. (99,96%), на июль 2014 года - 1298,55 руб. (103,86%), что не превышает рост, установленный Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2.
В судебном заседании установлено, что на момент проведения экспертизы ООО «Энергосбыт-Шелковичная» не имело утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию по данному имущественному комплексу, поскольку с 01 сентября 2013 года потребители, получающие тепловую энергию от указанной котельной, оплачивали тепловую энергию по тарифу, утвержденному постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20 августа 2013 года № 27/3 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «Энергосбытовая компания» потребителям на территории муниципального образования «Город Саратов» по имущественному комплексу, расположенному по адресам: <...> в размере 1254,37 руб./Гкал (без учета НДС).
Следовательно, доводы заявителя о сравнении размера установленного комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифа для ООО «Энергосбыт-Шелковичная» на 2014 год с тарифом, установленным для ООО «Энергосбытовая компания» на 2013 год, являются необоснованными.
Кроме того, из счетов-фактур, выставленных ООО «НИТИ-Тесар» за декабрь 2013 года и январь 2014 года, следует, что стоимость 1 Гкал составляет 1480,16 руб., т.е. рост составил 0%.
20 декабря 2013 года комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области было направлено оспариваемое постановление в Федеральную службу по тарифам России.
В соответствии с пунктом 34 Правил орган регулирования в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, направляет каждой регулируемой организации, для которой установлены цены (тарифы) в соответствии с указанным решением, почтовым отправлением с уведомлением о вручении и в электронном виде заверенную копию указанного решения с приложением протокола, а также в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов простым почтовым отправлением и в электронном виде.
Федеральная служба по тарифам России, исходя из пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществляет государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления и изменения цен (тарифов).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 332, Федеральной службой по тарифам России 26 января 2012 года за № 23-э вынесен приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации».
Подпунктами 3 и 5 пункта 14, подпунктами 3 и 5 пункта 15 указанного Приказа определено, что результатами исполнения государственной функции являются устранение выявленных нарушений требований законодательства РФ о государственном регулировании тарифов; отмена решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, принятых с превышением полномочий и (или) с нарушением требований законодательства РФ. По результатам исполнения государственной функции выносятся предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ о государственном регулировании тарифов; приказы об отмене решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения.
В отношении оспариваемого постановления предписания Федеральной службой по тарифам России не выносились, приказ об отмене постановления не принимался.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Исходя из изложенного, требование ОАО «НИТИ-Тесар» о признании недействующими со дня принятия подпункта 2 и подпункта 4 приложения к Постановлению от 19 декабря 2013 года № 46/59 ввиду несоответствия их Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2014 год» и неоднозначного толкования в установлении тарифов на тепловую энергию в части НДС, удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении требований заявителю отказано, то и не подлежат взысканию в его пользу расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «НИТИ-Тесар» о признании недействующим подпункта 2 и подпункта 4 приложения к постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 года № 46/59 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосбыт-Шелковичная» на территории муниципального образования «Город Саратов» от котельной, расположенной по адресу: улица Шелковичная-186», взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд.
Председательствующий
судья Е.В. Аршинова
Решение в окончательной форме изготовлено
судом 05 ноября 2014 года.